Решение от 13.02.2019 по делу № 2а-318/2019 от 12.11.2018

Дело №2а-318/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 февраля 2019 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего Курносовой А.Н.

при секретаре Пасиченко О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фролова СА к Призывной комиссии города Бийска, Военному комиссариату город Бийск, Бийского и Солтонского районов Алтайского края, ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» о признании незаконным решения и восстановлении нарушенного права,

У С Т А Н О В И Л:

Фролов С.А. обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии города Бийска, Военному комиссариату город Бийск, Бийского и Солтонского районов Алтайского края, ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» о признании незаконным решения и восстановлении нарушенного права.

В обоснование административных исковых требований указал, что 9 ноября 2018 года призывная комиссия города Бийска приняла решение о призыве его на военную службу, Военный комиссариат город Бийск, Бийского и Солтонского районов Алтайского края вручил поверку о явке 13 ноября 2018 года для отправки к месту прохождения срочной военной службы.

Решение призывной комиссии города Бийска является незаконным и нарушает его право на отсрочку от призыва на военную службу.

Так, с 1 сентября 2018 года он обучается по очной форме в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», в связи с чем имеет право на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» до получения образования по программе бакалавриата до 31 августа 2022 года.

Кроме того, он не реализовал свое право на получение отсрочки от призыва на военную службу, поскольку такое право считается использованным лишь в том случае, если решение о предоставление отсрочки было оформлено соответствующими документами и при наличии выраженного волеизъявления заинтересованного лица. Заявление о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу он предъявил впервые 22 октября 2018 года. При этом он не знал, что в 2017 году призывная комиссия ему предоставляла отсрочку до 31 августа 2021 года, о наличии такого решения он узнал только в судебном заседании при разрешении данного административного спора.

Просил признать незаконным решение Военного комиссариата город Бийск, Бийского и Солтонского районов Алтайского края и призывной комиссии города Бийска о призыве его на военную службу. Обязать призывную комиссию города Бийска рассмотреть вопрос о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова».

Административный истец Фролов С.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме, суду дал аналогичные пояснения.

Административный ответчик- представитель ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» по доверенности Черепанова Т.М., административные исковые требования Фролова С.А. не признала, суду пояснила, что призывная комиссия города Бийска 30 октября 2017 года рассмотрела вопрос о призыве административного истца и приняла решение об освобождении от призыва на военную службу на основании подпункта «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Вместе с тем, данное решение было отменено призывной комиссией Алтайского края, которая 30 ноября 2017 года приняла решение о категории годности «А» и предоставлении Фролову С.А. отсрочки до 31 августа 2021 года на основании подпункта «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

1 июня 2018 года Фролов С.А. был отчислен из Бийского технологического института (филиала) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» по собственному желанию, с 1 сентября 2018 года он проходит обучение в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова». Поскольку отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, 9 ноября 2018 года призывная комиссия города Бийска приняла решение о призыве Фролова С.А. на военную службу. Оспариваемое решение является законным и прав административного истца не нарушает.

Просила в удовлетворении административных исковых требований отказать в полном объеме.

Представители административных ответчиков- Призывной комиссии города Бийска и Военного комиссариата город Бийск, Бийского и Солтонского районов Алтайского края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Председатель призывной комиссии города Бийска Юдин И.К. и Врио военного комиссара города Бийск, Бийского и Солтонского районов Колесников А.А. представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, что суд считает возможным.

Заинтересованное лицо- представитель Призывной комиссии Алтайского края, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суд не располагает данными о том, что неявка заинтересованного лица имеет место по уважительным причинам и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав пояснения административного истца Фролова С.А., представителя административного ответчика Черепановой Т.М., изучив материалы дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 7 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что решение (заключение) призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого решения (вынесения обжалуемого заключения) или в суд.

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Согласно п. 1 ст. 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

По делу установлено, что Фролов С.А. поставлен на воинский учет в Военном комиссариате город Бийск, Бийского и Солтонского районов Алтайского края 15 января 2016 года.

9 ноября 2018 года призывная комиссия города Бийска по результатам проведенных в отношении Фролова С.А. призывных мероприятий, в том числе медицинского освидетельствования, приняла решение о признании административного истца годным к прохождению военной службы (категория годности «А») и призыве его на военную службу (протокол № 31).

Фролов С.А., воспользовавшись правом на оспаривание решения призывной комиссии города Бийска от 9 ноября 2018 года, обратился с административным иском в суд. По мнению административного истца данное решение является незаконным и нарушает его право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в образовательной организации по программе бакалавриата. Вместе с тем, обстоятельства, на которых основаны административные исковые требования, не нашли своего подтверждения при разрешении административного спора.

Так, в силу подпункта «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в:

организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами;

федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, перечень которых установлен в соответствии с частью 8 статьи 71 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», - на период обучения на подготовительных отделениях этих образовательных организаций за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, но не свыше одного года, и в случае принятия указанных обучающихся на обучение на подготовительные отделения этих образовательных организаций в год получения среднего общего образования;

образовательных организациях и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию:программам бакалавриата, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам бакалавриата;

программам специалитета, если указанные обучающиеся не имеют диплома бакалавра, диплома специалиста или диплома магистра, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам специалитета;

программам магистратуры, если указанные обучающиеся не имеют диплома специалиста или диплома магистра и поступили на обучение по программам магистратуры в год получения высшего образования по программам бакалавриата, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше установленных федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами сроков получения высшего образования по программам магистратуры.

Предусмотренная настоящим подпунктом отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину только один раз, за исключением одного из случаев, если:

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем вторым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем пятым настоящего подпункта;

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацами вторым и (или) пятым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем седьмым или восьмым настоящего подпункта;

первая отсрочка от призыва на военную службу была предоставлена гражданину в соответствии с абзацем седьмым настоящего подпункта, гражданин повторно может воспользоваться правом на отсрочку от призыва на военную службу в соответствии с абзацем девятым настоящего подпункта.

Право на предусмотренную настоящим подпунктом отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином:

получившим во время освоения образовательной программы академический отпуск или перешедшим в той же образовательной организации с одной образовательной программы на другую имеющую государственную аккредитацию образовательную программу того же уровня образования либо переведенным в другую образовательную организацию для освоения имеющей государственную аккредитацию образовательной программы того же уровня образования. Право на отсрочку от призыва на военную службу сохраняется за гражданином по основаниям, предусмотренным настоящим абзацем, только при условии, если общий срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации или в образовательной организации, из которой осуществлен перевод, не увеличивается или увеличивается не более чем на один год;

восстановившимся в той же образовательной организации (за исключением граждан, восстановившихся в образовательных организациях после отчисления по инициативе образовательной организации), если срок, на который гражданину была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу для обучения в данной образовательной организации, не увеличивается.

Согласно п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативно правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.

Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.

Пунктом 18 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации.

Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (п. 19 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663).

Из материалов административного дела следует, что в 2017 году Фролов С.А. поступил на первый курс по очной форме обучения (направление «15.03.05. Конструкторско- технологическое обеспечение машиностроительных производств») Бийского технологического института (филиала) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова». Окончание обучения в образовательном учреждении предполагалось 31 августа 2021 года.

30 октября 2017 года призывная комиссия города Бийска рассмотрела вопрос о призыве Фролова С.А. и, определив категорию годности «В», приняла решение об освобождении первого от призыва на военную службу на основании подпункта «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Вместе с тем, 30 ноября 2017 года призывная комиссия Алтайского края, согласно п. 3 ст. 29 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», решение призывной комиссии города Бийска от 30 октября 2017 года отменила, признав Фролова С.А. годным к военной службе (категория годности «А»), приняла решение о предоставлении ему отсрочки до 31 августа 2021 года на основании подпункта «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (протокол № 40).

Согласно справке Бийского технологического института (филиала) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» от 4 июня 2018 года № 01/03-2556 Фролов С.А. отчислен из образовательного учреждения по собственному желанию на основании приказа от 1 июня 2018 года № Л-153.

При этом, как следует из справки от 6 сентября 2018 года № 1043 ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», Фролов С.А. с 1 сентября 2018 года обучается в данном учреждении на первом курсе по очной форме обучения по направлению подготовки (специальности) «15.03.01. Машиностроение», окончание обучения предполагается 31 августа 2022 года.

При таких обстоятельствах, Фролов С.А. право на отсрочку от призыва на военную службу не имеет, поскольку фактически, в период обучения в Бийском технологическом институте (филиала) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», ему в 2017 году уже предоставлялась отсрочка на основании подпункта «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», при этом, объективных причин, препятствующих административному истцу окончить полный курс обучения в данном образовательном учреждении и защитить квалификационную работу, не имелось.

Вопреки доводам административного истца Фролова С.А., последующее повторное поступление в 2018 году на обучение на 1 курс другого учебного учреждения не свидетельствует о наличии у него права на повторное предоставление отсрочки на основании подпункта «а» п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Изложенные Фроловым С.А. в обоснование административных исковых требований о признании незаконным решения Призывной комиссии города Бийска от 9 ноября 2018 года о призыве на военную силу и возложении обязанности по рассмотрению вопроса о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что административный истец не согласен с решением призывной комиссии Алтайского края от 30 ноября 2017 года, которым ему была предоставлена отсрочка до 31 августа 2021 года в связи с обучением в Бийском технологическом институте (филиала) ФГБОУ ВО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова», считая его незаконным. Вместе с тем, само решение административным истцом не оспорено, а суд, при отсутствии соответствующих требований, оформленных в соответствии со ст.ст. 125, 126, 220 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не вправе давать суждение относительно законности указанного решения, вынесенного призывной комиссией Алтайского края.

Доводы Фролова С.А. о том, что предоставление отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением носит исключительно заявительный характер, не основаны на положениях действующего законодательства.

Так, в силу ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на образование, что возлагает на органы государственной власти обязанность принимать необходимые меры в целях реализации гражданами указанного права.

Нормы законодательства о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением направлены на содействие гражданам в получении образования. Возникновение права на получение отсрочки от призыва связано с самим фактом поступления и обучения гражданина в образовательном учреждении и не может быть произвольно ограничено. При наличии соответствующих документов у призывной комиссии в силу приведенных выше норм возникает обязанность принять решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства и собранные по делу доказательства в их совокупности, суд пришел к выводу о том, что призывная комиссия не могла принять иного решения, чем то, которое обжалует административный истец Фролов С.А., а именно: решение о его призыве на военную службу. Такое решение при указанных выше обстоятельствах отвечает требованиям ст.ст. 22 и 24 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Доказательств, подтверждающих, что оспариваемым решением призывной комиссии города Бийска нарушены права и законные интересы Фролова С.А., последним не представлено.

Поскольку оспариваемое решение соответствует законодательству, регулирующему спорные правоотношения, то в данном случае отсутствует совокупность обстоятельств, указанных в п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при наличии которых иск мог быть удовлетворен. В этом случае, в соответствии с п. 2 ч. 2 названной статьи Кодекса имеются основания для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 176-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░

2а-318/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Фролов Станислав Андреевич
Ответчики
Призывная комиссия г.Бийска Алтайского края
Военный комиссариат г.Бийска, Бийского и Солтонского районов Алтайского края
ФКУ Военный комиссариат Алтайского края
Другие
Призывная комиссия Алтайского края
Суд
Бийский городской суд Алтайского края
Дело на сайте суда
biyskygor.alt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация административного искового заявления
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
10.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2020Дело оформлено
10.04.2020Дело передано в архив
13.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее