Судья Иванова И.Е. Дело № 33-7607/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Барнаул 26 июля 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Арбачаковой А.В., Александровой Л.А.,
при секретаре А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе третьего лица- Министерства обороны Российской Федерации на решение Михайловского районного суда Алтайского края от 21 апреля 2017 года
по иску Н.Г. к Военному комиссариату (Михайловского района Алтайского края), ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» о признании факту участия в боевых действиях, признании права на получение мер социальной поддержки.
Заслушав доклад судьи Арбачаковой А.В., судебная коллегия
установила:
Н.Г. обратилась в суд с иском к Военному комиссариату (Михайловского района Алтайского края), в котором просила признать ее сына А.П., ДД.ММ.ГГ года рождения ветераном боевых действий
В обоснование заявленных требований истец указала, что ДД.ММ.ГГ А.П. был призван на военную службу по контракту, которую проходил в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористической операции на территории Северо-Кавказкого региона. В течении 333 дней принимал фактическое участие в боевых действиях при проведении контртеррористических операций по уничтожению незаконных вооруженных формирований. ДД.ММ.ГГ А.П. был уволен в запас по приговору Барнаульского ГВС от ДД.ММ.ГГ и направлен для постановки на воинский учет в ВК Михайловского и Волчихинского районов Алтайского края. За получением удостоверения ветерана боевых действий сын истца не обращался. Признание А.П., умершего ДД.ММ.ГГ, необходимо для получения мер социальной поддержки, связанных с погребением.
В ходе рассмотрения дела истец заявленные требования уточнила, просила признать факт участия А.П., ДД.ММ.ГГ года рождения, в боевых действиях при проведении контртеррористических операций по уничтожению незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказкого региона с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, признать право за истцом на получение мер социальной поддержки по увековечению памяти ее сына, связанных с установкой надгробного памятника, возложить на ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» обязанность по оплате расходов на погребение, изготовление и установку надгробного памятника за счет средств Министерства обороны в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах».
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края», в качестве третьих лиц- Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации.
Решением Михайловского районного суда Алтайского края от 21.04.2017 заявленные истцом требования удовлетворены частично.
Признан установленным факт участия А.П., ДД.ММ.ГГ года рождения, в боевых действиях при проведении контртеррористических операций по уничтожению незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказкого региона Российской Федерации с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Признано право Н.Г. на получение мер социальной поддержки по увековечению памяти ее сына А.П., связанных с погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, на ФКУ «Военный комиссариат Алтайского края» возложена обязанность по оплате расходов на погребение, изготовление и установку надгробного памятника за счет средств Министерства обороны в соответствии с Федеральным законом № 5-ФЗ от 12.01.1995 «О ветеранах».
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе третье лицо Министерство обороны Российской Федерации просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В обоснование жалобы указано, что истец в комиссию по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий не обращался. В соответствии с Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.08.2012 № 2288, к ветеранам боевых действий следует относить лиц, которые могут представить документы, подтверждающие факт непосредственного участия в боевых действиях. Согласно п.9 указанного Порядка документами, подтверждающими непосредственное участие в боевых действиях для лиц, выполнявших задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, являются выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со 02.08.2006- руководителем контртеррористической операции, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал. В определении Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 № 1-КГ15-2 указано, что непосредственное участие сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих и иных категорий граждан в боевых действиях при рассмотрении спора судом может быть подтверждено только определенными средствами доказывания. Таким образом, к ветеранам боевых действий относятся лица, принимавшие непосредственное участие в боевых действиях (что может быть подтверждено соответствующими документами). Ответственность за подготовку документов (направление запросов для розыска документов), прилагаемых к обращению, возлагается: для военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации- на непосредственных командиров (начальников); для иных лиц- на военных комиссаров по месту постановки на воинский учет (по месту жительства обратившегося).
В соответствии с ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия оснований для отмены решения по доводам жалобы не усматривает.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее- Закон о ветеранах) к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
При этом в перечень государств, территорий, периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, содержащийся в приложении к Закону о ветеранах, включено выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
В силу положений ч.1 ст.24 Закона о ветеранах погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих- с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба
В соответствии с п.3 ст.11 Федерального закона Российской Федерации от 12.01.1995 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее- Закон от 12.01.1995 № 8-ФЗ) погребение ветеранов боевых действий осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Устанавливая факт участия А.П. с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в боевых действиях, суд первой инстанции в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ оценил представленные доказательства и пришел к выводу о достаточности и относимости доказательств, позволяющих установить факт участия в боевых действиях.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами районного суда, которые мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и подтверждены представленными доказательствами, в том числе послужным списком А.П., учетной карточкой к военному билету, утвержденными руководителем оперативного штаба по Чеченской Республике выписками из приказов командира войсковой части, в которых указаны периоды и количество дней участия А.П. в контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона, справкой войсковой части, в которой А.П. проходил военную службу, подтверждающей участие А.П. в боевых действиях.
В силу п.2 Порядка установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.1994 № 280, периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
В соответствии с п.9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.08.2012 № 2288, к обращению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий лица, выполнявшие задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, прикладывают, в том числе выписки из приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, в которых указаны даты или периоды участия соответствующих сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), и других лиц, названных в ст.3 Закона о ветеранах, в боевых действиях устанавливаются на основании документов, выданных органами военного управления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в абз.2 п.4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15.11.2011 № 24-П, для наделения статусом ветерана боевых действий на территории Российской Федерации необходимо два основных условия - принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 ФЗ «О ветеранах» (военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники других федеральных органов исполнительной власти),.. принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации, каковые определяются на основании приведенного в приложении к тому же Федеральному закону Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение соответствующих мер социальной поддержки.
Поскольку А.П. отвечает указанным выше условиям, т.е. принадлежал к лицам, которые прямо указаны в п.1 ст.3 Закона о ветеранах, принимал участие в боевых действиях при проведении контртеррористических операций на территории Российской Федерации, он является ветераном боевых действий.
Изложенные в жалобе доводы, в том числе о неполучении А.П. в установленном порядке удостоверения ветерана боевых действий, выводов суда первой инстанции не опровергают.
Других доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Михайловского районного суда Алтайского края от 21 апреля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу третьего лица Министерства обороны Российской Федерации- без удовлетворения.
Председательствующий: Л.А. Науменко
Судьи: А.В. Арбачакова
Л.А. Александрова