Дело № 2-252/2023
УИД44RS0013-01-2023-000175-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2023 г. п. Красное-на-Волге
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Буровой Е.И.,
при секретаре Васильевой О.Д.,
с участием представителя истца Шаровой А.Н. - Кузнецовой Е.А., представителя ответчика администрации Красносельского муниципального района Костромской области Николаевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаровой А.Н. к администрации Красносельского муниципального района Костромской области об обязании предоставить в собственность за плату земельные участки, подготовить договоры купли-продажи,
установил:
Шарова А.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействие в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами № расположенных по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства и об обязании администрацию Красносельского муниципального района Костромской области повторно в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявления о предоставлении в собственность за плату вышеуказанных земельных участков. Требования мотивированы тем, что ей (Шаровой А.Н.) на праве аренды предоставлены следующие земельные участки: 1) по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства на 20 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН) ДД.ММ.ГГГГ. К договору заключены соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с последним, она (Шарова А.Н.) является арендатором земельного участка. На земельном участке находятся строения: жилой дом с кадастровым номером № баня с кадастровым номером № хозяйственная постройка с кадастровым номером №. 2) По договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства на 20 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. К договору заключены соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. На земельном участке находятся строения: жилой дом с кадастровым номером №; хозяйственная постройка с кадастровым номером № Право собственности на все строения зарегистрировано в ЕГРН. Для выкупа земельных участков с целью эксплуатации находящихся на них объектов она обратилась с соответствующими заявлениями в администрацию Красносельского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ. На заявления от администрации Красносельского муниципального района получены ответы от ДД.ММ.ГГГГ №з, №з о рассмотрении вопроса о предоставлении в собственность участков после рассмотрения Красносельским районным судом исковых заявлений о расторжении договоров аренды. Считает бездействие администрации в предоставлении в собственность земельных участков незаконным, поскольку в соответствии с действующим земельным законодательством, она имеет исключительное право на приобретение вышеуказанных земельных участков в собственность, договоры арены являются действующими, у администрации Красносельского муниципального района оснований откладывать рассмотрение вопроса о предоставлении ей в собственность спорных земельных участков не имеется.
В ходе судебного разбирательства представитель Шаровой А.Н. по доверенности Кузнецова Е.А. уточнила заявленные требования: просила обязать администрацию Красносельского муниципального района Костромской области в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Шаровой А.Н. в собственность за плату земельные участки с кадастровыми номерами № расположенные по адресу: <адрес> обязать ответчика подготовить договор купли-продажи. При этом пояснила, что Шарова А.Н. была вынуждена обратиться в суд, поскольку администрация Красносельского муниципального района Костромской области нарушила исключительное право Шаровой А.Н. на приобретение спорных земельных участков в собственность. В связи с изложенным просила перейти к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
На основании определения Красносельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Истец Шарова А.Н., надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимает.
В судебном заседании представитель истца Шаровой А.Н. по доверенности Кузнецова Е.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно указала, что исковые заявления администрации Красносельского муниципального района, предъявленные к Шаровой А.Н., о расторжении договоров аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № определениями Красносельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно, вступившими в законную силу, оставлены без рассмотрения ввиду несоблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора. Таким образом, в настоящее время указанные договоры аренды являются действующими. Разрешенное использование указанных земельных участков: для ведения личного подсобного хозяйства, на них находятся объекты недвижимости, как основные строения, так и вспомогательные, они зарегистрированы в ЕГРН. Следовательно, у администрации нет оснований для непредоставления истцу спорных земельных участков в собственность, поскольку Шарова А.Н. имеет преимущественное право на основании положений ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ).
Представитель ответчика администрации Красносельского муниципального района Костромской области по доверенности Николаева Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по земельным вопросам, на котором рассматривались заявления Шаровой А.Н. о предоставлении ей спорных земельных участков в собственность без проведения торгов, с кадастровыми номерами №. Было принято коллегиальное решение об отказе в предоставление в собственность Шаровой А.Н. указанных земельных участков на основании приказа Минкульта, который вступил в законную силу в ДД.ММ.ГГГГ г., по причине того, что спорные земельные участки расположены в зоне Л-1 (в которой находятся объекты культурного наследия) и что в указанных зонах запрещается размещение объектов капитального строительства. На этом основании просила отказать в удовлетворении заявленных требований. При этом указала, что в генеральный план и Правила землепользования и застройки, данные сведения пока не внесены, по генеральному плану договор заключен с подрядчиком, окончательный срок ДД.ММ.ГГГГ, протокол заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ суду не представила.
На основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса - истца Шаровой А.Н., с участием ее представителя Кузнецовой Е.А.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 35 ЗК РФ собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса.
В силу п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 2 данной статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного кодекса.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениями пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В силу п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в решении должны быть указаны все основания отказа (пп 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ).
Подпунктами 1 и 14 ст. 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Анализ приведенных законоположений в своей совокупности указывает на обязательность оценки соответствия использования испрашиваемых земельных участков их целевому назначению при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между администрацией Красносельского муниципального района Костромской области (Арендодатель) и М.В.Э. (Арендатор) заключены следующие договоры аренды на земельные участки: 1) договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34-40). К договору заключены соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45, 46), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47, 48), в соответствии с которым арендатором является Шарова А.Н. Составлен передаточный акт (л.д. 41). На земельном участке находятся строения: жилой дом, общей площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером № нежилое строение (баня) общей площадью 20 кв.м, с кадастровым номером №; хозяйственная постройка, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № правообладателем которых является Шарова А.Н., что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости (л.д. 50-54, 55-57, 58-60). 2) Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-17). К договору заключены соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18, 19), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20, 21) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22, 23), в соответствии с которым арендатором является Шарова А.Н.; составлен передаточный акт (л.д. 24). На земельном участке находятся строения: жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № хозяйственная постройка, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № правообладателем которых является Шарова А.Н., что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости (л.д. 25-29, 30-32).
Данные обстоятельства административным ответчиком не оспариваются.
ДД.ММ.ГГГГ Шарова А.Н. обратилась в администрацию Красносельского муниципального района с заявлениями о предоставлении ей в собственность за плату вышеуказанных земельных участков для эксплуатации принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимого имущества, расположенных в границах вышеуказанных земельных участков (л.д. 9, 34).
Администрацией Красносельского муниципального района информационными письмами от ДД.ММ.ГГГГ с исходящими номерами № № были даны ответы на заявления Шаровой А.Н., согласно которым администрацией в порядке ст. 39.20 ЗК РФ отказано в предоставлении в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №; земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №; поскольку администрацией Красносельского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ подано исковое заявление в суд по расторжению договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, № (л.д. 10, 33).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
Администрация Красносельского муниципального района в информационных письмах от ДД.ММ.ГГГГ с исходящими номерами № сослалась на обращение в суд с иском по расторжению договоров аренды, с указанием на то, что после вступления решения суда в законную силу, вопрос о предоставлении в собственность спорных земельных участков будет рассмотрен вновь.
Между тем такое основание для отказа в предоставлении земельного участка нормами действующего законодательства, а именно ст. 39.16 ЗК РФ, не предусмотрено. Фактически заявления Шаровой А.Н. о предоставлении ей в собственность спорных земельных участков, по существу рассмотрены не были, что противоречит положениям ст. 39.17 ЗК РФ.
Кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось представителем ответчика, на момент направления ДД.ММ.ГГГГ администрацией Красносельского муниципального района в адрес Шаровой А.Н. информационных писем с исходящими номерами № договоры аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, № являлись действующими. Действуют они и на момент рассмотрения настоящего дела. Как следует из материалов дела, определениями Красносельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно, вступившими в законную силу, исковые заявления администрации Красносельского муниципального района к Шаровой А.Н. о расторжении договоров аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ №, № оставлены без рассмотрения ввиду несоблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора. Впоследствии каких-либо иных действий, направленных на расторжение указанных договоров аренды, администрация Красносельского муниципального района не предпринимала.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с абз. 6 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В силу положений ст. 13 ГК РФ и ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые Законом интересы гражданина, в том числе в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В силу ст. 11 ГК РФ, суд защищает нарушенные гражданские права.
Согласно ст. 12 ГК РФ способами защиты права являются: восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии со ст. ст. 39.2, 39.3, 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность, без проведения торгов имеют собственники зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Разрешая требования Шаровой А.Н. об обязании администрацию Красносельского муниципального района предоставить ей в собственность за плату спорные земельные участки, суд исходит из следующего.
Как следует из ЕГРН за Шаровой А.Н. зарегистрировано право собственности на следующие объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №: с ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № с ДД.ММ.ГГГГ на нежилое строение (баня) общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №; с ДД.ММ.ГГГГ на хозяйственную постройку, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № (л.д. 50-54, 55-57, 58-60).
Также за Шаровой А.Н. зарегистрировано право собственности на следующие объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №: с ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №; с ДД.ММ.ГГГГ на хозяйственную постройку, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № (л.д. 25-29, 30-32).
Согласно данным ЕГРН, земельные участки с кадастровыми номерами № и №, расположенные по адресу: <адрес>, площадью по <данные изъяты> кв.м каждый, относятся к категории земель- земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Доводы представителя ответчика о том, что спорные земельные участки расположены в зоне Л-1 (в которой находятся объекты культурного наследия) суд находит несостоятельными, поскольку как пояснил представитель администрации Красносельского муниципального района в судебном заседании, в настоящее время данные сведения в генеральный план и правила землепользования и застройки не внесены.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что Шарова А.Н. является собственником строений, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, сформированными в установленном законом порядке и поставленным на кадастровый учет в существующих границах, площадью по <данные изъяты> кв.м, относящихся к населенным пунктам, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, суд приходит к выводу, что требования Шаровой А.Н. об обязании администрацию Красносельского муниципального района Костромской области предоставить ей (Шаровой А.Н.) в собственность за плату земельные участки площадью по 1 000 кв.м каждый, с кадастровыми номерами № и №, расположенные по адресу: <адрес>, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пп 1 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
Учитывая, что отказ администрации Красносельского муниципального района в предоставлении Шаровой А.Н. спорных земельных участков в собственность за плату, является незаконным, оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении Шаровой А.Н. земельных участков в ходе рассмотрения дела не установлено, суд приходит к выводу о том, что на администрацию Красносельского муниципального района следует возложить обязанность подготовить проект договоров купли-продажи земельных участков площадью по <данные изъяты> кв.м каждый, с кадастровыми номерами № и №, расположенных по адресу: <адрес>.
Таким образом, исковые требования Шаровой А.Н. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Шаровой А.Н. к администрации Красносельского муниципального района Костромской области об обязании предоставить в собственность за плату земельные участки, подготовить договоры купли-продажи, - удовлетворить.
Обязать администрацию Красносельского муниципального района Костромской области, ОКПО <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, ИНН/КПП <данные изъяты> в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Шаровой А.Н., <данные изъяты> в собственность за плату земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Красносельского муниципального района Костромской области в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу подготовить проект договоров купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> и земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Красносельский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.И. Бурова
Мотивированное решение суда изготовлено 31 мая 2023 г.
Судья Е.И. Бурова
УИД44RS0013-01-2023-000175-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 мая 2023 г. п. Красное-на-Волге
Красносельский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Буровой Е.И.,
при секретаре Васильевой О.Д.,
с участием представителя истца Шаровой А.Н. - Кузнецовой Е.А., представителя ответчика администрации Красносельского муниципального района Костромской области Николаевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаровой А.Н. к администрации Красносельского муниципального района Костромской области об обязании предоставить в собственность за плату земельные участки, подготовить договоры купли-продажи,
установил:
Шарова А.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Красносельского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействие в предоставлении в собственность земельных участков с кадастровыми номерами № расположенных по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства и об обязании администрацию Красносельского муниципального района Костромской области повторно в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявления о предоставлении в собственность за плату вышеуказанных земельных участков. Требования мотивированы тем, что ей (Шаровой А.Н.) на праве аренды предоставлены следующие земельные участки: 1) по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства на 20 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в Едином государственном реестре недвижимости (далее ЕГРН) ДД.ММ.ГГГГ. К договору заключены соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с последним, она (Шарова А.Н.) является арендатором земельного участка. На земельном участке находятся строения: жилой дом с кадастровым номером № баня с кадастровым номером № хозяйственная постройка с кадастровым номером №. 2) По договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства на 20 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. К договору заключены соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. На земельном участке находятся строения: жилой дом с кадастровым номером №; хозяйственная постройка с кадастровым номером № Право собственности на все строения зарегистрировано в ЕГРН. Для выкупа земельных участков с целью эксплуатации находящихся на них объектов она обратилась с соответствующими заявлениями в администрацию Красносельского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ. На заявления от администрации Красносельского муниципального района получены ответы от ДД.ММ.ГГГГ №з, №з о рассмотрении вопроса о предоставлении в собственность участков после рассмотрения Красносельским районным судом исковых заявлений о расторжении договоров аренды. Считает бездействие администрации в предоставлении в собственность земельных участков незаконным, поскольку в соответствии с действующим земельным законодательством, она имеет исключительное право на приобретение вышеуказанных земельных участков в собственность, договоры арены являются действующими, у администрации Красносельского муниципального района оснований откладывать рассмотрение вопроса о предоставлении ей в собственность спорных земельных участков не имеется.
В ходе судебного разбирательства представитель Шаровой А.Н. по доверенности Кузнецова Е.А. уточнила заявленные требования: просила обязать администрацию Красносельского муниципального района Костромской области в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Шаровой А.Н. в собственность за плату земельные участки с кадастровыми номерами № расположенные по адресу: <адрес> обязать ответчика подготовить договор купли-продажи. При этом пояснила, что Шарова А.Н. была вынуждена обратиться в суд, поскольку администрация Красносельского муниципального района Костромской области нарушила исключительное право Шаровой А.Н. на приобретение спорных земельных участков в собственность. В связи с изложенным просила перейти к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
На основании определения Красносельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Истец Шарова А.Н., надлежащим образом уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принимает.
В судебном заседании представитель истца Шаровой А.Н. по доверенности Кузнецова Е.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно указала, что исковые заявления администрации Красносельского муниципального района, предъявленные к Шаровой А.Н., о расторжении договоров аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № определениями Красносельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно, вступившими в законную силу, оставлены без рассмотрения ввиду несоблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора. Таким образом, в настоящее время указанные договоры аренды являются действующими. Разрешенное использование указанных земельных участков: для ведения личного подсобного хозяйства, на них находятся объекты недвижимости, как основные строения, так и вспомогательные, они зарегистрированы в ЕГРН. Следовательно, у администрации нет оснований для непредоставления истцу спорных земельных участков в собственность, поскольку Шарова А.Н. имеет преимущественное право на основании положений ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ).
Представитель ответчика администрации Красносельского муниципального района Костромской области по доверенности Николаева Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по земельным вопросам, на котором рассматривались заявления Шаровой А.Н. о предоставлении ей спорных земельных участков в собственность без проведения торгов, с кадастровыми номерами №. Было принято коллегиальное решение об отказе в предоставление в собственность Шаровой А.Н. указанных земельных участков на основании приказа Минкульта, который вступил в законную силу в ДД.ММ.ГГГГ г., по причине того, что спорные земельные участки расположены в зоне Л-1 (в которой находятся объекты культурного наследия) и что в указанных зонах запрещается размещение объектов капитального строительства. На этом основании просила отказать в удовлетворении заявленных требований. При этом указала, что в генеральный план и Правила землепользования и застройки, данные сведения пока не внесены, по генеральному плану договор заключен с подрядчиком, окончательный срок ДД.ММ.ГГГГ, протокол заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ суду не представила.
На основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса - истца Шаровой А.Н., с участием ее представителя Кузнецовой Е.А.
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 3 ст. 35 ЗК РФ собственник здания, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу.
Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса.
В силу п. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 6 пункта 2 данной статьи. Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 названного кодекса.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениями пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка.
В силу п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем двадцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
По результатам рассмотрения заявления уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в решении должны быть указаны все основания отказа (пп 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ).
Подпунктами 1 и 14 ст. 39.16 ЗК РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в случаях, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка.
Анализ приведенных законоположений в своей совокупности указывает на обязательность оценки соответствия использования испрашиваемых земельных участков их целевому назначению при решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между администрацией Красносельского муниципального района Костромской области (Арендодатель) и М.В.Э. (Арендатор) заключены следующие договоры аренды на земельные участки: 1) договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 34-40). К договору заключены соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 45, 46), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47, 48), в соответствии с которым арендатором является Шарова А.Н. Составлен передаточный акт (л.д. 41). На земельном участке находятся строения: жилой дом, общей площадью <данные изъяты>, с кадастровым номером № нежилое строение (баня) общей площадью 20 кв.м, с кадастровым номером №; хозяйственная постройка, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № правообладателем которых является Шарова А.Н., что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости (л.д. 50-54, 55-57, 58-60). 2) Договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ № земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11-17). К договору заключены соглашения о передаче прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18, 19), от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20, 21) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22, 23), в соответствии с которым арендатором является Шарова А.Н.; составлен передаточный акт (л.д. 24). На земельном участке находятся строения: жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № хозяйственная постройка, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № правообладателем которых является Шарова А.Н., что подтверждается выписками из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости (л.д. 25-29, 30-32).
Данные обстоятельства административным ответчиком не оспариваются.
ДД.ММ.ГГГГ Шарова А.Н. обратилась в администрацию Красносельского муниципального района с заявлениями о предоставлении ей в собственность за плату вышеуказанных земельных участков для эксплуатации принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимого имущества, расположенных в границах вышеуказанных земельных участков (л.д. 9, 34).
Администрацией Красносельского муниципального района информационными письмами от ДД.ММ.ГГГГ с исходящими номерами № № были даны ответы на заявления Шаровой А.Н., согласно которым администрацией в порядке ст. 39.20 ЗК РФ отказано в предоставлении в собственность земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №; земельного участка, площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №; поскольку администрацией Красносельского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ подано исковое заявление в суд по расторжению договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, № (л.д. 10, 33).
Статья 39.16 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов
Администрация Красносельского муниципального района в информационных письмах от ДД.ММ.ГГГГ с исходящими номерами № сослалась на обращение в суд с иском по расторжению договоров аренды, с указанием на то, что после вступления решения суда в законную силу, вопрос о предоставлении в собственность спорных земельных участков будет рассмотрен вновь.
Между тем такое основание для отказа в предоставлении земельного участка нормами действующего законодательства, а именно ст. 39.16 ЗК РФ, не предусмотрено. Фактически заявления Шаровой А.Н. о предоставлении ей в собственность спорных земельных участков, по существу рассмотрены не были, что противоречит положениям ст. 39.17 ЗК РФ.
Кроме того, как установлено в ходе судебного разбирательства и не оспаривалось представителем ответчика, на момент направления ДД.ММ.ГГГГ администрацией Красносельского муниципального района в адрес Шаровой А.Н. информационных писем с исходящими номерами № договоры аренды от ДД.ММ.ГГГГ №, № являлись действующими. Действуют они и на момент рассмотрения настоящего дела. Как следует из материалов дела, определениями Красносельского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ соответственно, вступившими в законную силу, исковые заявления администрации Красносельского муниципального района к Шаровой А.Н. о расторжении договоров аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ №, № оставлены без рассмотрения ввиду несоблюдения обязательного досудебного порядка урегулирования спора. Впоследствии каких-либо иных действий, направленных на расторжение указанных договоров аренды, администрация Красносельского муниципального района не предпринимала.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с абз. 6 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В силу положений ст. 13 ГК РФ и ст. 61 ЗК РФ ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые Законом интересы гражданина, в том числе в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
В силу ст. 11 ГК РФ, суд защищает нарушенные гражданские права.
Согласно ст. 12 ГК РФ способами защиты права являются: восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В соответствии с п. 1 ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно п. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии со ст. ст. 39.2, 39.3, 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность, без проведения торгов имеют собственники зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Разрешая требования Шаровой А.Н. об обязании администрацию Красносельского муниципального района предоставить ей в собственность за плату спорные земельные участки, суд исходит из следующего.
Как следует из ЕГРН за Шаровой А.Н. зарегистрировано право собственности на следующие объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №: с ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № с ДД.ММ.ГГГГ на нежилое строение (баня) общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №; с ДД.ММ.ГГГГ на хозяйственную постройку, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № (л.д. 50-54, 55-57, 58-60).
Также за Шаровой А.Н. зарегистрировано право собственности на следующие объекты недвижимости, расположенные на земельном участке с кадастровым номером №: с ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №; с ДД.ММ.ГГГГ на хозяйственную постройку, общей площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № (л.д. 25-29, 30-32).
Согласно данным ЕГРН, земельные участки с кадастровыми номерами № и №, расположенные по адресу: <адрес>, площадью по <данные изъяты> кв.м каждый, относятся к категории земель- земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Доводы представителя ответчика о том, что спорные земельные участки расположены в зоне Л-1 (в которой находятся объекты культурного наследия) суд находит несостоятельными, поскольку как пояснил представитель администрации Красносельского муниципального района в судебном заседании, в настоящее время данные сведения в генеральный план и правила землепользования и застройки не внесены.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что Шарова А.Н. является собственником строений, расположенных на земельных участках с кадастровыми номерами № и №, сформированными в установленном законом порядке и поставленным на кадастровый учет в существующих границах, площадью по <данные изъяты> кв.м, относящихся к населенным пунктам, с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, суд приходит к выводу, что требования Шаровой А.Н. об обязании администрацию Красносельского муниципального района Костромской области предоставить ей (Шаровой А.Н.) в собственность за плату земельные участки площадью по 1 000 кв.м каждый, с кадастровыми номерами № и №, расположенные по адресу: <адрес>, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пп 1 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ.
Учитывая, что отказ администрации Красносельского муниципального района в предоставлении Шаровой А.Н. спорных земельных участков в собственность за плату, является незаконным, оснований, предусмотренных ст. 39.16 ЗК РФ для отказа в предоставлении Шаровой А.Н. земельных участков в ходе рассмотрения дела не установлено, суд приходит к выводу о том, что на администрацию Красносельского муниципального района следует возложить обязанность подготовить проект договоров купли-продажи земельных участков площадью по <данные изъяты> кв.м каждый, с кадастровыми номерами № и №, расположенных по адресу: <адрес>.
Таким образом, исковые требования Шаровой А.Н. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 -199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Шаровой А.Н. к администрации Красносельского муниципального района Костромской области об обязании предоставить в собственность за плату земельные участки, подготовить договоры купли-продажи, - удовлетворить.
Обязать администрацию Красносельского муниципального района Костромской области, ОКПО <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, ИНН/КПП <данные изъяты> в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу предоставить Шаровой А.Н., <данные изъяты> в собственность за плату земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> и земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Красносельского муниципального района Костромской области в течение пяти дней со дня вступления решения суда в законную силу подготовить проект договоров купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес> и земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Костромской областной суд через Красносельский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.И. Бурова
Мотивированное решение суда изготовлено 31 мая 2023 г.
Судья Е.И. Бурова