№ 2а-378/2020
66RS0001-01-2019-009685-41
Мотивированное решение суда изготовлено 17 февраля 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 февраля 2020 года город Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Гейгер Е.Ф.,
при секретаре Андреевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга к Банных Ирине Анатольевне о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени,
У С Т А Н О В И Л:
инспекция Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга (далее – ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Банных И.А. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016 годы в размере 4 807 руб. 56 коп., пени в размере 31 руб. 51 коп.
В обоснование указано, что Банных И.А. в спорный период являлась плательщиком налога на имущество физических лиц. Обязанность по уплате налогов за 2014, 2016 годы административным ответчиком не исполнена. В связи с чем, в адрес Банных И.А. было направлено требование об уплате налога на имущество физических лиц, предоставлен срок для добровольного исполнения. В установленный срок требование не было исполнено, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, а после его отмены в суд с указанным административным иском.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга, административный ответчик Банных И.А. не явились. О времени и месте судебного заседания извещены путем вручения судебной повестки 10 декабря 2019 года, а также заказной почтой с уведомлением. Учитывая, надлежащее извещение лиц, участвующих в деле о времени и месте судебного заседания, суд на основании части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрел дело в их отсутствие.
Исследовав доказательства по административному делу, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится также в пункте 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации.
Порядок налогообложения имущества физических лиц на территории Российской Федерации в спорный период регулировался главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как следует из материалов дела, Банных И.А. в спорный период являлась собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, а также собственником № доли в праве на квартиру по адресу: <адрес>
На основании статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга Банных И.А. был начислен налог на имущество физических лиц за 2014, 2016 годы, в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление от 12 октября 2017 года №.
В установленный срок Банных И.А. обязанность по уплате указанных налогов не исполнила, в связи с чем на основании статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга в адрес налогоплательщика было направлено требование от 14 декабря 2017 года № об уплате налогов и пени на указанную недоимку, предоставлен срок для добровольного исполнения до 16 января 2018 года.
Требования ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга административным ответчиком в добровольном порядке в установленный срок исполнены не были, что послужило основанием для обращения административного истца 26 марта 2018 года к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, который был выдан 25 мая 2018 года и отменен в связи с поступившими возражениями должника – 27 июня 2018 года.
В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.
В то же время, согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительным причинам срок на обращение в суд может быть восстановлен судом.
Вместе с тем, указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Как следует из материалов дела, срок на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций с Банных И.А., указанный в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, истекал 27 декабря 2018 года, вместе с тем, с административным исковым заявлением административный истец обратился в суд только 26 ноября 2019 года, то есть по истечении установленного законом срока.
Административный истец не заявлял ходатайства о восстановлении срока для подачи административного искового заявления, никаких уважительных причин пропуска установленного законом срока в судебное заседание не предоставлено.
Учитывая длительность периода пропуска административным истцом срока, суд не находит оснований для восстановления пропущенного срока для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Таким образом, несоблюдение ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга установленных налоговым законодательством сроков на обращение в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки по налогу, пени является основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления о взыскании с Банных И.А. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016 годы в размере 4 807 руб. 56 коп.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае возникновения у него недоимки по налогу.
Как следует из материалов дела, административным истцом заявлены ко взысканию пени на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016 годы в размере 31 руб. 51 коп.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 57 постановления от 30 июля 2013 года № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при применении указанных норм судам необходимо исходить из того, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога.
В этом случае начисление пеней осуществляется по день фактического погашения недоимки.
Таким образом, исходя из вышеуказанных норм права, пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок давности и по дополнительному. Обязанность по уплате пеней является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате обязательных платежей. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания обязательных платежей и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга о взыскании с Банных И.А. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2016 годы в размере 4 807 руб. 56 коп., пени в размере 31 руб. 51 коп. в полном объеме.
Руководствуясь статьями 293, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2014, 2016 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 807 ░░░. 56 ░░░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 31 ░░░. 51 ░░░. ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░