Дело № 2-90/2022
УИД 79RS0006-01-2022-000034-31
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Смидович 02 марта 2022 года
Смидовичский районный суд Еврейской автономной области
в составе судьи Пешковой Е.В.
при секретаре Сергейцовой Е.П.
с участием истца Пузырёва С.Д.
представителя ответчика Волошенко Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пузырёва Сергея Дорофеевича к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка», администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО о признании незаконным приказа об отстранении от работы, обязании начислить и выплатить заработную плату за период незаконного отстранения от работы, денежную компенсацию, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Пузырёв С.Д. обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка» о признании незаконным приказа об отстранении от работы, обязании начислить и выплатить заработную плату за период незаконного отстранения от работы, денежную компенсацию, взыскании компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что он состоит в трудовых отношениях с ответчиком с 02.10.2017 в должности заведующего хозяйством.
18.10.2021 его ознакомили с уведомлением о необходимости вакцинации против новой коронавирусной инфекции, где ему предлагали в период до 15.11.2021 привиться первым компонентом вакцины или однокомпонентной вакциной, а в срок до 15.12.2021 – вторым компонентом.
Приказ о принудительной вакцинации не издавался. 15.11.2021 он представил заявление об отказе от вакцинации, не предусмотренной национальным календарем профилактических прививок и заявление от 10.11.2021 о несогласии на передачу сведений, составляющих врачебную тайну.
15.11.2021 работодатель отстранил его от работы без сохранения заработной платы в связи с тем, что им не были представлены документы о вакцинации против новой коронавирусной инфекции. Период отстранения от работы составляет с 15.11.2021 по настоящее время.
Полагает его отстранение от работы незаконным, так как в Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, его работа не входит.
Работодатель не имеет полномочий обязывать своих работников пройти профилактические прививки, поскольку профилактические прививки проводятся при наличии согласия на медицинское вмешательство. В национальный календарь профилактических прививок прививка от новой коронавирусной инфекции не включена.
Работодатель в приказе об отстранении от работы ссылается на постановление главного санитарного врача по ЕАО от 11.10.2021 № 125. Однако главные санитарные врачи регионов не вправе обязывать работодателей организовывать вакцинацию сотрудников. Трудовым договором от 02.10.2017 не предусмотрена его обязанность участвовать в медицинских исследованиях лекарственных препаратов.
Отказ от прохождения вакцинации обусловлен отсутствием в открытом доступе всей необходимой для принятия решения информации, предусмотренной федеральным законодательством, и его опасениями относительно возможных побочных эффектов.
Просит признать незаконным приказ от 15.11.2021 № об отстранении его от работы, начислить и выплатить заработную плату за период незаконного отстранения от работы с 15.11.2021 до дня отмены приказа № из расчета среднего заработка, выплатить денежную компенсацию не ниже 1/150 действующей ключевой ставки Центрального Банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно, выплатить компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.
Определением от 01.02.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО.
В судебном заседании истец Пузырев С.Д. исковые требования поддержал. Суду пояснил, что с 10.01.2022 он приступил к работе. Вакцина от новой коронавирусной инфекции не прошла все необходимые испытания, не является официально зарегистрированной вакциной, в связи с чем он не считает возможным участвовать в эксперименте.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО Волошенко Ю.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась. Суду пояснила, что приказ об отстранении истца от работы был принят МБОУ СОШ № 2 п. Николаевка на законных оснований, процедура отстранения от работы полностью соблюдена. Обязательной вакцинации от новой коронавирусной инфекции подлежат все работники образовательных учреждений независимо от занимаемой должности в учреждении.
Представитель ответчика МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка» в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. Согласно письменному отзыву, просил в удовлетворении требований отказать.
Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Конституцией Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду (статьи 41, 42).
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения является одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отношения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности, посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, государственного санитарно-эпидемиологического нормирования (статья 2 вышеуказанного Закона).
В силу статьи 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).
Главный государственный санитарный врач Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» утверждает нормативные и другие документы, регламентирующие осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно статье 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Пунктом 12 Постановления Правительства РФ от 15.07.1999 г. № 825 «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» предусмотрена обязательная иммунизация лиц, работающих в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Устанавливая правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, Федеральный закон от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» предусматривает проведение профилактических прививок в соответствии с требованиями санитарных правил и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
В соответствии со статьей 5 данного Федерального закона граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок.
Отсутствие профилактических прививок влечет, в том числе отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.
Постановлением Главного государственного санитарного врача по ЕАО от 11.10.2021 № 125 «О проведении иммунизации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Еврейской автономной области» установлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) гражданам, подлежащим обязательной вакцинации, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты и социального обслуживания.
Согласно п. 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача по ЕАО от 11.10.2021 № 125, руководителям организаций, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Еврейской автономной области в сфере образования, в срок до 15.11.2021 необходимо организовать проведение профилактических прививок первым компонентом, а в срок до 15.12.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников, сотрудников.
В соответствии с п. 2.2 лица, не имеющие ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, подлежат отстранению от работы с 15.11.2021, а лица, не имеющие законченного курса вакцинации, подлежат отстранению от работы с 15.12.2021.
Из материалов дела следует, что истец принят в МБОУ СОШ № 2 п. Николаевка на должность заведующего хозяйством с 02.10.2017 г.
18.10.2021 Пузырёв С.Д. в письменном виде был уведомлен работодателем о необходимости вакцинации от новой коронавирусной инфекции до 15.11.2021 первым компонентом прививки, в срок до 15.12.2021 – вторым компонентом прививки.
На основании приказа директора МБОУ СОШ № 2 п. Николаевка от 15.11.2021 № 47 истец отстранен от работы с 15.11.2021 до окончания периода эпиднеблагополучия либо прохождения вакцинации.
15.11.2021 Пузырёв С.Д. в письменном виде отказался от прохождения вакцинации против новой коронавирусной инфекции.
29.12.2021 Пузырёв С.Д. прошел вакцинацию, 30.12.2021 ему был предоставлен дополнительный отпуск и с 10.01.2022 он допущен к работе.
В силу пункта 6 части 1 статьи 76 Трудового кодекса РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 76 Трудового кодекса РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Согласно ч. 3 ст. 76 Трудового кодекса РФ в период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
На основании исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о нарушении трудовых прав истца.
Поскольку истец в установленном порядке был уведомлен о необходимости вакцинации от новой коронавирусной инфекции в срок до 15.11.2021 первым компонентом прививки, в срок до 15.12.2021 – вторым компонентом прививки, издав приказ об отстранении Пузырева С.Д. от работы, работодатель исполнил обязанность, возложенную на него п. 3 ч. 1 ст. 76 Трудового кодекса РФ.
Распоряжением губернатора ЕАО от 05.02.2020 № 14-рг на территории Еврейской автономной области с 12.00 часов 05.02.2020 года введен режим повышенной готовности в целях недопущения завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, на территории Еврейской автономной области.
Постановлением губернатора ЕАО от 20.03.2020 № 57 на территории Еврейской автономной области с 00 час. 00 мин. 22.03.2020 года введены ограничительные мероприятия (карантин).
МБОУ СОШ № 2 п. Николаевка является образовательной организацией, к осуществлению деятельности которой законодательством установлены повышенные требования в части обеспечения охраны здоровья и труда работников, в том числе связанных с обеспечением безопасных условий обучения несовершеннолетних.
Установление предусмотренных абзацем четвертым пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» правовых последствий отсутствия профилактических прививок в виде отстранения граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, обусловлено необходимостью сохранения здоровья таких категорий работников в процессе трудовой деятельности, а также обеспечения здоровья и безопасности других лиц и, следовательно, отвечает конституционно закрепленным целям возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина и не может рассматриваться как нарушение конституционных прав граждан.
Отстранение от работы истца произведено на основании постановления Главного государственного санитарного врача по ЕАО от 11.10.2021 № 125, которое незаконным либо недействующим не признано.
Главный санитарный врач по ЕАО в силу п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, вправе выносить мотивированные постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям.
При этом граждане, юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (статьи 10, 11 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
Довод истца о том, что его должность не входит в перечень, установленный постановлением правительства РФ от 15.07.1999 № 825, основан на неверном понимании норм права. Пунктом 12 указанного постановления «Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок» к перечню работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, отнесены работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, вне зависимости от выполняемой работы в организации и возложенных обязанностей.
Довод истца о том, что вакцина от новой коронавирусной инфекции является не зарегистрированной, является его личным субъективным мнением.
Каких-либо нарушений при издании оспариваемого приказа от 15.11.2021 № 47 об отстранении истца от работы ответчиком не допущено и судом не установлено. Следовательно, оснований для удовлетворения иска о взыскании невыплаченной заработной платы за период отстранения от работы, компенсации за задержку выплаты не имеется.
Поскольку судом не установлено нарушений трудовых прав истца, в силу положений ст. 237 Трудового кодекса РФ оснований для компенсации морального вреда также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, районный суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Пузырёва Сергея Дорофеевича к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка», администрации муниципального образования «Смидовичский муниципальный район» ЕАО о признании незаконным приказа об отстранении от работы, обязании начислить и выплатить заработную плату за период незаконного отстранения от работы, денежную компенсацию, взыскании компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд ЕАО через Смидовичский районный суд ЕАО в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Пешкова
Мотивированное решение изготовлено 03.03.2022 г.