дело № 2а-221(1)/2021
64RS0034-01-2021-00242-28
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 февраля 2021 года п. Дубки
Саратовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего судьи Корсаковой Н.В.,
при ведении протокола помощником судьи Пивиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области к Благотворительному фонду «Общие дети», заинтересованные лица - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области о признании некоммерческой организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области обратилось в суд с административным иском к Благотворительному фонду «Общие дети» о ликвидации религиозной организации и об исключении сведений о религиозной организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявленных требований указано, что Благотворительному фонду «Общие дети» зарегистрирован Управлением Федеральной налоговой службы по Саратовской области 18.08.2016 г. за основным государственным регистрационным номером №, учетный №, юридический адрес организации: <адрес> <адрес>, руководитель - ФИО1. Организационно-правовая форма организации - фонд, вид - благотворительный фонд. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области (далее-Управление) была проведена плановая документарная проверка на предмет соблюдения административным ответчиком требований законодательства. В ходе данной проверки были выявлены нарушения Благотворительным фондом «Общие дети» ст. 15 Конституции РФ, п. 3 ст. 19, ст. 20, п. 3, 3.1 ст. 32 Федерального закона от 11 августа 1995 года №135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве). На основании факта нарушений Организацией требований законодательства, Управлением в адрес Организации были вынесены письменные предупреждения от 13.04.2017 №, от 03.05.2017 №, от 11.07.2017 №, от 11.12.2018 №, от 25.02.2019 № о недопустимости нарушения Организацией действующего законодательства и с указанием срока устранения указанных нарушений законодательства. В установленный срок нарушения Организацией устранены не были. Кроме того, в ходе проверки установлено, что Организация не находится по юридическому адресу, вместе с тем в трехдневный срок не проинформировала Управление об изменении места своего нахождения, не предприняла мер для внесения сведений о новом месте нахождения в ЕГРЮЛ, что является нарушением ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
В судебном заседании представитель административного истца участия не принимал, обратился к суду с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик, несмотря на своевременное и надлежащее извещение о дне и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направил, о причинах неявки суду не сообщил. Явка не признана судом обязательной.
Заинтересованные лица - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 19 по Саратовской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области, Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области в суд своих представителей не направили. Явка не признана судом обязательной.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1, п.п. 3,6 ч. 3 ст. 61 ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 18 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст. 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.
В соответствии со ст. 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 N 1313 утверждено Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, согласно пункту 1 которого Минюст России в лице его территориальных подразделений является органом, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций.
В соответствии с п. 2 ст. 1, п. 3 ст. 2 Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
В силу ст. 123.17 ГК РФ фондом в целях настоящего Кодекса признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели. Устав фонда должен содержать сведения о наименовании фонда, включающем слово "фонд", месте его нахождения, предмете и целях его деятельности, об органах фонда, в том числе о высшем коллегиальном органе и о попечительском совете, осуществляющем надзор за деятельностью фонда, порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения от исполнения обязанностей, судьбе имущества фонда в случае его ликвидации. Реорганизация фонда не допускается, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, а также законами, устанавливающими основания и порядок реорганизации фонда.
Правовое положение негосударственных пенсионных фондов, включая случаи и порядок их возможной реорганизации, определяется настоящей статьей и статьями 123.18 - 123.20 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных законом о негосударственных пенсионных фондах. Правовое положение наследственных фондов определяется настоящей статьей и статьями 123.18 - 123.20 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьями 123.20-1 - 123.20-3 настоящего Кодекса.
В судебном заседании установлено, что Благотворительный фонд «Общие дети» (далее-Организация) зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по Саратовской области 18.08.2016 г. за основным государственным регистрационным номером №, учетный №, юридический адрес организации: <адрес>, <адрес>, руководитель - ФИО1. Организационно-правовая форма организации - религиозная организация, вид - местная религиозная организация.
Организационно-правовая форма организации - фонд, вид - благотворительный фонд.
В соответствии с пунктом 3 статьи 32 Закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
Согласно п. 3.1 статьи 32 Закона некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
Формы и сроки размещения указанных отчетов определены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», Постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 32 вышеуказанного Закона некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Порядок и сроки размещения указанных отчетов и сообщений определены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.10.2010 № 252 «О порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций».
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Саратовской области была проведена ревизия учетного дела Организации на предмет соблюдения административным ответчиком требований законодательства.
В ходе данной проверки было установлено, что Благотворительный фонд «Общие дети» не представляло отчет о благотворительной деятельности за 2017-2019 г.г. до настоящего времени.
На основании факта нарушения Организацией ст. 32 Закона № 7-ФЗ, Управлением в адрес Организации были вынесены письменные предупреждения от 05.05.2017 №, от 27.04.2018 № о недопустимости нарушения Организацией действующего законодательства и с указанием срока устранения указанных нарушений законодательства. В установленный срок нарушения Организацией устранены не были.
Согласно п. 7 ст. 32 Закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержатся, в том числе, следующие сведения и документы о юридическом лице: адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Согласно сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ, юридическим адресом Организации является: <адрес>.
Вместе с тем, корреспонденция по данному адресу Организацией не получается. Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
На основании п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В статье 19 Закона №7-ФЗ предусмотрен порядок ликвидации некоммерческой организации, который аналогичен положениям, содержащимся в статье 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи о данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.
При этом, исключение сведений о некоммерческой организации из ЕГРЮЛ до проведения ликвидационных мероприятий противоречит требованиям п. 3 ст. 18, ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ, ст. ст. 20-22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Пунктом 3 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ предусмотрена обязанность учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации некоммерческой организации, назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора), определить порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации.
По смыслу данной нормы назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и срока ликвидации не является обязанностью суда. В том случае, если суд, принимая решение о ликвидации некоммерческой организации, не назначит ликвидационную комиссию (ликвидатора), не установит порядок и сроки ликвидации некоммерческой организации, то это требование закона должны выполнить учредители (участник) некоммерческой организации.
Таким образом, сведения о юридическом лице - Благотворительном фонде «Общие дети» подлежат исключению из Единого государственного реестра юридических лиц после завершения процедуры ликвидации.
Согласно пункту 3 статьи 13.1 Закона № 7-ФЗ внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о ликвидации некоммерческих организаций осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (территориальным органом Федеральной налоговой службы России) на основании принимаемого уполномоченным органом (Минюстом России в лице его территориальных органов) распоряжения.
Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что в нарушение вышеуказанных требований закона, ответчик не выполнил своих обязанностей предусмотренных законом, ответчик не проинформировал об устранении нарушений, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований Управления Минюста России по Саратовской области к Благотворительном фонде «Общие дети» о ликвидации некоммерческой организации и об исключении сведений о некоммерческой организации из Единого государственного реестра юридических лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о взыскании с Благотворительного фонда «Общие дети» государственной пошлины размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-177, 264 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ ░░░░» ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░. ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░:
░░░░░░░░░: