Дело УИД (58RS0005-01-2020-000189-15)
производство № 12-52/20
Р Е Ш Е Н И Е
30 апреля 2020 года с. Бессоновка
Судья Бессоновского районного суда Пензенской области И.М.Торгашин, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «СКАТ» на постановление Государственной инспекции труда в Пензенской области № от 13 февраля 2020 года о привлечении к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «СКАТ»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением главного Государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области ФИО5 от 13 февраля 2020 года ООО «Скат» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 120 000 рублей.
Постановлением ООО «Скат» признано виновным в нарушении требований ст.212, ст.213 ТК РФ, п.27 «Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования) работников, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
При этом установлено, что в ООО «Скат» были трудоустроены:
- с 01.10.2018 года ФИО2 - на должность водителя транспортного цеха. На момент проверки было представлено медицинское заключение от 09.08.2019 года, согласно которому у ФИО2 отсутствуют противопоказания к управлению транспортным средством, что не подтверждает факт прохождения работником обязательного предварительного (периодического) медицинского осмотра в соответствии с п.27 Перечня.
- с 03.09.2009 года ФИО3 - на должность водителя транспортного цеха. Срок действия медицинского заключения в отношении работника от 08.02.2017 года истек 08.02.2019 года.
На момент проверки, то есть, на 10.02.2020 вышеуказанные работники ООО «Скат» были допущены к осуществлению трудовой деятельности без обязательного предварительного (периодического) медицинского осмотра ФИО2 с 01.10.2018 года, ФИО3 с 09.02.2019 года.
Не согласившись с постановлением главного Государственного инспектора труда (по охране труда) в Пензенской области генеральный директор ООО «СКАТ» в установленный законом срок подал в Бессоновский районный суд жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Доводы жалобы обосновывает тем, что постановление является незаконным, в нем не приведены допустимые доказательства вины Общества в совершении административного правонарушения, истек срок давности привлечения Общества к административной ответственности.
В судебном заседании представитель ООО «СКАТ» - Буряк С.В., действующий на основании доверенности от 21 февраля 2020 года, поддержал доводы, изложенные в жалобе, суду показал, что с вынесенным в отношении ООО «СКАТ» постановлением он согласен частично. Просил изменить постановление в части назначения наказания, а именно заменить штраф на предупреждение.
Главный Государственный инспектор труда (по охране труда) в Пензенской области ФИО5 в судебном заседании пояснила, что оснований для изменения постановления не имеется.
В соответствии со ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях суд при рассмотрении жалобы проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительных материалов.
В порядке проверки законности и обоснованности обжалуемого решения, выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно ч.3 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Согласно положениям ст.212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований.
Согласно ст.213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 № 302н «Об утвержден перечень вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Согласно п. 27 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, периодические медицинские осмотры (обследования) работников, работа которых связанна с управлением наземными транспортными средствами, проводятся 1 раз в два года.
В соответствии с п.7 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, установлено, что предварительные осмотры проводятся при поступлении на работу на основании направления на медицинский осмотр, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем.
В соответствии с п.12 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по окончании прохождения лицом, поступающим на работу, предварительного осмотра медицинской организацией оформляются заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра.
В соответствии с п.13 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в заключении указывается: дата выдачи Заключения; фамилия, имя, отчество (при наличии), дата рождения, пол лица, поступающего на работу; наименование работодателя; наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), должности (профессии) или вида работы; наименование вредного производственного фактора(-ов) и (или) вида работы; результаты предварительного осмотра: медицинские противопоказания к работе выявлены (перечислить вредные факторы или виды работ, в отношении которых выявлены противопоказания), медицинские противопоказания к работе не выявлены, указать группу здоровья работника.
Судом установлено, что ООО «Скат» нарушены требования ст.212, ст.213 ТК РФ, п.27 «Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические осмотры (обследования) работников, утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Сотрудники ООО «Скат» ФИО2 и ФИО3 были допущены к осуществлению трудовой деятельности без обязательного предварительного (периодического) медицинского осмотра ФИО2 с 01.10.2018 года, ФИО3 с 09.02.2019 года.
Указанные обстоятельства установлены в ходе проверки, подтверждаются объяснениями представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, протоколом, которые вопреки доводам жалобы признаются доказательствами по делу об административном правонарушении в силу ч.2 ст.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Сроки давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушены, так как совершенное Обществом правонарушение является длящимся.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу, что ООО «Скат» законно и обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Выводы, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют обстоятельствам совершенного правонарушения и основаны на нормах действующего законодательства, действиям ООО «Скат» дана правильная юридическая оценка и квалификация.
Однако, полагаю, что постановление в части назначения наказания нельзя признать законным.
Согласно ч.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При рассмотрении административного дела и вынесении постановления о привлечении ООО «Скат» к административной ответственности по ч.3 ст.5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностным лицом было установлено и учтено смягчающее обстоятельство: совершение административного правонарушения впервые, устранение правонарушения к моменту вынесения постановления.
При этом, определяя размер административного наказания, должностным лицом не были учтены в полной мере то факт, что правонарушением не было причинено существенного вреда охраняемым общественным отношениям, оно не повлекло существенных негативных последствий, что судом признается обстоятельством, смягчающим административную ответственность, а также не учтено финансовое положение юридического лица, которое в настоящее время является тяжелым. Из бухгалтерской (финансовой) отчетности ООО «Скат» следует, что за 2019 года получен доход в размере 109 000 рублей, что является существенно ниже размера назначенного штрафа.
При таких данных, с учетом наличия обстоятельств, смягчающих административную ответственность ООО «Скат», назначенное ему наказание в виде административного штрафа в размере 120 000 рублей, суд приходит к выводу о несоразмерности назначенного ООО «Скат» наказания и считает необходимым постановление изменить, снизив наказание и назначив его в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6 - 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░» ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░ ░░░░░░ ░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░5 ░░ 13.02.2020 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.3 ░░.5.27.1 ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░» ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░