Дело № 2-54/2022 (2-1750/2021;) 61RS0017-01-2021-003792-54
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 января 2022 года г. Красный Сулин
Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Сапожковой Л.В.
при секретаре Орловой О.А.
с участием заместителя Красносулинского городского прокурора Лисицкого С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Красносулинского городского прокурора, действующего в интересах Российской Федерации к Пантелеевой Надежде Анатольевне об обязании устранить нарушения земельного законодательства
У С Т А Н О В И Л:
Красносулинский городской прокурор Ростовской области в интересах Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к Пантелеевой Надежде Андреевне об обязанности ликвидировать несанкционированную свалку.
В обоснование иска указано на то, что Красносулинской городской прокуратурой, во исполнение поручения прокуратуры области от 10.08.2021 №, проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего вопросы обращения с отходами производства и потребления.
Проведенной городской прокуратурой проверкой установлен факт размещения строительных отходов на земельных участках с кадастровыми номерами № расположенные по адресу <адрес>. Указанные земельные участки относится к категории земли населенных пунктов с разрешенным видом использования для ведения личного подсобного хозяйства и не предназначены для организации размещения строительных отходов. Согласно расчету ущерба, выполненного государственным инспектором в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> ФИО7, отходы, размещенные на земельных участках с кадастровыми номерами № расположенные по адресу <адрес>, относятся к категории V класса опасности, при этом во всех отобранных пробах острая токсичность отсутствует.
Размер вреда, причиненного почвам, как объекту охраны окружающей среды составляет 31200 рублей.
Указанные земельные участки находится в границах Красносулинского городского поселения принадлежат на праве собственности Пантелеевой Надежде Анатольевне.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В силу ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", содержание территорий городских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно- эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607- ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п.п. 2 п.2 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).
Размещение Пантелевой Н.А. строительных отходов на территории указанных земельных участков нарушает требования действующего законодательства.
В силу требований ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту интересов Российской Федерации.
С учетом того, что Пантелеевой Н.А. мер, направленных на ликвидацию - указанной свалки не принято, нахождение свалки строительных отходов на вышеуказанных земельных участках нарушает действующее земельное законодательство Российской Федерации, прокуратурой города, в соответствии со гг. 45 ГПК РФ, принято решение обратиться в суд с заявлением об обязании устранить нарушения земельного законодательства.
На основании изложенного, истец просил суд обязать Пантелееву Н.А ликвидировать несанкционированную свалку строительных отходов,
расположенную на земельных участках с кадастровыми номерами
№, расположенных по адресу <адрес>.
Определением суда от 28 декабря 202 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Кетов Алексей Николаевич.
Заместитель прокурора Лисицкий С.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объёме.
Ответчик Пантелеева Н.А о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом. Суду представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие и согласии с требованиями прокурора.
Третье лицо Кетов А.Н. о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд рассмотрел дело в отсутствии неявившегося ответчика и третьего лица извещенных надлежащим образом, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав заместителя прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленного иска по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; 'независимость государственного экологического надзора; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц; сохранение биологического разнообразия; обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия. воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды; международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды; обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 199 года № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу ч. 1 ст. 22 указанного Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения" определено, что санитарно- эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607- ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п.п. 2 п.2 ст.13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления в несанкционированных местах, удаление отходов и рекультивацию территорий свалок производят собственники и владельцы земельных участков в соответствии с действующим законодательством.
Судом установлено, что прокуратурой по информации государственного инспектора в области охраны окружающей среды Межрегионального Росприроднадзора по <адрес> и <адрес> ФИО7, проведена проверка исполнения требований природоохранных норм и правил обращений с твердыми отходами производства на территории земельных участках с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес>.
В ходе проведенной проверки установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами № расположенных по адресам: <адрес>, не санкционированно размещены отходы производства и потребления в том числе строительный мусор.
Указанные земельные участки относится к категории земли населенных пунктов с разрешенным видом использования для ведения личного подсобного хозяйства и не предназначены для организации размещения строительных отходов.
Согласно расчету ущерба, выполненного государственным инспектором в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Росприроднадзора по <адрес> и <адрес>
С., отходы, размещенные на земельных участках с кадастровыми номерами № расположенные по адресу <адрес>, относятся к категории V класса опасности, при этом во всех отобранных пробах острая токсичность отсутствует.
Собственником земельных участков с кадастровыми номерами № расположенных по адресу <адрес>, на момент проверки являлась ответчик Пантелеева Н.А., что подтверждается выпиской из ЕГРН и договором купли – продажи земельного участка.
Собственником земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу <адрес>, на момент 07.0.2021 года является Кетов А.Н.., что подтверждается договором купли -продажи земельного участка.
С учетом того, что Пантелеевой Н.А. мер, направленных на ликвидацию - указанной свалки не принято, нахождение свалки строительных отходов на вышеуказанных земельных участках нарушает действующее земельное законодательство Российской Федерации.
Бездействие ответчика Пантелеева Н.А. является одной из причин загрязнения окружающей среды, приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее законодательство в области охраны окружающей среды, в связи с чем, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного, суд считает необходимым обязать ответчика Пантелееву Н.А. как собственника земельных участков, землепользователя, ликвидировать несанкционированную свалку строительных отходов.
Срок, для исполнения решения суда суд считает необходимым установить для ликвидации свалки строительных отходов, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 194-198ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░