Решение по делу № 2а-498/2019 от 04.03.2019

Дело № 2а-498/2019                      

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пос. Медведево         22 апреля 2019 года

Медведевский районный суд Республики Марий Эл в составе:

председательствующего судьи Ивановой Л.Н.,

при секретаре судебного заседания Караваевой Ю.С.,

с участием административного истца Семенова М.В., представителя административного ответчика Хадиевой Э.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Семенова М.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Марий Эл об исключении транспортного средства из объектов налогообложения и возложении обязанности произвести перерасчет транспортного налога,

УСТАНОВИЛ:

Семенов М.В. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС №1 по Республике Марий Эл, в котором просит обязать ответчика произвести перерасчет транспортного налога на транспортное средство <данные изъяты>, г.н. <данные изъяты>, исключив период с 15 марта 2008 года по 22 марта 2019 года включительно, а также исключить с 15 марта 2008 года указанное транспортное средство из объектов налогообложения, принадлежащих административному истцу на праве собственности. В обоснование административного иска указано, что автомашина <данные изъяты>, г.н. <данные изъяты>, была угнана 15 марта 2008 года и не возвращена истцу. Учитывая, что транспортное средство, находящееся в розыске, не облагается налогом и не является объектом налогообложения, полагает, что транспортный налог за автомашину <данные изъяты>, г.н. <данные изъяты>, не должен начисляться, в связи с чем, ответчик необоснованно произвел начисление ему транспортного налога, в том числе на указанную автомашину, за 2017 год.

Административный истец Семенов М.В. в судебном заседании требования уточнил, просил обязать ответчика произвести перерасчет начисленного ему транспортного налога за 2017 год, исключив начисление транспортного налога за автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, а также исключить с 15 марта 2008 указанный автомобиль из объектов налогообложения.

Представитель ответчика Межрайонной ИФНС №1 по Республике Марий Эл Хадиева Э.Р. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на административное исковое заявление от 08 апреля 2019 года.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов дела 23 июня 2018 года Межрайонной ИФНС №1 по Республике Марий Эл сформировано налоговое уведомление № ....

В данном уведомлении указаны объекты налогообложения, принадлежащие Семенову М.В. на праве собственности: транспортные средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, а также квартира по адресу: ....

Названное уведомление содержит расчет транспортного налога на указанные объекты налогообложения (транспортные средства) за 2017 год в следующих размерах:

- за автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, 1750 рублей;

- за автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, 2023 рубля.

Согласно указанному уведомлению налог необходимо уплатить не позднее 03 декабря 2018 года.

03 декабря 2018 года Семенов М.В. обратился к административному ответчику с заявлением о перерасчете начисленного ему транспортного налога и исключении из числа объектов налогообложения транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, которое находится в угоне и не возвращено владельцу.

Письмом от 23 января 2019 года Межрайонной ИФНС №1 по Республике Марий Эл Семенову М.В. отказано в перерасчете налога в связи с тем, что транспортное средство не является объектом налогообложения только в период его розыска, а по сведениям Межмуниципального отдела МВД России «Медведевский» от <...> года указанная автомашина находилась в розыске с 15 марта 2008 года по 29 июля 2014 года.

В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.

Согласно п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, не являются объектом налогообложения. Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства представляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.

Согласно Инструкции по розыску автомототранспортных средств, утвержденной Приказом МВД России от 17 февраля 1994 года № 58 «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства», розыск автотранспортных средств осуществляют органы внутренних дел Российской Федерации. Пунктом 17.4 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 года № БГ-3-21/177, установлено, что документы, подтверждающие факт угона (кражи) транспортного средства, выдаются органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) транспортных средств.

Соответственно, по взаимосвязанному смыслу приведенных правовых норм, в период нахождения транспортного средства в розыске в связи с угоном (кражей), его владелец освобождается от уплаты транспортного налога в отношении данного транспортного средства. Налогоплательщики в случае угона (кражи) транспортного средства предоставляют в налоговый орган документ, подтверждающий факт кражи (возврата) транспортного средства.

Таким образом, зарегистрированное транспортное средство утрачивает статус объекта налогообложения транспортным налогом в случае, если оно выбыло из владения налогоплательщика вследствие кражи (угона), при наличии документов, подтверждающих факт противоправного выбытия.

Согласно справке № ..., выданной МО МВД России «Медведевский» <...> года на основании определения судьи Медведевского районного суда Республики Марий Эл об истребовании доказательств, по факту угона автомашины <данные изъяты>, г/н <данные изъяты>, <...> года выпуска, кузов <данные изъяты>, принадлежащей Семенову М.В., проведена проверка, по результатам которой возбуждено уголовное дело № ... от 15 марта 2008 года по ч.1 ст.166 УК РФ. Автомашина в связи с ее угоном поставлена в розыск, по настоящее время не обнаружена. Уголовное дело прекращено 29 июля 2014 года по п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ (за истечением срока давности уголовного преследования).

По сведениям ИЦ МВД по Республике Марий Эл от <...> года автомашина <данные изъяты>, г/н <данные изъяты>, по учетам ИЦ МВД по Республике Марий Эл не значится; постановку на учет транспортного средства в 2008 году осуществляли следователи (дознаватели) при возбуждении уголовного дела.

Как следует из ответа МРЭО ГИБДД МВД по Республике Марий Эл от <...> года по данным Федеральной информационной системы Госавтоинспекции ФИС ГИБДД-М транспортное средство марки <данные изъяты>, г/н <данные изъяты>, <...> года выпуска, числилось за Семеновым М.В. в период времени с 15 августа 2006 года по 22 марта 2019 года. В Федеральной базе разыскиваемых транспортных средств данный автомобиль не значился. При проведении регистрационных действий по прекращению регистрации в связи с хищением транспортного средства 22 марта 2019 года Семеновым М.В. была предоставлена справка № ... от <...> года, выданная начальником ОД МО МВД России «Медведевский» ФИО5

Согласно справке № ... от <...> года, выданной начальником ОД МО МВД России «Медведевский» ФИО5, 15 марта 2008 года в ОД МО МВД России «Медведевский» возбуждено уголовное дело № ... по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.166 УК РФ, по факту угона автомашины <данные изъяты>, г/н <данные изъяты>, от ... в .... 14 апреля 2008 года данное уголовное дело приостановлено по п.1 ч.1 ст.208 УПК РФ. 29 июля 2014 года уголовное дело прекращено по п.3 ч.1 ст.24 УПК РФ.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что в налоговый период 2017 год транспортное средство <данные изъяты>, г/н <данные изъяты>, находилось в угоне; до настоящего момента владельцу не возвращено.

Как разъяснил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 25 декабря 2012 года N 33-П, осуществляя правовое регулирование в налоговой сфере, законодатель обязан исходить из того, что в силу Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов (статья 18), т.е. налогообложение не должно быть несоразмерным, с тем, чтобы реализация гражданами своих конституционных прав не оказалась парализованной.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что налогоплательщик подтвердил факт выбытия транспортного средства <данные изъяты>, г/н <данные изъяты>, из его владения в результате угона в 2008 году, представив справки органов внутренних дел, учитывая, что иным способом защитить свои права налогоплательщику не представляется возможным в связи с истечением срока давности хранения уголовного дела, суд полагает, что довод административного истца об отсутствии оснований для начисления транспортного налога с 2008 года до 22 марта 2019 года в отношении указанного выше автомобиля, заслуживает внимания.

Согласно материалам дела налогоплательщик неоднократно информировал налоговые органы о необходимости произвести перерасчет спорного транспортного налога в связи с угоном автомобиля в 2008 году, обращаясь с соответствующими заявлениями. К данным заявлениям прилагались оригиналы справок МО МВД России «Медведевский» об угоне транспортного средства. Данное обстоятельство административным ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривалось.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что налогоплательщиком в том налоговом периоде, за который начисляется транспортный налог, а также ранее, в адрес налогового органа представлены заявления об отсутствии оснований для начисления налога с приложением соответствующих справок МО МВД России «Медведевский» об угоне автомобиля, суду представлены сведения о том, что транспортное средство до настоящего времени владельцу не возвращено, таким образом, основания для начисления транспортного налога и пени по автомобилю <данные изъяты>, г/н <данные изъяты>, с момента угона до прекращения регистрации права собственности Семенова М.В. на указанное транспортное средство 22 марта 2019 года, у налогового органа отсутствуют.

При таком положении автомобиль <данные изъяты>, г/н <данные изъяты>, принадлежащий Семенову М.В., но в связи с угоном находящийся в розыске с 2008 года, не может учитываться, как объект налогообложения за 2017 год, в связи с чем, начисленные административным ответчиком в 2017 году суммы налога за данный автомобиль в размере 1750 рублей, подлежат исключению из размера образовавшейся у ответчика недоимки по транспортному налогу за 2017 год. Кроме того, на административного истца не может быть возложена обязанность по уплате пени за неуплату данного налога.

Федеральный законодатель в целях исчисления транспортного налога в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации связывает наличие у налогоплательщика объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.

Из приведенных норм следует, что регистрация транспортных средств носит учетный характер, осуществляется на основании заявления заинтересованного лица, и сама по себе не является основанием для прекращения или возникновения права собственности, однако налогоплательщиками транспортного налога в силу ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства. В силу прямого указания закона в период нахождения транспортного средства в угоне его владелец освобождается от уплаты транспортного налога, при условии подтверждения факта угона и уведомления налогового органа о хищении автомобиля. Прекращение взимания транспортного налога возможно только в случае снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.

В течение всего периода нахождения транспортного средства в розыске, до снятия угнанного транспортного средства с учета, в целях освобождения этого транспортного средства от налогообложения, налогоплательщик должен ежегодно подтверждать факт нахождения транспортного средства в розыске, поскольку разовое обращение в налоговый орган с заявлением о перерасчете налога за предшествующий налоговый период не влечет за собой безусловное исключение такого транспортного средства из объектов налогообложения на все последующие налоговые периоды.

Таким образом, транспортное средство <данные изъяты>, г/н <данные изъяты>, принадлежавший на праве собственности Семенову М.В., подлежит исключению из объектов налогообложения с 22 марта 2019 года, то есть со дня снятия с учета данного автомобиля в ГИБДД МВД по Республике Марий Эл.

Руководствуясь ст.ст. 175–180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Марий Эл произвести перерасчет начисленного Семенову М.В. транспортного налога за 2017 год, исключив начисление транспортного налога за принадлежавший Семенову М.В. легковой автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>.

Исключить с 22 марта 2019 года легковой автомобиль <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, принадлежавший Семенову М.В., из объектов налогообложения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл через Медведевский районный суд Республики Марий Эл в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                         Л.Н.Иванова

В окончательной форме решение суда составлено 29 апреля 2019 года.

2а-498/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Семенов Марсель Васильевич
Ответчики
МИФНС №1 по РМЭ
Суд
Медведевский районный суд Республики Марий Эл
Судья
Иванова Лилия Николаевна
Дело на сайте суда
medvedevsky.mari.sudrf.ru
25.03.2020Регистрация административного искового заявления
25.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
25.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2020Дело оформлено
25.03.2020Дело передано в архив
22.04.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее