ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
Дело № 88 -11474/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Санкт-Петербург 13 июля 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Ирышковой Т.В.
судей Петровой Т.Г., Гутеневой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании представление прокурора Санкт-Петербурга на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 февраля 2020 г. по делу № 2-4211/2019 по иску прокурора Калининского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к товариществу собственников жилья «Непокоренные» об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Ирышковой Т.В., объяснения старшего прокурора второго отдела апелляционно- кассационного управления Главного гражданско- судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой О.Н., поддержавшей доводы кассационного представления, представителей товарищества собственников жилья «Непокоренные» ФИО4 и ФИО5, возражавших относительно доводов представления, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Калининского района Петербурга обратился в суд с иском с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к ТСЖ «Непокоренные» и просил обязать ответчика в срок до истечении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов по адресу: <адрес>, а именно: обеспечить перепад высот ступеней входной площадки в соответствии в п. 4.1.12 СНиП 35-01-2001; обеспечить уклон пандуса не круче 1:20; оборудовать пандус поручнями, а также колесоотбойными устройствами; взыскать с ответчика государственную пошлину в размере <данные изъяты> руб.
В обоснование заявленных требований прокурор Калининского района Санкт-Петербурга указал, что прокуратурой района на основании обращения собственника <адрес> по адресу: <адрес>, пенсионера ФИО6, проведена проверка деятельности ТСЖ «Непокоренные» по адресу: <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов. Состояние здоровья, социальный статус не позволяют данной категории граждан самостоятельно защищать свои права и интересы, в связи с чем, указанные граждане нуждаются в правовой защите со стороны государства.
В силу статей 14, 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1521 вступившим в силу 1 июля 2015 г, мероприятия по формированию безбарьерной среды на объекте должны проводиться в соответствии с требованиями перечня частей сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в части обеспечения безбарьерной среды. Таким сводом правил определен СП 59.13330 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее - СП).
Вместе с тем при входе в парадную № жилого дома по адресу: <адрес>, в нарушение ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ, п.п. 4.1.12, 4.1.14, 4.1.15, 5.1.2, 5.2.15 Свода правил 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605, выявлены следующие нарушения: входная площадка имеет перепад высот в виде двух ступеней, не нормативных по высоте (1-ая - 0.10м, 2-ая - 0.16м); установка пандуса не соответствует параметрам уклона не круче 1:20; отсутствуют поручни, а также колесоотбойные устройства; заезд на пандус имеет перепад 0,06м. Выявленные нарушения не позволяют обеспечить безопасность пребывания жителей и посетителей с инвалидностью парадной № по адресу: <адрес>, что повлекло нарушение прав маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к жилому зданию.
Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 сентября 2019 г. исковые требования удовлетворены. На ТСЖ «Непокоренные» возложена обязанность в течение шести месяцев с даты вступления настоящего решения в законную силу, произвести необходимые действия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения по адресу: <адрес>, а именно: обеспечить перепад высот ступеней входной площадки, в соответствии с п. 4.1.12 СНиП 35-01-2001; обеспечить уклон пандуса не круче 1:20; оборудовать пандус поручнями, а также колесоотбойными устройствами; устранить перепад высоты при заезде на пандус. С ТСЖ «Непокоренные» в доход бюджета Санкт-Петербурга взыскана государственная пошлина в размере <данные изъяты>.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 февраля 2020 г. решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 30 сентября 2019 г. отменено, принято новое решение об отказе в иске.
В кассационном представлении прокурор Санкт-Петербурга просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 февраля 2020 г., как незаконное, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов кассационного представления, с учетом возражений на жалобу, объяснений участников процесса, судебная коллегия не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции таких оснований при принятии обжалуемого судебного постановления не усматривает.
Суд первой инстанции, разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора в защиту неопределенного круга лиц, путем возложения на ответчика ТСЖ «Непокоренные» обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, признал установленным, что ответчик является управляющей организацией, осуществляющей управление многоквартирным домом, которая обязана в силу ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обеспечить инвалидам и их гостям условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, в том числе жилым зданиям, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 (ред. от 07.12.2016) «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение застройщиками жилых зданий требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» СП 59.13330.2012 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», ответчик может обустроить вход в первую парадную за счет собственных средств.
Суд апелляционной инстанции с решением суда первой инстанции не согласился.
Отменяя решение суда суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, частью 1 статьи 9 Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»), частью 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», указал, что судом первой инстанции не учтено, что в силу пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 г. исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам, при этом, подпунктом 1 пункта 4 статьи 26 установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений доступности для инвалидов объектов и услуг, а порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.
С учетом положений Постановления Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов», статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не усмотрел правовых оснований для применения положений части 1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и возложения на управляющую организацию товарищество собственников жилья, осуществляющую функции по управлению общим имуществом многоквартирного дома, установить пандус при входе в первую парадную многоквартирного дома, сданного застройщиком в эксплуатацию 04.06.2010 г., в соответствии с проектом и техническим паспортом которого вход в первую парадную дома был оборудован только крыльцом (входная плита) высотой более 30 см, устройство пандуса проектом не предусмотрено.
Судом апелляционной инстанции учтено, что пенсионер Пименова И.Г., проживающая в квартире 96 указанного дома, по заявлению которой проводилась проверка Прокуратурой Калининского района Санкт-Петербурга, инвалидом не является, креслом-коляской не пользуется, в районную подкомиссию Калининского района для обследования парадной № 1 в доме 49 корпус 2 по пр. Непокоренных в Санкт-Петербурге и приспособления входной группы для маломобильных групп населения не обращалась.
Учитывая положения статьи 36, пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 14 статьи 1, пункта 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, и поскольку установка пандусов является реконструкцией общего имущества собственников жилых помещений в указанном многоквартирном доме, а действующим законодательством не установлена обязанность Товарищества по реконструкции общего имущества в многоквартирном доме в целях обеспечения беспрепятственного доступа в подъезд дома и к квартирам жильцов с ограниченными физическими возможностями (маломобильной группы населения) без соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, суд апелляционной инстанции сослался на необходимость получения согласия собственников помещений многоквартирного дома на оборудование пандуса у первой парадной многоквартирного дома, тогда как такого согласия в виде решения общего собрания собственников многоквартирного дома в материалы дела не представлено, пенсионер созыв собрания не инициировала.
При текущем ремонте парадных в 2016 году в рамках сметы по текущему ремонту за счет средств собственников у первой парадной был оборудован спуск с крыльца для детских колясок, устроена дополнительная ступенька и заменено напольное покрытие из керамической плитки на клинкерную анти-скользящую, однако при решении собственниками вопроса об оборудовании данного спуска за счет собственных средств в рамках сметы по текущему ремонту решение об оборудовании входа в парадную пандуса в соответствии с СП 59.13330.2012 собственниками не принималось.
С учетом положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», осуществления мероприятий подпрограммы «Обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, суд указал, что целевое финансирование на проведение работ по установке пандусами подъездов жилых домов предусматривается в рамках бюджета субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом апелляционной инстанций правильно применены нормы материального и процессуального права.
Доводы кассационного представления в части несогласия с выводами суда апелляционной инстанции не являются основаниями для отмены обжалуемого судебного акта в кассационном порядке.
Федеральным законом от 3 мая 2012 года №46-ФЗ ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, в соответствии с частью 1 статьи 9 которой для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее также–Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ) федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе к жилым зданиям, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, в том числе с использованием кресла-коляски.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (часть 4 статьи 15 названного Федерального закона).
В силу пункта 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» положения части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ в части обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с 1 июля 2016 года исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. № 419-ФЗ установлено, что в целях обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортных инфраструктур и условий для беспрепятственного пользования услугами устанавливается переходный период, в течение которого федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления утверждают и реализуют в сферах установленной деятельности мероприятия по повышению значений доступности для инвалидов объектов и услуг, а порядок и сроки разработки данных мероприятий определяются Правительством Российской Федерации.
Утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491 Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, установлено, что общее имущество многоквартирного жилого дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения (пп. "в" п. 10).
Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2016 г. № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» утверждены Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что доступность для инвалида жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.
Разделом 3 названных Правил установлены конкретные требования к доступности жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме для инвалида, в том числе указано, что территория, примыкающая к многоквартирному дому, в котором проживает инвалид, должна иметь нескользкое и невибрирующее покрытие (дорожное, напольное, лестничное) с шероховатой поверхностью без зазоров для сцепления подошвы обуви, опор вспомогательных средств хождения и колес кресла-коляски в разных погодных условиях, перепады уровней покрытия и пороги устраняются путем применения пандусов или уклонов покрытия, одиночные ступени также подлежат замене на пандусы (пункт 23 Правил).
Решение о наличии или отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и имущества общего пользования с учетом потребностей инвалида и обеспечения их доступности для инвалида принимается соответствующими федеральными, региональными и муниципальными межведомственными комиссиями на основании акта обследования жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в установленном названным Правилами порядке (пункты 12 - 22 Правил).
Статьёй 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление порядка обеспечения условий доступности для инвалидов общего имущества многоквартирного жилого дома, в том числе и придомовой территории, отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, разделом 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года №491 определен перечень объектов, принадлежащих на праве общей долевой собственности собственникам помещений многоквартирного жилого дома, в числе которых лестницы, коридоры, фундаменты, земельный участок и иное имущество.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей, в том числе, надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В силу положений пункта 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, решение о реконструкции многоквартирного дома может быть принято с согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме (правообладателей объекта капитального строительства).
Согласно п. 1.6 Свода правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001. СП 59.13330.2012», утвержденного приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года и введенного в действие с 1 января 2013 года, проектные решения объектов, предназначенных для маломобильных групп населения, не должны ограничивать условия жизнедеятельности или ущемлять права и возможности других групп населения, находящихся в здании (сооружении).
Из требований статей 1, 47, 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации следует, что обязанность предусмотреть приспособления для доступа инвалидов в ранее построенные и эксплуатируемые здания возникает при их реконструкции или капитальном ремонте с учетом оценки технических решений и определения технической возможности установки указанных приспособлений.
Частью 4.1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно требованиям, указанным в части 3 статьи 15 настоящего Кодекса, допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников.
Судом апелляционной инстанции установлено, что многоквартирный дом по адресу <адрес>, корпус 2, сдан в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ застройщиком согласно проекта и технического паспорта без оборудования входа в первую парадную дома пандусом– сооружением, имеющим сплошную наклонную поверхность по направлению движения, предназначенным для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, в том числе на кресле-коляске, для маломобильных групп населения, вход был оборудован крыльцом (входная плита) высотой более 30 см.
В свою очередь, «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605, устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям, определяя параметры их доступности для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам СНиП предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости -другими средствами подъема.
В соответствии с п. 4.1.14 СП 59.13330.2012 наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м.
В соответствии с п. 4.1.15 СП 59.13330.2012 пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 м (допустимо от 0,85 до 0,92 м). Расстояние между поручнями должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. В соответствии с п. 5.1.4 СП 13330.2012 входные двери должны иметь ширину в свету не менее 1,2 м. Высота каждого элемента порога не должна превышать 0,014 м.
В соответствии с п. 5.2.15 СП 13330.2012 вдоль обеих сторон всех пандусов необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни следует располагать на высоте 0,9 м (допускается от 0,85 до 0,92 м), у пандусов - дополнительно и на высоте 0,7 м. Расстояние между поручнями пандуса принимать в пределах от 0,9 до 1,0 м.
В качестве основания требований, предъявленных к ответчику – управляющей организации товариществу собственников жилья, осуществляющей функции по управлению общим имуществом многоквартирного дома, прокурор ссылался на заключение о результатах обследования жилого дома по адресу <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, составленное общественной инспекцией межрегиональной общественной организации «Ассоциация инвалидов и пенсионеров», в котором указано, что в результате обследования выявлены нарушения требований нормативной документации в части обеспечения доступности объекта для посетителей с инвалидностью и иных категорий маломобильных групп населения; установка пандуса не соответствует требованиям.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено решение собственников многоквартирного дома об оборудовании входа в первую парадную многоквартирного дома по адресу <адрес> пандусом, судом установлено, что при текущем ремонте парадных в 2016 году в рамках сметы по текущему ремонту за счет средств собственников у первой парадной был оборудован спуск с крыльца для детских колясок, устроена дополнительная ступенька и заменено напольное покрытие из керамической плитки на клинкерную анти-скользящую.
Поскольку многоквартирный дом по адресу <адрес> согласно проекту пандусом не оборудован, а в силу части 4.1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации приспособление общего имущества в многоквартирном доме для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме согласно допускается без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме только в случае, если такое приспособление осуществляется без привлечения денежных средств указанных собственников, на истца в силу положений статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации возлагалась обязанность доказать, как техническую возможность оборудования стационарным пандусом площадку крыльца первой парадной, так и источник финансирования данного переустройства, тогда как в силу положений Жилищного кодекса Российской Федерации осуществление деятельности товарищества собственников жилья, в том числе осуществление текущего и капитального ремонта многоквартирного дома осуществляется за счет внесения собственниками помещений многоквартирного дома платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт и других установленных решением общего собрания собственников многоквартирного дома взносов, при этом расходование денежных средств товарищества собственников жилья также определяется органами товарищества и решением общего собрания собственников многоквартирного дома.
Судом апелляционной инстанции установлено, что такие доказательства истцом не представлены, кроме того, при этом не опровергнуты доводы ответчика, что сооружение пандуса с обеспечением уклона не круче 1:20, оборудование его поручнями, а также колесотбойными устройствами в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 1521 (ред. от 07.12.2016) «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение застройщиками жилых зданий требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» приведет к тому, что такой пандус будет заходить на пешеходный тротуар и на проезжую часть, то есть на земельный участок многоквартирного дома, который используется для проезда и прохода собственников помещений многоквартирного жилого дома.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда апелляционной инстанции, что оборудование входа первой парадной стационарным пандусом с поручнями, отвечающими техническим параметрам, без получения на это согласия собственников помещений многоквартирного дома, поскольку истцом не доказан иной источник финансирования переустройства, не отвечает вышеприведенным требованиям действующего законодательства, потому правовых оснований для удовлетворения иска прокурора Калининского района Санкт-Петербурга, вопреки доводам кассационного представления, у суда первой инстанции не имелось.
Несогласие с данной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Каких-либо процессуальных нарушений, которые могли бы служить основанием для кассационного пересмотра вступившего в силу и правильного по существу судебного постановления, по материалам дела и доводам кассационной жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 19 февраля 2020 г. оставить без изменения, представление прокурора Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи