Решение по делу № 2а-664/2018 от 19.03.2018

                                                                                         дело № 2а-664/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Камышин                                                                                   24 апреля 2018 г.

Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи     Козионова В.С.,

при секретаре                 Поповой А.С.,

с участием административного истца Федорова Е.В., представителя административных ответчиков администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области и комитета по управлению имуществом администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области Давудова Т.И.о.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Федорова Евгения Владимировича к администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области и комитету по управлению имуществом администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Федоров Е.В. обратился с административным иском к администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области и комитету по управлению имуществом администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.

Федоров Е.В. свои требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в Комитет по управлению имуществом администрации городского округа - город Камышин с заявлением о постановке на учет в целях последующего предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно, как гражданину, имеющему трех несовершеннолетних детей с приложением всех необходимых документов. На это заявление администрацией городского округа – город Камышин решения о постановке его на учет либо об отказе в этом в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ вынесено не было, а ему направлено лишь извещение за исх. № .... от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии у администрации городского округа – город Камышин возможности предоставить ему земельный участок.

Решение уполномоченного органа о постановке гражданина на учет либо об отказе в постановке на учет принимается по результатам рассмотрения поступивших документов (информации) и направляется гражданину в месячный срок со дня поступления заявления и документов.

Им ДД.ММ.ГГГГ было повторно подано заявление в Комитет по управлению имуществом администрации городского округа – город Камышин с заявлением о постановке на учет в целях последующего предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно, как гражданину, имеющему трех несовершеннолетних детей.

Несмотря на надлежащую форму заявления и приложение к нему всех необходимых документов, решения о постановке его на учет либо об отказе в этом администрацией городского округа – город Камышин вынесено не было, а ему направлен лишь ответ за исх. № .... от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что удовлетворить заявление не представляется возможным в связи с выдачей ему извещения за исх. № .... от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии у администрации городского округа – город Камышин возможности предоставить ему земельный участок.

Согласно информации, полученной от комитета по управлению имуществом администрации городского округа – город Камышин с ДД.ММ.ГГГГ постановка на учет граждан, имеющих трех и более детей, а также граждан, являющихся родителями детей-инвалидов, не осуществляется в связи с отсутствием на территории городского округа – город Камышин земель, из которых могут быть сформированы земельные участки с целью последующего предоставления в собственность граждан бесплатно для индивидуального жилищного строительства.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о бездействии администрации городского округа – город Камышин в вопросе принятия решений о постановке его на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно либо об отказе в постановке на учет.

С учетом измененных требований просит признать незаконным бездействие комитета по управлению имуществом администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области и администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области, выразившееся в нарушении предусмотренной ст. .... от 14.07.2015 г. № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» обязанности по вынесению решений о постановке на его на учет, являющегося отцом несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 и ФИО4, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно либо об отказе в постановке его на учет.

Обязать комитет по управлению имуществом администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области и администрацию городского округа – .... вынести решение о постановке его, являющегося отцом несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 и ФИО4, на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно либо об отказе в постановке его на учет на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании административный истец Федоров Е.В. свои измененные требования поддержал в полном объеме, пояснив, что комитет по управлению имуществом администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области также является административным ответчиком, поскольку он обращался с заявлением именно в комитет, который готовит проект решения главы администрации, а в данном случае такой проект решения изготовлен не был.

Представитель административных ответчиков комитета по управлению имуществом администрации городского округа – город Камышин и администрации городского округа – город Камышин Давудов Т.И.о. заявленные требования не признал и приобщил к делу письменные возражения. Давудов Т.И.о. дополнительно пояснил, что заявление о постановке на учет подается в комитет по управлению имуществом администрации городского округа – город Камышин, который собирает пакет необходимых документов и готовит проект решения для главы администрации, который и принимает окончательное решение. В данном случае он полагает, что извещение и есть их ответ административному истцу.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, ознакомившись с доводами и возражениями каждого из них, исследовав материалы дела, проанализировав решение органа местного самоуправления и нормы действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Федорова Е.В. обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Гарантированное указанными нормами право на судебную защиту предполагает как неотъемлемый элемент обязательность исполнения судебных решений.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона Волгоградской области от 14.07.2015 г. № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» (далее – Закон) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на территории Волгоградской области (далее – земельные участки) в собственность граждан бесплатно предоставляются в следующих случаях: для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов: гражданам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей.

Согласно ст. 2 Закона отказ в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно осуществляется в случае несоответствия требованию, установленному абзацем вторым части 2 статьи 1 настоящего Закона, в случае, если на момент принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно гражданин, состоящий на учете в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно, подлежит снятию с учета по основаниям, установленным частью 4 статьи 5 настоящего Закона, а также по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Законом.

Частями 1 и 4 ст. 3 Закона установлено, что гражданин, изъявивший желание получить в собственность бесплатно земельный участок в случаях, установленных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 1 настоящего Закона, подает заявление о постановке на учет в целях последующего предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно, содержащее согласие на обработку персональных данных в случаях и в форме, установленных Федеральным законом "О персональных данных" (далее - заявление), в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах его компетенции (далее - уполномоченный орган). Примерная форма заявления устанавливается органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере земельных отношений на территории Волгоградской области. Заявление подается в уполномоченный орган по месту жительства заявителя (ч. 1).

В случае отсутствия в границах городского округа, в котором проживает заявитель, земель, из которых могут быть сформированы земельные участки с целью предоставления в собственность граждан бесплатно в соответствии с настоящим Законом, уполномоченный орган городского округа в течение 15 дней со дня подачи гражданином заявления направляет заявителю извещение об отсутствии возможности предоставить земельный участок в собственность бесплатно на территории городского округа по месту жительства заявителя и по требованию заявителя возвращает приложенные к заявлению документы. При этом гражданин вправе обратиться с заявлением в уполномоченный орган муниципального района, либо уполномоченный орган иного городского округа, либо уполномоченный орган городского поселения Волгоградской области, приложив оригинал извещения об отсутствии возможности предоставить земельный участок в собственность бесплатно на территории городского округа по месту жительства гражданина (ч. 4).

Статьей 5 Закона регулируются вопросы учета граждан в целях последующего предоставления земельных участков в собственность бесплатно, а также случаи отказа в постановке на учет.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона уполномоченный орган рассматривает принятые заявление, документы, предусмотренные частями 2 - 4, 6 - 8 статьи 3 настоящего Закона, и документы (информацию), полученные уполномоченным органом по межведомственному запросу, и принимает решение о постановке гражданина на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно (далее - учет) либо об отказе в постановке гражданина на учет.

Решение уполномоченного органа о постановке гражданина на учет либо об отказе в постановке на учет принимается по результатам рассмотрения поступивших документов (информации) и направляется гражданину в месячный срок со дня поступления заявления и документов, указанных в частях 2 - 4, 6 и 7 статьи 3 настоящего Закона.

В силу ч. 2 ст. 5 Закона уполномоченный орган отказывает гражданину в постановке на учет в случае, если:

1) не представлены документы, предусмотренные частями 2 - 4, 6 и 7 статьи 3 настоящего Закона;

2) представленные документы не подтверждают право гражданина на предоставление земельного участка в собственность бесплатно;

3) гражданин обратился с заявлением в ненадлежащий орган;

4) гражданин реализовал свое право на однократное предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с законодательством Волгоградской области, законодательством Российской Федерации.

Исходя из системного толкования указанных норм права, после приема у гражданина полного пакета документов, уполномоченный орган должен либо поставить гражданина на учет либо отказать ему в этом.

Также уполномоченный орган в случае отсутствия в границах городского округа, в котором проживает заявитель земельного участка для предоставления в собственность бесплатно может направить последнему извещение об отсутствии возможности предоставить земельный участок в собственность бесплатно на территории городского округа по месту его жительства и по его требованию возвратить приложенные к заявлению документы. При этом гражданин вправе обратиться с заявлением в уполномоченный орган муниципального района либо уполномоченный орган иного городского округа, либо уполномоченный орган городского поселения Волгоградской области.

Таким образом, отсутствие земельных участков для предоставления в собственность бесплатно не снимает с уполномоченного органа обязанности либо поставить заявителя на учет либо отказать ему в этом. Возвращение всех приложенных к заявлению документов возможно только по требованию заявителя и только заявителю принадлежит право обратиться в другое муниципальное образование. Указанное подтверждается и разными сроками, предусмотренными законодателем: для направления извещения (в течение 15 дней), и если гражданин не потребует свои документы назад, то для принятия решения (в месячный срок) о постановке гражданина на учет либо от отказе в такой постановке.

Как установлено в судебном заседании, Федоров Е.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в комитет по управлению имуществом администрации городского округа – город Камышин с заявлением о постановке на учет в целях последующего предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно, как гражданин, имеющий трех несовершеннолетних детей, с приложением всех необходимых документов.

Администрация городского округа – город Камышин в ответ на заявление направила Федорову Е.В. извещение № .... от ДД.ММ.ГГГГ с указанием об отсутствии возможности предоставить в собственность бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства по причине отсутствия на территории городского округа – город Камышин земель, из которых могут быть сформированы земельные участки с целью предоставления в собственность. Также Федорову Е.В. сообщено, что он вправе обратиться с заявлением о постановке его на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно в уполномоченных орган иного муниципального образования Волгоградской области.

При этом вопрос о постановке на учет Федорова Е.В. либо от отказе в этом решен не был. Кроме того, Федоров Е.В. не заявлял требования о возврате ему приложенных к заявлению документов.

ДД.ММ.ГГГГ Федоров Е.В. повторно подал заявление в комитет по управлению имуществом администрации городского округа – город Камышин о постановке на учет в целях последующего предоставления ему земельного участка в собственность бесплатно, как гражданину, имеющему трех несовершеннолетних детей, с приложением всех предусмотренных Законом документов. Однако администрация городского округа – город Камышин вновь не решила вопрос о постановке административного истца на учет либо от отказе в этом, а направила последнему ответ исх. № .... от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщила, что ДД.ММ.ГГГГ он уже обращался с аналогичным заявлением, на которое было подготовлено извещение № .... от ДД.ММ.ГГГГ и которое им было получено.

Исходя из вышеизложенного, после приема у Федорова Е.В. полного пакета документов, уполномоченный орган, в данном случае комитет по управлению имуществом администрации городского округа – город Камышин и администрация городского округа – город Камышин, должны в месячный срок либо поставить Федорова Е.В. на учет, либо отказать ему в этом.

Также уполномоченный орган в случае отсутствия в границах городского округа – город Камышин земельного участка для предоставления Федорову Е.В. в собственность бесплатно может направить последнему извещение об отсутствии возможности предоставить земельный участок в собственность бесплатно на территории городского округа – город Камышин и только по требованию Федорова Е.В. имеет право возвратить приложенные к заявлению документы. При этом Федоров Е.В. в таком случае вправе обратиться с заявлением в уполномоченный орган муниципального района либо уполномоченный орган иного городского округа, либо уполномоченный орган городского поселения Волгоградской области.

Таким образом, отсутствие земельных участков для предоставления в собственность бесплатно не снимает с административных ответчиков обязанности либо поставить Федорова Е.В. на учет, либо отказать ему в этом. Возвращение всех приложенных к заявлению документов возможно только по требованию Федорова Е.В. и только Федорову Е.В. принадлежит право обратиться в другое муниципальное образование с аналогичным заявлением.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Частью 2 ст. 62 КАС РФ также возложена обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых им решений, действий (бездействия), но обязан указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Из изложенного следует, что при рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий/бездействия органов власти, должностных лиц и служащих. Содержанием судебного контроля в таком споре является проверка решений, действия/бездействия субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм.

Оценив представленные суду доказательства, суд считает, что комитет по управлению имуществом, как орган, уполномоченный принимать заявление и документы к нему и подготавливать проект решения, и администрация городского округа – город Камышин, как уполномоченный орган окончательного принятия решения в нарушение ст. 2, 5 Закона Волгоградской области от 14.07.2015 г. № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» не приняли решение о постановке на учет Федорова Е.В., являющегося отцом несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 и ФИО4, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно либо об отказе в постановке его на учет.

Суд не может принять доводы представителя административных ответчиков о том, что с ДД.ММ.ГГГГ постановка на очередь граждан, имеющих трех и более детей, не осуществляется в связи с отсутствием на территории городского округа – город Камышин земель, из которых могут быть сформированы земельные участки с целью последующего предоставления в собственность граждан бесплатно для индивидуального жилищного строительства, поскольку указанное не освобождает административных ответчиков от обязанности принять решение по заявлению Федорова Е.В.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным бездействие комитета по управлению имуществом администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области и администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области, выразившееся в нарушении предусмотренной ст. 5 Закона Волгоградской области от 14.07.2015 г. № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно» обязанности по вынесению решений о постановке на учет Федорова Евгения Владимировича, являющегося отцом несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 и ФИО4, в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно либо об отказе в постановке его на учет.

Обязать комитет по управлению имуществом администрации городского округа – город Камышин Волгоградской области и администрацию городского округа – город Камышин вынести решение о постановке Федорова Евгения Владимировича, являющегося отцом несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 и ФИО4, на учет в целях последующего предоставления земельного участка в собственность бесплатно либо об отказе в постановке его на учет на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию городского округа – город Камышин Волгоградской области в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить в Камышинский городской суд Волгоградской области и Федорову Евгению Владимировичу об исполнении настоящего решения.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:                                            Козионов В.С.

2а-664/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Федоров Е. В.
Федоров Е.В.
Федоров Евгений Владимирович
Ответчики
Администрация городского округа - город Камышин
Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа - г. Камышин
Суд
Камышинский городской суд Волгоградской области
Дело на сайте суда
kam.vol.sudrf.ru
19.03.2018[Адм.] Передача материалов судье
19.03.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
21.03.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
21.03.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.03.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2018[Адм.] Судебное заседание
24.04.2018[Адм.] Судебное заседание
30.04.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.03.2018Регистрация административного искового заявления
19.03.2018Передача материалов судье
21.03.2018Решение вопроса о принятии к производству
21.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.04.2018Судебное заседание
24.04.2018Судебное заседание
30.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.05.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2018Дело оформлено
10.07.2018Дело передано в архив
21.04.2020Регистрация административного искового заявления
21.04.2020Передача материалов судье
21.04.2020Решение вопроса о принятии к производству
21.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.04.2020Судебное заседание
21.04.2020Судебное заседание
21.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2020Дело оформлено
21.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее