Решение по делу № 33-1769/2018 от 17.04.2018


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Тахтобина О.П.

Дело № 33-1769/2018 дело поступило 17 апреля 2018 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Улан-Удэ 06 июня 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Кушнаревой И.К., Базарова В.Н., при секретаре Баторовой Д.Д., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кожевниковой Т.А. к АО «Читаэнергосбыт» - «Энергосбыт Бурятии» о защите прав потребителя по апелляционной жалобе представителя третьего лица ПАО «МРСК Сибири» Сбродовой Н.Г. на решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 11 января 2018 года, которым постановлено:

Исковые требованияКожевниковой Т.А.- удовлетворить.

Признать незаконным действия АО «Читаэнергосбыт» по включению в лицевой счет истца задолженности по оплате за электроэнергию на общедомовые нужды, в необоснованном расчете платы за электроэнергию на ОДН с учетом показаний общедомового прибора учета.

Обязать АО «Читаэнергосбыт» произвестиКожевниковой Т.А.перерасчет платы, начисленной за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета соответствии с формулой 15 приложения№2Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от06.05.2011г.№354, за период с01 июня 2014 года, аннулировать (исключить из лицевого счета истца) предъявленную задолженность по оплате за электроэнергию на ОДН в размере46692рубля84копейки, пени в размере9576рублей38копеек.

Взыскать с АО «Читаэнергосбыт» в бюджет МО «Город Кяхта» государственную пошлину в размере300рублей.

Заслушав доклад судьи Ивановой В.А., выслушав пояснения представителя третьего лица Сбродовой Н.Г., изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с иском к АО «Читаэнергосбыт», истец Кожевникова Т.А. просила признать действия ответчика по включению в лицевой счет начисленной задолженности по электроэнергии на общедомовые нужды, необоснованному расчету стоимости электроэнергии с учетом общедомового прибора учета незаконными, обязать ответчика АО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы, начисленной за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды по нормативам потребления электрической энергии на общедомовые нужды при отсутствии общедомового прибора учета в соответствии с формулой 15 Приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.05.2011 г. №354 с применением норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды при отсутствии технической возможности установки общедомового прибора учета за период с 01 июня 2014 года, а также аннулировать выставленную задолженность по предъявленной пени в размере 9576,38 руб.

Иск мотивирован тем, что Кожевникова Т.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <...>. Ответчик с 01 июня 2014 г. незаконно начисляет плату за электроэнергию на общедомовые нужды, с чем она не согласна. Ежемесячно ответчик направляет платежные уведомления, в которые включена задолженность за электроэнергию на общедомовые нужды, в настоящее время истцу выставляют задолженность за электроэнергию на ОДН в размере 46692,84 рублей, пени в размере 9576,38 рублей, между тем, оснащение многоквартирного дома ОДПУ было произведено с нарушением действующего законодательства, истцу, как собственнику помещения не было предложено оснащение прибором учета, используемых энергоресурсов, согласия на его установку она не давала, в общее имущество прибор учета электроэнергии не передан. Истец является добросовестным плательщиком за полученную электроэнергию, и не должна нести расходы за недобросовестных плательщиков, которые не оплачивают электроэнергию, живя годами, у многих жильцов дома установлены старые приборы учета электроэнергии. Много квартир сдается в наем, и неизвестно, оплачивается ли электроэнергия за данные квартиры или нет. Кроме того, дом, в котором она проживает, сдан в эксплуатацию в ... году, капитальный ремонт данного дома никогда не проводился, в связи с чем дом состоит в реестре многоквартирных домов не прошедших капитальный ремонт. При установке прибора учета здание дома не обследовалось, не проверялась техническая возможность монтажа оборудования, соответствующий акт не составлялся.

Определением суда от ... к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено ПАО «МРСК Сибири»-Бурятэнерго».

В суде первой инстанции истец Кожевникова Т.А. исковые требования поддержала.

В судебное заседание представители ответчика АО «Читаэнергосбыт» и третьего лица ПАО «МРСК-Сибири» не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в письменных отзывах просили в удовлетворении иска отказать.

Решением суда исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель третьего лица ПАО «МРСК Сибири» Бурятэнерго Сбродова Н.Г. просит решение суда отменить, ссылаясь на его необоснованность и незаконность, неправильное применение норм материального права. Указывает на то, что права и законные интересы истца не были нарушены. Установка ОДПУ не влечет для истца каких-либо негативных правовых последствий. Просит учесть, что законом не предусмотрено оспаривание (признание незаконным) действий организации, не наделенной государственными или иными публичными полномочиями. Следовательно, истцом избран ненадлежащий способ защиты права, что влечет неисполнимость судебного решения. При таких обстоятельствах, у суда отсутствовали основания для удовлетворения иска в части требований к ПАО «МРСК Сибири». Указывает, что в данном споре Закон «О защите прав потребителя» неприменим, поскольку спор имеет место не по причине неоказания услуг ответчиком или качества оказываемой услуги, а касается размера платежа.

В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица ПАО «МРСК-Сибири» Сбродова Н.Г. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Истец Кожевникова Т.А., представитель ответчика АО «Читаэнергосбыт» в суд апелляционной инстанции не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще, истец Кожевниковой Т.А. ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Проверив законность и обоснованность постановленного судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, проверив материалы дела, выслушав представителя третьего лица, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Согласно ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).

Из пункта 2 Правил следует, что под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); а под коммунальными ресурсами – холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.

В пункте 40 Правил указано, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Состав общего имущества в многоквартирном доме перечислен в статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, к которому отнесены:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, Кожевникова Т.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <...>.

Между истцом Кожевниковой Т.А. и ответчиком АО «Читаэнергосбыт» заключен договор энергоснабжения в связи с фактическим подключением абонента к присоединенной сети. Согласно выписке из финансового лицевого счета потребителя, а также отзыва представителя ответчика АО «Читаэнергосбыт» следует, что расчет платы за электроэнергию на ОДН производился ответчиком с учетом показаний ОДПУ по формуле №12 согласно п. 13 Приложения №2 к Правилам предоставления коммунальных услуг, при этом за период с ... и до ... истцу был произведен перерасчет платы за электроэнергию на ОДН в сторону доначисления с учетом показаний общедомового прибора учета.

Из представленного в суд апелляционной инстанции акта от ... ПАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» о допуске приборов учета электрической энергии в эксплуатацию следует, что многоквартирный жилой дом по адресу: <...> был оснащен общедомовым (коллективным) прибором учета электроэнергии с заводским номером .... При составлении акта о допуске приборов учета электрической энергии в эксплуатацию участвовал только представитель ПАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго».

Из п. 150-152 Основных положений, Федерального закона от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 N 354 (далее – Правила N 354) следует, что допуск прибора учета в эксплуатацию является основанием использования показаний прибора учета для расчетов за поставленную электрическую энергию (мощность), в том числе при определении объема потребленной электрической энергии многоквартирным домом для расчета платы на ОДН потребителям многоквартирного дома.

В соответствии с пунктами 5, 9, 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

В то же время при неисполнении собственники помещений в многоквартирных домах установленной законом обязанности, с 1 января 2013 года обязанность по осуществлению действий по установке и вводу в эксплуатацию ОДПУ, в том числе ОДПУ электроэнергии возложена Законом на сетевые и энергоснабжающие организации.

В соответствии с п. 137 Основных положений приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящем разделе порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.

Согласно п. 152 Основных положений, установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в установленном порядке. Под допуском прибора учета в эксплуатацию понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

При этом абзацем 11 п. 152 Основных положений предусмотрено, что допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Согласно п. 81 названных Правил N 354 ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Согласно пунктам 81 (4), 81 (6), 81 (8) Правил в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат, в том числе, наличие знаков последней поверки и работоспособность прибора учета; в акте ввода прибора учета в эксплуатацию указываются, в числе прочего, дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию, место его установки, показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы), дата следующей поверки; перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, собственника прибора учета, собственника электропринимающих устройств, в отношении которых устанавливается прибор учета, если он отличается от собственника прибора учета. При допуске в эксплуатацию ОДПУ, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ внутридомовых электрических систем.

Таким образом, нормативные правовые акты, которыми являются Федеральный закон N 261-ФЗ, Постановления Правительства РФ, предусматривают обязательное участие в процедуре ввода ОДПУ электроэнергии в эксплуатацию потребителя электроэнергии или уполномоченного им лица, а также осуществление ввода прибора в эксплуатацию исполнителем коммунальной услуги, каким являлось для собственников помещений в жилом доме по <...>, ресурсоснабжающая организация, так как жителями способ управления не был избран, то есть осуществлялось непосредственное управление.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, АО "Читаэнергосбыт" с 1 июня 2014 года является гарантирующим поставщиком по поставке электрической энергии по договорам энергоснабжения.

ОДПУ установлен ОАО «МРСК Сибири» и по его показаниям истцу, как это следует из отзыва ответчика, начислялась плата за электроэнергию на ОДН.

При этом, как установлено судебной коллегией, прибор учета устанавливался в отсутствие и без ведома собственников помещений дома либо уполномоченных ими лиц. Начальные показания указанного прибора учета на дату его ввода до потребителей ни ответчиком, ни «МРСК Сибири» не доведены. Прибор учета установлен с нарушением Приказа Минрегиона РФ от 29 ноября 2011 года N 627 (без обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки ОДПУ).

Исходя из правового анализа вышеприведенных норм в их взаимосвязи, а также с учетом установленных обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что установка и введение в эксплуатацию ОДПУ был осуществлен без ведома и уведомления собственников помещений в названном многоквартирном доме, без обследования на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки ОДПУ, следует признать, что основания для удовлетворения исковых требований имелись.

Поскольку ОДПУ электрической энергии установлен без соблюдения процедуры, предусмотренной законодательством, и по его показаниям в спорный период времени производился расчет платы на ОДН, доводы жалобы об отсутствии нарушения прав собственников помещений в указанном многоквартирном жилом доме, неправильно избранном способе защиты нарушенного права, нельзя признать обоснованными.

При установленных обстоятельствах выводы суда о признании незаконными действий ответчика по начислению платы за электроэнергию на ОДН по формуле №12 являются верными. Более того, из справки АО «Читаэнергосбыт», представленной в материалы дела истцом, следует, что МКД не оснащен общедомовым прибором учета электроэнергии.

Довод жалобы о том, что законом не предусмотрено оспаривание (признания незаконным) действий организации не наделенной государственными или иными публичными полномочиями основан на неверном толковании заявителем норм права в связи с чем подлежит отклонению.

По мнению коллегии, предъявление настоящего иска законом не запрещено, т.к. истцом преследуется цель снижения размера платы за потребленную электроэнергию, что затрагивает его интересы. Данным иском не оспариваются действия организации, не наделенной государственными или иными публичными полномочиями, а разрешается спор о незаконности начисления платы за общедомовые нужды.

Иные доводы апелляционной жалобы по существу выражают лишь несогласие с выводами суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены или изменения оспариваемого решения суда. Нарушений норм гражданского процессуального закона, влекущих безусловную отмену решения, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кяхтинского районного суда Республики Бурятия от 11 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:                                                       

Судьи коллегии:                         

33-1769/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Кожевникова Т.А.
Ответчики
АО "Читаэнергосбыт"
ПАО "МРСК Сибири"
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Иванова Виктория Александровна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
21.05.2018Судебное заседание
06.06.2018Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее