Решение по делу № 12-97/2021 от 07.06.2021

                                                                                                      Дело № 12-97/2021

                                                                                                    УИД 91RS0018-01-2021-001840-63

Р Е Ш Е Н И Е

9 июля 2021 года                                                              г. Саки

      Судья Сакского районного суда Республики Крым Глухова Е.М., с участием помощника Сакского межрайонного прокурора Республики Крым Черненко А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя Сакского межрайонного прокурора Республики Крым ФИО4 на постановление начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Сакский» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении

Брижеватой ФИО8,

<данные изъяты>,

о привлечении ее к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.9 ч.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 2000 руб.,

                        УСТАНОВИЛ:

     Постановлением начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Сакский» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ Брижеватая В.Ф. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.9 ч.3 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в сумме 2000 руб.

           На данное постановление заместитель Сакского межрайонного прокурора Республики Крым ФИО4 подал протест, в котором просит вышеуказанное постановление отменить и дело направить на новое рассмотрение. Протест прокурора мотивирован незаконностью обжалуемого постановления, поскольку должностным лицом административного органа в нарушение требований ст. 26.2 КоАП РФ в качестве доказательства по данному делу принят протокол об административном правонарушении, полученный с нарушением ст. 28.2 КоАП РФ, поскольку не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что данный протокол, составленный в отношении Брижеватой В.Ф., не подписан от имени лица, привлекаемого к административной ответственности, а содержит подпись иного лица (ФИО5), согласно материалам дела не имеющего полномочий действовать от имени Брижеватой В.Ф., что согласно требованиям ст. 29.4 КоАП РФ является основанием для возвращения дела об административном правонарушении в орган, должностному лицу, его составившему.

В судебное заседание Брижеватая В.Ф. не явилась, будучи извещённой надлежащим образом, что подтверждается сведениями об извещении указанного лица о времени и месте рассмотрения дела, имеющимися в материалах дела.

Согласно ст. 25.1 ч.2 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случае, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Учитывая данные о надлежащем извещении Брижеватой В.Ф., принимая во внимание отсутствие ходатайств от последней об отложении рассмотрения дела, суд на основании ст. 25.1 ч. 2 КоАП РФ пришёл к выводу о возможности рассмотреть данное дело в отсутствие Брижеватой В.Ф.

В судебное заседание начальник отдела по вопросам миграции МО МВД России «Сакский» ФИО6 не явился, будучи извещённым надлежащим образом, что подтверждается сведениями об извещении указанного должностного лица административного органа о времени и месте рассмотрения дела, имеющимися в материалах дела, в связи с чем принимая во внимание надлежащее извещение о времени и месте рассмотрения данного дела указанного должностного лица административного органа, вынесшего обжалуемое постановление, суд приходит к выводу о возможности рассмотреть протест заместителя Сакского межрайонного прокурора Республики Крым ФИО4 на постановление начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Сакский» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Брижеватой В.Ф. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.9 ч.3 КоАП РФ, в отсутствие указанного должностного лица административного органа.

         В судебном заседании прокурор доводы протеста поддержал в полном объеме, полагая необходимым отменить обжалуемое постановление по изложенным в протесте основаниям.

         Выслушав прокурора, поддержавшего доводы жалобы в полном объеме, исследовав материалы дела об административном правонарушении, а также материалы протеста и приобщенные в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении документы, суд пришел к выводу о том, что протест прокурора подлежит удовлетворению частично, исходя из следующего.

         Согласно ст. 30.6 ч.2 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Кроме того, в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ в числе обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное деяние, за которое предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с положениями ст.ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

        Согласно требованиям ст. 26.2 ч.ч. 2, 3 КоАП РФ эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

        Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Согласно положениям ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении, кроме иных данных, указываются также сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, место, время совершения и событие административного правонарушения, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

       При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

       Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

        В случае неявки физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

       Согласно требованиям ст. 28.2 ч.ч. 5,6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись. Физическому лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

       Исходя из положений ст. 28.2 КоАП РФ, должностное лицо при составлении протокола об административном правонарушении обязано обеспечить лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, а также права, предусмотренные КоАП РФ.

        Как усматривается протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, он составлен инспектором отдела по вопросам миграции МО МВД России «Сакский» ФИО7 в отношении Брижеватой В.Ф. по ст. 18.9 ч.3 КоАП РФ с указанием о том, что данный протокол об административном правонарушении составлен с участием Брижеватой В.Ф., с разъяснением последней прав, предусмотренных КоАП РФ, о чем свидетельствует соответствующая подпись от имени Брижеватой В.Ф. в соответствующей графе данного протокола.

Однако, как следует из данного протокола об административном правонарушении, в соответствующей графе данного протокола, содержащей объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, а также сведения о подписи такого лица и о вручении указанному лицу копии данного протокола об административном правонарушении, в указанных графах содержится подпись от имени иного лица – ФИО5 при отсутствии в материалах дела каких-либо сведений о наличии у последнего надлежаще оформленных полномочий действовать от имени и в интересах лица, привлекаемого к административной ответственности, Брижеватой В.Ф.

Как усматривается из обжалуемого постановления и материалов дела, должностным лицом административного органа, вынесшим обжалуемое постановление, вышеуказанные обстоятельства соблюдения требований ст. 28.2 КоАП РФ должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, не выяснялись, сведения, подтверждающие составление данного протокола об административном правонарушении с участием уполномоченного лица, имеющего право действовать от имени лица, привлекаемого к административной ответственности, в том числе при составлении и подписании протокола об административном правонарушении в отношении Брижеватой В.Ф., подписанного ФИО5, не истребовались и оценка указанным обстоятельствам с точки зрения соответствия данного протокола об административном правонарушении, как доказательства, полученного с соблюдением требований закона, которое положено в обоснование выводов в постановлении о привлечении лица к административной ответственности, не дана.

        В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении является основной формой фиксации доказательств по делу об административном правонарушении, является основным процессуальным документом, которым фиксируется факт административного правонарушения и подтверждающие его доказательства, в связи с чем законодательством подробно регламентирована процедура его составления. При нарушении установленной процедуры протокол об административном правонарушении не может рассматриваться в силу ст. 26.2 ч.3 КоАП РФ в качестве доказательства, поскольку несоблюдение процессуального порядка получения доказательства влечет его недопустимость.

        Обязанность должностного лица административного органа обеспечить лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, возможности реализовать гарантии, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ, а также права, предусмотренные КоАП РФ, при составлении в отношении него протокола об административном правонарушении и, соответственно, право этого лица участвовать в его составлении, обусловлены значением этой стадии процедуры привлечения к административной ответственности, на которой, как правило, разрешается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении с учетом представляемых объяснений, доказательств, возражений и заявляемых ходатайств, поэтому ненадлежащее соблюдение вышеуказанных требований действующего законодательства при составлении протокола об административном правонарушении, может повлечь за собой лишение такого лица прав, обеспечивающих соблюдение гарантий его защиты (право присутствовать при составлении протокола об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы), а, следовательно, и необоснованное возбуждение в отношении него производства по делу об административном правонарушении.

        Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом административного органа без соблюдения требований ст. 28.2 КоАП РФ, что свидетельствует о нарушении порядка привлечения лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, к административной ответственности и влечет нарушение права этого лица на защиту.

         В соответствии с требованиями ст. 29.4 ч.1 п.4 КоАП РФ на стадии подготовки дела к рассмотрению протокол об административном правонарушении, составленный с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, подлежал возвращению составившему его должностному лицу для устранения недостатков.

        При этом доводы протеста прокурора о направлении данного дела об административном правонарушении на новое рассмотрение должностному лицу административного органа для решения вопроса о возвращении данного протокола об административном правонарушении и иных материалов дела в орган, должностному лицу, их составившему, на основании ст. 29.4 КоАП РФ ввиду неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно требованиям ст. 29.4 КоАП РФ вопрос о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела, может быть разрешен уполномоченным лицом административного органа при подготовке дела об административном правонарушении и в настоящее время такая возможность утрачена, поскольку возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрена, устранение такого нарушения на стадии рассмотрения дела и жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не предусмотрено действующим законодательством.

         Принимая во внимание, что материалы дела содержат протокол об административном правонарушении в отношении Брижеватой В.Ф. по ст. 18.9 ч.3 КоАП РФ, составленный в нарушение требований ст. 28.2 КоАП РФ, суд приходит к выводу о том, что указанный протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, а иные материалы дела об административном правонарушении не содержат безусловных доказательств совершения Брижеватой В.Ф. административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.9 ч.3 КоАП РФ, что является существенным нарушением процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которое повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятого по делу обжалуемого постановления.

        Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных законом. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст. 30.7 ч.1 п. 3 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Сакский» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.9 ч.3 КоАП РФ, в отношении Брижеватой В.Ф., подлежит отмене с прекращением производства по данному делу на основании ст. 30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

         На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.3, 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

                                                    Р Е Ш И Л:

         Протест заместителя Сакского межрайонного прокурора Республики Крым ФИО4 на постановление начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Сакский» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворить частично.

         Постановление начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России «Сакский» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.9 ч.3 КоАП РФ, в отношении Брижеватой ФИО9 отменить.

         Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании ст. 30.7 ч.1 п.3 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление о привлечении Брижеватой ФИО10 к административной ответственности.

         Решение может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения в Верховный Суд Республики Крым.

              Судья                                                  Глухова Е.М.

12-97/2021

Категория:
Административные
Истцы
Колганов С.М.
Ответчики
Брижеватая Валентина Федоровна
Суд
Сакский районный суд Республики Крым
Судья
Глухова Е.М.
Статьи

18.9

Дело на сайте суда
saki.krm.sudrf.ru
08.06.2021Материалы переданы в производство судье
08.06.2021Истребованы материалы
11.06.2021Поступили истребованные материалы
05.07.2021Судебное заседание
09.07.2021Судебное заседание
12.07.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
12.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
03.08.2021Вступило в законную силу
09.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее