Дело № 33-3-8344/2023
26RS0017-01-2022-001077-69
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ставрополь 11 октября 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Меньшова С.В.,
судей Свечниковой Н.Г., Куцурова П.О.,
с участием секретаря судебного заседания Семенюк В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца Ильясова И.И. на решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 08 июня 2022 года по гражданскому делу по иску Ильясова И.И. к администрации г. Кисловодска о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма,
заслушав доклад судьи Меньшова С.В.,
УСТАНОВИЛА:
Ильясов И.Я. обратился в суд с иском к администрации г. Кисловодска о возложении обязанности предоставить ему, как инвалиду 1 группы, во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма в г. Кисловодске на состав семьи два человека: ИльясоваИ.И. и несовершеннолетней дочери Ильясовой А.И., 20 августа 2010года рождения.
В обоснование своих требований указал, что ему на праве собственности принадлежит 1/2 доля <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>. Постановлением главы администрации г. Кисловодска от 29декабря 2008 года № 1055 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу» признан аварийным многоквартирный <адрес> <адрес> <адрес> в <адрес> и подлежащим сносу.
Истец и его несовершеннолетняя дочь Ильясова А.И. на основании постановления администрации г. Кисловодска от 19 июля 2021 г. № 728 «О признании граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и постановке на учёт» признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учёт на основании пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, однако, до настоящего времени жилое помещение им не предоставлено.
29 января 2020 года брак между истцом и его супругой Ильясовой Г.Д. расторгнут. При расторжении брака стороны определили, что несовершеннолетняя дочь Ильясова А.И., 2010 года рождения, будет жить с истцом. Он вместе с дочерью проживает в комнате площадью 8,8 кв.м. в <адрес> в <адрес>. Во второй комнате живет бывшая супруга Ильясова Г.Д. и двое их детей: Ильясов Ш.И., 11 марта 2000 года рождения и Ильясов Ш.И., 17 декабря 1996 года рождения.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец считает, что принимая во внимание его состояние здоровья, а также тот факт, что дом, в котором он зарегистрирован, является аварийным/ветхим, имеет право на внеочередное обеспечение жильем, которое до настоящего времени не было предоставлено.
Обжалуемым решением Кисловодского городского суда Ставропольского края от 08 июня 2022 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано в полном объёме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 28 февраля 2023 года решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 08 июня 2022 года отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования Ильясова И.И. удовлетворены.
Определением Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 20 июля 2023 года апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 28 февраля 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В апелляционной жалобе истец Ильясов И.И. с решением суда не согласен, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции находит несоответствующими фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просит обжалуемое решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований в полном объёме.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель ответчика администрации г. Кисловодска Клюкова И.А. согласна с обжалуемым решением суда, просит его оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия в соответствии со статьёй 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предприняла все зависящие от неё меры по извещению сторон о судебном разбирательстве.
Так, согласно сведениям, содержащимся в сети Интернет на сайте Почты России, судебные извещения, направленные сторонам, получены адресатами, в связи с чем, разрешая вопрос о возможности рассмотрения дела по существу в судебном заседании, судебная коллегия исходит из того, что стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие истца Ильясова И.И.
Исследовав материалы гражданского дела, заслушав присутствующих в судебном заседании лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не нашла.
Из материалов дела следует, что Ильясов И.И. является инвалидом I группы с детства, о чём свидетельствует справка серии ВТЭ -052179, выданная 03 июня 1992 года.
Ильясов И.И. проживает в <адрес>. <адрес> <адрес> в <адрес>, где ему принадлежит 1/2 доля в праве общедолевой собственности в указанной квартире (выписка из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №).
Соглашением об определении места жительства ребенка серии 26АА № от 12 февраля 2020 года установлено, что в качестве места жительства несовершеннолетней Ильясовой А.И., 20 августа 2010 года рождения, определено место жительства отца Ильясова И.И. по адресу: <адрес>.
На основании заключения межведомственной комиссии № 126 от 23декабря 2008 года постановлением главы г. Кисловодска от 29 декабря 2008года № 1055 многоквартирный жилой дом по <адрес> <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 17 июня 2013года № 237-п «О краевой адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017 годах» многоквартирный жилой дом по <адрес> включён в 4-й этап.
Согласно письму начальника УГХА администрации г. Кисловодска от 15февраля 2017 года № 196 Ильясову И.И. предоставлялась двухкомнатная квартира общей площадью 51,25 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, 2 этаж, взамен двухкомнатной <адрес> <адрес>», общей площадью 31,9 кв.м.
11 ноября 2017 г. Ильясову И.И. письмом заместителя начальника УГХ администрации г. Кисловодска предложена квартира общей площадью 45,65кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, этаж 3.
Постановлением администрации г. Кисловодска № 728 от 19 июля 2021года Ильясов И.И. с семьёй из 2-х человек (он и дочь Ильясова А.И.) признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. Очередь по списку граждан, имеющих право на получение жилого помещения по договору социального найма, согласно закону Ставропольского края «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма от 10 ноября 2009 года № 72-кз - № 293, очередь по общему списку - № 3012.
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований о предоставлении во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для возложения на орган местного самоуправления обязанности по предоставлению инвалиду ИльясовуИ.И. во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, как лицу, состоящему на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма и проживающему в жилом помещении, которое признано в установленном порядке непригодными для проживания, поскольку Ильясов И.И. не лишён права получить другое жилое помещение, равнозначное занимаемому в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017 годах».
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьёй 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном данным Кодексом порядке.
В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.
Гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органов местного самоуправления (часть 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и которые указаны в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления.
С заявлениями о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учёт.
В Определении от 12 апреля 2011 года № 551-О-О Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что Жилищный кодекс Российской Федерации не предусматривает специального регулирования порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договорам социального найма, равно как и их права на внеочередное предоставление жилья, а следовательно, те из них, кто был принят на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договорам социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
В соответствии со статьёй 2 Закона Ставропольского края от 10 ноября 2009 года № 72-кз «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма» жилые помещения жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма предоставляются гражданам, признанным по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Ставропольского края, нуждающимися в жилых помещениях, в том числе имеющим право на получение жилого помещения и вставшим на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 01 января 2005 года инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в соответствии со статьёй 17 Федерального закона № 181-ФЗ.
Частью 1 статьи 4 данного Закона предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда края предоставляются гражданам, указанным в статье 2 Закона, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учёт в соответствии со статьёй 3 Закона.
Таким образом, ни Федеральным Законом № 181-ФЗ, ни Законом 72-кз внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов не устанавливается.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что внеочередное обеспечение жильём граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, носит компенсаторный характер. Цель законодателя в данном случае не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение имеющейся обеспеченности жильём (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жильё, сохраняют право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учёте (статья 55 Кодекса) (Определения от 03 ноября 2009года № 1368-О-О, от 29 мая 2012 года № 928-О, от 24 сентября 2012 года № 1573-О, от 26 марта 2019 года № 729-О и др.).
Расширительное толкование такого регулирования в пользу малоимущих граждан вело бы к нарушению баланса интересов в ситуации ограниченности бюджетных средств - вопреки позиции Конституционного Суда Российской Федерации, подчеркнувшего в Постановлении от 10 декабря 2019 года № 39-П, что такое регулирование должно осуществляться с учётом интересов всех категорий граждан, которые в силу тех или иных оснований должны быть обеспечены жилыми помещениями.
Таким образом, из содержания вышеуказанных норм права в их конституционно-правовом толковании следует, что наличие права у лица на улучшение жилищных условий по основаниям, не предусматривающим права на внеочередное предоставление жилого помещения, сохраняется после предоставления жилого помещения равнозначного по общей площади ранее занимаемому, признанному непригодным для проживания.
Так, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 2023 года № 20-П,, части 1, 8 и 10 статьи 32 и пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, её статьям 7, 18, 19 (части 1 и 2), 40, 45, 28, 46 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 75.1, в той мере, в какой они, в том числе во взаимосвязи с иными нормативными положениями, не обеспечивают системного решения вопроса об условиях и порядке удовлетворения жилищных потребностей граждан, которые признаны малоимущими, состоят на учёте в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений и являются собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания (включая жилое помещение, входящее в состав многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), когда жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.
Впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, при применении частей 1, 8 и 10 статьи 32 и пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует исходить из того, что граждане, указанные в пункте 1 резолютивной части настоящего Постановления, подлежат внеочередному обеспечению по договору социального найма благоустроенными жилыми помещениями, равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, подлежащим изъятию для государственных или муниципальных нужд без оплаты возмещения, либо - если уполномоченными органами установлено, что нахождение в жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания, невозможно или создаёт непосредственную опасность для жизни или здоровья и при этом внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма не может быть осуществлено, - незамедлительному обеспечению жилыми помещениями маневренного фонда на весь период до решения вопроса о способе удовлетворения их жилищных потребностей.
С учётом вышизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что предоставление Ильясову И.И. жилого помещения по договору социального найма в черте г. Кисловодска, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной решением Думы г. Кисловодска от 28 июня 2021 года № 55-521, противоречит вышеуказанным положениям закона, в его конституционно-правовом толковании.
Как указывалось выше, на основании заключения межведомственной комиссии № 126 от 23декабря 2008 года постановлением главы г. Кисловодска от 29 декабря 2008года №1055 многоквартирный жилой дом по <адрес> <адрес> <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением Правительства Ставропольского края от 17 июня 2013года №237-п «О краевой адресной программе «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017 годах» многоквартирный жилой дом по <адрес> включён в 4-й этап.
Как следует из письма начальника УГХА администрации г. Кисловодска от 15 февраля 2017 года № 196 Ильясову И.И. предоставлялась двухкомнатная квартира общей площадью 51,25 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, 2 этаж, взамен двухкомнатной <адрес> <адрес> общей площадью 31,9 кв.м; 11ноября 2017 г. Ильясову И.И. также письмом заместителя начальника УГХ администрации <адрес> предложена квартира общей площадью 45,65кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, этаж 3, однако ни одна из вышеуказанных вариантов истца Ильясова И.И не устроила.
В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона от 21июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включён в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Таким образом, в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Ставропольском крае в 2013-2017 годах» истцу Ильясову И.И. должно быть предоставлено другое жилое помещение, равнозначное занимаемому.
Вышеуказанная правовая позиция нашла своё отражение в Обзоре судебной практики Верховного суда Российской Федерации № 1, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 марта 2018 года.
Как следует из технического паспорта, составленного Кисловодским отделом ГБУ СК «Ставрополькрайимущество» 20 мая 2005 года, <адрес> <адрес> имеет общую площадь 31,3 кв.м., из них 22,6 кв.м. жилая.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 Жилищного кодекса Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статьи 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Согласно Обзору судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённому Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В соответствии с вышеуказанными положениями действующего законодательства предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Таким образом, Ильясову И.И. должна быть предоставлена квартира не менее той площади (31,3 кв.м.), которая у него есть, либо Ильясов И.И. может реализовать своё право на получение выкупной стоимости за аварийное жильё на основании статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведённой судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтённых судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 08июня 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Ильясова И.И. без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трёх месяцев со дня его вступления в законную силу в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции (г. Пятигорск) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 октября 2023 года.
Председательствующий
Судьи