Решение по делу № 12-419/2020 от 29.04.2020

Мировой судья Козырева Т.В. № 10MS0009-01-2020-001573-29 (№ 12а-419/2020)

Судебный участок №9 г. Петрозаводска

Р Е Ш Е Н И Е

10 июня 2020 года г. Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Кайгородова Ольга Владимировна, при секретаре Мамонтовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Водлозерский» на постановление мирового судьи судебного участка №9 г.Петрозаводска Республики Карелия от 25 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении

Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Водлозерский» (далее - ФГБУ «Национальный парк «Водлозерский», Учреждение), ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>, дата государственной регистрации – ДД.ММ.ГГГГ, юридический адрес: <адрес>

у с т а н о в и л:

Постановлением мирового судьи судебного участка №9 г.Петрозаводска Республики Карелия от 25 марта 2020 года ФГБУ «Национальный парк «Водлозерский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

В жалобе законного представителя ФГБУ «Национальный парк «Водлозерский» - директора Гудым А.Ю. выражается несогласие с судебным постановлением и ставится вопрос о его отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В обоснование заявленных требований указывается, что установление лица, осуществляющего утверждение лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов, взаимосвязи между фактическим утверждением документов и предпринятыми мерами по их утверждению являются основополагающими для установления виновности ФГБУ «Национальный парк «Водлозерский», тогда как мировым судьей не дана правовая оценка тому, каким образом у Учреждения имелась возможность для соблюдения правил и норм при условии отсутствия законных оснований для непосредственного утверждения Лесохозяйственного регламента и Проекта освоения лесов, учитывая, что указанными полномочиями наделено только Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Кроме того, судом не исследовано, какие именно действия (бездействия) привели к неисполнению законного требования, доводы Учреждения должным образом не проверены и не оценены.

В судебное заседание законный представитель ФГБУ «Национальный парк «Водлозерский» не явился, извещены о месте и времени рассмотрения жалобы надлежащим образом.

В судебном заседании защитник ФГБУ «Национальный парк «Водлозерский» Алексеев А.Ю., действующий на основании доверенности, поддержал доводы жалобы и просил ее удовлетворить. Пояснил, что привлекаемое лицо не обращалось в административный орган с ходатайством о продлении срока исполнения предписания, поскольку полагало, что Минприроды России утвердит Лесохозяйственный регламент и Проект освоения лесов «Национальный парк «Водлозерский» в установленный срок, учитывая, что указанные документы были направлены заблаговременно. Кроме того, Министерство было поставлено в известность о проведенной проверке в отношении привлекаемого лица и выявленных нарушениях, а также о сроках исполнения предписания от 26 сентября 2019 года.

Представитель Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Чернова Н.А., действующая на основании доверенности, с жалобой не согласилась, полагала оспариваемое постановление законным и обоснованным, просила в удовлетворении жалобы отказать. Указала, что выданное административным органом предписание привлекаемым лицом не оспаривалось, ходатайство о продлении срока исполнения данного предписания не заявлялось.

Должностное лицо - государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Республике Карелия, ведущий специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Республике Карелия Балтийско-Арктического межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Опалихин И.А., составивший протокол об административном правонарушении от 25 февраля 2020 года, поддержал обстоятельства, изложенные в указанном процессуальном документе, просил в удовлетворении жалобы отказать.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Белоусова А.А., являющаяся ведущим специалистом по природопользованию ФГБУ «Национальный парк «Водлозерский», пояснила, что Учреждение направляло проект лесохозяйственного регламента в адрес Минприроды России в печатном виде, а именно: в январе, августе, сентябре 2019 года, при этом два проекта Министерством были утрачены и только в сентябре 2019 года в Учреждение поступили замечания на представленный проект. Кроме того, поддержала обстоятельства, изложенные ею в служебной записке от 04 сентября 2019 года на л.д.123.

Заслушав защитника Алексеева А.Ю., должностное лицо Опалихина И.А., представителя административного органа Чернову Н.А., свидетеля Белоусову А.А., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив дело в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, учитывая, что срок для обжалования постановления заявителем не пропущен, судья приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества является лесохозяйственный регламент лесничества (ч.1 ст.87 Лесного кодекса РФ).

Лесохозяйственные регламенты лесничеств утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи. Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.2, ч.7 ст.87 Лесного кодекса РФ).

Как следует из ч.1 ст.88 Лесного кодекса РФ, лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки регламентируются Приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69, в соответствии с п.28 которого, проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со ст.12 Лесного кодекса РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.

Как следует из оспариваемого постановления, ФГБУ «Национальный парк «Водлозерский», расположенное по адресу: <адрес>, <данные изъяты> не выполнило требования предписания от 26 сентября 2019 года, выданного должностным лицом - государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Республике Карелия Опалихиным И.А., а именно в установленный срок – до 01 февраля 2020 года устранить нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований, выразившихся с отсутствии утвержденного Лесохозяйственного регламента и Проекта освоения лесов.

Мировой судья, рассмотрев дело по существу, пришел к выводу о виновности ФГБУ «Национальный парк «Водлозерский» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Вместе с тем с состоявшимся по делу постановлением согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

В ходе производства по делу об административном правонарушении ФГБУ «Национальный парк «Водлозерский» последовательно указывало на предпринятые Учреждением меры к выполнению предписания от 26 сентября 2019 года, а также на невозможность выполнения данного предписания по независящим от Учреждения обстоятельствам, так как утверждение Лесохозяйственного регламента и Проекта освоения лесов отнесено к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, представив мировому судье доказательства в обоснование своих доводов.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, 23 октября 2018 года Лесохозяйственный регламент лесничества «Национальный парк «Водлозерский» направлен в электронном виде Учреждением в адрес Минприроды России; 19 марта 2019 года Проект освоения лесов, расположенных на землях «Национального парка «Водлозерский», направлен в печатном виде Учреждением в адрес Минприроды России. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации 09 сентября 2019 года письмом сообщило ФГБУ «Национальный парк «Водлозерский» о рассмотрении писем от 31 мая 2019 года, №01-23/430 от 30 июля 2019 года, от 02 сентября 2019 года о рассмотрении лесохозяйственного регламента лесничества «Национальный парк «Водлозерский», указав на выявленные замечания и недостатки в представленном проекте и возвратив лесохозяйственный регламент на доработку.

ФГБУ «Национальный парк «Водлозерский» 09 января 2020 года письмом направило в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации доработанный Лесохозяйственный регламент лесничества «Национальный парк «Водлозерский», который поступил в адрес Министерства 15 января 2020 года (вх.).

По результатам рассмотрения Лесохозяйственного регламента лесничества «Национальный парк «Водлозерский» Минприроды России 25 февраля 2020 года утвердило указанный регламент со сроком его действия до 25 февраля 2030 года, уведомив Учреждение об этом письмом от 26 февраля 2020 года.

Письмом от 13 марта 2020 года Минприроды России уведомило Учреждение об утверждении 10 марта 2020 года проекта освоения лесов лесничества «Национальный парк «Водлозерский».

В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно пп.5.19 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года № 1219 (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 №1884), Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждает лесохозяйственные регламенты лесничеств, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий, а также государственную экспертизу проектов освоения лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий.

Таким образом, материалы дела позволяют сделать вывод о том, что в данном случае ФГБУ «Национальный парк «Водлозерский» были предприняты все зависящие от него меры и разумные действия по своевременному исполнению предписания №1-ООПТ от 26 сентября 2019 года, учитывая заблаговременное направление проектов на согласование и то обстоятельство, что утверждение лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов отнесено к компетенции Минприроды России, а сроки исполнения данных полномочий находятся вне контроля и компетенции ФГБУ «Национальный парк «Водлозерский».

В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

С учетом изложенного вывод мирового судьи о виновности ФГБУ «Национальный парк «Водлозерский» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, обоснованным признать нельзя.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка №9 г.Петрозаводска Республики Карелия от 25 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Водлозерский» подлежит отмене.

Производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л :

Жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Водлозерский» удовлетворить.

Постановление мирового судьи судебного участка №9 г.Петрозаводска Республики Карелия от 25 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Водлозерский» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Водлозерский» прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ № 1413, Санкт-Петербург, 190900, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).

Судья О.В. Кайгородова

12-419/2020

Категория:
Административные
Ответчики
ФГБУ "Национальный парк "Водлозерский"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Кайгородова Ольга Владимировна
Статьи

19.5

Дело на странице суда
petrozavodsky.kar.sudrf.ru
29.04.2020Материалы переданы в производство судье
29.04.2020Судебное заседание
25.05.2020Судебное заседание
23.06.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
23.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее