Мотивированное решение составлено 18.09.2018
Дело № 2-1354/2018
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Верхняя Пышма 13.09.2018
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи З.Р. Мирдофатиховой,
при секретаре Н.А. Адамовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора Екатеринбургского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц, к ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России о возложении обязанности,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Военный прокурор Екатеринбургского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России о возложении обязанности.
Р’ обоснование РёСЃРєР° указывает, что военной прокуратурой Екатеринбургского гарнизона была проведена проверка исполнения законодательства РІ области охраны окружающей среды. 29.05.2018 РІ С…РѕРґРµ надзорных мероприятий специалистами ФГКУ В«1026 ЦГСРРќВ» Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё РІ квартале в„– выделах в„– Рё в„– Свердловского лесничества, расположенного РїРѕ адресу: <адрес> выявлена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов Рё строительного РјСѓСЃРѕСЂР°, общей площадью <данные изъяты> РіР°. Ранее, 31.08.2017 РІ адрес руководителя ФГКУ «УЛХиП» Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё Борисова Рњ.Р®. было вынесено представление РѕР± устранении нарушений закона, РІ котором потребовано принять меры РїРѕ вывозу бытовых отходов СЃ территории Свердловского лесничества. Согласно поступившему ответу РѕС‚ 27.09.2018 Учреждением РѕС‚ Свердловского лесничества потребовано внести РІ техническое задание РЅР° выполнение лесохозяйственных работ РЅР° землях Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё работы РїРѕ вывозу бытовых отходов. Вместе СЃ тем, РІ нарушение требований указанных нормативно-правовых актов работы РїРѕ вывозу твердых коммунальных отходов СЃ территории Свердловского лесничества РЅРµ проведены, чем окружающей РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕР№ среде причиняется вред. Согласно Выписке РёР· Единого государственного реестра юридических лиц ФГКУ «УЛХиП» Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ имеет Свердловский филиал, который расположен РїРѕ адресу: <адрес>.
Рстец РїСЂРѕСЃРёС‚ обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства Рё природопользования» Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё устранить несанкционированную свалку отходов производства Рё потребления общей площадью <данные изъяты> РіР° РІ квартале в„– выделах в„– Рё в„– Свердловского лесничества – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства Рё природопользования» Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё, расположенном РїРѕ адресу: <адрес> РІ СЃСЂРѕРє РґРѕ 31.12.2019.
В судебном заседании помощник военного прокурора Фатич А.С. поддержал исковые требования в полном объеме, суду дал пояснения, аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Подергин В.В. не признал исковые требования, суду пояснил, что Учреждение является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, согласно письму заместителя Министра обороны Российской Федерации от 09.11.2017 № 158/103/6783 для планирования мероприятий по очистке загрязненных территорий Министерства обороны Российской Федерации территориальные управления имущественных отношений должны подавать заявки с приложением материалов административных расследований, выявляющих виновных должностных лиц, сроков и объемов образовавшихся загрязнений и иных материалов в службу экологической безопасности Объединенного стратегического командования округа для принятия решения об открытии работ. Заместитель директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации довел до сведения территориальные управления имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации данные указания письмом от 15.01.2018 №.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, филиала ФГКУ «УЛХиП» Пчельникова М.Л. не согласилась с исковыми требованиями, указывая, что ФГКУ «УЛХиП» является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.
В судебное заседание третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство обороны Российской Федерации не явилось, извещалось надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, причина неявки суду не известна.
Заслушав стороны, третье лицо, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:
соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
независимость государственного экологического надзора;
презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов;
обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц;
сохранение биологического разнообразия;
обеспечение сочетания общего и индивидуального подходов к установлению мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды, применяемых к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
участие граждан, общественных объединений и некоммерческих организаций в решении задач охраны окружающей среды;
международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды;обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
не препятствовать организации - собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Как следует РёР· материалов РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕР№ проверки исполнения Свердловским лесничеством – филиалом ФГКУ «УЛХиП» Р¤РРћ1 законодательства РІ сфере охраны окружающей среды, начальником санитарно-гигиенического отделения санитарно-гигиенического отдела ФГКУ В«1026 ЦГСРРќВ» РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё капитаном Рј/СЃ Р¤РРћ6 РІ рамках проведения мероприятий РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂСЃРєРѕРіРѕ надзора Р·Р° выполнением РІ РІРѕРёРЅСЃРєРёС… частях гарнизона требований санитарного Рё экологического законодательства Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїСЂРё обращении СЃ отходами производства Рё потребления, РІ присутствии должностных лиц – Рё.Рѕ начальника Свердловского лесничества Р¤РРћ4 Рё участкового лесничего Свердловского лесничества Р¤РРћ7 проведено обследование территории земельного участка, РїРѕ адресу: <адрес> установлено, что РЅР° вышеуказанном земельном участке общей площадью <данные изъяты> РіР° РІ результате противозаконной деятельности неустановленных лиц РІ период СЃ июля 2016 РіРѕРґР° Рё РїРѕ настоящее время образована несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов, строительного РјСѓСЃРѕСЂР°.
Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, был составлен акт обследования в„– РѕС‚ 12.12.2016, подписанный комиссией РІ составе лесничего Свердловского участкового лесничества Свердловского лесничества РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё – филиала ФГКУ «УЛХиП» РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Р¤РРћ7, лесников Свердловского участкового лесничества Свердловского лесничества РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё филиала ФГКУ «УЛХиП» РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Р¤РРћ8 Рё Р¤РРћ9, утвержденный начальником Свердловского лесничества РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё филиала ФГКУ «УЛХиП» РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Р¤РРћ12.
16.05.2017 составлен акт обследования в„– РѕС‚ 16.05.2017, подписанный комиссией РІ составе лесничего Свердловского участкового лесничества Свердловского лесничества РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё – филиала ФГКУ «УЛХиП» РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Р¤РРћ7, лесников Свердловского участкового лесничества Свердловского лесничества РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё филиала ФГКУ «УЛХиП» РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Р¤РРћ8, утвержденный начальником Свердловского лесничества РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё филиала ФГКУ «УЛХиП» РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Р¤РРћ13., согласно которому установлено, что РІ квартале в„– лесотаксационного выдела в„–,в„– Свердловского участкового лесничества Свердловского лесничества РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё – филиал ФГКУ «УЛХиП» РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё произведена незаконная выгрузка бытового РјСѓСЃРѕСЂР°, примерным объемом 3 000 РєРІ.Рј. Данное деяние является противозаконно, так как РјСѓСЃРѕСЂ вывозится РЅР° землю, РЅРµ предназначенную РїРѕРґ свалку Рё РІ последствии наносит вред лесному насаждению, произрастающему РІ непосредственной близости РѕС‚ неё.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости правообладателем вышеуказанного земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования является ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России.
31.08.2017 РІ адрес руководителя ФГКУ «УЛХиП» РњРёРЅРѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё Р¤РРћ14 внесено представление РѕР± устранении нарушений закона, РІ котором потребовало принять меры РїРѕ вывозу бытовых отходов СЃ территории Свердловского лесничества.
Как следует из пункта 19 Устава, ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России осуществляет управление и организацию проведения лесопатологического мониторинга, лесопатологических обследований, лесозащитного районирования, а также организацию и осуществление мониторинга лесов в целях государственного управления в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологических функций.
ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России обязано обеспечивать сохранность предоставленного ему в безвозмездное пользование или закрепленного за ним имущества и эффективное использование такого имущества по назначению в соответствии с целями, определенными настоящим Уставом.
Аналогичные обязанности возложены на филиал ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России, изложенные и утвержденные в Положении о Свердловском лесничестве Министерства обороны Российской Федерации.
Таким образом, учитывая, что ответчику на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты> га в квартале № 8 выделах № 4 и 7 Свердловского лесничества – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России, расположенный по адресу: <адрес>, на него возложена обязанность по обеспечению сохранности указанного земельного участка, до настоящего времени требования предписания ответчиком не устранены, то суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст. ст. 12, 13, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
РСЃРє военного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Екатеринбургского гарнизона РІ интересах неопределенного РєСЂСѓРіР° лиц, Рє ФГКУ «Управление лесного хозяйства Рё природопользования» Министерства РѕР±РѕСЂРѕРЅС‹ Р РѕСЃСЃРёРё Рѕ возложении обязанности удовлетворить.
Обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России устранить несанкционированную свалку отходов производства и потребления общей площадью <данные изъяты> га в квартале № выделах № и № Свердловского лесничества – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны России, расположенном по адресу: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение одного месяца с момента составления решения в окончательной форме через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.
Судья З.Р. Мирдофатихова.