Дело № 2а-5400/2021
72RS0013-01-2021-007749-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Тюмень 19 августа 2021 года
Судья Калининского районного суда города Тюмени Стамбульцева Е.Г., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени № 1 к Аслановой Таране Агасаф кызы о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г.Тюмени № 1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Аслановой Т.А. кызы о взыскании обязательных платежей и санкций. Обращение в суд мотивирует тем, что административный ответчик состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика страховых взносов с 01.01.2017. Управлением пенсионного фонда РФ в г.Тюмени в Инспекцию передана задолженность по пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 2984,17 рублей. Аслановой Т.А. кызы было направлено требование № 291832 по состоянию на 18.08.2017 со сроком уплаты до 11.09.2017. До настоящего времени обязанность по оплате задолженности не выполнена. Административный истец просит взыскать с Аслановой Т.А. кызы сумму задолженности в размере 2984,17 рублей: пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 2984,17 рублей (л.д.2-4).
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного (письменного) производства на основании ч.7 ст.150, ст.291 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Административным истцом ИФНС России по г.Тюмени № 1 заявлено ходатайство о восстановлении срока для подачи искового заявления в связи с нарушением (сбоем) работы программного обеспечения налогового органа, а также значительным объемом налогоплательщиков (л.д.5).
Письменных возражений от административного ответчика Аслановой Т.А. кызы в порядке ст. 292 Кодекса административного судопроизводства РФ в суд не поступало.
Судья, исследовав письменные доказательства, находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с соглашением ФНС России № ММВ-23-11/26@, ПФ РФ № АД-09-31/сог/79 от 30.11.2016 «Об информационном взаимодействии Федеральной налоговой службы и Пенсионного фонда Российской Федерации», Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование возложены с 01.01.2017г. на налоговый орган.
Статья 57 Конституции РФ закрепляет обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в ст. 23 Налогового Кодекса РФ.
Плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (часть 1 статьи 18 Закона N 212-ФЗ).
Порядок начисления и уплаты страховых взносов регулируется положениями главы 34 Налогового кодекса РФ.
Норма ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ предусматривает, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней.
В силу положений, содержащихся в ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Исходя из частей 1, 2 статьи 25 Закона № 212-ФЗ в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки плательщик страховых взносов должен выплатить пени. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (часть 3 статьи 25 Закона N 212-ФЗ).
Управлением пенсионного фонда РФ в г.Тюмени в Инспекцию передана задолженность по пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 в размере 2984,17 рублей.
Судья принимает во внимание расчет пени, представленные административным истцом (л.д.8-9), поскольку он составлен верно, административным ответчиком не оспорен, иного расчета административным ответчиком не представлено.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества данного налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, которое может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В адрес административного ответчика было направлено требование
№ 291832 по состоянию на 18.08.2017 со сроком уплаты до 11.09.2017 (л.д.10).
Таким образом, требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) датировано 18.08.2017, срок его исполнения установлен до 11.09.2017. Поэтому срок подачи заявления о взыскании задолженности должен исчисляться с 12.09.2017 по 12.03.2018, то есть истекает с учетом положений пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ 13.03.2018 (6 месяцев). Заявление о выдаче судебного приказа поступило мировому судье 11.03.2020, то есть за пределами установленного законом срока для обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций.
Определением мирового судьи судебного участка № 2 Калининского судебного района города Тюмени от 11.03.2020 отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа, поскольку налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа с пропуском срока, установленного п. 2 ст. 48 Налогового кодекса РФ (л.д.6-7).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Арбитражного суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1999 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой налогового кодекса РФ", сроки для предъявления требований о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) являются пресекательными, то есть не подлежащими восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает удовлетворении требований налогового органа.
Заявленное административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока не подлежит удовлетворению, поскольку нарушение (сбой) работы программного обеспечения налогового органа, а также значительный объем налогоплательщиков не являются уважительными причинами пропуска срока для обращения в суд.
Статьей 11 Федерального закона от 28.12.201г.7 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В силу ч. 1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
На основании ч. 1 ст. 84 Кодекса административного судопроизводства РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Поскольку предъявленная к взысканию сумма задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование возникла за расчетный период, истекший до 01.01.2017, то в силу закона она признается безнадежной к взысканию и подлежит списанию налоговым органом; последний с учетом действующего в настоящее время правового регулирования данного вопроса утратил возможность ее взыскания в судебном порядке.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении административного иска ИФНС России по г.Тюмени № 1 к Аслановой Т.А. кызы о взыскании задолженности по страховым взносам, пени надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 44, 48, 75, 419, 425 Налогового кодекса РФ Налогового кодекса РФ, ст. ст. 45, 62, 84, 114, 150, 175-177, 286-290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ИФНС России по г. Тюмени № 1 к Аслановой Таране Агасаф кызы о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья
Калининского районного
суда г. Тюмени: (подпись) Е.Г. Стамбульцева
Копия верна: судья Е.Г. Стамбульцева