БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
31RS0022-01-2021-002063-03 33-1652/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«07» декабря 2021 года г.Белгород
Судебная коллегия по гражданским делам Белгородского областного суда в составе:
- председательствующего Фурмановой Л.Г.,
- судей Украинской О.И., Тертышниковой С.Ф.,
- при секретаре Бакировой Д.М.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калашниковой Ольги Геннадьевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов работы,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области
на решение Свердловского районного суда г.Белгорода от 30 июля 2021 года.
Заслушав доклад судьи Фурмановой Л.Г., выслушав объяснения сторон по делу: - истицы Калашниковой О.Г., - представителя ответчика Черкашиной Е.В., судебная коллегия,
у с т а н о в и л а:
07.09.2020 г. Калашникова О.Г. обратилась в ГУ УПФР в г. Белгороде Белгородской области по вопросу назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, указав, что стаж её работы составляет более 30 лет. В удовлетворении её заявления пенсионным органом было отказано в связи с недостаточностью необходимого стажа медицинской выслуги, который, на день обращения истицы составил 27 лет 11 месяцев 17 дней.
При этом пенсионным органом в льготный стаж истицы не были включены следующие периоды ее работы: - с 01.02.2002 г. по 31.03.2002 г. в должности акушерки акушерского обсервационного отделения перинатального центра ОГБУЗ «Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа»; - с 14.06.2017 г. по 30.11.2018 г. в должности старшей акушерки общебольничного медицинского персонала перинатального центра ОГБУЗ «Городская больница № 2 г.Белгорода», а также периоды нахождения в ученических оплачиваемых отпускахс 21.01.2011 г. по 09.02.2011 г., с 11.04.2011 г. по 30.04.2011 г., с 30.01.2012 г. по 18.02.2012 г. и период нахождения в служебной командировке с 05.06.2018 г. по 07.06.2018 г.
Калашникова О.Г. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просила суд обязать ответчика зачесть в льготном исчислении указанные периоды ее работы, исчислять срок для назначения досрочной страховой пенсии с 06.12.2020 г. с учетом работы с 01.10.2020 г. в ковидном центре.
Решением Свердловского районного суда г.Белгорода от 30.07.2021 г. заявленные Калашниковой О.Г. исковые требования удовлетворены частично, на ответчика возложена обязанность включить в льготный стаж периоды ее работы - с 01.02.2002 г. по 31.03.2002 г. в должности акушерки акушерского обсервационного отделения перинатального центра ОГБУЗ «Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа» и с 14.06.2017 г. по 30.11.2018 г. в должности старшей акушерки общебольничного медицинского персонала перинатального центра ОГБУЗ «Городская больница № 2 г.Белгорода», а также периоды нахождения в служебных командировках с 05.06.2018 г. по 07.06.2018 г., в ученических оплачиваемых отпусках - с 21.01.2011 г. по 09.02.2011 г., с 11.04.2011 г. по 30.04.2011 г., с 30.01.2012 г. по 18.02.2012 г. - в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев работы. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С учетом включенных судом в льготный страховой стаж истицы указанных периодов работы, ее стаж медицинской деятельности по состоянию на 06.12.2020 г. составляет 29 лет 03 месяца 19 дней, что является недостаточным для установления досрочной страховой пенсии по старостис вышеуказанной заявленной истицей даты.
Решение суда оспаривается ответчиком по делу в части включения в льготный стаж истицы периода ее работы в должности старшей акушерки общебольничного медицинского персонала перинатального центра ОГБУЗ «Городская больница № 2 г.Белгорода» - с 14.06.2017 г. по 30.11.2018 г. и периода нахождения по данной должности в служебной командировке - с 05.06.2018 г. по 07.06.2018 г.
В обоснование жалобы ответчиком указано на то, что принимая решение об обязании ответчика зачесть в стаж, дающий истице право на досрочное назначение пенсии по старости в льготном исчислении вышеуказанный спорный период работы, суд не принял во внимание то обстоятельство, что действующим пенсионным законодательством (с 01.01.2002 г. применяется Список и Правила от 29.10.2002 г. № 781), право на льготное исчисление стажа лечебной деятельности не предоставлено всему медицинскому персоналу отделений хирургического профиля стационаров. Таким правом пользуются операционные медицинские сестры, включая старших, акушерки, включая старших. Согласно данным, отраженным в индивидуальных сведениях о стаже, представляемых страхователем с 30.01.1998 г. по настоящее время, указанный спорный период, значится с кодом условий для досрочного назначения пенсии «27-ГД», которым не предусмотрено льготное исчисление пенсии как один год работы за один год и шесть месяцев. Данный код льготы предусматривает календарное исчисление стажа на соответствующих видах работ.
В остальной части решение суда сторонами по делу не оспаривается.
Поскольку оснований для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы не имеется, судебная коллегия, руководствуясь ч.2 ст.327.1 ГПК РФ, проверяет законность и обоснованность принятого судом решения лишь в указанной оспариваемой части.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представителем ответчика Черкашиной Е.В. представлено заявление о процессуальном правопреемстве, указано на то, что постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 151п от 30.04.2021 г. принято решение о реорганизации ГУ УПФР в г.Шебекино Белгородской области (межрайонное) в форме присоединения к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области.
Данное заявление с учетом мнения истицы, не возражавшей против замены стороны ответчика, судебной коллегией удовлетворено.
Интересы ГУ - ОПФР по Белгородской области на основании доверенности № 10 от 01.10.2021 г. представляет Черкашина Е.В., которая полностью поддержала доводы апелляционной жалобы пенсионного органа.
Истица Калашникова О.Г. указала на необоснованность доводов апелляционной жалобы ответчика, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения по правилам ч.ч.1, 2 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика, приходит к следующим выводам.
В силу ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, которое включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу 01.01.2015 г.
До 01.01.2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определяется ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 указанного Федерального закона от 08.12.2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего Федерального закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений ч.1.1 настоящей статьи;
Аналогичные положения содержались в ст.7, п.20 ч.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 ст.30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (ч.3 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч.4 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ).
В целях реализации положений ст.30 указанного Федерального закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с п.п.«н» п.1 данного постановления при определении стажа в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 ч.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абз. 4, 5 п.2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 г. по 31.10.1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 г. № 1920-О, от 28.03.2017 г. № 514-О).
В соответствии с п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 г. № 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст.55, 59-61, 67 ГПК РФ, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.3 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 г. № 23).
Согласно ч.1 ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: нарушение или неправильное применение норм материального права.
Указанные нарушения допущены судом первой инстанции при принятии решения в оспариваемой ответчиком части.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, а в частности - трудовой книжки истицы и справки работодателя, уточняющий льготный характер ее работы № 459 от 24.09.2020 г., в спорный период времени с 14.06.2017 г. по 30.11.2018 г. она работала в должности старшей акушерки общебольничного медицинского персонала перинатального центра ОГБУЗ «Городская больница № 2 г.Белгорода». При осуществлении трудовой деятельности по указанной должности в период с 05.06.2018 г. по 07.06.2018 г. она находилась в командировке.
Указанный период работы истицы суд первой инстанции посчитал подлежащим включению в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев.
Судебная коллегия не может согласиться с этим выводом суда первой инстанции, ввиду его необоснованности, решение суда в данной части подлежит отмене, как постановленное с нарушением норм материального права, по следующим основаниям.
Согласно действовавшему до 01.11.1999 г. правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 06.10.1991 г. № 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абз.5 п.2 постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
С 01.11.1999 г. введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».
В соответствии с п.3 указанного Постановления в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01.11.1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, после 01.11.1999 г. по 13.11.2002 г. - на основании Списка и Правил, утвержденных указанным Постановлением, а после 13.11.2013 г. - на основании Списка и Перечня, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781.
Согласно Списку, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, правом на досрочную трудовую пенсию по старости обладают акушерки и медицинские сестры в медицинских учреждениях различных наименований, правом на использование льготного исчисления согласно названному Перечню № 781 обладают операционные медицинские сестры, включая старших, акушерки, включая старших в акушерском, акушерском физиологическом, акушерском обсервационном, акушерской патологии беременности, гинекологическом отделениях, имеющих хирургический профиль стационаров.
Действующее законодательство, предусматривая возможность льготного исчисления (год работы за год и шесть месяцев стажа) периодов работы в медицинских учреждениях, применительно к рассматриваемому спору, определяет одновременно нескольких условий: работа должна протекать в подразделениях, указанных в перечнях, на соответствующих должностях, указанных в нем же. Именно совокупность этих условий свидетельствует о таком характере работы, специфике выполнения функциональных обязанностей в соответствии с указанными в перечне должностями, которые существенно отличаются по уровню сложности и напряженности с выполнением должностных обязанностей другими работниками медицинского персонала.
При определении права на назначение досрочной страховой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, обязательным и единственным основанием является соблюдение требований, содержащихся в Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ и постановлениях Правительства Российской Федерации, изданных в целях реализации указанного федерального закона.
Для того чтобы приобрести право на досрочную страховую пенсию по старости необходимо, чтобы работа имела место в учреждениях, отделениях, предусмотренных соответствующим Списком и одновременно в указанных в этом Списке должностях. В противном случае право на такую пенсию отсутствует. Это общее правило, которое применяется ко всем вышеуказанным Спискам.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24.01.2008 г. № 40-О-О высказал правовую позицию, в соответствии с которой определение какого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками связано с установлением объективных критериев оценки условий и характера труда в той или иной должности, зависит от вида и профиля деятельности соответствующего учреждения и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, утверждающего и корректирующего исходя из этих критериев списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, что исключает возможность их произвольного истолкования.
Выделение законодателем определенных категорий медицинских работников и предоставление им возможности более раннего ухода на пенсию в связи с исчислением их специального стажа в льготном порядке обусловлено осуществлением ими деятельности, сопряженной с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером их профессиональной деятельности, осуществляемой на постоянной основе.
К таким медицинским работникам законодатель относит средний медицинский персонал, отделений хирургического профиля (гинекологические, родовые (родильные)), а именно операционные медицинские сестры, включая старших; акушерки, включая старших; медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом. Перечень должностей Списков № 1066 и № 781 является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с п.16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, вопрос о тождественности выполняемых истицей функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на льготное исчисление периода работ при назначении пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истицы.
Между тем таких доказательств материалы дела не содержат, доказательств исполнения истицей должностных обязанностей в качестве акушерки с непосредственной занятостью в отделении хирургического профиля, а также, что данная деятельность являлась для истицы основной и осуществлялась ею постоянно, а не имела эпизодический характер, не представлено.
При этом факт выполнения истицей профессиональной деятельности старшей акушерки общебольничного медицинского персонала перинатального центра ОГБУЗ «Городская больница № 2 г.Белгорода» без установления факта занятости в отделении хирургического профиля не свидетельствует о тождественности выполняемых ею в спорный период времени функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), а так же виде (типе) учреждения (организации), которые дают право на включение периода работы в стаж в льготном порядке и досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Выполнение работы в должности акушерки в учреждении и отделение хирургического профиля, поименованном Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, применявшимся при оценке права на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, является обязательным условием, при котором профессиональный стаж может быть зачтен в специальный стаж в льготном порядке.
В данном случае указанное обязательное условие отсутствует.
Кроме того, следует отметить, что в силу ст.14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды работы и иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичное положение изложено в п.15 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
Истица зарегистрирована в качестве застрахованного лица в системе пенсионного обязательного страхования с 30.07.1998 г.
Как следует из выписки из индивидуального (персонифицированного) учета застрахованного лица работодателем не подтвержден факт льготной работы истицы, подлежащий включению в медицинский стаж в льготном исчислении.
Так, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Калашниковой О.Г., а также в перечне рабочих мест, наименований, профессий и должностей занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение страховой пенсии, работодателем спорный период с 14.06.2017 г. по 30.11.2018 г. в должности старшей акушерки общебольничного медицинского персонала перинатального центра ОГБУЗ «Городская больница № 2 г.Белгорода» проставлен с кодом льготной работы - «27-ГД» (Лечебная и иная работа по охране здоровья населения в городах), при этом для включения в медицинский стаж в льготном исчислении необходим код «27-ГДХР» (Лечебная работа в городах, связанная с хирургией).
Таким образом, код льготных условий «27-ГД» позволяет засчитывать медицинский стаж лишь в календарном исчислении, а код льготы «27-ГДХР» - засчитать стаж в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Данных, подтверждающих тот факт, что работодателем в пенсионный орган переданы неверные сведения об истице, как застрахованном лице, в том числе о периодах ее деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, не представлено. Данные действия работодателя истицей не оспорены.
С учетом указанных обстоятельств и приведенных положений закона, судебная коллегия приходит к выводу о том, что пенсионным органом спорный период работы истицы, в том числе период ее пребывания в командировке обоснованно зачтен пенсионным органом в календарном исчислении, оснований для исчисления этого периода в льготном исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, не имеется.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает доводы апелляционной жалобы ответчика обоснованными, заслуживающими внимания и подлежащей удовлетворению, а решение суда первой инстанции в оспариваемой части подлежит отмене с принятием в этой части в силу ч.2 ст.328 ГПК РФ нового решения об отказе в иске.
В остальной части решение суда не оспаривается в связи с чем, в силу ч.2 ст.327.1 ГПК РФ судебной коллегией не проверяется и подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст.ст.327.1, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Свердловского районного суда г.Белгорода от 30 июля 2021 года по делу по иску Калашниковой Ольги Геннадьевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Белгородской области о включении в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периодов работы, - отменить в части включения в льготный стаж работы Калашниковой О.Г. периода ее работы с 14.06.2017 г. по 30.11.2018 г. и периода нахождения в служебной командировке с 05.06.2018 г. по 07.06.2018 г. в должности старшей акушерки общебольничного медицинского персонала перинатального центра ОГБУЗ «Городская больница № 2 г.Белгорода».
Принять в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Калашниковой О.Г. о возложении на ГУ - ОПФР по Белгородской области обязанности включить в льготный стаж в исчислении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периода ее работы с 14.06.2017 г. по 30.11.2018 г., в том числе периода нахождения в служебной командировке с 05.06.2018 г. по 07.06.2018 г. в должности старшей акушерки общебольничного медицинского персонала перинатального центра ОГБУЗ «Городская больница № 2 г.Белгорода», - отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Свердловский районный суд г.Белгорода.
Председательствующий
Судьи