Судья Машковцева Е.В. Дело № 33а-6974/2021
(номер дела в суде первой инстанции 2а-1606/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Машкиной И.М.,
судей Санжаровской Н.Ю., Щенниковой Е.В.,
при помощнике судьи Сафиной З.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 09 декабря 2021 года административное дело по апелляционной жалобе административного истца Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 01 июля 2021 года по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми к Ганевой Людмиле Игоревне о взыскании задолженности по страховым взносам, пени.
Заслушав доклад судьи Щенниковой Е.В., объяснения представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми Глыбович Л.А., судебная коллегия по административным делам
установила:
Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Коми обратилась в Сыктывкарский городской суд Республики Коми с административным исковым заявлением к Ганевой Л.И. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 12 276,84 руб., пени за период с 10 декабря 2017 года по 14 декабря 2017 года в размере 17,28 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год в размере 2 465 руб., пени за период с 10 декабря 2017 года по 14 декабря 2017 года в размере 3,39 руб.
В обоснование иска указано, что ответчик являлась индивидуальным предпринимателем с 12 мая 2017 года по 24 ноября 2017 года, не уплатила своевременно и в полном объеме страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, что повлекло образование задолженности по страховым взносам и начисление пени.
Решением Воркутинского городского суда Республики Коми от 01 июля 2021 года в удовлетворении исковых требований межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми к Ганевой Л.И. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 12 276,84 руб., пени за период с 10 декабря 2017 года по 14 декабря 2017 года в размере 17,28 руб., задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2017 год в размере 2465 руб., пени за период с 10 декабря 2017 года по 14 декабря 2017 года в размере 3,39 руб. отказано
В апелляционной жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Коми, административным истцом Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми ставится вопрос об отмене судебного акта, как незаконного и необоснованного, вынесении нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании Верховного Суда Республики Коми представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми Глыбович Л.А. на доводах апелляционной жалобы настаивала в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о дате, времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия считает возможным в соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть административное дело при имеющейся явке лиц.
Изучив материалы административного дела, проверив законность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя административного истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
До 01 января 2017 года Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выступали органами контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, в соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
С 01 января 2017 г. вышеуказанный Закон утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 03 июля 2016 г. N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование регулируются Главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
Из статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год.
Статьей 425 Налогового кодекса Российской Федерации установлены тарифы страховых взносов.
Тариф страхового взноса представляет собой величину страхового взноса на единицу измерения базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей главой.
В силу статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 поименованного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно статье 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога. При этом, в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Обязанность по уплате страховых взносов возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
Статьёй 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признаётся установленная указанной статьёй денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из пропуска налоговым органом срока на обращение к мировому судье за выдачей судебного приказа, и отсутствия уважительных причин пропуска срока.
Полагаю выводы суда первой инстанции правильными.
Как следует из материалов дела, Ганева Л.И. с 12 мая 2017 года по 24 ноября 2017 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
Сумма страховых взносов за 2017 года Ганевой Л.И. не уплачена в установленный законом срок.
Согласно расчету налогового органа, размер страховых взносов, исчисленный за 2017 год, составляет: на ОПС – 12568,06 руб., на ОМС – 2465,27 руб.
Поскольку, как установлено судом, ответчик в установленный законом срок не уплатила страховые взносы, на указанные суммы начислены пени.
Для добровольной уплаты задолженности в адрес Ганевой Л.И. налоговым органом 15 декабря 2017 года направлено требование № 22270 об уплате страховых взносов на ОПС – 12 568,06 руб., пени на уплату страховых взносов на ОПС – 17,28 руб., на оплату страховых взносов на ОМС – 2 465,27 руб., пени на оплату страховых взносов на ОМС – 3,39 руб. с установлением срока исполнения требований 11 января 2018 года, однако административным ответчиком не исполнено.
С заявлением о выдаче судебного приказа административный истец обратился к мировому судье Горняцкого судебного участка г. Воркуты 10 июня 2020 года.
Определением мирового судьи Горняцкого судебного участка города Воркуты Республики Коми, от 18 декабря 2020 года судебный приказ отменён.
24 мая 2021 года МИФНС России № 8 по Республике Коми обратилась в Воркутинского городской суд с административным иском к Ганевой Л.И. о взыскании задолженности по обязательным платежам и пени.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований МИФНС России № 8 по Республике Коми, суд первой инстанции исходил из пропуска налоговым органом срока на обращение в суд и отсутствия уважительных причин пропуска названного срока.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, находит решение суда первой инстанции правильным.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочности выводов суда первой инстанции о пропуске срока на обращение к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, подлежат отклонению.
Законодателем установлена определенная последовательность осуществления органом контроля за уплатой страховых взносов действий по принудительному взысканию со страхователя недоимок по уплате страховых взносов, одним из этапов которой является обязательное выставление в установленный срок требования об уплате недоимки.
Так, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). При этом, обязанность подтверждения того, что срок пропущен по уважительным причинам, не зависящим от истца, который не имел реальной возможности совершить процессуальное действие в установленный законом срок, возлагается на последнего.
Таким образом, срок обращения налогового органа в суд подлежит исчислению с момента истечения срока, установленного в требовании налогового органа.
Следовательно, принимая во внимание положения статьи 6.1 Налогового кодекса Российской Федерации и то что, общая сумма по требованию превышает 3 000 рублей, в данном случае предельный срок обращения в суд по взысканию недоимки по страховым взносам за 2017 г. и пени, к моменту обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа (10 июня 2020 года) истек.
При этом, то обстоятельство, что судебный приказ был отменен 18 декабря 2020 года, а настоящий административный иск подан 24 мая 2021 года, правового значения не имеет, поскольку налоговый орган, изначально обращаясь к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, пропустил установленный законом срок.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-0-0 указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом в суде апелляционной инстанции не приведено.
При этом соблюдение установленного законом порядка взыскания задолженности, своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
В целом доводы апелляционной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают, а потому не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения.
Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
определила:
решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 01 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его принятия и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось.
Мотивированное апелляционное определение составлено 20 декабря 2021 года.
Председательствующий -
Судьи –