Гр.дело №2-78114
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ Талдомский районный суд Московской области в составе председательствующего судьи Никитухиной И.В. с участием прокурора Авдеевой Е.Н. при секретаре Мошкиной А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Талдомского городского прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Чистый Двор –Т» и 3-им лицам Администрации Талдомского муниципального района Московской области и Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу об обязании разработать проектную документацию, провести мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, получить свидетельства,
У С Т А Н О В И Л:
Талдомский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Чистый Двор –Т» и 3-им лицам Администрации Талдомского муниципального района Московской области и Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Центральному федеральному округу, с учетом уточнения исковых требований, об обязании разработать проектную документацию, провести мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды, получить свидетельства.
Требования прокурора основаны на том, что в соответствии с п. 1.1 договора о переуступке права аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГг. ООО «Талдом-эко» передало права и обязанности Арендатора в полном объеме по договору № аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 07.11.2007г. общей площадью 16000 кв.м. с кадастровым номером № с видом разрешенного использования - под полигон твердых бытовых отходов ООО «Чистый двор-Т».
По результатам проведенной Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО проверки соблюдения обязательных норм и требований, установленных природоохранным законодательством в адрес ООО «Чистый двор-Т» внесено Предписание об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований № от ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с которым ООО «Чистый двор-Т» предписано в срок до 16.02.2014г.: подтвердить наличие объекта размещения отходов I-IV классов опасности, соответствующего установленным требованиям (а именно: проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы) и обеспечить проведение мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его (их) воздействия на окружающую среду; подтвердить свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I-IV классов опасности профессиональную подготовку в области обращения с отходами лиц, допущенных к осуществлению деятельности, связанной с обращением с отходами I-IV классов опасности.
Требования Предписания № от ДД.ММ.ГГГГ основаны на нормах действующего законодательства, а именно: п.п.а п.3 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности», ст.3, п.8 ст.11 ст.30 ФЗ от 23.11.1995г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», ст.ст. 12, 15 ФЗ от 24.06.1998г № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Росприроднадзора по ЦФО проведена внеплановая документальная проверка, по результатам которой составлен Акт проверки Федеральной службы по надзору в сфере природопользования соблюдения требований в области охраны окружающей среды № 25-250-А, свидетельствующий о невыполнении ответчиком в установленный срок требований Предписания № от 16.10.2013г.
18.03.2014г ООО «Чистый двор-Т» привлечено в административной ответственности по ст.19.5 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок Предписания № от 16.10.2013г.
В силу п.п.4.4.8. Договора № от 07.2007г. Арендатор обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории.
Поскольку ответчик нарушает установленный в государстве порядок управления, порядок осуществления гражданами принадлежащих им прав (в данном случае на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия в силу 4.1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей природной среды»), гражданам гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации согласно ст.45 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного и с учетом уточнения исковых требований прокурор просит суд обязать ООО «Чистый Двор –Т» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проектную документацию объекта размещения отходов I-IV классов опасности полигона ТБО «Талдомский» и получить на нее положительное заключение государственной экологической экспертизы, обязать ООО «Чистый Двор –Т» провести мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов полигона ТБО «Талдомский» и в пределах его (их) воздействия на окружающую среду, обязать ООО «Чистый Двор –Т» в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами I-IV классов опасности и подтверждающие профессиональную подготовку в области обращения с отходами лиц, допущенных к осуществлению деятельности, связанной с обращениями с отходами I-IV классов опасности.
В судебном заседании прокурор иск поддержал и дополнил, что ответчиком нарушаются требования природоохранного законодательства. У ответчика отсутствует надлежащая проектная документация, не осуществляется мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов полигона. Ответчиком заключены трудовые договоры, но отсутствуют свидетельства на право работы с отходами I-IV классов опасности. Несоблюдение приведенных в иске норм закона влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Представитель ответчика ООО «Чистый Двор – Т» Семенова А.И. в судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ пояснила, что полигон ТБО «Талдомский» подлежит закрытию до ДД.ММ.ГГГГ года, поэтому нет смысла делать дорогостоящие документы. В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика Семенова А.И. дополнила, что и свидетельства и сертификаты были, но в сентябре 2014 года закончились. В настоящее время нет смысла их получать, так как полигон с ДД.ММ.ГГГГ будет закрыт. Для проведения экологической экспертизы требуется много средств. Экспертизу не делали, так как отсутствовали денежные средства. Иск не признает, так как нет перспективы дальнейшей работы.
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ представитель ответчика Семенова А.И. дополнила, что она предоставила заключение экологической экспертизы, необходимая проектная документация у них есть. Почва мониторится два раза в год, а атмосферный воздух и вода – ежеквартально. У них такие мониторинги не проводятся. Они велись до 2013 года, потом не стали вести мониторинг, так как имеется угроза закрытия. До 2014 года свидетельства выдавались на срок 5 лет. В настоящее время свидетельства не получены, так как нет смысла. У них были свидетельства, действующие до сентября 2014 года, после этого получать не стали. На сегодня хозяйственная деятельность ведется, договор аренды не расторгнут.
Представитель 3-го лица Администрации Талдомского муниципального района Московской области Шагов К.И. пояснил, что идет деятельность по закрытию полигона по поручению Губернатора Московской области. Намечено совещание по вопросу закрытия полигона. Договор аренды в настоящее время не расторгнут.
Специалист Волков А.В. в суде пояснил, что работает государственным инспектором в Департаменте Росприроднадзора по ЦФО. ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт проверки, по результатам которого составлен протокол об административном правонарушении. Протокол направлен в арбитражный суд, где было подтверждено нарушение требований законодательства. Ответчик был привлечен к административной ответственности. Ответчику было выдано предписание. При проведении проверки было установлено, что предписание не исполнено. Материал проверки направлен в прокуратуру. Ответчик не оспаривает, что мониторинг не проводится и сертификаты не получены. В проектной документации имеется раздел о проведении мониторинга качества объектов окружающей среды, не превышены ли уровни загрязняющих веществ. Берутся пробы и сравниваются с нормативами. С 2013 года ответчик не делает мониторинг из экономических соображений. Мониторинг обеспечивает соблюдение нормативов. Мониторинг обязательно нужно проводить ближайшие несколько лет. Это делает хозяйствующий субъект. В предписании имеется ссылка на п.8 ст.11 ФЗ «Об экологической экспертизе». Данный закон обязывает проходить экологическую экспертизу на объекты, которые эксплуатируются с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы. В проекте должно быть указано, как должна осуществляться деятельность. Общество получает проектную документацию и должно ее выполнять. ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что при эксплуатации полигона обществом допущены существенные нарушения. Проектная документация – это тот документ, который содержит порядок строительства и эксплуатации полигона. Такой проект обществом был разработан и прошел экологическую экспертизу. В период деятельности ответчиком были допущены существенные нарушения проектной документации. Если нарушения не устранимы, то требуется прохождение экологической экспертизы нового или доработанного проекта. Представленная ответчиком экспертиза не действует, так как общество эксплуатирует объект с нарушениями, с отступлениями от проектной документации. Неустранимые нарушения – это отсутствие системы сбора и удаления фильтрата, отсутствие с восточной стороны грунтовой дамбы.
Суд, выслушав стороны, специалиста, исследовав материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей природной среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст.1 ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В соответствии со ст.3 ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза основывается на принципах:
презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы…
В соответствии со ст.11 п.7.2 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности;
В соответствии со ст.30 п.6 и 7 ФЗ «Об экологической экспертизе» нарушениями законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются:
6) реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;
7) осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Судом установлено, что ООО «Чистый Двор – Т» является арендатором земельного участка общей площадью 16000 кв.м. с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, юго-западнее <адрес>, разрешенное использование – под полигон твердых бытовых отходов, на основании Договора о переуступке права аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного с ООО «Талдом –эко». Срок действия договора аренды – по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22-27).
Ответчик имеет Лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности. Лицензия выдана на срок – до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34).
В соответствии с действующим законодательством устанавливается презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в связи с чем законом предусмотрена обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы.
В ходе проведенной в мае-июне 2013 года проверки деятельности ООО «Чистый Двор – Т» государственным инспектором по ЦФО Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по ЦФО было установлено, что ООО «Чистый Двор – Т» осуществляет эксплуатацию полигона твердых бытовых отходов «Талдомский», расположенного по адресу: <адрес>, юго-западнее <адрес>, земельный участок с кадастровым номером № (л.д.96). При этом установлено, в частности, что ООО «Чистый Двор – Т» не осуществляет в установленном порядке учет принимаемых отходов; не осуществляется промежуточная изоляция размещенных отходов; водоотводная канава, предназначенная для сбора и отвода фильтрата, по всему периметру сильно захламлена отходами; на теле полигона наблюдался повсеместный выход фильтрата, свидетельствующий о нарушении технологии захоронения отходов. Установлено, что эксплуатация полигона осуществляется с нарушением проекта «Дозагрузка по высотной схеме и последующая рекультивация полигона захоронения ТБО в <адрес>», получившего ДД.ММ.ГГГГ положительное заключение государственной экологической экспертизы, а именно: с восточной стороны вдоль границы полигона отсутствует грунтовая дамба с песчано-суглинистыми и суглинистыми грунтами, отсутствует дренажная система с контрольными и сборными бетонными колодцами и коллекторами из перфорированных труб, по северной, восточной и западной границам полигона отсутствует ограждение, не проводится локальный экологический мониторинг и производственный экологический контроль, не организована система сбора и удаления фильтрата (л.д.99-100). Также в ходе проверки ООО «Чистый Двор – Т» не представил сведения о профессиональной подготовке, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности, лиц, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности на полигоне ТБО «Талдомский» (л.д.101).
ДД.ММ.ГГГГ вновь была проведена проверка деятельности ООО «Чистый Двор – Т», по результатам которой ответчику было выдано предписание о предоставлении проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы; проведении мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его (их) воздействия на окружающую среду; подтверждении свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности, лиц, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности (л.д.11-12).
Однако указанные действия ответчиком выполнены не были, что подтверждается Актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13-15), протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16-19), постановлением о привлечении к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).
Прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, которые имеют право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. Прокурор просит обязать ответчика разработать проектную документацию объекта размещения отходов I-IV классов опасности полигона ТБО «Талдомский» и получить на нее положительное заключение государственной экологической экспертизы, провести мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов полигона ТБО «Талдомский» и в пределах его (их) воздействия на окружающую среду, получить свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами I-IV классов опасности и подтверждающие профессиональную подготовку в области обращения с отходами лиц, допущенных к осуществлению деятельности, связанной с обращениями с отходами I-IV классов опасности.
В судебном заседании представитель ответчика пояснил, что проектная документация, получившая положительное заключение государственной экологической экспертизы, имеется, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения первого пункта требований. Действительно, в суд представлен Приказ и.о. руководителя Центрального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении прилагаемого заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов дозагрузки по высотной схеме и последующей рекультивации полигона захоронения ТБО в <адрес> и Заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы (л.д.73-91).
Однако, как пояснил опрошенный в качестве специалиста государственный инспектор Департамента Росприроднадзора по ЦФО Волков А.В., в период деятельности ответчиком допущены существенные нарушения проектной документации, в связи с чем требуется прохождение экологической экспертизы нового или доработанного проекта.
Факт осуществления ООО «Чистый Двор –Т» предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований установлен решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.105-111). Арбитражным судом <адрес> установлено, что нарушение лицензионных требований выражается в отсутствии объекта размещения отходов, соответствующего установленным требованиям, отсутствии мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, отсутствии у работников, заключивших трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами.
В соответствии со ст.11 п.8 ч.2 ФЗ «Об экологической экспертизе» объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе объект государственной экологической экспертизы, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию.
Так как судом установлено, что деятельность ООО «Чистый Двор – Т» осуществляется с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, то у общества возникла обязанность вновь разработать проектную документацию объекта размещения отходов I-IV классов опасности полигона ТБО «Талдомский» и получить на нее положительное заключение государственной экологической экспертизы.
В соответствии со ст.12 п.3 ФЗ «Об отходах производства и потребления» на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии со ст.15 п.1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Ответчик в суде не оспаривал, что мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды им не проводится, а также не оспаривал, что отсутствуют свидетельства, подтверждающие профессиональную подготовку работников, допущенных к обращению с отходами I - IV класса опасности.
Свое бездействие представитель ответчик объясняет тем, что указанные расходы нецелесообразны, так как планируется закрытие полигона ТБО «Талдомский».
В судебном заседании от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что хозяйственная деятельность по вывозу ТБО на полигон «Талдомский» ответчиком ведется, договор аренды земельного участка не расторгнут.
На основании изложенного, учитывая, что ответчиком не выполняются требования природоохранного законодательства, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, суд считает иск прокурора обоснованным, сроки, указанные в заявлении об уточнении требований, разумными. Поэтому суд удовлетворяет иск и обязывает ответчика: в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проектную документацию объекта размещения отходов I-IV классов опасности полигона ТБО «Талдомский» и получить на нее положительное заключение государственной экологической экспертизы; провести мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов полигона ТБО «Талдомский» и в пределах его (их) воздействия на окружающую среду; в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами I-IV классов опасности и подтверждающие профессиональную подготовку в области обращения с отходами лиц, допущенных к осуществлению деятельности, связанной с обращениями с отходами I-IV классов опасности.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать ООО «Чистый Двор –Т» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проектную документацию объекта размещения отходов I-IV классов опасности полигона ТБО «Талдомский» и получить на нее положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Обязать ООО «Чистый Двор –Т» провести мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов полигона ТБО «Талдомский» и в пределах его (их) воздействия на окружающую среду.
Обязать ООО «Чистый Двор –Т» в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить свидетельства (сертификаты) на право работы с отходами I-IV классов опасности и подтверждающие профессиональную подготовку в области обращения с отходами лиц, допущенных к осуществлению деятельности, связанной с обращениями с отходами I-IV классов опасности.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Московский областной суд через Талдомский районный суд.
Судья И.В.Никитухина
Решение в окончательной форме
составлено ДД.ММ.ГГГГ года