№ 2а-845/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 января 2018 года
Советский районный суд г. Астрахани в составе:
председательствующего судьи Юденковой Э.А.,
при секретаре Авджян М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Астраханской области к Ковальчук Надежде Николаевне о взыскании недоимки по страховым взносам и пени,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец – МИФНС <номер> по Астраханской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Ковальчук Н.Н. о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, мотивируя свои требования следующим.
Ковальчук Н.Н. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый <номер>; квартиры, расположенной по адресу: <адрес>,
<адрес>, кадастровый <номер>; квартиры, расположенной по адресу: <адрес> кадастровый <номер>.
Поскольку административным ответчиком обязательство по уплате налогов не исполнено, налоговым органом в соответствии с действующим законодательством в адрес административного ответчика направлены требование <номер> от <дата> об уплате пени и требования <номер> от <дата>, <номер> от <дата> об уплате штрафов, однако указанные требования не исполнены.
Административный истец просит суд взыскать с Ковальчук Н.Н. задолженность по уплате пени в размере 6 417 рублей 32 копейки и штрафов в размере 5 820 рублей.
Представитель административного истца МИФНС <номер> по Астраханской области, надлежаще извещенный о дне и времени слушания, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании административный ответчик Ковальчук Н.Н. исковые требования не признала, просила суд в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку задолженность по налогам, штрафы и пени в общей сумме 80 000 рублей уплатила. В 2009 году земельный участок продала, после чего никаких уведомлений и требований об уплате налогов за указанный земельный участок более не получала. Просила признать пени и штраф безнадежными к взысканию.
Суд, выслушав административного ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно ст. 3 Налогового Кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии со ст.45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст.360 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.
Согласно ст.388 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии со ст.390 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.
В силу пункта 4 названной статьи, для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Согласно ст.394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно ст.69 Налогового кодекса РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с п.1 ст.75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Как следует из материалов дела и обстоятельств, установленных в судебном заседании, Ковальчук Н.Н. с <дата>, являлась собственником земельного участка с кадастровым номером 30:01:150203:8, расположенного по адресу: <адрес>, и соответственно плательщиком земельного налога.
В адрес ответчика налоговым органом направлялись требования <номер> от <дата> об уплате пени, и требования <номер> от <дата>, <номер> от <дата> об уплате штрафов, с предложением погасить задолженность.
Однако, обязательства по уплате пени и штрафов Ковальчук Н.Н. не исполнены, пени в размере 6 417 рублей 32 копейки и штрафы в размере 5 820 рублей административным ответчиком не уплачены.
Установлено, что МИФНС <номер> по АО обращалась к мировому судье судебного участка № <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций с Ковальчук Н.Н.
<дата> мировым судьей судебного участка № <адрес>
<адрес> вынесен судебный приказ о взыскании с Ковальчук Н.Н., в том числе, пени в размере 6408 рублей 78 копеек.
Определением мирового судьи судебного участка № <адрес>
<адрес> от <дата> судебный приказ мирового судьи судебного участка № <адрес> отменен по заявлению должника Ковальчук Н.Н.
<дата> МИФНС <номер> по АО инициировано заявление о взыскании со Ковальчук Н.Н. пени и штрафа (отправлено по почте <дата>).
Согласно статье 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу с 29.12.2017 года установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам (часть 3 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ).
Поскольку в силу положений вышеназванного закона налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки по земельному налогу на <дата>, а также задолженности по пеням, штрафу, указанная недоимка и пеня признаются безнадежными ко взысканию и подлежат списанию налоговым органом, а следовательно, у налогового органа отсутствуют правовые основания для обращения в суд с указанными требованиями, в связи с чем, исковые требования не подлежат удовлетворению.
Поскольку административный иск удовлетворению не подлежит, а административный истец от ее уплаты освобожден, государственная пошлина взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175- 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер> по Астраханской области к Ковальчук Надежде Николаевне отказать.
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.
Полный текст решения изготовлен 5 февраля 2018 года.
Судья Э.А. Юденкова