№2-3660/2024
УИД66RS0001-01-2024-001398-53
Мотивированное решение изготовлено 09.08.2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 августа 2024 года г. Екатеринбурга
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга в составе
председательствующего судьи Мурзагалиевой А.З.,
при секретаре судебного заседания Зотовой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску <ФИО>2, <ФИО>3 к Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о признании незаконным бездействие, обязании обеспечить проведение работ по ремонту индивидуального теплового пункта, обязании включить в комиссию по приемке работ представителя ресурсоснабжающей организации, взыскании судебной неустойки,
УСТАНОВИЛ:
<ФИО>2, <ФИО>3 обратились в суд к Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области (далее по тексту – Фонд) с вышеуказанным иском, мотивировав свои требования следующим.
Истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д.62, кор. 2 (далее по тексту - МКД). Управление многоквартирным домом осуществляет ООО «Фонд Радомир», средства собственников помещений для проведения капитального ремонта многоквартирного дома формируются на счёте Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области. Статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 261-ФЗ) установлена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учёта потреблённых коммунальных ресурсов (далее по тексту - ОДПУ) и обеспечению их надлежащей эксплуатации. Пунктом 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, предусмотрено, что установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. Следовательно, установка ОДПУ в период капитального ремонта обязательна в силу прямого указания закона.
Постановлением Правительства Свердловской области от 03.09.2020 № 607-ПП утверждена краткосрочная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Свердловской области на 2021 - 2023 годы. МКД №62 корп. 2 по пр. Ленина в г. Екатеринбург включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021 - 2023 годы (в приложении№1 - № 2825). Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 07.10.2019 № 2388 данный МКД включён в краткосрочный план региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории муниципального образования г. Екатеринбург на 2021- 2023 годы. Согласно Приложения № 1, срок проведения капитального ремонта данного МКД - 2021 год.
Протоколом № 1 от 28.12.2020 внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД, расположенном по адресу: пр-т Ленина, д.62, кор. 2 утверждены перечень и стоимость работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, в том числе: ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; системы теплоснабжения; системы холодного и горячего водоснабжения; системы водоотведения; ремонт крыши (кровли); ремонт подвальных помещений; ремонт фасада МКД. Утверждён источник финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества МКД - средства фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, сформированные на счете регионального оператора за счет уплаченных собственниками помещений в МКД взносов на капитальный ремонт, исходя из минимального размера взноса, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Общим собранием собственников МКД утверждена стоимость капитального ремонта системы теплоснабжения в размере 6 237 316,14 руб. Лицом, уполномоченным от имени всех собственников помещений в МКД участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе, подписывать соответствующие акты, выбран собственник <адрес>, председатель Совета МКД <ФИО>3
Письмом от 30.08.2021 управляющая компания ООО «Фонд Радомир» сообщила собственникам МКД, в лице председателя Совета МКД <ФИО>3, о получении от ресурсоснабжающей организации МУП «Екатеринбургэнерго» технических условий на реконструкцию системы отопления и ГВС для установки узлов коммерческого учёта тепловой энергии и теплоносителя. Последующим письмом от 27.09.2021 ООО «Фонд Радомир» сообщило о наличии технической возможности установки ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя в помещении индивидуального теплового пункта МКД (далее по тексту - ИТП). 11.10.2021 ООО «Фонд Радомир» сообщило, что поскольку
работы по капитальному ремонту системы теплоснабжения не завершены, то
информация, необходимая для проведения общего собрания собственников по вопросу
установки ОДПУ, будет направлена в адрес Совета дома после завершения работ по
капитальному ремонту системы теплоснабжения, согласования исполнительной
документации на ремонт системы теплоснабжения ресурсоснабжающей организацией
(далее по тексту - РСО), передачи МКД в эксплуатацию после капитального ремонта общего имущества МКД.
Истцы неоднократно запрашивали информацию у ООО «Фонд Радомир» о состоянии работ, связанных с установкой ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя. В ответах на запросы ООО «Фонд Радомир» систематически сообщало, что проектная организация проводит работу по согласованию рабочей документации по реконструкции системы отопления, ГВС и ИТП после очередных замечаний, выданных РСО ЕМУП «Екатеринбургэнерго».
Статьей 31 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту - Закон № 384-ФЗ) определено, что в проектной документации должно быть предусмотрено оснащение зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
30.12.2019 между Фондом и проектной организацией ООО «УК БлагоДар» заключен договор № 491/ПСД – 20 на разработку проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта системы теплоснабжения, в том числе, ремонт ИТП с учётом требований закона об оснащении МКД общедомовыми приборами учёта тепловой энергии и теплоносителя в период капитального ремонта. Обязанность по выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем (теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения) в МКД возложена на организацию ИП <ФИО>6, на основании договора от 03.03.2021 № 129/CMII-21.
В связи с неисполнением подрядчиком ООО «УК БлагоДар работ по разработке и согласованию проектной документации, необходимой для ремонта ИТП с целью последующей установки собственниками ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя, председателем Совета МКД <ФИО>3 в мае 2022 года в адрес Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее по тексту – Министерство ЖКХ) направлено письменное обращение о принятии мер к Фонду, как лицу, ответственному за надлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями. В ответе от 29.03.2022 Министерство ЖКХ проинформировало, что в ходе выполнения работ по капитальному ремонту выявлена необходимость внесения изменений в проектную документацию в части увеличения площади поверхности нагрева теплообменного оборудования, установленного в МКД, с целью корректной работы ИТП и соблюдения нормативных параметров теплоносителя. В апреле 2023 года <ФИО>3 вынужден повторно обратиться с данным вопросом в Министерство ЖКХ. В ответе от 03.05.2023 указано, что для разрешения данного вопроса необходима доработка проектно-сметной документации. С целью урегулирования этого вопроса Региональным оператором запланировано техническое совещание с представителями Администрации города Екатеринбурга и РСО МУП «Екатериноургэнерго». Согласно письма Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга от 09.08.2023, на совещании, проводимом 17.05.2023 у заместителя начальника Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга присутствовали представители МУП «Екатеринбургэнерго», управляющей компании ООО «Фонд Радомир», представители Фонда, на котором принято решение: о необходимости выполнения в межотопительный период 2023 года работ по устройству раздельного учёта потребления в корпусах многоквартирного дома, расположенного по адресу: пр. Ленина, 62; Фонду рекомендовано направить в адрес МУП «Екатеринбургэнерго» и Управления жилищного и коммунального хозяйстваАдминистрации г. Екатеринбурга проектные решения и сметный расчёт по переподключению 2 пристроенных нежилых помещений, в срок до 24.05.2023. МУП «Екатеринбургэнерго» обязано рассмотреть проектные решения подключения 2 нежилых помещений, в срок до 26.05.2023. Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга - осуществлять координацию действий участников совещаний по согласованию проектных решений. По результатам совещания, проведённого 16.05.2023, принято решение о разработке проектного решения и сметного расчёта для переподключения системы теплоснабжения и устройства ИТП в пристроенных нежилых помещениях спорного дома. Специализированной проектной организацией ООО «УК БлагоДар» подготовлена проектно - сметная документация, которая передана в управляющую организацию ООО «Фонд Радомир» для направления её в МУП «Екатеринбургэнерго» на согласование.
Согласно письма МУП «Екатеринбургэнерго» от 08.02.2024, в соответствии с протоколом совещания, проводимом 17.05.2023, у заместителя начальника Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга РСО рассмотрело проектную документацию по капитальному ремонту жилого дома по проспекту Ленина, 62/2 и письмом № 1446 от 01.06.2023 направило в адрес заместителя начальника Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга замечания по проекту. Вместе с тем, из текста представленного МУП «Екатеринбургэнерго» письма от 08.02.2024 следует, что, по состоянию на февраль 2024 года, Региональным фондом ведётся корректировка проектной документации.
Во исполнение положений Жилищного кодекса Российской Федерации о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования на территории Свердловской области принят и действует Закон Свердловской области от 19 декабря 2013 г. № 127-03 «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» (далее по тексту - Закон № 127-03). Постановлением Правительства Свердловской области № 306-ПП от 22.04.2014 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы. Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2023 № 1313-ПП. в качестве регионального оператора, который осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области, создан Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области. Положениями п. 9 ст. 2 Закона № 127-03 определено, что это специализированная некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитальною ремонта общего имущества в многоквартирных домах, создаваемая Свердловской областью в соответствии с федеральным законом в организационно-правовой форме фонда. Согласно Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 06.11.2019 № 445 «Об определении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также в многоквартирном доме, отнесенном к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, на 2020 и 2021 годы» в состав работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения входит ремонт ИТП. В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 17 Закона № 127-03 к обязанностям Фонда относится, в том числе, разработка проектной документации. Согласно краткосрочного плана региональной программы капитального ремонта общего имущества капитальный ремонт в спорном МКД должен был закончиться в декабре 2021 года.
В мае 2022 года Фондом предоставлен итоговый акт сдачи-приёмки результатов выполненных работ, в связи с завершением работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, который не был подписан со стороны собственников, поскольку при ремонте теплоснабжения не был выполнен ремонт узла управления ЦО в необходимом объёме, так как, на момент составления итогового акта в ИТП, по -прежнему отсутствует возможность установки ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2022 № 946-1111 «О внесении изменений в Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021-2023 годы на территории Свердловской области, утвержденном постановлением Правительства Свердловской области от 03.09.2020г № 607-ПП данный МКД включен в перечень домов, подлежащих капитальному ремонту в 2023 году (приложение №1 - № 3339). Соответствующие изменения были внесены Постановлением Администрации г. Екатеринбурга № 548 от 06.03.2023 в краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021 - 2023 годы на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
Однако данным МКД не включён в перечень краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2024 - 2026 годы на территории муниципального образования «г. Екатеринбург», утверждённый Постановлением Администрации г. Екатеринбурга № 2471 от 14.09.2023. Следовательно, по состоянию на 01.01.2024, спорный дом числится как дом, в котором в полном объеме выполнен капитальный ремонт по краткосрочным планам 2021-2023 годов. Вместе с тем, на момент подачи искового заявления работы по ремонту ИТП, обеспечивающие возможность установки ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя в данном МКД не выполнены.
Таким образом, по мнению истцом, спорный дом введён в эксплуатацию после капитального ремонта с нарушением требований п.6 ст. 11 Закона № 261-ФЗ, согласно которому не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Частью 6 ст. 182 ЖК РФ установлено, что региональный оператор перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором. Из данной статьи следует, что жилищным законодательством установлена ответственность именно Фонда за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, при которой, в силу прямого указания закона, ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома. При этом, ч. 6 ст. 182 ЖК РФ какие-либо ограничения ответственности регионального оператора за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором, не установлены. Фонд отвечает за действия подрядной организации перед собственниками в соответствии с принципом полного возмещения убытков. Пунктом 3 ч. 1 ст. 180 ЖК РФ на Фонд возложена функция технического заказчика работ по капитальному ремонту, деятельность которого направлена на осуществление организационного обеспечения процесса по капитальному ремонту общего имущества МКД (планирование, конкурсный отбор подрядчиков, заключении договоров, контроль их исполнения, приемка результатов выполненных работ, обеспечении исполнения подрядчиком гарантийных обязательств по качеству выполненных работ, формировании источника финансирования работ и их последующей оплате, персональному учету уплаченных сумм). Согласно п. 22 ст. 1 ГрК РФ, технический заказчик -юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности. Пунктом 10 ст. 11 Закона № 261 установлено, что в случае выявления факта несоответствия здания, строения, сооружения или их отдельных элементов, их конструкций требованиям энергетической эффективности и (или) требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, возникшего вследствие несоблюдения застройщиком данных требований, собственник здания, строения или сооружения, собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать по своему выбору от застройщика безвозмездного устранения в разумный срок выявленного несоответствия или возмещения произведенных ими расходов на устранение выявленного несоответствия.
С учетом изложенного, собственники данного МКД по вине ответчика, действующего в нарушение требований законодательства, лишились возможности капитального ремонта ИТП по программе капитального ремонта МКД, который был включен в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта и на его проведение выделено финансирование за счет средств фонда капитального ремонта, а также возможности установки в МКД прибора учета тепловой энергии и теплоносителя ОДПУ. Неисполнение ответчиком требований истцов, в том числе, предусмотренных п.6 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» явилось основанием для обращения в суд с настоящими исковыми требованиями.
В связи с изложенным, с учетом последнего уточнения иска (л.д. 157 – 158), истцы просят:
1. признать незаконным бездействие Регионального Фонда содействия
капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской
области, выразившееся в невыполнении в полном объёме капитального ремонта системы
теплоснабжения многоквартирного дома № 62, кор. 2 пр. Ленина г. Екатеринбурга в
сроки, установленные краткосрочным планом капитального ремонта на 2021 - 2023 годы, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 03.09.2020 № 607-ПП и обязать Региональный Фонд содействия капитальному ремонту
общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области в срок до 01.09.2024 обеспечить проведение работ по ремонту индивидуального теплового пункта
системы теплоснабжения (отопление) в соответствии с текстовой и графической частью
проектно-сметной документации на капитальный ремонт системы теплоснабжения,
разработанной специализированной организацией и согласованной с ресурсоснабжающей
организацией в объёме, обеспечивающем техническую возможность последующей
установки собственниками помещений в данном индивидуальном тепловом пункте
общедомового прибора учёта тепловой энергии и теплоносителя;
2. обязать в комиссию по приёмке работ в многоквартирном доме кроме лиц,
поименованных в ч.8 ст. 189, ч.2 ст. 190 ЖК РФ, п. 5 ч.2 ст. 19 Закона № 129 – ОЗ, п.4 ст.
753 ГК РФ (уполномоченный представитель собственников, управляющая компания,
орган местного самоуправления, Фонд, подрядная организация, строительный контроль)
включить представителя Ресурсоснабжающей организации - МУП «Екатеринбургэнерго»;
3. взыскать с ответчика судебную неустойку в размере 3 000 рублей за каждый
день неисполнения решения суда по настоящему делу с даты вступления решения суда в
законную силу.
Истцы <ФИО>3, <ФИО>2 в судебном заседании настаивали на исковых требованиях в полном объеме, с учетом последних уточнений, доводы, изложенные в иске, возражениях на отзыв, письменных пояснениях (л.д. 149 – 156, 167 – 168, 171, 193 – 196), поддержали.
Представитель ответчика – <ФИО>7, действующий на основании доверенности от 09.01.2024, в судебном заседании исковые требования не признал, доводы, изложенные в письменном отзыве, дополнениям к нему (л.д. 93, 172), поддержал, согласно которым, относительно требования спроектировать узел учёта тепловой энергии и установить его, указал, что выполнение указанных требований - нецелевое расходование денежных средств собственников помещений в МКД. Фонд капитального ремонта МКД формируется на счёте регионального оператора. Перечень работ, которые вправе организовывать Фонд, закреплён в ч. 1 ст. 166 ЖК РФ. В этот перечень не включены работы по проектированию, установке и вводу в эксплуатацию общедомовых приборов учета тепловой энергии (далее - УКУТ). При этом, в силу ч. 2 ст. 166 ЖК РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ список работ по капитальному ремонту может быть дополнен, в том числе, установкой УКУТ. Однако, в расширенный перечень работ по капитальному ремонту, установленный в ст. 17 Закона Свердловской области от 19.12.2013 № 127-03, не включены работы по проектированию, установке УКУТ. Более того, данные работы отсутствуют в специализированном нормативном правовом акте, где детально поименован состав работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения (п. 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства Свердловской области от 01.06.2023 № 378-ПП). Таким образом, проектирование и установка УКУТ отсутствует в перечне предусмотренных видов работ (услуг) по капитальному ремонту, которые могут быть профинансированы за счет взносов на капитальный ремонт в Свердловской области, в связи с чем, такое финансирование будет нецелевым расходованием денежных средств. Проектирование и установка УКУТ относится к обязанности управляющей компании. Оснащение домов общедомовыми приборами учета, обязательный учет энергетических ресурсов относятся к мероприятиям по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Также в ч. 4 ст. 12 ФЗ № 261-ФЗ установлено, что требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности МКД включены в требования к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах. Аналогичная норма о том, что обеспечение установки и ввода в эксплуатацию УКУТ, а также их надлежащая эксплуатация (осмотры, техобслуживание, поверка и др.) является комплексом мероприятий по содержанию общего имущества в МКД, содержится в пп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491. Обязанности по содержанию общего имущества в МКД возложены на организацию, осуществляющую управление МКД, управление данным МКД осуществляет ООО «Фонд Радомир». Требования истцов являются не исполнимыми. Поскольку Фонд в силу своего правовое положения и функционального назначения не имеет права выполнять непосредственные работы, он вправе только их организовывать. Согласно ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, работы по договорам о капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с региональным оператором, должны выполняться только ИП или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее - СРО). Фонд не является членом СРО. Следовательно, требования истцов противоречат императивной норме закона. Фонд надлежащим образом выполняет свои обязанности по организации капитального ремонта системы теплоснабжения МКД. В соответствии с п. 16061 Приложения к Региональной программе, капитальный ремонт системы теплоснабжения МКД был запланирован на 2021-2023 гг. Руководствуясь сроками из Региональной программы и в соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ, Фонд исполнил свою обязанность но организации проведения работ по указанному капитальному ремонту. Фондом были заключены договоры от ДД.ММ.ГГГГ №/ПСД-20 с ООО «УК Благодар», от ДД.ММ.ГГГГ №/СМР-21 с ИП <ФИО>6, от ДД.ММ.ГГГГ №/СК-21 с ООО «ОСК». На основе разработанной ООО «УК Благодар» проектно-сметной документации, ИП <ФИО>6 выполнен капитальный ремонт системы теплоснабжения МКД. Работы приняты представителем собственников - <ФИО>3, ООО «Фонд Радомир» (далее по тексту - УК), Фондом, строительным контролем (ООО «ОСК»), представителем Администрации г. Екатеринбурга, что подтверждается актами формы КС-2 от ДД.ММ.ГГГГ. С указанной даты и по настоящее время система теплоснабжения МКД функционирует эффективно, замечаний от собственников или УК нет.
Для завершения капитального ремонта системы теплоснабжения в полном объёме осталось выполнить работы по монтажу теплового пункта, в который не входят работы по проектированию и установке УКУТ. Работы по монтажу теплового пункта не могли быть выполнены в надлежащий срок по причине недопуска ИП <ФИО>6 в помещения МКД со стороны УК и <ФИО>3, по причине отсутствия согласования рабочей документации по монтажу теплового пункта с ресурсоснабжающей организацией.
Согласование от ресурсоснабжающей организации - МУП «Екатеринбургэнерго» получено только 27.04.2024. Далее на основе согласованной рабочей документации ООО «УК Благодар» завершит разработку сметной документации, и Фонд, в случае включения МКД в муниципальный краткосрочный план реализации Региональной программы (далее по тексту-КСП) организует работы по монтажу теплового пункта в Доме. Для этого Фондом будет инициировано включение соответствующих работ в КСП, проведён аукцион по выбору подрядной организации, заключен договор на проведение строительно-монтажных работ. До включения капитального ремонта системы теплоснабжения МКД в КСП у Фонда нет правовых оснований для организации указанных работ, поскольку все обязанности в соответствии с ч. 1 ст. 182 ЖК РФ и Региональной программой Фондом уже выполнены.
Поскольку сами требуемые в иске работы не могут быть организованы и выполнены региональным оператором, Фонд не имеет возможности оказывать влияние на формирование комиссии по приёмке выполненных работ. Что касается организации работ по монтажу теплового пункта, комиссия по приёмке будет состоять из лиц, обязанность участия которых следует из законодательства (ч. 8 ст. 189, ч. 2 ст. 190 ЖК РФ. и. 5 ч. 2 ст. 19 Закона № 127-03, п. 4 ст. 753 Гражданского кодекса РФ, далее - ГК РФ): уполномоченный представитель собственников, управляющая компания, орган местного самоуправления, Фонд, подрядная организация, строительный контроль. Состав комиссии регламентирован ЖК РФ, необходимость дублировать нормы актом суда отсутствует. Также нет необходимости включать в комиссию МУП «Екатеринбургэнерго», которое и так согласовало проектную документацию по ремонту ИТП полностью.
Бездействие Фонда отсутствует в принципе, поскольку капитальный ремонт - это многоэтапный процесс, предполагающий разработку проектной документации перед непосредственными строительными работами. Проектная документация разработана ООО «УК Благодар», согласована с МУП «Екатеринбургэнерго» 27.04.2024, с ООО «Фонд Радомир» 25.07.2024. То есть работы ведутся, фактических оснований обязать Фонд нет. Истцам направлена новая проектная документация по ремонту теплоснабжения (ИТП), согласованная ООО «Фонд Радомир» 25.07.2024 (копию скана о направлении прилагаю).
Основания для применения к Фонду мер гражданско-правовой ответственности в виде неустойки по п. 1 ст. 308.3 ГК РФ отсутствуют. Поскольку между сторонами отсутствуют взаимные обязательства, истцы не являются кредиторами, а Фонд - должником по какому-либо взаимному обязательству. В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда от 24.03.2016 № 7, судебная неустойка может быть присуждена только на случай неисполнения гражданско-правовых обязанностей. Данные обязанности у Фонда перед истцами отсутствуют. Фонд выполняет не гражданско-правовые обязанности, а публично значимые функции. Размер заявленной истцами неустойки не соответствует принципам справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения. Фонд, являясь профессиональным участником отношений по организации и проведению капитального ремонта, выполняя публично значимые функции, всегда своевременно выполняет предписания суда, вступившие в законную силу, и не нуждается в стимулировании исполнения. Более того, в случае организации Фондом требуемого в иске ремонта, именно Фонд понесёт существенные издержки от такого исполнения в размере, превышающем заявленные истцом суммы неустойки, так как: будет совершено нецелевое расходование денежных средств (за что предусмотрена ответственность), будет нарушен порядок работы по организации плановых ремонтов в других домах в соответствии с Региональной программой, будут задействованы дополнительные трудовые, временные и финансовые ресурсы, что неизбежно скажется на финансовой устойчивости регионального оператора. Кроме того, любая нецелевая трата и любое привлечение к ответственности имеет существенное значение для Фонда как для бюджетной организации. Фонд является некоммерческой организацией, учреждённой Свердловской областью. Финансирование-деятельности Фонда осуществляется почти полностью за счет субсидии из бюджета Свердловской области.
Представитель третьего лица Администрации г. Екатеринбурга – <ФИО>8, действующий на основании доверенности от 07.11.2023, в судебном заседании оставил решение по данному делу на усмотрение суда, при этом, пояснил, что подрядчику предъявлялись замечания, которые он должен был устранить.
Представители третьих лиц МУП «Екатеринбургэнерго», ООО «Фонд Радомир», ООО «УК Благодар», Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причины неявки суду не сообщили.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 178 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональный оператор является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме фонда.
Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 3, 4 ч. 1, ч. 2 ст. 180 Жилищного кодекса Российской Федерации, функциями регионального оператора являются, в том числе, осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
Порядок выполнения региональным оператором своих функций, в том числе порядок осуществляемого им финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
На территории Свердловской области деятельность регионального оператора, регулируется Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом Свердловской области от 19.12.2013 № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области».
В силу п. 3-5 ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан, в том числе, обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов; привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.
Аналогичные обязанности регионального оператора перечислены в Законе Свердловской области от 19.12.2013 № 127-ОЗ «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области».
Выполнение функций регионального оператора на территории
Свердловской области возложено на Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области. Постановлением Правительства Свердловской области от 22.04.2014 N 306-ПП «Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы» в целях улучшения жилищных условий граждан за счет проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области, приведения технического состояния многоквартирных домов на территории Свердловской области в соответствие с требованиями нормативных документов, утверждена Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015 - 2044 годы.
Статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Закон № 261-ФЗ) установлена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах по оснащению многоквартирных домов общедомовыми приборами учёта потреблённых коммунальных ресурсов (далее по тексту - ОДПУ) и обеспечению их надлежащей эксплуатации.
Пунктом 2.4.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, предусмотрено, что установка приборов учета расхода тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, расхода холодной и горячей воды на здание, а также установка поквартирных счетчиков горячей и холодной воды (при замене сетей) относится к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов. Следовательно, установка ОДПУ в период капитального ремонта обязательна в силу прямого указания закона.
Как следует из искового заявления, предметом исковых требований является организация работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения (отопление) спорного дома в объёме, необходимом для последующей установки собственниками помещений общедомового прибора учёта тепловой энергии и теплоносителя.
Судом установлено, что истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Екатеринбург, пр-т Ленина, д.62, кор. 2 (далее по тексту - МКД).
Управление многоквартирным домом осуществляет ООО «Фонд Радомир», средства собственников помещений для проведения капитального ремонта многоквартирного дома формируются на счёте Регионального фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области.
Постановлением Правительства Свердловской области от 03.09.2020 № 607-ПП утверждена краткосрочная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Свердловской области на 2021 - 2023 годы.
МКД №62 корп. 2 по пр. Ленина в г. Екатеринбург включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021 - 2023 годы (в приложении№1 - № 2825).
Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 07.10.2019 № 2388 данный МКД был включён в краткосрочный план региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории муниципального образования г. Екатеринбург на 2021- 2023 годы. Согласно Приложения № 1, срок проведения капитального ремонта данного МКД - 2021 год.
Согласно протокола № 1 от 28.12.2020 внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД № 62 корп. 2 пр. Ленина в г. Екатеринбурге, собственниками утверждены перечень и стоимость работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, в том числе: ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения; системы теплоснабжения; системы холодного и горячего водоснабжения; системы водоотведения; ремонт крыши (кровли); ремонт подвальных помещений; ремонт фасада МКД. Утверждён источник финансирования работ по капитальному ремонту общего имущества МКД - средства фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, сформированные на счете регионального оператора за счет уплаченных собственниками помещений в МКД взносов на капитальный ремонт, исходя из минимального размера взноса, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Также утверждена стоимость капитального ремонта системы теплоснабжения в размере 6 237 316,14 руб. Лицом, уполномоченным от имени всех собственников помещений в МКД участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе, подписывать соответствующие акты, выбран собственник квартиры № 51, председатель Совета МКД - <ФИО>3
Письмом от 30.08.2021 управляющая компания ООО «Фонд Радомир» сообщила о получении от ресурсоснабжающей организации МУП «Екатеринбургэнерго» технических условий на реконструкцию системы отопления и ГВС для установки узлов коммерческого учёта тепловой энергии и теплоносителя.
27.09.2021 ООО «Фонд Радомир» сообщило о наличии технической возможности установки ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя в помещении индивидуального теплового пункта МКД (далее по тексту - ИТП).
Вместе с тем, 11.10.2021 ООО «Фонд Радомир» сообщило, что поскольку
работы по капитальному ремонту системы теплоснабжения не завершены, то
информация, необходимая для проведения общего собрания собственников по вопросу
установки ОДПУ, будет направлена в адрес Совета дома после завершения работ по
капитальному ремонту системы теплоснабжения, согласования исполнительной
документации на ремонт системы теплоснабжения ресурсоснабжающей организацией
(далее по тексту - РСО), передачи МКД в эксплуатацию после капитального ремонта общего имущества МКД.
Как следует из материалов дела, истцы неоднократно запрашивали информацию у ООО «Фонд Радомир» о состоянии работ, связанных с установкой ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя, на что ООО «Фонд Радомир» систематически сообщало, что проектная организация проводит работу по согласованию рабочей документации по реконструкции системы отопления, ГВС и ИТП после очередных замечаний, выданных ЕМУП «Екатеринбургэнерго».
Согласно ст. 31 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее по тексту - Закон № 384-ФЗ), в проектной документации должно быть предусмотрено оснащение зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан: привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие, в том числе, установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами.
Также установлено, что 30.12.2019 между Фондом и проектной организацией ООО «УК БлагоДар» заключен договор № 491/ПСД – 20 на разработку проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта системы теплоснабжения, в том числе, ремонт ИТП с учётом требований закона об оснащении МКД общедомовыми приборами учёта тепловой энергии и теплоносителя в период капитального ремонта.
Обязанность по выполнению работ по ремонту внутридомовых инженерных систем (теплоснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения) в МКД возложена на организацию ИП <ФИО>6, на основании договора от 03.03.2021 № 129/CMII-21.
В связи с неисполнением подрядчиком ООО «УК БлагоДар работ по разработке и согласованию проектной документации, необходимой для ремонта ИТП с целью последующей установки собственниками ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя, председателем Совета МКД <ФИО>3 в мае 2022 года в адрес Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (далее по тексту – Министерство ЖКХ) направлено письменное обращение о принятии мер к Фонду, как лицу, ответственному за надлежащее исполнение обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями.
В ответе от 29.03.2022 Министерство ЖКХ проинформировало, что в ходе выполнения работ по капитальному ремонту выявлена необходимость внесения изменений в проектную документацию в части увеличения площади поверхности нагрева теплообменного оборудования, установленного в МКД, с целью корректной работы ИТП и соблюдения нормативных параметров теплоносителя.
В апреле 2023 года <ФИО>3 повторно обратился с данным вопросом в Министерство ЖКХ.
03.05.2023 Министерство ЖКХ указано, что для разрешения данного вопроса необходима доработка проектно-сметной документации. С целью урегулирования этого вопроса Региональным оператором запланировано техническое совещание с представителями Администрации города Екатеринбурга и РСО МУП «Екатериноургэнерго».
Установлено, что на совещании, проводимом 17.05.2023, при участии заместителя начальника УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга, представителей МУП «Екатеринбургэнерго», управляющей компании ООО «Фонд Радомир», представителей Фонда приняты решения: о необходимости выполнения в межотопительный период 2023 года работ по устройству раздельного учёта потребления в корпусах многоквартирного дома, расположенного по адресу: пр. Ленина, 62; Фонду рекомендовано направить в адрес МУП «Екатеринбургэнерго» и Управления жилищного и коммунального хозяйства Администрации г. Екатеринбурга проектные решения и сметный расчёт по переподключению двух пристроенных нежилых помещений, в срок до 24.05.2023. МУП «Екатеринбургэнерго» обязано рассмотреть проектные решения подключения двух нежилых помещений, в срок до 26.05.2023. УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга поручено осуществлять координацию действий участников совещаний по согласованию проектных решений.
По результатам совещания, принято решение о разработке проектного решения и сметного расчёта для переподключения системы теплоснабжения и устройства ИТП в пристроенных нежилых помещениях спорного дома.
Специализированной проектной организацией ООО «УК БлагоДар» подготовлена проектно - сметная документация, которая передана в управляющую организацию ООО «Фонд Радомир» для направления её в МУП «Екатеринбургэнерго» на согласование.
Как следует из письма МУП «Екатеринбургэнерго» от 08.02.2024, ресурсоснабжающей организацией рассмотрена проектная документация по капитальному ремонту МКД №62 корп.2 по пр. Ленина.
01.06.2023 в адрес заместителя начальника УЖКХ Администрации г. Екатеринбурга были направлены замечания по проекту.
Вместе с тем, по состоянию на февраль 2024 года, Фондом только ведётся корректировка проектной документации.
Во исполнение положений Жилищного кодекса Российской Федерации о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования на территории Свердловской области принят и действует Закон Свердловской области от 19.12.2013 № 127-03 «Об обеспечении проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области» (далее по тексту - Закон № 127-03).
Ранее указано, Постановлением Правительства Свердловской области № 306-ПП от 22.04.2014 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2015-2044 годы.
Постановлением Правительства Свердловской области от 24.10.2023 № 1313-ПП, в качестве регионального оператора, который осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области, создан Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области. Положениями п. 9 ст. 2 Закона № 127-03 определено, что это специализированная некоммерческая организация, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитальною ремонта общего имущества в многоквартирных домах, создаваемая Свердловской областью в соответствии с федеральным законом в организационно-правовой форме фонда.
Согласно Приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 06.11.2019 № 445 «Об определении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также в многоквартирном доме, отнесенном к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, на 2020 и 2021 годы», в состав работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения входит ремонт ИТП.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 17 Закона № 127-ОЗ, к обязанностям Фонда относится, в том числе, разработка проектной документации.
Согласно краткосрочного плана региональной программы капитального ремонта общего имущества, капитальный ремонт в данном МКД должен был закончиться в декабре 2021 года.
В мае 2022 года Фондом предоставлен итоговый акт сдачи-приёмки результатов выполненных работ, в связи с завершением работ по капитальному ремонту общего имущества МКД, который не был подписан со стороны собственников, поскольку при ремонте теплоснабжения не был выполнен ремонт узла управления ЦО в необходимом объёме, так как, на момент составления итогового акта в ИТП, отсутствует возможность установки ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя (л.д. 89 обратная сторона – 90).
При этом, подписанный представителем собственников помещений данного МКД акт выполненных работ по форма № КС-2, относится к числу первичных документов по учету фактических ремонтно-строительных работ. Поскольку техническая документация и смета на ремонт индивидуального теплового пункта проектной организацией не была разработана, то представленная ответчиком форма КС - 2 не содержит такого вида работ, как ремонт ИТП. Следовательно, представителем собственников подписан акт, включающий фактически проведённые работы в спорном доме по ремонту системы теплоснабжения без учёта ремонта ИТП.
Постановлением Правительства Свердловской области от 27.12.2022 № 946-1111 «О внесении изменений в Краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021-2023 годы на территории Свердловской области, утвержденном постановлением Правительства Свердловской области от 03.09.2020г № 607-ПП данный МКД включен в перечень домов, подлежащих капитальному ремонту в 2023 году (приложение №1 - № 3339).
Соответствующие изменения были внесены Постановлением Администрации г. Екатеринбурга № 548 от 06.03.2023 в краткосрочный план реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2021 - 2023 годы на территории муниципального образования «город Екатеринбург».
Вместе с тем, данный МКД не включён в перечень краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области на 2024 - 2026 годы на территории муниципального образования «г. Екатеринбург», утверждённый Постановлением Администрации г. Екатеринбурга № 2471 от 14.09.2023.
Следовательно, по состоянию на 01.01.2024, спорный дом числится как дом, в котором в полном объеме выполнен капитальный ремонт по краткосрочным планам 2021-2023 годов.
Как следует из Приложения № 3 к Приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 06.11.2019 № 445 «Об определении размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также в многоквартирном доме, отнесенном к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, которая может оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, на 2020, 2021 и 2022 годы», на момент формирования муниципального (октябрь 2019 года) и регионального краткосрочного плана на 2021-2023 годы (сентябрь 2020 года), капитальный ремонт индивидуального теплового пункта входил в состав работ, выполняемых при капитальном ремонте внутридомовой инженерной системы теплоснабжения.
Таким образом, ремонт индивидуального теплового пункта являлся обязательным видом работ, выполняемых при капитальном ремонте внутридомовой инженерной системы теплоснабжения жилого дома.
Ранее установлено, что в рамках реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества по результатам электронного аукциона между Региональным Фондом и ООО «УК БлагоДар» заключен договор № 491/ПСД-20 от 30.12.2019 на выполнение работ по оценке технического состояния многоквартирного дома и разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, в том числе, многоквартирного дома по адресу: г. Екатеринбург, пр-т Ленина. 62 корп. 2.
Пунктом 1.1 договора предусмотрено, что подрядчик принимает на себя обязательство по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов. Дата окончания работ согласно п.4.2. договора - не позднее 01.06.2020.
Поскольку капитальный ремонт системы теплоснабжения включает в себя ремонт ИТП, то проектно-сметная документация должна была быть разработана с учётом проведения работ но ремонту ИТП.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и не оспорено ответчиком, разработанная ООО «УК БлагоДар» проектная документация на ремонт системы теплоснабжения не содержит вида работ - ремонт индивидуального теплового пункта поскольку, как следует из пояснений стороны ответчика, отсутствует согласованная с ресурсоснабжающей организацией рабочая документация, отсутствует сметная документация.
В связи с этим, доводы ответчика, что на основе разработанной ООО «УК БлагоДар» проектно - сметной документации, ИП <ФИО>6 выполнен в полном объёме капитальный ремонт системы теплоснабжения, не находят своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Как установлено в судебном заседании и не оспорено стороной ответчика, работы по ремонту ИТП, обеспечивающие возможность установки ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя в данном МКД, на момент рассмотрения настоящего дела, не выполнены.
Таким образом, доводы истцов о том, что дом №62 корп. 2 по пр. Ленина в г. Екатеринбурге сдан в эксплуатацию после капитального ремонта с нарушением требований п.6 ст. 11 Закона № 261-ФЗ, согласно которому не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Ранее указано, что как следует из ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, на Фонд возложена обязанность по организации работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт в сроки, установленные краткосрочным планом региональной программы капремонта.
Поскольку Фондом вышеуказанные требования закона не выполнены, а именно, фактически не завершен капитальный ремонт системы теплоснабжения в установленной программой срок, в силу закона (статьи 182 ЖК РФ) ответственность за проведение работ по устранению недостатков несёт ответчик.
При этом, ответчик, выполняя возложенные на него обязанности, вправе привлекать на основании договора любое физическое или юридическое лицо, являющееся членом саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального ремонта.
В соответствии с пп.2, п.2, ст. 19 № 127-ОЗ, выполнение Фондом последовательных действий, в том числе, направление предложений собственникам помещений о капитальном ремонте, рассмотрение поступивших протоколов собственников, проведение аукционных процедур по отбору подрядчиков, заключение договоров на разработку проектной документации, проверка проектной документации, заключение договоров на проведение строительно-монтажных работ, на оказание услуг строительного контроля, являются обязанностью регионального оператора при организации проведения капитального ремонта общего имущества, и проводятся только при включении многоквартирного дома в краткосрочный план региональной программы капитального ремонта общего имущества.
Однако в целях устранения недостатков и (или) завершения невыполненных работ по капитальному ремонту проведение вышеуказанных процедур законом не предусмотрено.
Как ранее указано, в соответствии с ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - закон № 261-ФЗ), собственники помещений в многоквартирных домах должны обеспечивать соответствие таких зданий требованиям энергетической эффективности, в том числе - устанавливать приборы учёта.
Частью 5 статьи 13 закона № 261-ФЗ предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу указанного закона - 27.11.2009, обеспечить оснащение домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых ресурсов (воды, тепловой энергии).
Как следует из ч. 1 ст. 36, ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение об установке УКУТ и источниках финансирования работ принимаются собственниками жилых и нежилых помещений путём проведения общего собрания собственников, так как с момента ввода прибора учёта в эксплуатацию, последний включается в состав общего имущества.
Управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома в этом случае обязана совершить действия по организации установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, что следует из письма Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18.09.2015 № 30162-ол/04.
При отказе собственников помещений от добровольной установки УКУТ, в силу ч. 12 ст.13 Закона № 261-ФЗ, обязанность по оснащению многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых ресурсов возложена на ресурсоснабжающие организации, чьи сети непосредственно присоединены к сетям МКД и которые выступают в качестве поставщика соответствующего коммунального ресурса.
Функция управляющей компании, в данном случае, состоит в обеспечении доступа ресурсоснабжающей организации к местам установки приборов учета.
Ответственность за обеспечение мероприятий по надлежащему содержанию общедомового прибора учёта, предусмотренная подпунктом "к" пункта 11 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утверждённых Постановлением Правительства РФ №491 от 13.08.2006, надлежащая эксплуатация УКУТ, включая осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета, в силу закона возникает у управляющей компании с момента ввода прибора учёта в эксплуатацию подрядчиком, осуществляющим работы по установке прибора учёта.
Учитывая изложенное, суд отклоняет, как необоснованные, доводы ответчика о том, что обязанность по установке УКУТ лежит на управляющей организации.
Статьей 17 Закона № 127-03 установлен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или)
выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт который включает в себя, в том числе, ремонт внутридомовых инженерных систем электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, водоотведения.
Капитальный ремонт индивидуального теплового пункта не является отдельным видом работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома и входит в состав работ по капитальному ремонту системы теплоснабжения.
Работы по ремонту индивидуального теплового пункта в данном МКД должны были быть выполнены Фондом при проведении капитального ремонта внутридомовой системы теплоснабжения в период 2021-2023 годах. В рамках реализации региональной программы капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы теплоснабжения в многоквартирных домах проводится только один раз.
В связи с этим, у Администрации г. Екатеринбурга отсутствуют основания для повторного включения многоквартирного дома № 62, корп. 2 пр. Ленина в г. Екатеринбурге в муниципальный краткосрочный план капитального ремонта внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, включающего в себя ремонт индивидуального теплового пункта.
Учитывая совокупность установленных по делу обстоятельств, суд находит исковые требования <ФИО>3, <ФИО>2 о признании незаконным бездействие Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, выразившееся в невыполнении в полном объёме капитального ремонта системы теплоснабжения многоквартирного дома № 62, кор. 2 пр. Ленина г. Екатеринбурга в сроки, установленные краткосрочным планом капитального ремонта на 2021 - 2023 годы, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 03.09.2020 № 607-ПП и обязании Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области в срок до 01.09.2024 обеспечить проведение работ по ремонту индивидуального теплового пункта системы теплоснабжения (отопление) в соответствии с текстовой и графической частью проектно-сметной документации на капитальный ремонт системы теплоснабжения, разработанной специализированной организацией и согласованной с ресурсоснабжающей организацией в объёме, обеспечивающем техническую возможность последующей установки собственниками помещений в данном индивидуальном тепловом пункте общедомового прибора учёта тепловой энергии и теплоносителя – подлежащими удовлетворению.
Что касается требований о обязании ответчика включить в комиссию по приёмке работ в многоквартирном доме кроме лиц, поименованных в ч.8 ст. 189, ч.2 ст. 190 ЖК РФ, п. 5 ч.2 ст. 19 Закона № 129 – ОЗ, п.4 ст. 753 ГК РФ (уполномоченный представитель собственников, управляющая компания, орган местного самоуправления, Фонд, подрядная организация, строительный контроль) представителя Ресурсоснабжающей организации - МУП «Екатеринбургэнерго», суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения данных требований.
Поскольку состав комиссии регламентирован положениями ч.8 ст. 189, ч.2 ст. 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч.2 ст. 19 Закона № 129 – ОЗ, п.4 ст. 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно, в комиссию входят уполномоченный представитель собственников, представители управляющей компании, органа местного самоуправления, Фонда, подрядной организации, строительного контроля. При этом, включение в состав данной комиссии представителя ресурсоснабжающей организации действующим законодательством не предусмотрено.
С учетом изложенного, исковые требования о обязании ответчика включить в комиссию по приёмке работ в многоквартирном доме кроме лиц, поименованных в ч.8 ст. 189, ч.2 ст. 190 ЖК РФ, п. 5 ч.2 ст. 19 Закона № 129 – ОЗ, п.4 ст. 753 ГК РФ (уполномоченный представитель собственников, управляющая компания, орган местного самоуправления, Фонд, подрядная организация, строительный контроль) представителя Ресурсоснабжающей организации - МУП «Екатеринбургэнерго» - не подлежат удовлетворению.
Истцами заявлены требования о присуждении судебной неустойки, в случае неисполнения решения суда в сумме 3 000 рублей за каждый день неисполнения решения суда с даты вступления решения суда в законную силу.
Судом удовлетворены требования о понуждении Региональный Фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области в срок до 01.09.2024 обеспечить проведение работ по ремонту индивидуального теплового пункта системы теплоснабжения (отопление) в соответствии с текстовой и графической частью проектно-сметной документации на капитальный ремонт системы теплоснабжения, разработанной специализированной организацией и согласованной с ресурсоснабжающей организацией в объёме, обеспечивающем техническую возможность последующей установки собственниками помещений в данном индивидуальном тепловом пункте общедомового прибора учёта тепловой энергии и теплоносителя.
Пунктом 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено данным Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства; суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330 ГК РФ) на случай неисполнения указанного судебного акта.
По смыслу данной нормы и разъяснений, приведенных в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» от 24.03.2016 N 7, суд может присудить денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу кредитора-взыскателя (судебную неустойку) в целях побуждения должника к своевременному исполнению обязательства в натуре. Судебная неустойка является дополнительной мерой воздействия на должника, мерой стимулирования и косвенного принуждения.
Как разъяснено в пп. 31 и 32 вышеуказанного Постановления, суд не вправе отказать в присуждении судебной неустойки в случае удовлетворения иска о понуждении к исполнению обязательства в натуре; судебная неустойка может быть присуждена только по заявлению истца (взыскателя) как одновременно с вынесением судом решения о понуждении к исполнению обязательства в натуре, так и в последующем при его исполнении в рамках исполнительного производства; удовлетворяя требования истца о присуждении судебной неустойки, суд указывает ее размер и/или порядок определения.
Если требование о взыскании судебной неустойки заявлено истцом и удовлетворяется судом одновременно с требованием о понуждении к исполнению обязательства в натуре, началом для начисления судебной неустойки является первый день, следующий за последним днем установленным решением суда для исполнения обязательства в натуре.
Размер судебной неустойки определяется судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения должником выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации). В результате присуждения судебной неустойки исполнение судебного акта должно оказаться для ответчика явно более выгодным, чем его неисполнение. Судебный акт в части взыскания судебной неустойки подлежит принудительному исполнению только по истечении определенного судом срока исполнения обязательства в натуре.
Как установлено в ходе судебного заседания требования истцов по обеспечению проведения работ по ремонту индивидуального теплового пункта системы теплоснабжения (отопление) в соответствии с текстовой и графической частью проектно-сметной документации на капитальный ремонт системы теплоснабжения, разработанной специализированной организацией и согласованной с ресурсоснабжающей организацией в объёме, обеспечивающем техническую возможность последующей установки собственниками помещений в данном индивидуальном тепловом пункте общедомового прибора учёта тепловой энергии и теплоносителя ответчиком до настоящего времени не исполнены, ответчик не согласен с данными исковыми требованиями, в связи с этим, имеются основания для взыскания судебной неустойки, в случае неисполнения решения суда.
При этом, вопреки доводам представителя ответчика, сам по себе факт наличия/ отсутствия обязательственных отношений между сторонами, не имеет правого значения, поскольку судом удовлетворены исковые требования об исполнении обязанности ответчика, предусмотренной законом, в натуре.
Суд полагает, что заявленный размер судебной неустойки – 3 000 рублей в день, не соответствует принципам справедливости и соразмерности, объему обязательств ответчика, в связи с этим, в целях побуждения ответчика к своевременному исполнению обязательства в натуре, следует определить неустойку в размере 300 рублей за каждый день неисполнения решения суда, начиная со дня вступления в законную силу решения до дня фактического исполнения решения суда.
Иных требований, требований по иным основаниям на рассмотрение суда сторонами не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <ФИО>2, <ФИО>3 к Региональному Фонду содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области о признании незаконным бездействие, обязании обеспечить проведение работ по ремонту индивидуального теплового пункта, обязании включить в комиссию по приемке работ представителя ресурсоснабжающей организации, взыскании судебной неустойки – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области, выразившееся в невыполнении в полном объеме капитального ремонта системы теплоснабжения многоквартирного дома № 62 корпус 2 по пр. Ленина в г. Екатеринбург в сроки, установленные краткосрочным планом капитального ремонта на 2021 – 2023 годы, утвержденные Постановлением Правительства Свердловской области от 03.09.2020 №607-ПП.
Обязать Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области в срок до 01.09.2024 обеспечить проведение работ по ремонту индивидуального теплового пункта системы теплоснабжения в соответствии с проектно-сметной документацией на капитальный ремонт системы теплоснабжения, разработанной специализированной организацией и согласованной с ресурсоснабжающей организацией в объеме, обеспечивающем техническую возможность последующей установки собственниками помещений в данном индивидуальном тепловом пункте общедомового прибора учета тепловой энергии и теплоносителя.
В случае неисполнения решения суда взыскивать с Регионального Фонда содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области судебную неустойку в размере 300 рублей за каждый день неисполнения решения суда со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования <ФИО>2, <ФИО>3 в остальной части – оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья