Дело №5-223/2022
№
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 марта 2022 года Санкт-Петербург
Судья Петроградского районного суда Санкт-Петербурга Медведева Е.В.,
с участием защитника <ФИО>3,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ в отношении
Богданова Виталия Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, женатого, военного пенсионера, зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Богданов В.В. совершил нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, а именно:
28.02.2022 г. в период времени с 19 час. 50 мин. по 20 час. 10 мин. Богданов В.В., находясь на Сенатской пл. у д.1 в г. Санкт-Петербурге, добровольно присутствовал в массе граждан не менее 100 человек с целью публичного выражения своего мнения и формирования мнения окружающих по поводу актуальных проблем общественно-политического характера на тему прекращения войны и против военных действий, являясь участником публичного мероприятия в форме митинга, уведомление о проведение которого не было подано в установленном порядке в Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности г. Санкт-Петербурга, то есть принимал участие в митинге, проводимом с нарушением требований ч.1 ст. 7, п. 3 ст. 2, ч.2.2 ст. 8 Федерального закона от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», с нарушением санитарных норм и правил, а именно п.п. 6.2 п. 6 постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019», в соответствии с которым гражданам необходимо соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1 метра, в том числе в общественном транспорте, за исключение случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, п. 4.4 постановления главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» предписывающего, соблюдать всеми физическими лицами, социальную дистанцию от 1,5 до 2 метров. Участники данного массового одновременном пребывания граждан в общественном месте, находились на расстоянии менее 1 метра друг от друга, чем создали угрозу распространения случаев, заболевания новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
При этом Богданов В.В. находился в непосредственной близости, а именно менее 1 метра от других участников митинга, скандирующих лозунг «Нет войне», информируя тем самым присутствующих о целях данного митинга и выражая свое мнение и формируя мнение окружающих к данной проблеме.
В связи с допущенными нарушениями участниками данного митинга требований ч.1 ст. 7, п.3 ст. 2 Федерального закона РФ №54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», сотрудник полиции старший инспектор ОООП УМВД России по Адмиралтейскому району г. СПб старший лейтенант полиции <ФИО>4, осуществляющий в соответствии со ст. 2, 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», обязанности по обеспечению правопорядка в общественных местах и предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, в соответствии с п.1, 7 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», посредством громко-усиливающей аппаратуры публично уведомил об этом всех лиц, участвующих в данном митинге, в том числе, Богданова В.В., и потребовал прекратить публичное мероприятие, проводимое с нарушением закона.
Данное законное требование сотрудника полиции прекратить митинг и разойтись Богданов В.В. проигнорировал в нарушение ч.3 ст. 30, п.1,7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона РФ от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», продолжал нарушать требования ч.3 ст.6, ч.1 ст. 7, п.3 ст. 2, ч.2.2 ст.8 Федерального закона РФ-№54-ФЗ от 19.06.2004 г «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», целенаправленно и добровольно продолжая свое участие в несогласованном в установленном порядке публичном мероприятии – митинге, в группе лиц около 100 человек,
то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
В судебном заседании Богданов В.В. вину не признал, указав, что 28.02.2022 года вместе с женой приехал к Медному всаднику около 19-40 – 19-45 на встречу с дочерью, <ФИО>5, чтобы передать ей наличные. Дочь приехала раньше и уже ждала их у Медного всадника. К месту встречи подходили по тротуару со стороны Исаакиевского собора, видели группу людей, которая просто стояла. Ничего необычного в их поведении не было, лозунгов никто не выкрикивал. Постояли и поговорили с дочерью недолго, когда появились служебные автобусы, подошли сотрудники ОМОН и стали задерживать людей. Их тоже задержали. При этом его дочь повалили на землю, а когда он хотел помочь ей подняться, и его тоже. До задержания никаких объявлений со стороны сотрудников полиции или лозунгов со стороны людей, не слышал. Сам лозунгов не кричал.
Допрошенная в качестве свидетеля <ФИО>5 пояснила, что 28.02.2022 года договорилась встретиться с родителя около Медного всадника около 19-30. Они все чуть опоздали. Она приехала первая и стояла около Медного всадника со стороны сквера. Метрах в 5-10 от неё ближе к скверу была группа людей около 50-100 человек, среди которых были также журналисты и 3-4 сотрудника полиции. Люди просто стояли, ничего не делали, не кричали. Сотрудники полиции ничего не объявляли. Её родители подъехали около 19-45, они передали ей деньги, немного поговорили, когда появились служебные автобусы и сотрудники ОМОН, которые стали производить задержания, их тоже жёстко задержали и отвели в автобус, где они были в 20 часов. Никаких криков, лозунгов со стороны стоящих людей не было, объявлений сотрудников полиции также не было не до, не во время задержаний.
Защитник <ФИО>3 просила производство по делу прекратить, поскольку участие Богданова В.В. в митинге представленными в материалах дела доказательствами не подтверждено. Достоверность рапортов и объяснений сотрудников полиции вызывает сомнения, так как изложенные в них сведений идентичны и не конкретны. В то же время показания Богданова В.В. подтверждаются показаниями его дочери <ФИО>5 Оснований считать более достоверными слова сотрудников полиции не имеется. Достоверных сведений о том, что Богданов В.В. нарушил порядок проведения публичного мероприятия, не исполнил требований сотрудников полиции, в материалах дела нет.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
Частью пятой ст.20.2 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан России собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом N 54-ФЗ.
В ст. 2 Федерального закона №54-ФЗ публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия, среди прочего, является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом №54-ФЗ предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона №54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, среди прочего, выполнять все законные требования сотрудников органов внутренних дел, соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия (ч. 3 ст. 6 Федерального закона N 54-ФЗ).
В соответствии с положениями ч. 2.2 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.
Указанные требования закона Богдановым В.В. выполнены не были, поскольку он фактически участвовал в проведении публичного мероприятия по поводу актуальных проблем общественно-политического характера на тему: «прекращения войны и против военных действий», уведомление о проведении которого не было подано, о чем сотрудник полиции довел до сведения всех участников митинга, и потребовал его прекратить. Таким образом, положения п.3 ст.6 Федерального закона №54-ФЗ Богдановым В.В. были нарушены.
В соответствии с пунктом 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" невыполнение участником публичного мероприятия законных требований или распоряжений указанных представителей власти, а также воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей, связанных с обеспечением общественного порядка, безопасности граждан и соблюдением законности при проведении публичного мероприятия, подлежит квалификации по части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина Богданова В.В. в совершении правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении АП № от 01 марта 2022 года, в котором изложены события правонарушения;
- рапортом сотрудника полиции <ФИО>6 от 28.02.2022 года о доставлении в 20 час. 45 мин. в дежурную часть 43 отдел полиции Богданова В.В., который добровольно принимал участие в массовом пребывании граждан в количестве около 100 человек в период времени с 19 час. 50 мин. до 20 час. 10 мин. на Сенатской пл. у д.1 в Санкт-Петербурге, собравшихся с целью прекращения войны и против военных действий, и который проигнорировал требование сотрудника полиции <ФИО>4 о прекращении мероприятия, проводимого с нарушением закона;
- аналогичным рапортом сотрудника полиции <ФИО>7;
- объяснениями <ФИО>6 и <ФИО>7, аналогичных данным в вышеуказанных рапортов, в которых они, кроме того, сообщают, что наблюдали события по вышеуказанному адресу примерно с 19 часов 10 минут, находясь в служебном автобусе, информацию о тематике мероприятия с целью прекращения военных действий на территории Украины получили из оперативных источников, слышали объявления сотрудника полиции <ФИО>4 с помощью звукоусиливающей аппаратуры с требования о прекращении противоправного поведения, в связи с невыполнением указанных требований с 20 час. 05 мин. сотрудники специального полка стали задерживать указанных граждан и сопровождать в автобус;
- протоколом ДЛ САП от 28.02.2022 г. о доставлении Богданова В.В. в 43 отдел полиции;
- протоколом об административном задержании № Богданова В.В. для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.2.2 КоАП РФ;
- объяснениями старшего лейтенанта полиции <ФИО>4, согласно которым при исполнении служебных обязанностей 28.02.2022 года с 18 час. 30 мин. он с помощью громкоусиливающей аппаратуры неоднократно уведомлял участников проводимого на Сенатской пл. у д.1 мероприятия о том, что оно проводится с нарушением закона, и требовал его прекратить;
- текстами обращений, использованных сотрудником полиции для информирования и предупреждения граждан во время проведения мероприятия по вышеуказанному адресу;
- данными видеозаписей на CD-носителе, предоставленных ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, из которых следует, что на Сенатской площади у Медного всадника находится скопление людей, расстояние между которыми менее 1 метра, в том числе, сцепившиеся между собой руками, которые скандируют лозунги: «Нет войне», при этом сотрудник полиции с помощью громкоусиливающей аппаратуры сообщает вышеуказанную информацию о незаконности мероприятие и требует его прекратить, разъясняя ответственность, в том числе до того, как производятся задержания;
- сообщением из Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности о том, что на 28.02.2022 года уведомлений о проведении публичных мероприятий на территории Санкт-Петербурга не подавалось и не согласовывалось.
Таким образом, из представленных доказательств следует, что Богданов В.В., зная из сообщений по громко-усиливающей аппаратуре о том, что проведение публичного мероприятия не согласовано в установленном законом порядке, осознавая, что находясь в составе группы граждан, выкрикивающих вышеуказанные лозунги против войны, выражал свое отношение к заявленной общественно-политической проблеме и вопросам внешней политики, связанным с проведением Россией военной операции на Украине, в нарушение вышеуказанных положений закона, регламентирующих правила поведения участников публичных мероприятий, а также с нарушением санитарных правил, игнорировал законные требования сотрудника полиции вплоть до своего задержания.
Доводы защитника, пояснения Богданова В.В. и свидетеля <ФИО>5 о том, что Богданов В.В. в публичном мероприятии не участвовал, порядок его проведения не нарушал, опровергаются представленными и исследованными судом вышеизложенные доказательства, которые содержат необходимые сведения, указывающие на событие данного нарушения, и на лицо, к нему причастное, в том числе о том, что задержания участников публичного мероприятия были произведены после того, как до них доведена информация о его незаконности, и они не исполнили требование сотрудника правоохранительных органов разойтись. При этом суд относится критически к показаниям Богданова В.В. и свидетеля <ФИО>5, поскольку они не соответствуют данным видеозаписей, на которых сотрудник полиции с помощью звукоусливающего устройства неоднократно делает объявление о незаконности проводимого мероприятия, в том числи до того, как производятся задержания, слышно скандирование лозунга «Нет войне», со стороны группы людей, часть из который стоит сцепившись за руки. При этом показания сотрудников полиции, напротив, соответствуют объективным данным видеозаписи, в связи с чем оснований не доверять им не имеется. Ранее с Богдановым В.В. они не знакомы, причин для его оговора у них нет. В том же время Богданов В.В. и <ФИО>5 заинтересованы в том, чтобы он избежал административной ответственности.
Существенных нарушений требований КоАП РФ при получении доказательств судом не установлено. Оснований сомневаться в достоверности данных видеозаписей и объяснений сотрудников полиции не имеется, поскольку они соответствуют друг другу, а также иным материалам дела.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с правилами, предусмотренными ст.ст.28.2, 28.3 КоАП РФ, которыми должностные лица органов внутренних дел (полиции) наделены полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст.20.2 КоАП РФ.
При этом действия Богданова В.В. по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ квалифицированы правильно, поскольку тематика проводимого мероприятия соответствует понятию публичного мероприятия, указанного в ст. 2 Федерального закона №54-ФЗ.
Таким образом, вина Богданова В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, полностью подтверждается исследованными судом доказательствами.
Смягчающих и отягчающих ответственность Богданова В.В. обстоятельств судом не установлено.
Принимая во внимание обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, а также данные о личности Богданова В.В., являющимся пенсионером, суд полагает разумным и справедливым назначить ему наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Богданова Виталия Викторовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Наименование получателя платежа:
УФК по г. Санкт-Петербургу (УВМ ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и ЛО),
Номер счёта получателя платежа: 40101810200000010001
КПП: 784201001, ИНН: 7830002600,
КБК 188 1 16 01201019000140
БИК 044030001, ОКТМО 40391000, УИН 188 80478220140018056
Назначение платежа: Административный штраф.
Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: Е.В. Медведева