Решение по делу № 2а-3136/2021 от 15.01.2021

УИД 11RS0001-01-2021-000634-83

Дело № 2а-3136/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Куриленко Р.В.,

при секретаре Колокольниковой П.Е.

с участием:

административного истца Горбунова В.В.,

представителя административных ответчиков Морозовой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре

19 августа 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Горбунова Виктора Валентиновича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России о признании ненадлежащим оказание медицинской помощи при содержании в исправительном учреждении, взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания, обязании устранить допущенные нарушения,

установил:

Горбунов В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по Республике Коми, просил признать действия (бездействие) медицинских работников ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, выраженных в неоказании надлежащей медицинской помощи, незаконными; взыскать с административного ответчика в пользу административного истца денежную компенсацию в размере 300 000 руб.

В обоснование иска указано, что Горбунов В.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ** ** ** у административного истца выявлен ... однако диспансерное наблюдение за ним организовано не было, вследствие чего медицинская помощь при профилактике, обследованию и лечению у административного истца ... выполнена ненадлежащим образом.

** ** ** административный истец доводы иска и требования дополнил, указал, что ... был выявлен у него только ** ** **, то есть спустя 3 года 10 месяцев после помещения под стражу, при этом ранее такого заболевания у него не было, наркотических средств он не употреблял, в наркологическом диспансере на учете не состоял, татуировок на тело не наносил, на длительных свиданиях с ** ** ** года не был, что исключает возможность его заражения самостоятельно. Административный истец полагает, что ... мог быть занесен в его организм ввиду халатности медицинских работников исправительного учреждения, при посещении медицинского врача и использования нестерильных медицинских приборов, либо при регулярных заборах крови, иных инъекциях. После установления диагноза ... административному истцу не было назначено обследование, он не был поставлен на диспансерный учет. ** ** ** Горбунов В.В. был осмотрен врачом-хирургом с жалобами на ..., по результатам осмотра было выдано направление на амбулаторное обследование и проведение лечения, однако ** ** ** административный истец получил отказ ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в проведении обследования, чем также нарушено право административного истца на получение надлежащей медицинской помощи. Ссылаясь на указанные обстоятельства, Горбунов В.В. в дополнение ранее изложенных требований просил увеличить ранее заявленную сумму денежной компенсации, подлежащей взысканию с административного ответчика, до 350 000 руб., а также обязать ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России провести обследование и лечение административного истца по всем заболеваниям в разумные сроки.

Определением суда от ** ** ** к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен ФСИН России.

Определением от ** ** ** судом назначена судебно-медицинская экспертиза для определения заболеваний Горбунова В.В. на момент помещения его в исправительное учреждение для отбытия меры уголовного наказания, обстоятельств и времени заражения его ...», а также для оценки полноты оказанной ему медицинской помощи в период отбывания им наказания.

Административный истец, участие которого в судебном заседании обеспечено с помощью системы видеоконференц-связи, требования административного иска и доводы в его обоснование поддержал.

Представитель административных ответчиков ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по Республике Коми просила в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусмотрено, что суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с положениями ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 1).

Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ч. 3).

При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (ч. 5).

Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, признается право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В силу ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее УИК РФ), Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 12, ст. 101 УИК РФ, осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторных, поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Согласно положениям п. п. 3, 7, 8 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", некачественное оказание медицинской помощи - оказание медицинской помощи с нарушениями медицинских технологий и правильности их проведения.

Одним из видов оказания застрахованному медицинской помощи ненадлежащего качества является невыполнение, несвоевременное или некачественное выполнение необходимых пациенту диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий (исследования, консультации, операции, процедуры, манипуляции, трансфузии, медикаментозные назначения и т.д.).

В Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (части 1, 3, 7 статьи 26) предусмотрено, что лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 2 Порядка организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ № 640, Минюста РФ № 190 от 17 октября 2005 года, медицинская помощь подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставляется лечебно-профилактическими учреждениями (далее - ЛПУ) и медицинскими подразделениями учреждений Федеральной службы исполнения наказаний, создаваемыми для этих целей, либо ЛПУ государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Для оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в Учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением Учреждения: следственного изолятора, исправительного учреждения, в том числе исправительной колонии, лечебного исправительного учреждения, воспитательной колонии, тюрьмы либо филиалом лечебно-профилактического учреждения (п. 13 Порядка).

Основная цель деятельности медицинской части - гарантированное обеспечение оказания первичной медицинской помощи лицам, содержащимся в Учреждении. В зависимости от местных условий, вида Учреждения, экономической целесообразности и иных обстоятельств медицинская часть может обеспечивать оказание некоторых видов специализированной медицинской помощи (п. 14 Порядка).

Время для амбулаторного приема в медицинских частях подозреваемых, обвиняемых, осужденных в учреждениях УИС устанавливается распорядком дня соответствующего Учреждения (п. 49 Порядка).

Приказом Министерства юстиции от 28.12.2017 № 285 утвержден новый Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с п. 2 Порядка оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России, а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения.

В период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза (п. 31 Порядка).

Медицинские осмотры и диспансерное наблюдение осужденных осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья (п. 32 Порядка).

Медицинская помощь в амбулаторных условиях осужденным оказывается в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта) по предварительной записи (п. 33 Порядка).

Постановлением Главного ...

... лабораторная диагностика ... проводится серологическим и молекулярно-биологическим методами исследования.

Выявление случаев заболеваний ... (или подозрения на ...) проводится медицинскими работниками медицинских организаций, а также лицами, имеющими право на занятие частной медицинской практикой и получившими лицензию на осуществление медицинской деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке при обращениях и оказании медицинской помощи больным, проведении осмотров, обследований, при осуществлении эпидемиологического надзора (п. 4.1 СП 3.1.3112-13).

...

...

...

...

...

...

Как следует из письменных материалов дела, Горбунов В.В. содержится в исправительных учреждениях с ** ** ** и до настоящего времени, с указанного времени ему заведена медицинская карта. Медицинская помощь административному истцу оказывалась в период отбывания наказания в исправительных учреждениях ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.

В ФКУ ИК-31 УФСИН России по ... Горбунов В.В. прибыл ** ** **, исследование на маркёры ... впервые было проведено административному истцу ** ** **, ...

В рамках настоящего административного дела для определения полноты оказанной Горбунову В.В. медицинской помощи судом проведена судебно-медицинская экспертиза.

Как следует из заключения эксперта, ...

По данным представленной медицинской документации объективных признаков обострений хронического ... у Горбунова В.В. за период наблюдения не зафиксировано, действующий стандарт оказания медицинской помощи в этой клинической ситуации не применяется.

Из лечения ....

...

Исходя из вышеизложенного, эксперты пришли к выводу, что медицинская помощь Горбунову В.В. в связи с имеющимся у него ... а именно выявление данного заболевания, оказывалась не своевременно, что, в свою очередь, не вызвало каких-либо неблагоприятных последствий.

Как следует из статьи 59 КАС РФ, само по себе заключение эксперта не имеет для судьи заранее установленной силы и подлежит оценке в совокупности с другими доказательствами, - на основе внутреннего убеждения судьи, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств,

В данном случае суд считает возможным положить заключение судебно-медицинской экспертизы в основу настоящего решения; поскольку заключение выполнено сотрудниками экспертной организации, которые имеют соответствующую квалификацию и образование, предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы экспертов подробно мотивированы, содержат ссылки на используемую литературу и выписки из медицинской документации. Ответы на поставленные перед экспертами вопросы изложены ясно, понятно, не содержат неоднозначных формулировок, подтверждаются выдержками из медицинской карты и иной медицинской документации Горбунова В.В.

Вместе с тем, в рамках проведенной по делу экспертизы определить причину и начало развития заболевания ... у Горбунова В.В. не представилось возможным. Доказательств отсутствия у него данного заболевания до заключения его в исправительное учреждение, равно как и доказательств заражения его в исправительном учреждении одним из перечисленных в иске способов, административным истцом суду не представлено и не может быть вменено административным ответчикам.

В дополнении к административному иску Горбуновым В.В. указаны жалобы на сильный отек правой ноги, в рамках лечения которого он не был направлен на обследование.

Как следует из медицинской документации Горбунова В.В., ** ** ** на первичном осмотре, проведенном по прибытии в ФКУ ИК-19 УФСИН России по Республике Коми отмечено ...

** ** ** административный истец осмотрен в связи с жалобами .... Диагноз: ....

** ** ** вновь осмотрен с жалобами ...

** ** ** Горбунов В.В. осмотрен ....

** ** ** он был осмотрен ...

Согласно экспертному заключению, ненадлежащего оказания административному истцу медицинской помощи в связи с лечением у него варикозного расширения вен нижних конечностей не установлено. Согласно стандартам медицинской помощи больным с варикозным расширением вен нижних конечностей Горбунову В.В. проведены медицинские мероприятия: сбор анамнеза и жалоб при сосудистой патологии, визуальное исследование при сосудистой патологии, пальпация при сосудистой патологии, аускультация при сосудистой патологии, исследование пульса, измерение артериального давления на периферических артериях. Назначена лекарственная терапия при заболеваниях крупных кровеносных сосудов, назначен лечебно-оздоровительный режим при заболеваниях крупных кровеносных сосудов, эластическая компрессия нижних конечностей.

Федеральным законом от 27.12.2019 №494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон от 15.07.1995 №103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», УИК РФ, КАС РФ в части введения положений о праве на получение компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.

Так, в соответствии со ст. 12.1 УИК РФ, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (ч. 1). Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (ч. 2).

Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.12.2019 №494-ФЗ, финансовое обеспечение выплаты компенсации за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

На основании ч. 4 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении интересы РФ представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.

В соответствии с подп. 1 п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в качестве представителя выступает главный распорядитель средств федерального бюджета.

На основании подпункта 6 пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 13.10.2004 N 1314) ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.

При таких обстоятельствах взыскание компенсации за ненадлежащие условия содержания должно быть произведено с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания Российской Федерации.

Согласно ч. 5 ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.

Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что в отношении административного истца были допущены нарушения условий его содержания, выразившиеся в несвоевременном обследовании пациента и диагностике заболевания ... при поступлении в исправительное учреждение.

Определяя размер денежной компенсации, суд принимает во внимание, что в данном случае присуждение компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении осуществляется на основании статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Учитывая требования разумности и справедливости, продолжительность ненадлежащей медицинской помощи, отсутствия наступления негативных последствий, суд полагает справедливой и соразмерной для компенсации определить сумму в размере 16 000 руб.

На основании ч. 9 ст. 227.1 КАС РФ решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Административное исковое заявление Горбунова Виктора Валентиновича к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФСИН России о признании ненадлежащим оказание медицинской помощи при содержании в исправительном учреждении, взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания, обязании устранить допущенные нарушения – удовлетворить частично.

Признать незаконным оказание ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России медицинской помощи Горбунову Виктору Валентиновичу, выразившееся в несвоевременном обследовании пациента и диагностике заболевания ... при поступлении в исправительное учреждение.

Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу Горбунова Виктора Валентиновича компенсацию за ненадлежащее оказание медицинской помощи при содержании в исправительных учреждениях в размере 16 000 руб.

Исполнение решения в части взыскания денежных средств произвести путем безналичного перевода на банковский счет Горбунова Виктора Валентиновича по следующим реквизитам:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

назначение платежа: Горбунов Виктор Валентинович, ** ** ** года рождения.

Решение суда в части удовлетворении требований о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.

Председательствующий         Р.В. Куриленко

Мотивированное решение составлено 31.08.2021.

2а-3136/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Горбунов Виктор Валентинович
Ответчики
ФСИН России
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России по РК
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Куриленко Роман Владимирович
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
15.01.2021Регистрация административного искового заявления
16.01.2021Передача материалов судье
18.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
20.02.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2021Судебное заседание
16.08.2021Производство по делу возобновлено
19.08.2021Судебное заседание
19.08.2021Судебное заседание
31.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее