Судья Смирнов С.А. дело № 33-2109/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Йошкар-Ола 18 декабря 2018 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Соснина А.Е.,
судей Юровой О.В. и Гринюк М.А.,
при секретаре Матвеевской А.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Афанасьевой Н. Е. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от
17 сентября 2018 года, которым с учетом определения Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 8 октября 2018 года об исправлении описки отказано в удовлетворении иска Афанасьевой Н. Е. к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» о внесении изменений в технические условия от 30 марта 2018 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл
Гринюк М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Афанасьева Н.Е. обратилась в суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» (далее ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола»), в котором с учетом уточнений просила внести изменения в технические условия на реконструкцию системы газоснабжения (перевод на поквартирное отопление) по адресу: <адрес>, от 30 марта 2018 года, выданные ответчиком, а именно признать пункт 7 данных технических условий о способе отвода продуктов сгорания от теплогенератора через обособленный дымовой канал (дымоход) выше кровли здания незаконным, и возложить на ответчика обязанность исключить данный пункт из технических условий.
В обоснование заявленных требований указано, что 28 марта 2018 года истец обратилась к ответчику с запросом об определении и выдаче технических условий на установку в квартире Афанасьевой Н.Е. индивидуального квартирного источника тепловой энергии взамен существующего проточного газового водонагревателя. Ответчик определил и выдал истцу указанные выше технические условия от 30 марта 2018 года, с которыми Афанасьева Н.Е. не согласна, полагая их принятыми с нарушением норм Федерального закона Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
30 декабря 2013 года № 1314. Общество с ограниченной ответственностью «Жилищно хозяйствво - 3» (далее ООО «Жилищное хозяйство-3»), являющееся управляющей организацией, определило и выдало истцу технические условия от 5 апреля 2018 года для перевода указанной квартиры на поквартирное отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии, на основании которых разработан проект перевода жилого помещения на поквартирное отопление с отводом продуктов сгорания от котла посредством специальной трубы с выводом на фасад здания. По результатам рассмотрения представленных документов, в том числе проекта поквартирного отопления квартиры истца, администрация муниципального образования «Городское поселение Морки» решением от
3 июля 2018 года согласовала переустройство данной квартиры в том виде, как его разработал проектировщик, а именно с дымоудалением от теплогенератора через фасадную стену.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе Афанасьева Н.Е. с учетом дополнений просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. В обоснование доводов жалобы указывает, что уменьшения размера общего имущества в результате переоборудования системы на поквартирное отопление не произойдет. Обоснованность заявленных требований подтверждается решением администрации муниципального образования «Городское поселение Морки» о согласовании переустройства, отзывом ООО «Жилищное хозяйство-3», с которым заключен договор управления многоквартирным домом. Положения Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденные постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 1998 года № 162, на которые сослался суд первой инстанции, не имеют никакого отношения к делу, поскольку не применимы к регулированию условий газоснабжения квартиры истца.
В возражениях на апелляционную жалобу ООО «Жилищное хозяйство - 3», муниципальное учреждение «Администрация муниципального образования «Городское поселение Морки» приводят доводы в пользу апелляционной жалобы и о несогласии с решением суда.
Выслушав объяснения представителя истца Агишева А.Р., поддержавшего доводы жалобы, представителя ООО «Жилищное хозяйство - 3» Юсупова Д.А., поддержавшего доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее
ГПК РФ).
Согласно части 4 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу пункта 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Положениями части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома.
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (части 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Как следует из пункта 10 указанных правил, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества и др.
Федеральным законом от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности (подпункт 21 пункта 2 статьи 2); параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации (пункт 2 статьи 36).
Пунктом 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» прямо запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Согласно пункту 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
16 апреля 2012 года № 307 в перечень индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, которые запрещается использовать для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения, входят источники тепловой энергии, работающие на природном газе, не отвечающие следующим требованиям: наличие закрытой (герметичной) камеры сгорания; наличие автоматики безопасности, обеспечивающей прекращение подачи топлива при прекращении подачи электрической энергии, при неисправности цепей защиты, при погасании пламени горелки, при падении давления теплоносителя ниже предельно допустимого значения, при достижении предельно допустимой температуры теплоносителя, а также при нарушении дымоудаления; температура теплоносителя - до 95 градусов Цельсия; давление теплоносителя - до 1 МПа.
В соответствии с положениями Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 № 170, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств не допускаются (пункт 1.7.2). Работы по установке дополнительного оборудования выполняет специализированная организация по согласованию с газоснабжающей организацией (пункт 5.5.3).
Согласно пункту 6.3 Свода правил «Поквартирное теплоснабжение жилых зданий с теплогенераторами на газовом топливе»
СП 41-108-2004 устройство дымоотводов от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену многоэтажного жилого здания запрещается.
В пункте 7.4 СП 282.1325800.2016. «Свод правил. Поквартирные системы теплоснабжения на базе индивидуальных газовых теплогенераторов, Правила проектирования и устройства», утвержденных приказом Минстроя России от 30 декабря 2016 года № 1031/пр, указано, что устройство дымоотводов с выбросом в атмосферу от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену многоэтажного жилого здания не допускается.
В пункте 6.5.5 СП 60.13330.2016. «Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003», утвержденным приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 года
№ 968/пр указано, что отвод продуктов сгорания следует предусматривать индивидуальными дымоотводами или коллективными встроенными или пристроенными дымоходами из негорючих материалов, плотными, класса герметичности В согласно ГОСТ Р ЕН 13779, не допуская подсосов воздуха в местах соединений элементов дымоходов и дымоотводов. Устройство выброса дымовых газов отдельно от каждого теплогенератора на фасаде здания через оконные проемы, под лоджиями, балконами и др. не допускается.
Судом первой инстанции установлено, что Афанасьевой Н.Е. принадлежит на праве собственности квартира по адресу: <адрес>. Дом по указанному адресу является трехэтажным зданием, состоит из трех блок-секций с внутридомовым отоплением, то есть является единым целостным объектом инженерной инфраструктуры.
28 марта 2018 года Афанасьева Н.Е. обратилась в ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» с заявлением о предоставлении технических условий на установку в ее квартире индивидуального источника тепловой энергии, мощностью 24 кВт с автоматикой безопасности и с функциями допускающими его использования для отопления жилых помещений в многоквартирных домах с дымоудалением через фасадную стену взамен существующего проточного газового водонагревателя.
В соответствии с вышеуказанным заявлением 30 марта 2018 года
ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» выдало Афанасьевой Н.Е. технические условия на реконструкцию системы газоснабжения многоквартирного жилого дома (перевод на поквартирное отопление) по адресу: <адрес>
Как следует из технических условий, выданных газораспределительной организацией, истцу, в частности, предписано предусмотреть проектом отвод продуктов сгорания от теплогенератора через обособленный дымовой канал (дымоход) выше кровли здания (пункт 7 технических условий).
22 мая 2018 года Афанасьева Н.Е. обратилась в ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» с заявлением, в котором просила внести в выданные технические условия изменения, касающиеся в том числе исключения пункта 7 с указанием способа удаления продуктов сгорания от теплогенератора.
6 июня 2018 года ООО «Газпром газораспределение Йошкар-Ола» был дан ответ, согласно которому указано, что выданные технические условия разработаны в соответствии с действующим законодательством, исполнимыми и направленными на обеспечение безопасной эксплуатации газопотребляющего оборудования.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действующие нормативные акты запрещают устройство дымоотводов через фасадную стену многоквартирного дома, а предусматривает только выше кровли здания. Кроме того, суд указал, что доказательств согласия остальных собственников жилых помещений многоквартирного дома <адрес> на организацию дымоотвода через фасадную стену не представлено.
Судебная коллегия, руководствуясь указанными нормами права, соглашается с выводами суда первой инстанции, которые мотивированы, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Внутридомовые системы тепло- и газоснабжения входят в состав общего имущества жилого дома, а уменьшение и другое изменение его размеров и способов эксплуатации путем реконструкции системы отопления допускается только с согласия всех собственников жилого дома с изменением схемы теплоснабжения. В данном случае, согласие всех собственников на реконструкцию системы отопления в квартире истцов не получено, и доказательств изменения схемы теплоснабжения дома не приведено.
Ссылка в жалобе на то, что устройство дымоотводов от каждого теплогенератора индивидуально через фасадную стену запрещено только для многоэтажного жилого здания, а спорный многоквартирный дом состоит из
3 этажей и относится к малоэтажным домам согласно СП 42.13330.2016. «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» является необоснованной, поскольку настоящий свод правил распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских муниципальных образований на территории Российской Федерации и содержит основные требования к их планировке и застройке.
Доводы жалобы о неправильном применении судом норм материального права подлежат отклонению, поскольку указанные доводы основаны на ошибочном толковании положений действующего законодательства.
Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, направлены на иную оценку доказательств, и не содержат фактов, которые не были бы проверены или не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора и опровергали бы выводы суда, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено. Основания к отмене решения суда, предусмотренные статьей 330 ГПК РФ, отсутствуют.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 17 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Афанасьевой Н. Е. – без удовлетворения.
Председательствующий А.Е. Соснин
Судьи О.В. Юрова
М.А. Гринюк