Дело № 2-2263/2019
24RS0024-01-2019-002106-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 сентября 2019 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе
председательствующего судьи Глущенко Ю.В.,
при секретаре Благеревой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Войтова А.А. к ООО «Планета Сервис» о расторжении договора, компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя,
УСТАНОВИЛ:
Войтов А.А. обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Планета Сервис» о расторжении договора, компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя. Требования мотивировал тем, что 04.04.2019 года им было направлено заявление об отказе от услуг по сбору и вывозу твердых коммунальных отходов ООО «Планета - Сервис», в котором были указаны причины по которым его не устраивало их обслуживание, на которое он получил ответ, ссылаясь на закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ. Договор с ООО «Планета - сервис» он не подписывал, однако ему было сказано, что данный договор с ним был заключен автоматически. ООО «Планета - Сервис» не обеспечивает никакие условия по сбору, накоплению, содержанию порядка и организации вывоза мусора в частном секторе города. При этом, за каждый месяц, начиная с 01.01.2019 года ему приходят платежные квитанции с начисленной суммой 201 руб., квитанции присылает ПАО «Красноярскэнергосбыт». Также не согласен с тарифами предоставленными ответчиком, за 1 куб. м мусора ранее в 2018 году на городской свалке за утилизацию взималась плата 60 руб., при этом 1 куб. м. мусора его семья не может накопить. В связи с чем просит расторгнуть договор с ООО «Планета - Сервис». Признать предъявленные ему суммы в размере 810 руб. незаконными. Взыскать с ООО «Планета - Сервис» в счет компенсации морального вреда 5000 руб.
Истец Войтов А.А. в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснил суду, что он проживает в частном секторе, мусора у него практически не бывает, так как он все сжигает в печи. Ранее все складывал на участке и самостоятельно вывозил на салку, платя при этом намного меньше, чем теперь обязан платить ООО «Планета-Сервис» ежемесячно. Ответчик не предоставило ему мусорных баков для складирования мусора, грузовик, который приезжает за мусором, не оборудован специально для его складирования. Он не нуждается в услугах ООО «Планета-Сервис» и полагает, что может отказаться от их обслуживания. Также считает, что обслуживание данной организацией нарушается закон «О запрете монополистической деятельности».
Ответчик представитель ООО «Планета - Сервис» Альбертович К.Е., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Суду пояснила, что договор между ООО «Планета - Сервис» и Войтовым А.А. заключен на основании типового договора в редакции Постановления правительства РФ №1156, размер платы рассчитан на основании тарифа. Установленного приказом Министерства тарифной политики Красноярского края №668-в. Войтов А.А. как собственник твердых коммунальных отходов, не имеет права отказаться от заключения договора по обращению с твердыми коммунальными отходами, так как п. 4 ст. 4.7 ФЗ от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» прямо предусмотрена обязанность на заключение такого договора. Кроме того, у Войтова А.А. отсутствует право на самостоятельный вывоз твердых коммунальных отходов, так как деятельность по вывозу ТКО может осуществляться индивидуальным предпринимателем, либо юридическим лицом, имеющим соответствующую лицензию, прошедшим профессиональное обучение, владеющим необходимой документацией и специальными транспортными средствами, которое заключило договор в установленном порядке с региональным оператором. Услуга региональным оператором ООО «Планета - Сервис» на территории г. Канска осуществляется по графику в полном объеме. Баки для мусора они не обязаны предоставлять, для их получения истец может обратиться в администрацию г. Канска.
Представитель третьего лица администрации г. Канска в судебное заседание не явился, в направленном ходатайстве просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица ПАО «Красноярскэнергосбыт» в судебное заседание не явился, в направленном ходатайстве просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, при наличии ходатайств и согласия сторон.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям и в следующем объеме.
Согласно ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон.
Статьей 56 ГПК РФ на каждую сторону возложено бремя доказывания тех обстоятельств, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе за обращение с твердыми коммунальными отходами (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 5 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", частью 9 статьи 155 ЖК РФ самостоятельное содержание имущества собственником в отношении сбора и вывоза твердых бытовых отходов, за исключением крупногабаритных отходов, невозможно и должно производиться в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В пункте 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В силу пункта 1 статьи 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Пунктом 1 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (действовавшей на момент направления истцом заявления о расторжении договора) предусмотрено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (ст. 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным (пункт 2).
Согласно пункту 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе и за обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются сбор, транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В силу положений статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ
"Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
В соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 Обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п 8(17) региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
8(18). До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии со ст. 32 Закона «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Как установлено в судебном заседании, Войтов А.А. проживает в частном доме, находящемся по адресу: <адрес>, его право пользования никем из участников процесса не оспаривается.
Ежемесячно потребителю приходят квитанции (отправитель в квитанции не указан) к оплате за услугу обращение с ТКО на сумму 202,60 рублей.
Потребитель полагает, что услуга эта ему не оказывается, кроме того, он в ней не нуждается, поэтому просит расторгнуть договор с ООО Планета-Сервис и признать задолженность за потребление данной услуги незаконной.
При этом, в соответствии с Приказом Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 21.05.2018 года №1/974-од, ООО «Планета-Сервис» является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Канской технологической зоны, включающей в себя <адрес>.
В соответствии с п. 4 ст. 24.7 ФЗ от 24.076.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Таким образом, заключение договора с региональным оператором, то есть с ООО «Планета-Сервис» для собственника ТКО, то есть Войтова А.А., как лица, проживающего в частном доме по адресу: <адрес>, является обязанностью, а не правом.
Тот факт, что Войтов А.А. не заключал с ответчиком никакого письменного договора, не может служить основанием для признания такого договора недействительным, поскольку порядок заключения договора в отсутствие письменного на то согласия потребителя, регулируется п. 8(17) и 8 (18) постановления Правительства №1156 от 12.11.2016 года «Об обращении с твердыми коммунальными отходами», в полном согласовании с которым ООО «Планета-Сервис» опубликовало предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей Канской технологической зоны, в которую входят потребители города Канска в газете «Наш Красноярский край» №96/1079 от 26.12.2018 года, что суд расценивает как публичную оферту со стороны ООО «Планета-Сервис». Также данное предложение было опубликована на интернет-ресурсе, то есть на официальном сайте регионального оператора ООО «Планета-Сервис» кашалот24рф.
Потребитель был обязан направить в течение 15 рабочих дней со дня размещения предложения о заключении договора заявку и документы. В случае ненаправления такой заявки с документами, договор на оказание услуг считается заключённым на условиях типового договора и вступившим в силу на 16 рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте. Поскольку Войтов не направил заявку в установленное законом время, он обязан оплачивать услугу по обращению с ТКО в соответствии с условиями типового договора в редакции постановления Правительства РФ №.
Данная позиция ответчика полностью согласовывается со ст. 426 ГК РФ о публичном договоре.
Таким образом, суд полагает, что отсутствие между Войтовым А.А. и ответчиком заключенного договора на обращение с ТКО не может служить основанием для невнесения установленной законом платы за оказанную услугу.
Относительно возражений истца касательно тарифов на обращение отходов с ТКО, суд полагает, что они также являются необоснованными.
Согласно приказу Министерства тарифной политики Красноярского края от 11.12.2018 года №668-в единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для потребителей ООО «Планета-Сервис» по Канской технологической зоне составляет 964,78 рублей на м3..
В соответствии с Приказом министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 29.12.2018 N 1/3126-од "О внесении изменения в Приказ министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 19.12.2017 N 1/1934-од "Об установлении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Красноярского края" установлены нормативы накопления ТКО на территории г. Канска в размере 0,07 м3/чел для жилого фонда вне зависимости от степени благоустройства в месяц.
Ежемесячная плата на вывоз ТКО рассчитывается исходя из формулы: тариф на услугу регионального оператора х норматив накопления х количество зарегистрированных человек.
964,78х0,07х3 (количество человек, зарегистрированных по адресу, что не оспаривается истцом)=202,6 рублей в месяц.
Данная сумма выставляется ежемесячно для оплаты Войтову А.А. в платежных документах ПАО «Красноярскэнергосбыт» на основании агентского договора с ООО «Планета-Сервис» от 25.01.2019 года №40-ЕА.
Поскольку данная сумма рассчитана в соответствии с нормативными документами, правильность ее начисления проверена судом, суд не видит оснований для признания начисления данной ежемесячной платы незаконной. Норматив устанавливается не ООО «Планета-Сервис», поэтому ответчик не несет ответственность за установление именно такого размера норматива.
Доводы Войтова А.А. об отсутствии у него мусора, который бы подлежал вывозу, суд не может принять во внимание, поскольку и при наличии печи, существует мусор, который не подлежит сжиганию.
Так, в соответствии со ст. 18 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
То есть, сжигание мусора может происходить только в специализированных печах, в которых установлено оборудование для очитки выбросов.
Таким образом, утилизация отходов жизнедеятельности в печи не предусмотрена действующим законодательством.
Суд также не может согласиться с доводами истца о том, что он не может платить такой же тариф как и жильцы многоквартирных домов, так как фактически не производит столько же отходов. В настоящее время законодательно не предусмотрено разграничение тарифов между жильцами многоквартирных домов и частного сектора.
Также суд не может согласиться с позицией истца о том, что он может самостоятельно осуществлять утилизацию мусора путем перевозки его на свалку, как он это делал ранее.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте обезвреживания отходов и (или) объекте размещения отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 данного Закона лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности.
Кроме того, в силу ст. 16 Закона транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Истцом не предоставлено доказательств того, что он имеет необходимую лицензию на осуществление деятельности по вывозу ТКО, а также документацию для транспортирования отходов, таким образом, суд делает вывод о том, что Войтов А.А. не имеет права на самостоятельную транспортировку отходов, поскольку это будет являться нарушением законодательства.
Утверждение истца об отсутствии у ответчика надлежащим образом оборудованной техники для вывода мусора суд полагает голословным, так как доказательств отсутствия необходимого оборудования на автомобилях ответчика суду не представлено.
Доводы Войтова А.А. о том, что вывоз ТКО осуществляется ООО «Планета-сервис» нерегулярно, не имеется площадок для складирования мусора, нет бака для его складирования, суд полагает неосновательными исходя из следующего.
Для частного сектора г. Канска предусмотрен мешковой сбор у дороги по четвергам, график вывоза мусора размещен на сайте ООО «Планета-Сервис»кашалот23рф, является общедоступным.
Создание и содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в силу п. 1, 2 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства» относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Войтовым А.А. не представлено доказательств по обращению в администрацию г. Канска для организации специальной площадки для накопления мусора, а также за предоставлением бака для утилизации этого мусора.
Таким образом, в данной части также какой-либо вины ООО «Планета-Сервис» не установлено.
В связи с тем, что суд не находит нарушений в действиях ООО «Планета-Сервис» прав Войтова А.А. как потребителя, оснований для компенсации морального вреда истцу также не имеется.
руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Войтова А.А. к ООО «Планета Сервис» о расторжении договора, компенсации морального вреда, причиненного нарушением прав потребителя - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца с даты принятия в окончательной форме.
Судья Глущенко Ю.В.
Дата принятия решения в окончательной форме 09 сентября 2019 года.