Решение по делу № 2-353/2024 от 20.05.2024

УИД 30RS0007-01-2024-000520-68

№2-353/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«18» июня 2024 г. с. Енотаевка

Енотаевский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Семёновой Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Голякевич Л.В.,

с участием:

прокурора Енотаевского района Астраханской области Якунина М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Енотаевского района Астраханской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению сельского хозяйства муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», Денишовой Эльмире Бауржановне о признании договора аренды земельного участка недействительным (в порядке статьи 45 ГПК РФ),

установил:

прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам, в котором просит признать договор аренды земельного участка недействительным, возвратить арендодателю земельный участок, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Енотаевского района Астраханской области проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» по вопросу земельного законодательства, в ходе которой установлено, что между управлением сельского хозяйства администрации муниципального образования «Енотаевский район» в лице заместителя главы администрации муниципального образования «Енотаевский район» по сельскому хозяйству, начальника Управления сельского хозяйства администрации муниципального образования «Енотаевский район» Джумалиевой С.М. и Денишовой Э.Б. заключен договор аренды земельного участка №76 от 29.11.2022 на основании п.п. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно условиям которого, ответчику без торгов предоставлен в аренду на срок три года по 28.11.2025, земельный участок сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - животноводство, с кадастровым номером , общей площадью 400000 кв.м., расположенный относительно ориентира: <адрес>, в границах МО «Замьянский сельсовет», <адрес>, с целью использования – животноводство, с размером годовой арендной платы 28512,00 руб.

Предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регламентированы статьёй 4 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», согласно которой минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

Согласно части 4 статьи 2 Закона Астраханской области от 04.03.2008 №7/2008-03 «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области», максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 1,5 га (15000 кв.м.), в том числе:

- для ведения личного подсобного хозяйства в черте населённого пункта (приусадебный земельный участок) – 0,2 га (2000 кв.м.);

- для ведения личного подсобного хозяйства за чертой населённого пункта (полевой земельный участок) – 1,3 га (13000 кв.м.).

Таким образом, ответчик не имел законных оснований предоставлять Денишовой Э.Б. вышеуказанный земельный участок площадью 4000000 кв.м..

Представитель истца – прокурор Енотаевского района Астраханской области Якунина М.М., поддержал исковые требования, дополнив, что помимо предоставленного в аренду земельного участка, ответчик имеет арендуемые земельные участки сельскохозяйственного назначения, по причине чего предоставлять в аренду без торгов оспариваемый земельный участок, Управление сельского хозяйства муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» не имело законных оснований.

Представитель ответчика – Управления сельского хозяйства муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражает против удовлетворения исковых требований.

Ответчик Денишова Э.Б. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, позиции относительно заявленных истцом требований не выразила, об отложении рассмотрения дела ходатайств не представила.

Представитель третьего лица – Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, принятие решение оставили на усмотрение суда.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 10 ноября 2022 г. Денишовой Э.Б. в администрацию муниципального образования «Енотаевский район» подано заявление о предоставлении земельного участка, площадью 4000000 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, в границах МО «Замьянский сельсовет», <адрес>, для использования в целях животноводства, на срок 3 года, без проведения торгов.

29 ноября 2022 г. между Управлением сельского хозяйства муниципального образования «Енотаевский район» в лице начальника Управления сельского хозяйства администрации МО «Енотаевский район» Джумалиевой С.М. и Денишовой Э.Б. заключен договор аренды земельного участка №76 на основании п.п. 19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.п.1.1 п.1 указанного договора арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 30:03:060501:351, площадью 4000000 кв.м., расположенный относительно ориентира: Астраханская область, Енотаевский район, в границах муниципального образования «Замьянский сельсовет», в 6,4 км юго-западнее с. Замьяны, с видом разрешённого использования – животноводство. Срок аренды земельного участка установлен с 29.11.2022 по 28.11.2025. Размер годовой арендной платы составляет 28512 рублей (п.п.2.2 п.2)

В соответствии со статьёй 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В силу положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

На основании статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ (в ред. от 30.12.2021) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учёт земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности. Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трёх до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трёх лет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Порядок организации и проведение аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, установлен статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого отказа) установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно подпункту 17 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении.

Порядок предварительного согласования предоставление земельного участка, а также основания для отказа в таком согласовании, установлены статьёй 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населённого пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьёй 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений (в редакции, действующей на момент совершения сделки), совершает установленные данной статьёй действия, в том числе, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение, в том числе, о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населённого пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населённого пункта (полевой земельный участок).

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га (5 000 кв. м). Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз (часть 5 статьи 4 Закона о личном подсобном хозяйстве).

Закон Астраханской области от 4 марта 2008 года № 7/2008-03 "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области", принятый законодателем субъекта Российской Федерации, в пределах его компетенции и в порядке реализации Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Астраханской области и местного самоуправления, устанавливает гарантии для справедливого распределения участков между гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Согласно части 4 статьи 2 указанного Закона, максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 1,5 га (15000 кв. м), в том числе: для ведения личного подсобного хозяйства в черте населенного пункта (приусадебный земельный участок) - 0,2 га (2000 кв. м); для ведения личного подсобного хозяйства за чертой населенного пункта (полевой земельный участок) - 1,3 га (13000 кв. м)

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона Астраханской области от 4 марта 2008 г. №7/2008-ОЗ «об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области» максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) юридического лица, составляет 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков. При этом, согласно части 2 статьи 16 данного Закона АО, минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения составляет 1,5 гектара.

Аналогичные положения закреплены Федеральным законом от 24 июля 2022 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок может быть предоставлен без проведения аукциона на основании предоставленного заявления при условии, что это крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. При этом наличие иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на этот земельный участок и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения конкурентных процедур – аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Из материалов дела следует, что при заключении оспариваемого договора аренды земельного участка в нарушение требований земельного законодательства, извещение о предоставлении земельного участка в аренду Денишовой Э.Б., органами местного самоуправления не опубликовывалось, аукцион не проводился.

Площадь земельного участка, предоставленного в аренду Денишовой Э.Б., составляет 4000000 кв.м., что в разы превышает потребность для ведения личного подсобного хозяйства, которое у ответчика отсутствует и не мог быть предоставлен ему без проведения аукциона, оснований для заключения договора аренды с использованием льготного порядка, предусмотренного подпунктом 19 пункта 2 статьи 29.6 Земельного кодекса Российской Федерации, без соблюдения установленной процедуры, не имелось.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях отмечал, что федеральный законодатель, будучи связанным конституционными принципами справедливости и равенства прав граждан, обладает достаточно широкой дискрецией при определении конкретных механизмов предоставления гражданам земли, в том числе при установлении условий и оснований, при которых земельные участки должны предоставляться исключительно на торгах. Предоставление земельного участка (прав аренды) на конкурсной основе обеспечивает справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности. Соответствующие полномочия в данной сфере регулирования в силу статей 72 (пункты "в", "к" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации предоставлены субъектам Российской Федерации (определения от 24 сентября 2012 года № 1584-0, от 17 февраля 2015 года № 366-0 и от 19 июля 2016 года № 1549-0). Подпункт 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в системе действующего правового регулирования предусматривает исключение из общего правила о предоставлении на торгах права аренды определенных видов земельных участков. (Определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2021 № 124-0"0б отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абдулгафурова Г.И. на нарушение его конституционных прав подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 5 статьи 6 Закона Республики Калмыкия "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия").

Данные требования обусловлены целевым назначением указанных земельных участков, призванным удовлетворить исключительно личные потребности граждан, реализация которых не связана с ведением сельского хозяйства в значительных объёмах и на больших площадях земли, характерным для коммерческой деятельности.

На момент заключения договора аренды ответчик Денишова Э.Б. не была зарегистрирована ни в качестве индивидуального предпринимателя, ни фермером, ни членом КФХ, соответственно, земельный участок должен был быть предоставлен для личного пользования арендатора, а не в значительном объёме и на больших площадях земель сельскохозяйственного назначения, что характерно для коммерческой деятельности.

В силу статьи 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", на которую ссылается заявитель в своей жалобе, предусмотрено предоставление гражданам земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, которым предусмотрено, что гражданам, указанная категория земель, предоставляется для ведения личного подсобного хозяйства, при этом согласно правовым актам, площадь участка не должна превышать 1,5 гектара.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможность предоставления без торгов земельных участков гражданам для сенокошения площадью, превышающей 5,0 га.

Правовое регулирование порядка предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения с обязательным предварительным опубликованием соответствующих извещений и проведением в последующем торгов, обеспечивает эффективное использование публичной собственности, гарантирует справедливое и открытое распределение таких земель, направлено на создание равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исключение необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим.

Иное истолкование и применение названных норм Земельного кодекса Российской Федерации, позволит игнорировать требования земельного законодательства, обеспечивающих справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельных участков, исключающих предоставление необоснованных преимуществ.

Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, нарушающая требования закона и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушений, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка)

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 74 от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Учитывая, что договор аренды земельного участка №76 от 29 ноября 2022 г. не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает порядок распоряжения земельным участком, посягает на публичные интересы в сфере оборота земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности и, в соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным в силу ничтожности, а полученный по указанному договору земельный участок подлежит возврату арендодателю.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковые требования по исковому заявлению Прокурора Енотаевского района Астраханской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению сельского хозяйства муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», Денишовой Эльмире Бауржановне о признании договора аренды земельного участка недействительным – удовлетворить.

Признать договор аренды земельного участка № 76 от 29 ноября 2022 г., заключенный между Управлением сельского хозяйства муниципального образования «Енотаевский район», в лице начальника управления сельского хозяйства муниципального образования «Енотаевский район» Джумалиевой Сауле Мнжосаровной и Денишовой Эльмирой Бауржановной, недействительным (ничтожным).

Применить последствия недействительности ничтожной сделки путём возврата земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , площадью 4000000 кв.м., вид разрешенного использования для животноводства, расположенного относительно ориентира: <адрес>, в границах муниципального образования «Замьянский сельсовет», <адрес>, и исключения сведений из ЕГРН о правах аренды на земельный участок.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца, со дня вынесения решения суда в окончательной форме в апелляционном порядке, через Енотаевский районный суд Астраханской области.

Мотивированный текст решения изготовлен 21 июня 2024 г.

Судья Е.М.Семёнова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

УИД 30RS0007-01-2024-000520-68

№2-353/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«18» июня 2024 г. с. Енотаевка

Енотаевский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Семёновой Е.М.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём Голякевич Л.В.,

с участием:

прокурора Енотаевского района Астраханской области Якунина М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Енотаевского района Астраханской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению сельского хозяйства муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», Денишовой Эльмире Бауржановне о признании договора аренды земельного участка недействительным (в порядке статьи 45 ГПК РФ),

установил:

прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам, в котором просит признать договор аренды земельного участка недействительным, возвратить арендодателю земельный участок, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Енотаевского района Астраханской области проведена проверка соблюдения администрацией муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» по вопросу земельного законодательства, в ходе которой установлено, что между управлением сельского хозяйства администрации муниципального образования «Енотаевский район» в лице заместителя главы администрации муниципального образования «Енотаевский район» по сельскому хозяйству, начальника Управления сельского хозяйства администрации муниципального образования «Енотаевский район» Джумалиевой С.М. и Денишовой Э.Б. заключен договор аренды земельного участка №76 от 29.11.2022 на основании п.п. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно условиям которого, ответчику без торгов предоставлен в аренду на срок три года по 28.11.2025, земельный участок сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - животноводство, с кадастровым номером , общей площадью 400000 кв.м., расположенный относительно ориентира: <адрес>, в границах МО «Замьянский сельсовет», <адрес>, с целью использования – животноводство, с размером годовой арендной платы 28512,00 руб.

Предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения регламентированы статьёй 4 Федерального закона от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», согласно которой минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз.

Согласно части 4 статьи 2 Закона Астраханской области от 04.03.2008 №7/2008-03 «Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области», максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 1,5 га (15000 кв.м.), в том числе:

- для ведения личного подсобного хозяйства в черте населённого пункта (приусадебный земельный участок) – 0,2 га (2000 кв.м.);

- для ведения личного подсобного хозяйства за чертой населённого пункта (полевой земельный участок) – 1,3 га (13000 кв.м.).

Таким образом, ответчик не имел законных оснований предоставлять Денишовой Э.Б. вышеуказанный земельный участок площадью 4000000 кв.м..

Представитель истца – прокурор Енотаевского района Астраханской области Якунина М.М., поддержал исковые требования, дополнив, что помимо предоставленного в аренду земельного участка, ответчик имеет арендуемые земельные участки сельскохозяйственного назначения, по причине чего предоставлять в аренду без торгов оспариваемый земельный участок, Управление сельского хозяйства муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» не имело законных оснований.

Представитель ответчика – Управления сельского хозяйства муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражает против удовлетворения исковых требований.

Ответчик Денишова Э.Б. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, позиции относительно заявленных истцом требований не выразила, об отложении рассмотрения дела ходатайств не представила.

Представитель третьего лица – Администрации муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области» в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, принятие решение оставили на усмотрение суда.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что 10 ноября 2022 г. Денишовой Э.Б. в администрацию муниципального образования «Енотаевский район» подано заявление о предоставлении земельного участка, площадью 4000000 кв.м., с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, в границах МО «Замьянский сельсовет», <адрес>, для использования в целях животноводства, на срок 3 года, без проведения торгов.

29 ноября 2022 г. между Управлением сельского хозяйства муниципального образования «Енотаевский район» в лице начальника Управления сельского хозяйства администрации МО «Енотаевский район» Джумалиевой С.М. и Денишовой Э.Б. заключен договор аренды земельного участка №76 на основании п.п. 19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно п.п.1.1 п.1 указанного договора арендодатель предоставляет арендатору во временное пользование земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 30:03:060501:351, площадью 4000000 кв.м., расположенный относительно ориентира: Астраханская область, Енотаевский район, в границах муниципального образования «Замьянский сельсовет», в 6,4 км юго-западнее с. Замьяны, с видом разрешённого использования – животноводство. Срок аренды земельного участка установлен с 29.11.2022 по 28.11.2025. Размер годовой арендной платы составляет 28512 рублей (п.п.2.2 п.2)

В соответствии со статьёй 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В силу положений пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

На основании статьи 9 Федерального закона от 24.07.2002 №101-ФЗ (в ред. от 30.12.2021) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учёт земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности. Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок от трёх до сорока девяти лет, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Для сенокошения и выпаса скота договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до трёх лет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Порядок организации и проведение аукционов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка, установлен статьями 39.11 и 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого отказа) установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 данного Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно подпункту 17 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении.

Порядок предварительного согласования предоставление земельного участка, а также основания для отказа в таком согласовании, установлены статьёй 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населённого пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьёй 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений (в редакции, действующей на момент совершения сделки), совершает установленные данной статьёй действия, в том числе, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение, в том числе, о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населённого пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населённого пункта (полевой земельный участок).

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га (5 000 кв. м). Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз (часть 5 статьи 4 Закона о личном подсобном хозяйстве).

Закон Астраханской области от 4 марта 2008 года № 7/2008-03 "Об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области", принятый законодателем субъекта Российской Федерации, в пределах его компетенции и в порядке реализации Конституции Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Астраханской области и местного самоуправления, устанавливает гарантии для справедливого распределения участков между гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

Согласно части 4 статьи 2 указанного Закона, максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, составляет 1,5 га (15000 кв. м), в том числе: для ведения личного подсобного хозяйства в черте населенного пункта (приусадебный земельный участок) - 0,2 га (2000 кв. м); для ведения личного подсобного хозяйства за чертой населенного пункта (полевой земельный участок) - 1,3 га (13000 кв. м)

В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона Астраханской области от 4 марта 2008 г. №7/2008-ОЗ «об отдельных вопросах правового регулирования земельных отношений в Астраханской области» максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) юридического лица, составляет 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков. При этом, согласно части 2 статьи 16 данного Закона АО, минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения составляет 1,5 гектара.

Аналогичные положения закреплены Федеральным законом от 24 июля 2022 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок может быть предоставлен без проведения аукциона на основании предоставленного заявления при условии, что это крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. При этом наличие иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на этот земельный участок и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения конкурентных процедур – аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.

Из материалов дела следует, что при заключении оспариваемого договора аренды земельного участка в нарушение требований земельного законодательства, извещение о предоставлении земельного участка в аренду Денишовой Э.Б., органами местного самоуправления не опубликовывалось, аукцион не проводился.

Площадь земельного участка, предоставленного в аренду Денишовой Э.Б., составляет 4000000 кв.м., что в разы превышает потребность для ведения личного подсобного хозяйства, которое у ответчика отсутствует и не мог быть предоставлен ему без проведения аукциона, оснований для заключения договора аренды с использованием льготного порядка, предусмотренного подпунктом 19 пункта 2 статьи 29.6 Земельного кодекса Российской Федерации, без соблюдения установленной процедуры, не имелось.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях отмечал, что федеральный законодатель, будучи связанным конституционными принципами справедливости и равенства прав граждан, обладает достаточно широкой дискрецией при определении конкретных механизмов предоставления гражданам земли, в том числе при установлении условий и оснований, при которых земельные участки должны предоставляться исключительно на торгах. Предоставление земельного участка (прав аренды) на конкурсной основе обеспечивает справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности. Соответствующие полномочия в данной сфере регулирования в силу статей 72 (пункты "в", "к" части 1) и 76 (часть 2) Конституции Российской Федерации предоставлены субъектам Российской Федерации (определения от 24 сентября 2012 года № 1584-0, от 17 февраля 2015 года № 366-0 и от 19 июля 2016 года № 1549-0). Подпункт 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации в системе действующего правового регулирования предусматривает исключение из общего правила о предоставлении на торгах права аренды определенных видов земельных участков. (Определение Конституционного Суда РФ от 28.01.2021 № 124-0"0б отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Абдулгафурова Г.И. на нарушение его конституционных прав подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 5 статьи 6 Закона Республики Калмыкия "О регулировании земельных отношений в Республике Калмыкия").

Данные требования обусловлены целевым назначением указанных земельных участков, призванным удовлетворить исключительно личные потребности граждан, реализация которых не связана с ведением сельского хозяйства в значительных объёмах и на больших площадях земли, характерным для коммерческой деятельности.

На момент заключения договора аренды ответчик Денишова Э.Б. не была зарегистрирована ни в качестве индивидуального предпринимателя, ни фермером, ни членом КФХ, соответственно, земельный участок должен был быть предоставлен для личного пользования арендатора, а не в значительном объёме и на больших площадях земель сельскохозяйственного назначения, что характерно для коммерческой деятельности.

В силу статьи 10 ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", на которую ссылается заявитель в своей жалобе, предусмотрено предоставление гражданам земель сельскохозяйственного назначения в порядке, установленном Земельным кодексом РФ, которым предусмотрено, что гражданам, указанная категория земель, предоставляется для ведения личного подсобного хозяйства, при этом согласно правовым актам, площадь участка не должна превышать 1,5 гектара.

Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможность предоставления без торгов земельных участков гражданам для сенокошения площадью, превышающей 5,0 га.

Правовое регулирование порядка предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения с обязательным предварительным опубликованием соответствующих извещений и проведением в последующем торгов, обеспечивает эффективное использование публичной собственности, гарантирует справедливое и открытое распределение таких земель, направлено на создание равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исключение необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим.

Иное истолкование и применение названных норм Земельного кодекса Российской Федерации, позволит игнорировать требования земельного законодательства, обеспечивающих справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельных участков, исключающих предоставление необоснованных преимуществ.

Согласно пункту 1 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В силу пункта 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, нарушающая требования закона и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушений, не связанные с недействительностью сделки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания её таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка)

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 74 от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечёт юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с её недействительностью, и недействительна с момента её совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.

Учитывая, что договор аренды земельного участка №76 от 29 ноября 2022 г. не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает порядок распоряжения земельным участком, посягает на публичные интересы в сфере оборота земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности и, в соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным в силу ничтожности, а полученный по указанному договору земельный участок подлежит возврату арендодателю.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

исковые требования по исковому заявлению Прокурора Енотаевского района Астраханской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Управлению сельского хозяйства муниципального образования «Енотаевский муниципальный район Астраханской области», Денишовой Эльмире Бауржановне о признании договора аренды земельного участка недействительным – удовлетворить.

Признать договор аренды земельного участка № 76 от 29 ноября 2022 г., заключенный между Управлением сельского хозяйства муниципального образования «Енотаевский район», в лице начальника управления сельского хозяйства муниципального образования «Енотаевский район» Джумалиевой Сауле Мнжосаровной и Денишовой Эльмирой Бауржановной, недействительным (ничтожным).

Применить последствия недействительности ничтожной сделки путём возврата земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , площадью 4000000 кв.м., вид разрешенного использования для животноводства, расположенного относительно ориентира: <адрес>, в границах муниципального образования «Замьянский сельсовет», <адрес>, и исключения сведений из ЕГРН о правах аренды на земельный участок.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца, со дня вынесения решения суда в окончательной форме в апелляционном порядке, через Енотаевский районный суд Астраханской области.

Мотивированный текст решения изготовлен 21 июня 2024 г.

Судья Е.М.Семёнова

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

2-353/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Енотаевского района
Ответчики
Управление сельского хозяйства АМО Енотаевский муниципальный район АО
Денишова Эльмира Бауржановна
Суд
Енотаевский районный суд Астраханской области
Судья
Семёнова Е.М.
Дело на странице суда
enotaevsky.ast.sudrf.ru
20.05.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2024Передача материалов судье
23.05.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.05.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2024Подготовка дела (собеседование)
06.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.06.2024Судебное заседание
21.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее