Р Е Ш Е Н И Е Дело "Номер"
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород "Дата"
Ленинский районный суд г.Н.Новгорода в составе председательствующего федерального судьи Косолапова К.К., при секретаре Криницыной Е.И., рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Н. Новгорода к Голубкову В.В. о взыскании налоговой задолженности,
У С Т А Н О В И Л :
Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Н. Новгорода обратилась в суд с административным иском к Голубкову В.В. о взыскании налоговой задолженности.
В обоснование иска указав, что административному ответчику в период деятельности в качестве ИП, в ходе выездной налоговой проверки решением "Номер", вступившим в законную силу, начислены: налог в сумме 1 811 469 руб., пени в размере 101 623, 40 руб. и штраф в размере 362 293, 80 руб.
До настоящего времени вышеуказанная задолженность не погашена.
Налогоплательщику выставлено требование "Номер" от "Дата" об уплате задолженности со сроком уплаты до "Дата", которое оставлено без удовлетворения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства налоговый орган, просит суд взыскать с Голубкова В.В. задолженность по НДС в общем размере 2 275 386, 20 руб., в том числе налог в сумме 1 811 469 руб., пени в размере 101 623, 40 руб. и штраф в размере 362 293, 80 руб.
Одновременно административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу административного искового заявления по мотиву позднего получения определения об отмене судебного приказа и реорганизационных процедур, значительной загруженности.
Представитель административного истца Гузеева Е.В. просила восстановить срок на обжалование.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, направил в суд представителя Силантьеву В.Ю., которая в судебном заседании просила отказать в восстановлении срока на обжалования по мотив неуважительности причин пропуска.
На основании ст. 150, 152 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, определив нормы права, подлежащие применению в данном административном деле, установив права и обязанности лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (пункт 2).
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Вышеуказанными нормами права закреплен порядок и срок реализации налоговым органом права взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в соответствии с которым налоговый орган в течении шести месяцев обращается к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа и в случае его отмены в течении шести месяцев в исковом порядке.
При этом соблюдение установленного шестимесячного срока является обязательным как при обращении налогового органа с заявлением о вынесении судебного приказа, так и с иском после вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Требованием "Номер" от "Дата" налогоплательщику установлен срок уплаты до "Дата".
С учетом вышеуказанных положений закона и исходя из размера задолженности превышающего 3 000 руб., налоговый орган должен был обратиться в суд с заявлением о вынесении приказа не позднее "Дата"
"Дата" мировым судьей судебного участка "Номер" Ленинского судебного района г. Н. Новгорода по спорной задолженности вынесен судебный приказ.
Определением мирового судьи судебного участка "Номер" Ленинского судебного района г. Н. Новгорода от "Дата" данный приказ отменен.
Данное определение получено налоговым органом "Дата".
Срок для обращения в исковом производстве заканчивался "Дата".
С настоящим иском налоговый орган обратился "Дата", то есть с пропуском срока в пять месяцев и два дня.
Основания для восстановления срока на подачу административного заявления, отсутствуют.
Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Н. Новгорода является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их уплаты.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий его пропуска обусловлено необходимостью обеспечения стабильности участников налоговых правоотношений.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Основания для удовлетворения ходатайства налогового органа о восстановлении пропущенного срока, отсутствуют.
Пропуск срока обусловлен действиями (бездействием) налогового органа и не связаны с независящими от взыскателя обстоятельствами.
Указанные в ходатайстве причины, в том числе реорганизацией системы налоговых органов, значительная загруженность, документально не подтверждены и не являются уважительными причинами пропуска срока, поскольку данные причины не связан с независящими от взыскателя обстоятельствами.
Суд исходит из того, что у администрирующего органа имелось достаточно времени для своевременной подачи заявления о выдаче судебного приказа.
Доводы административного истца о том, что определение об отмене судебного получено только в "Дата" г., опровергаются уведомлением о вручении (л.д. 44).
В случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств ( ч. 5 ст. 180 КАС РФ).
Принимая во внимание отмеченное выше, требования налогового органа подлежат отклонению по причине пропуска срока на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175 - 180, ч. 5 ст. 180, ч. 8 ст. 219 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного иска Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Н. Новгорода к Голубкову В.В. о взыскании налоговой задолженности - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья К.К.Косолапов