Дело № 2-279/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 ноября 2015 г. город Дно Псковской области
Дновский районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Русаковой О.С.,
при секретаре Григорьевой З.В.,
с участием помощника прокурора Дновского района Псковской области Кузьмина А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дновского района в интересах неопределенного круга лиц к ГБПОУ Псковской области «Дновский железнодорожный техникум» о признании деятельности в части обучения по программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» незаконной и приостановлении деятельности до устранения нарушений требований федерального законодательства о лицензировании образовательной деятельности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Дновского района обратился в суд с названным иском указав, что в ходе проверки установлено что ГБПОУ Псковской области «Дновский железнодорожный техникум» (далее по тексту - ДЖТ) намерено осуществлять обучение по образовательным программам подготовки водителей автотранспортных средств категории «В» на основании акта обследования учебно-материальной базы и полученного заключения УГИБДД УМВД России по Псковской области от дд.мм.гг. о соответствии учебно-материальной базы техникума установленным требованиям. Учреждение имеет действующую лицензию на осуществление образовательной деятельности от дд.мм.гг., которая получена при переоформлении в связи с изменением наименования учреждения. При этом обращаясь с заявлением о переоформлении лицензии на осуществление образовательной деятельности ДЖТ образовательную программу по профессии «Водитель автомобиля категории «В» не указал, а также данная программа не указана в приказе Государственного управления образования Псковской области № *** от дд.мм.гг. о переоформлении лицензии. Кроме того, при переоформлении лицензии не были представлены документы, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям, указанные в п. 15 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от дд.мм.гг. № ***. Необходимая образовательная программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В» была утверждена и. о. директора ДЖТ дд.мм.гг. и согласована начальником ГИБДД УМВД России по Псковской области только дд.мм.гг., т.е. не могла быть представлена в лицензирующий орган.
При таких обстоятельствах прокурор полагает, что ДЖТ не имеет права осуществлять образовательную деятельность по профессиональной подготовке водителей транспортных средств категории «В», в связи с чем просит признать деятельность ДЖТ в данной части незаконной и приостановить ее до устранения нарушений требований федерального законодательства о лицензировании образовательной деятельности.
В ходе производства по делу прокурор дополнил основания иска, указанием на отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения на здание по адресу: ***, в котором осуществляется профессиональная подготовка водителей транспортных средств категории «В» и обоснованием самого требования приостановления деятельности положениями ст. 1065 ГК РФ, так как в данном случае обращение в суд вызвано необходимостью предупреждения возможного причинения вреда неопределенному кругу лиц. Прокурор указывает, что ответчик в дд.мм.гг. провел подготовку одной группы обучающихся, с дд.мм.гг. произведен новый набор. При этом дд.мм.гг. возбуждено уголовное дело по ст. 264.1 УК РФ в отношении М***, получившего подготовку водителя транспортных средств категории «В» в ДЖТ. Также указывает, что в Уставе ДЖТ в перечне оказываемых платных услуг не закреплена профессиональная подготовка водителей категории «В», а также она предусмотрена в Положении о деятельности ДЖТ по оказанию платных услуг, утвержденном приказом № *** от дд.мм.гг..
Прокурор Кузьмин А.С. в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель ответчика Пахомов В.А. иск не признал и пояснил, что ДЖТ имеет действующую лицензию на осуществление образовательной деятельности, предусматривающую профессиональное обучение, а также согласованную с УГИБДД УМВД России по Псковской области программу подготовки водителей транспортных средств категории «В» и его заключение о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям. При таких обстоятельствах деятельность ДЖТ по осуществлению профессионального обучения водителей транспортных средств категории «В» является законной, а требования прокурора необоснованными.
Представитель третьего лица Государственного управления образования Псковской области Матвеев В.В. в судебном заседании с иском прокурора не согласился и пояснил, что образовательное учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, предусматривающую возможность осуществления профессионального обучения. При этом на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 2 июля 2013 года № 513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» организации, осуществляющие образовательную деятельности в соответствии с ранее выданными лицензиями на осуществление образовательной деятельности имеют право реализовывать программы профессионального обучения без дополнительного лицензирования новых программ. Документы, предусмотренные Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года № 966, учреждение имеет, каких-либо грубых нарушений лицензионных требований прокурором в обоснование заявленных требований не приведено. Санитарно-эпидемиологическое заявление на здание, в котором осуществляется профессиональное обучение, не требуется по смыслу Приказа Минобрнауки России от 10 декабря 2013 года № 1320 «Об утверждении формы лицензии на осуществление образовательной деятельности, формы приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности и технических требований к указанным документам».
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УГИБДД УМВД России по Псковской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен, просил о рассмотрении дела без его участия, поэтому дело рассмотрено в его отсутствие.
УГИБДД УМВД России по Псковской области представлено возражение на иск, в котором указывает, что деятельность ДЖТ по подготовке водителей транспортных средств категории «В» осуществляется в соответствии с пп. «е» п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года № 966 и приказом Минобрнауки РФ от 26 декабря 2013 года № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», поскольку ДЖТ дд.мм.гг. выдано заключение о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям и согласованы рабочие программы подготовки водителей транспортных средств категории «В», а дд.мм.гг.5 года по заявлению ДЖТ выдано заключение о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям и согласованы рабочие программы подготовки водителей транспортных средств категории «В», «С», а также переподготовки с «В» на «С» и с «С» на «В».
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.
В соответствии со ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
На основании п. 2 ст. 49 ГК Российской Федерации право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения такого разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок.
Образовательная деятельность как один из видов деятельности, подлежащих лицензированию, поименована в п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В силу ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
При этом согласно ч. 4 ст. 91 названного Федерального закона лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.
В силу п. 13 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» профессиональное обучение - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).
Согласно ст. 73 названного Федерального закона профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования (ч. 1). Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего (ч. 2). Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности (ч. 3).
Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение утвержден Приказом Минобрнауки России от 2 июля 2013 года № 513; в Перечень включена профессия водителя автомобиля.
При сопоставлении положений статей 91 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и с учетом Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 2 июля 2013 года № 513, следует вывод, что образовательное учреждение может осуществлять подготовку, переподготовку и повышение квалификации водителей транспортных средств, если в лицензии содержится такой вид образования, как профессиональное обучение.
Согласно п. 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года № 966, вступившего в законную силу с 7 ноября 2013 года, при осуществлении лицензиатом образовательной деятельности по образовательным программам подготовки водителей автомототранспортных средств в соответствии с частью 1 статьи 16, частью 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» предъявляются общие лицензионные требования, установленные в подпунктах «а»-«к» пункта 6 Положения, а также требование о наличии согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также ее заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.
Как следует из Устава ГБПОУ Псковской области «Дновский железнодорожный техникум» ответчик осуществляет образовательную деятельность (п. 2.2).
Ответчик имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности № *** от дд.мм.гг.. Места осуществления образовательной деятельности юридического лица, указанные в приложении к лицензии: ***, и ***. В приложении к лицензии на осуществление образовательной деятельности, указано на право осуществления профессионального обучения.
Данная лицензия получена ответчиком в порядке переоформления лицензии № *** от дд.мм.гг. в связи с изменением наименования учреждения с ГБОУ НПО Псковской области «Профессиональное училище № 10» на ГБПОУ Псковской области «Дновский железнодорожный техникум».
На момент обращения прокурора в суд профессиональное обучение водителей транспортных средств категории «В» осуществлялось по образовательной программе профессиональной подготовки, утвержденной и.о. директора ДЖТ дд.мм.гг., согласованной УГИБДД УМВД России по Псковской области дд.мм.гг. и представленной в дело (л.д. 132-179).
Также дд.мм.гг. ДЖТ получено заключение УГИБДД УМВД России по Псковской области о соответствии установленным требованиям учебно-материальной базы для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств категории «В» по адресу осуществления образовательной деятельности: *** (учебные кабинеты) и *** (закрытая площадка или автодром) (л.д. 21).
На момент рассмотрения настоящего дела судом ДЖТ имеет заключение от дд.мм.гг. о соответствии установленным требованиям учебно-материальной базы для образовательных программ подготовки водителей автомототранспортных средств категорий (подкатегорий) «В», «С», «В» на «С», «С» на «В» по адресам мест осуществления образовательной деятельности сроком до дд.мм.гг. и согласованные рабочие программы подготовки водителей транспортных средств категории «В», «С», а также переподготовки с «В» на «С» и с «С» на «В».
Таким образом, нарушений установленных специфических для образовательной деятельности по образовательным программам подготовки водителей автомототранспортных средств лицензионных требований ДЖТ не допущено.
Оценивая приведённые прокурором поводы к заявлению требования о приостановлении деятельности применительно к основанию приостановления деятельности, установленному ст. 1065 ГК РФ, суд приходит к выводу, что опасность причинения вреда в будущем прокурором в нарушение ст. 56 ГПК РФ по настоящему делу ни в коей мере не доказана.
Отсутствие согласованных образовательных программ и заключения УГИБДД УМВД России по Псковской области на момент выдачи лицензии на осуществление образовательной деятельности с учетом заявленных требований о приостановлении деятельности по подготовке водителей категории «В» как опасной причинением вреда в будущем и принимая во внимания вышеуказанные положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» значения по делу не имеют.
Также не дают никакого основания для приостановления деятельности по подготовке водителей категории «В» как опасной любые нарушения при выдаче лицензии, если на момент рассмотрения заявленных требований лицензиат соответствует лицензионным требованиям.
Относительно доводов прокурора об отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения на здание, где осуществляет подготовка водителей категории «В», суд приходит к следующим выводам.
Согласно пп. «ж» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
ДЖТ имеет санитарно-эпидемиологическое заключение от дд.мм.гг. согласно которому образовательная деятельность ДЖТ по адресу: ***, соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; санитарно-эпидемиологическое заключение на учебные кабинеты по адресу: ***, действительно отсутствует.
Основанием для приостановления деятельности лицензиата при привлечении его к административной ответственности могут быть грубые нарушения лицензионных требований, исчерпывающий перечень которых в силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 6 Положения.
Вместе с тем при приостановлении деятельности лицензиата по основаниям, указанным в ст. 1065 ГК РФ, по мнению суда, должно быть доказано нарушение конкретных санитарно-эпидемиологических правил и норм ответчиком, влекущее угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан, а не исключительно факт отсутствия санитарно-эпидемиологического заключения, в связи с чем суд приходит к выводу, что данное обстоятельство также не является основанием для удовлетворения заявленных прокурором требований.
Доводы прокурора о том, что обучение по программе профессиональной подготовке водителей «В» на возмездной основе не закреплено в Уставе и Положении о деятельности ГБПОУ Псковской области «Дновский железнодорожный техникум» по оказанию платных услуг, утвержденном приказом от 19 июня 2015 года № 90, несостоятельны, поскольку как в Уставе ДЖТ, так и в названном Положении предусмотрено оказание платных дополнительных образовательных услуг, в том числе профессиональная подготовка по отдельным профессиям; каким нормативным актом требуется дальнейшая конкретизация платных услуг прокурор не указывает и в чем состоит опасность причинения в будущем вреда при отсутствии такой конкретизации также не мотивирует.
С учетом всех установленных по делу обстоятельств суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░» ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 20 ░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.