Судья Варлова Е.С. Дело № 2-52/2024
УИД 35RS0022-01-2023-000921-63
ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 02 мая 2024 года № 33-1841/2024
г. Вологда
Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Белозеровой Л.В.,
судей Вахониной А.М., Махиной Е.С.,
при секретаре Рябининой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента здравоохранения Вологодской области на решение Тотемского районного суда Вологодской области от 10.01.2024 по иску прокурора Бабушкинского района в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному учреждению здравоохранения «Бабушкинская центральная районная больница», Департаменту здравоохранения Вологодской области о возложении обязанности по обеспечению Зайчиковского фельдшерско-акушерского пункта медицинским оборудованием и инвентарем.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Мининой Н.В., представителя Департамента здравоохранения Вологодской области по доверенности Парыгиной Л.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Бабушкинского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к бюджетному учреждению здравоохранения «Бабушкинская центральная районная больница» (далее БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ»), Департаменту здравоохранения Вологодской области, в котором с учетом уточнения исковых требований просил обязать БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ» обеспечить оснащение Зайчиковского фельдшерско-акушерского пункта (адрес: <адрес>) в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта) медицинским оборудованием и инвентарем (приложение № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н), недостающим медицинским оборудованием и инвентарем: шкаф для одежды; электрокардиограф портативный 3- или 6-канальный; автоматический дефибриллятор; щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный; одеяло с подогревом; 2 секундомера; пузырь для льда; стерилизатор электрический средний; сухожаровой шкаф или автоклав; кислородный ингалятор; анализатор гемоглобина крови или тест- системы для определения уровня гемоглобина крови; экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный; холодильник для хранения лекарственных препаратов; пульсоксиметр портативный; тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления; набор гинекологических инструментов; 2 кушетки медицинские; стол манипуляционный в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Обязать Департамент здравоохранения Вологодской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ» для оснащения Зайчиковского ФАПа в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта) медицинским оборудованием и инвентарем (Приложение № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543-н.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района в мае 2023 года в ходе проверки выявлены нарушения приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» в Зайчиковском ФАПе БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ». 31.05.2023 в адрес главного врача БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ» внесено представление. В ходе проведенной прокуратурой района в ноябре 2023 года выездной проверки, установлено, что в Зайчиковском ФАПе БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ» (адрес: <адрес>) отсутствует часть медицинского оборудования и инвентаря, предусмотренного Стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта) медицинским оборудованием и инвентарем (Приложение № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543-н (далее - Стандарт).Отсутствие предусмотренного Стандартом оборудования может привести к ненадлежащей организации оказания медицинской помощи населению Бабушкинского муниципального округа, угрозе жизни и здоровью пациентов. Требования об устранении нарушений законодательства направлены на обеспечение безопасных условий оказания медицинской помощи, данный круг лиц невозможно индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов. Финансирование БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ» осуществляет Департамент здравоохранения Вологодской области.
Протокольным определением Тотемского районного суда Вологодской области от 11.12.2023, в качестве соответчика привлечен Департамент здравоохранения Вологодской области
Определением Тотемского районного суда Вологодской области от 10.01.2024 принят отказ истца от части иска.
Прекращено производство по гражданскому делу №... по иску прокурора Бабушкинского района в интересах неопределенного круга лиц к БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ», Департаменту здравоохранения Вологодской области о возложении обязанности по обеспечению Зайчиковского ФАП медицинским оборудованием и инвентарем в части исковых требований о возложении на БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ» обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение Зайчиковского ФАП, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории необходимым медицинским оборудованием и инвентарем: электрокардиограф портативный 3- или 6-канальный (1); анализатор гемоглобина крови или тест системы для определения уровня гемоглобина крови; экспресс анализатор уровня холестерина в крови портативный; пульсоксиметр портативный; тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления; о возложении обязанности на Департамент здравоохранения Вологодской области в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование БУЗ ВО Бабушкинская ЦРБ для оснащения Зайчиковского ФАП указанным медицинским оборудованием, в связи с отказом истца от указанной части исковых требований.
Сторонам разъяснено, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Решением Тотемского районного суда Вологодской области от 10.01.2024 исковые требования прокурора Бабушкинского района удовлетворены.
На БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ» возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение Зайчиковского ФАП, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта) медицинским оборудованием и инвентарем (Приложение № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543-н, необходимым медицинским оборудованием и инвентарем: шкаф для одежды (2); автоматический дефибриллятор (1); щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный (1); одеяло с подогревом (1); секундомер (2); пузырь для льда (1); стерилизатор электрический средний (1); сухожаровой шкаф или автоклав (1); кислородный ингалятор (1); холодильник для хранения лекарственных препаратов (1); набор гинекологических инструментов (1); кушетки медицинские (2); стол манипуляционный (1).
На Департамент здравоохранения Вологодской области возложена обязанность в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ» для оснащения Зайчиковского ФАП в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта) медицинским оборудованием и инвентарем (Приложение № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543-н.
В апелляционной жалобе Департамент здравоохранения Вологодской области просит решение суда отменить, принять по делу новое судебное решение. В обоснование указывает, что затраты Учреждения на приобретение необходимого оборудования для оснащения Зайчиковского ФАП, входят в расчет тарифа по обязательному медицинскому страхованию и должны быть оплачены за счет средств обязательного медицинского страхования. Ссылка суда на Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденную постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2020 №..., является несостоятельной, так как данная программа регулировала исключительно правоотношения, связанные с оказанием медицинской помощи в 2021 году.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Бабушкинского района просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента здравоохранения Вологодской области по доверенности Парыгина Л.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.
Прокурор прокуратуры Вологодской области Минина Н.В. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, полагает его принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.
В силу статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Согласно части 2 статьи 5 Закона № 323-ФЗ государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
На основании статьи 9 Закона № 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации, организации социального обслуживания и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 10 Закона № 323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с пунктами 4, 5, 6 части 1 статьи 16 Закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся: формирование структуры исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих установленные настоящей статьей полномочия в сфере охраны здоровья, и установление порядка их организации и деятельности; организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации; создание в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условий для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Закона № 323-ФЗ).
В соответствии со статьей 32 Закона № 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи. К видам медицинской помощи относятся:
1) первичная медико-санитарная помощь;
2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
4) паллиативная медицинская помощь.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов утверждена постановлением Правительства Вологодской области от 27.12.2021 №....
Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению» утверждены правила организации деятельности ФАП (Приложение № 15) (далее - Правила), стандарт оснащения врачебной амбулатории (ФАП) (Приложение № 14) (далее – Стандарт).
В соответствии с пунктом 2 Правил ФАП является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения).
ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи (далее - доврачебная медицинская помощь) и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.
Согласно пункту 10 Правил оснащение ФАП осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, установленным приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, установленным настоящим приказом.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Бабушкинского района проведена проверка исполнения БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ» законодательства об охране здоровья граждан, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства.
По результатам проверки оснащенности ФАПов на территории Бабушкинского муниципального района 31.05.2023 прокурором района в адрес главного врача БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ» внесено представление об устранении нарушений закона, причин и условий, им способствующих, которое рассмотрено 29.06.2023. Нарушения до настоящего времени не устранены.
В ходе проведенной прокуратурой района в ноябре 2023 года выездной проверки, установлено, что оснащение Зайчиковского ФАПа, расположенного по адресу: <адрес>, не соответствует предъявляемым требованиям. В ФАПе отсутствует часть медицинского оборудования и инвентаря, предусмотренного Стандартом: шкаф для одежды (п. 6 Стандарта); электрокардиограф портативный 3- или 6-канальный (п. 14 Стандарта); автоматический дефибриллятор (п. 15 Стандарта); щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный (п. 22 Стандарта); одеяло с подогревом (п. 24 Стандарта); 2 секундомера (п. 25 Стандарта); пузырь для льда (п. 27 Стандарта); стерилизатор электрический средний (п. 31 Стандарта); сухожаровой шкаф или автоклав (п. 32 Стандарта); кислородный ингалятор (п. 33 Стандарта); анализатор гемоглобина крови или тест-системы для определения уровня гемоглобина крови (п. 35 Стандарта); экспресс-анализатор уровня холестерина в крови портативный (п. 36 Стандарта); холодильник для хранения лекарственных препаратов (п. 42 Стандарта); пульсоксиметр портативный (п. 45 Стандарта); тонометр транспальпебральный для измерения внутриглазного давления (п. 57 Стандарта); набор гинекологических инструментов (п. 60 Стандарта). Дополнительно установлено, что 2 кушетки медицинские (п. 13 Стандарта) и стол манипуляционный (п. 8 Стандарта) находятся в неудовлетворительном состоянии, для использования в медицинских целях не пригодны.
Отсутствие надлежащего оснащения Зайчиковского ФАПа в соответствии со Стандартом нарушает права граждан на охрану здоровья.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Закона № 323-ФЗ, приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н «Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению», положением о Департаменте здравоохранения Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 26.04.2010 № 458 (далее – Положение о Департаменте), Уставом учреждения, утвержденным приказом Департамента от 20.02.2015 №..., исходил из того, что до настоящего времени Зайчиковский ФАП в соответствии со Стандартом полностью не оснащен, в связи с чем возложил на БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ» обязанность обеспечить оснащение данного ФАПа в соответствии со Стандартом в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
При этом суд возложил обязанность произвести финансирование мероприятий по оснащению ФАПа в соответствии со Стандартом в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу на Департамент здравоохранения Вологодской области, как орган, отвечающий за финансирование соответствующих мероприятий.
С такими выводами судебная коллегия соглашается, не усматривая оснований для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы.
В силу статьи 82 Закона № 323-ФЗ источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
В соответствии со статьей 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом.
Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов), органов публичной власти федеральной территории или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (пункт 1).
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом (пункт 2).
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа публичной власти федеральной территории, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом публичной власти федеральной территории, местной администрацией муниципального образования (пункт 6).
Статьей 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип подведомственности расходов бюджетов, который означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Пунктами 1.1 и 2.2.5 Положения о Департаменте установлено, что департамент здравоохранения Вологодской области является органом исполнительной государственной власти Вологодской области по реализации полномочий в области охраны здоровья граждан. Полномочиями (функциями) Департамента в соответствии с возложенной на него задачей являются организация оказания населению области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных Департаменту.
При этом Департамент здравоохранения Вологодской области для решения своей задачи и выполнения своих функций в порядке, установленном действующим законодательством, осуществляет функции и полномочия учредителя государственных учреждений области, осуществляет бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов областного бюджета, главного распорядителя (администратора) и получателя средств областного бюджета в соответствии с законами области об областном бюджете (пункт 2.3.4, 2.3.12 Положения о Департаменте).
Из Устава БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ», следует, что учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти области в сфере здравоохранения (пункт 1.5).
Собственником учреждения является Вологодская область, а функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Департамент здравоохранения Вологодской области (пункт 1.3).
Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним органом по управлению имуществом области или приобретенного учреждением за счет выделенных ему учредителем средств, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление учреждения и за счет каких средств оно приобретено (пункт 1.9).
При этом согласно пункту 3.5 Устава источниками формирования имущества и денежных средств учреждения являются бюджетные ассигнования, средства обязательного медицинского страхования, выручка от реализации товаров, работ, услуг, имущество, закрепляемое за учреждением на праве оперативного управления, пожертвования.
Пунктом 3.12 Устава определено, что финансовое обеспечение выполнения государственного задания учреждением осуществляется в виде субсидий из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания. Учреждение ежегодно в сроки, определенные учредителем, представляет учредителю расчет расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением или приобретенных за счет выделенных ему учредителем средств на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Таким образом, проанализировав указанные выше положения норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Положение о Департаменте, Устав учреждения, судебная коллегия приходит к выводу о том, что Департамент здравоохранения Вологодской области как учредитель БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ» несет обязанность по обеспечению финансирования мероприятий по оснащению ФАП на территории Бабушкинского муниципального района в соответствии со Стандартом необходимым оборудованием.
Непринятие ответчиками надлежащих мер по обеспечению ФАПа необходимым медицинским оборудованием является не только нарушением действующего законодательства, но и создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Ссылка в апелляционной жалобе на необоснованное возложение обязанности профинансировать приобретение оборудования на Департамент, подлежит отклонению.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
При этом средства обязательного медицинского страхования являются одним из источников финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования (раздел 5 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Вологодской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утвержденной постановлением Правительства Вологодской области от 28.12.2023 № 1444, наряду со средствами федерального бюджета, средствами областного бюджета.
Медицинские организации являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и действуют на основании Устава, утвержденного в установленном порядке Департаментом.
Уставом учреждения и приказом Департамента от 09.01.2020 № 4 «Об утверждении порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Департаменту» предусмотрено обязательное планирование финансово-хозяйственной деятельности БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ» по доходам и расходам в части всех имеющихся источников финансирования: главный врач обеспечивает составление плана финансово-хозяйственной деятельности медицинской организации и представляет его на утверждение учредителю, а Департамент утверждает этот план.
При этом, Зайчиковский ФАП является структурным подразделением БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ», следовательно, оснащение оборудованием данного структурного подразделения, равно как и иных подразделений медицинской организации, должно быть предусмотрено при составлении и утверждении плана финансово-хозяйственной деятельности БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ», а в дальнейшем реализовано в ходе текущей деятельности медицинской организации.
По информации, представленной суду апелляционной инстанции Департаментом здравоохранения Вологодской области, согласно отчету о состоянии лицевого счета бюджетного учреждения по учету средств ОМС на 27.04.2024, остаток неиспользованных учреждением средств ОМС, перешедших с 2023 года, составил 9 310 771, 38 руб. Вместе с тем, согласно информации, представленной учреждением в 2023 году, средства ОМС были потрачены на заработную плату, услуги связи, освещение, содержание имущества, медикаменты. Медицинское оборудование, мягкий инвентарь, прочие материальные запасы, прочие расходы учреждением не закупались. На 27.04.2024 остаток средств ОМС от плана на 2024 год составил 83 718 309,40 руб. Согласно отчету о состоянии лицевого счета бюджетного учреждения по учету субсидий на государственное задание, по средствам от приносящей доход деятельности по состоянию на 26.04.2024 с 2023 перешло неиспользованных учреждением денежных средств, субсидий на выполнение государственного задания в размере 706 043,79 руб. На 26.04.2024 остаток от плана на 2024 год составил 1 372 969,29 руб. В 2024 году учреждению выделена субсидия на иные цели на укрепление материально- технической базы ФАПов в части приобретения оборудования и проведения капитального ремонта, в том числе Зайчиковского ФАПа в размере 6 398 900 рублей.
Учреждением по запросу судебной коллегии представлены: тарифное соглашение на 2023 и 2024 г.г., приложение №... «Размер средств, направленных на финансовое обеспечение фельдшерско-акушерских пунктов медицинских организаций, значения коэффициентов специфики оказания медицинской помощи»: таблица 1 «Размер финансового обеспечения ФАПов на 2023 год, таблица 2 «Перечень и финансовое обеспечение ФАПов на 2023 год», справка о финансировании за 2022-2023 г.г., лицензия на осуществление медицинской деятельности, стандарт оснащения ФАПа, свод о фактических расходах Зайчиковского ФАПа за 2023 год, расчетная ведомость и свод операций по заработной плате работников Зайчиковского ФАПа за 2023 год, счет-фактура на потребление электроэнергии за 2023 год, контракт по обслуживанию пожарной сигнализации на объектах БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ» на 2023 год, контракт на услуги по коллективному доступу к информационно-коммуникационной сети Интернет, оборотная ведомость по расходованию лекарственных препаратов и медицинских материалов за 2023 год, оборотная ведомость по расходованию горюче- смазочных материалов за 2023 год, оборотная ведомость о приобретении оборудования, за счет субсидий на иные цели в 2024 году.
Согласно письменным пояснениям БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ», в 2024 году за счет средств субсидии, выделенной Департаментом, приобретались медицинские средства (оборудование) на сумму 143254,28 руб., согласно оборотно- сальдовой ведомости по счету 101 и оборотно-сальдовой ведомости «Основные средства в эксплуатации» по счету 3621. Финансирование закупки оборудования и инвентаря осуществляется за счет субсидий, выделяемых Департаментом здравоохранения Вологодской области. У БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ» нет возможности приобрести указанное оборудование и инвентарь за счет средств ОМС.
Согласно таблице «Свод о фактических расходах по судебному запросу от 17.04.2024 №... за 2023 год по Зайчиковскому ФАПу БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ»» недостаточность финансирования (отклонение расходов по ФАПу от установленного финансового обеспечения) составило 521 442, 85 руб.
Судебная коллегия отмечает, что исходя из анализа норм приведенного выше законодательства, на БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ» действительно возлагается обязанность по обеспечению прав граждан в сфере охраны здоровья, в том числе, оснащению медицинским оборудованием ФАПов. Однако исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению ФАПов необходимым медицинским оборудованием является обязанностью и Департамента здравоохранения Вологодской области.
Исковые требования прокурора, заявленные к Департаменту здравоохранения Вологодской области, не связаны с возложением на него субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения, а направлены на выполнение ответчиком самостоятельной обязанности, предусмотренной законом и учредительными документами, по реализации исполнительным органом государственной власти субъекта государственной функции в сфере охраны здоровья населения, в том числе путем финансирования медицинской деятельности медицинской организации как главного распорядителя средств областного бюджета.
Поскольку финансирование соответствующих мероприятий, направленных на устранение выявленных в бюджетном учреждении здравоохранения нарушений, осуществляется Департаментом, суд правомерно возложил обязанность обеспечить Зайчиковский ФАП необходимым медицинским оборудованием как на БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ», так и произвести финансирование указанных мероприятий на Департамент здравоохранения Вологодской области.
Необходимость обеспечения ФАПа медицинским оборудованием за счет средств ОМС, на которое указывает податель жалобы, не освобождает его от исполнения возложенных на него законом обязанностей.
Ссылка Департамента здравоохранения на то, что в 2024 году учреждению выделена субсидия на иные цели на укрепление материально-технической базы ФАПов в части приобретения оборудования и проведения капитального ремонта, в том числе Зайчиковского ФАПа в размере 6 398 900 рублей не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, так как на момент рассмотрения дела судом первой инстанции данной информации представлено не было. Кроме того доказательств, что за счет этой субсидии будет приобретено необходимое оборудование в материалы дела не представлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции в части возложения на Департамент здравоохранения Вологодской области обязанности профинансировать приобретение оборудования, является законным и обоснованным.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в части возложения на БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ» обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение Зайчиковского ФАПа необходимым медицинским оборудованием и инвентарем (Приложение № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543-н), а именно шкафом для одежды в количестве 2 шт., набором гинекологических инструментов в количестве 1 шт.
Так, в соответствии с Приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н, в стандарт оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта) входит шкаф для одежды в количестве 1 шт., набор гинекологических инструментов в количестве не менее 1 шт. (предусматривается для фельдшерско-акушерского пункта при наличии должностей врача акушера-гинеколога (акушерки)).
По информации БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ» от 08.11.2023 (л.д. 92), штатным расписание по учреждению должность акушера-гинеколога (акушерки) не предусмотрена.
Таким образом, обязанность по обеспечению оснащения Зайчиковского ФАПа необходимым медицинским оборудованием и инвентарем, а именно шкафом для одежды в количестве 2 шт. (при требуемом количестве 1 шт.), набором гинекологических инструментов в количестве 1 шт., вменена БУЗ ВО «Бабушкинская ЦРБ» излишне, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит в указанной части изменению.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Тотемского районного суда Вологодской области от 10.01.2024 изменить в части возложения на бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Бабушкинская ЦРБ» обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение Зайчиковского ФАП, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта) медицинским оборудованием и инвентарем (Приложение № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543-н, необходимым медицинским оборудованием и инвентарем: шкаф для одежды (2); автоматический дефибриллятор (1); щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный (1); одеяло с подогревом (1); секундомер (2); пузырь для льда (1); стерилизатор электрический средний (1); сухожаровой шкаф или автоклав (1); кислородный ингалятор (1); холодильник для хранения лекарственных препаратов (1); набор гинекологических инструментов (1); кушетки медицинские (2); стол манипуляционный (1).
Принять в изменяемой части новое решение.
Возложить на бюджетное учреждение здравоохранения Вологодской области «Бабушкинская ЦРБ» обязанности в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить оснащение Зайчиковского ФАП, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии со Стандартом оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта) медицинским оборудованием и инвентарем (Приложение № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543-н, необходимым медицинским оборудованием и инвентарем: шкаф для одежды (1); автоматический дефибриллятор (1); щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенпрозрачный, амагнитный (1); одеяло с подогревом (1); секундомер (2); пузырь для льда (1); стерилизатор электрический средний (1); сухожаровой шкаф или автоклав (1); кислородный ингалятор (1); холодильник для хранения лекарственных препаратов (1); кушетки медицинские (2); стол манипуляционный (1).
В остальном решение Тотемского районного суда Вологодской области от 10.01.2024 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента здравоохранения Вологодской области – без удовлетворения.
Председательствующий: Л.В. Белозерова
Судьи: А.М. Вахонина
Е.С. Махина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 07.05.2024.