УИД 69RS0031-01-2021-000502-58
Дело № 2-279/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Старица 16 августа 2021 г.
Старицкий районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Шалыгина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Журковой Ю.В.,
с участием: представителя прокурора Старицкого района Тверской области, помощника прокурора Озеровой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Старицкого района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Луковниковский Дом культуры» и администрации сельского поселения «Луковниково» Старицкого района Тверской области о возложении обязанностей по устранению нарушений путем совершения определенных действий,
установил:
Прокурор Старицкого района Тверской области обратился в суд с иском в порядке статьи 45 ГПК РФ, в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «ЛуковниковскийДом культуры» (также по тексту -МБУК «ЛуковниковскийДом культуры») и администрации сельского поселения «Луковниково»Старицкого района Тверской области (далее также - администрация сельского поселения «Луковниково», администрация), в котором просил обязать ответчиков выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности филиалов МБУК «Луковниковский Дом культуры» -Орешкинского дома досуга, расположенного по адресу: Тверская область, Старицкий район, село Орешки, д. 55; Бабинского дома досуга, расположенного по адресу: Тверская область, Старицкий район, деревня Бабино, д. 73, Ряснинского дома досуга, расположенного по адресу: Тверская область, Старицкий район, деревня Рясня, ул. Центральная, д. 36, определенные актами обследования и категорирования объекта культуры, расположенного на территории Старицкого района Тверской области, утвержденными 24.05.2017, а именно: в срок до 31 декабря 2022 года оборудовать территорию Орешкинского дома досуга, Бабинского дома досуга, Ряснинского дома досуга видеокамерами, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию о состоянии периметра с соответствием зон обзора видеокамер, обеспечивающими архивирование информации с камер видеонаблюдения в течении 30 дней.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Старицкого района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности филиалов МБУК «Луковниковский Дом культуры» - Орешкинского дома досуга, расположенного по адресу: Тверская область, Старицкий район, село Орешки, д. 55; Бабинского дома досуга, расположенного по адресу: Тверская область, Старицкий район, деревня Бабино, д. 73, Ряснинского дома досуга, расположенного по адресу: Тверская область, Старицкий район, деревня Рясня, ул. Центральная, д. 36.Проверкой установлено, что МБУК «Луковниковский Дом Культуры» является некоммерческой организацией в форме муниципального бюджетного учреждения культуры. Учредителем и собственником имущества Учреждения является МО «сельское поселение «Луковниково» Старицкого района Тверской области». Имущество Учреждения находится в муниципальной собственности сельского поселения. Учреждение имеет филиалы: Орешкинский дом досуга, Бабинский дом досуга, Ряснинский дом досуга. Согласно Актам обследования и категорирования, утвержденным директором МБУК «Луковниковский Дом Культуры» 24.05.2017, Орешкинскому дому досуга, Бабинскому дому досуга, Ряснинскому дому досуга присвоена третья категория опасности. В пунктах 7 Актов обследования и категорирования Орешкинского дома досуга, Бабинского дома досуга и Ряснинского дома досуга к необходимым мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории) с учетом категории объектов (территории), отнесено оборудование территории объектов видеокамерами, обеспечивающими круглосуточную фиксацию о состоянии периметра с соответствием зон обзора видеокамер с возможностью архивирование информации с камер видеонаблюдения в течение 30 дней, установка одной видеокамеры внутри помещения, около главного входа. Проверкой установлено, что до настоящего времени указанные мероприятия остаются неисполненными. Не выполнение указанных мероприятий и требований в учреждении культуры, препятствует надлежащему обеспечению безопасности посетителей, посещающих мероприятия досуговой направленности, персонала от террористических и криминальных угроз.
В судебном заседании представитель прокурора Старицкого района Озерова О.О. исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Представители ответчиков - МБУК «Луковниковский Дом культуры», администрации сельского поселения «Луковниково» Старицкого района Тверской области, третьих лиц - администрации Старицкого района Тверской области, Управление ФСБ России по Тверской области, Управление вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области в судебное заседание не явились при надлежащем извещении о времени и месте слушания дела.
И.о. заведующей МБУК «Луковниковский Дом культуры» Наумова А.В. в письменном заявлении просила о рассмотрении дела без своего участия, указала на отсутствие возражений по иску.
Глава администрации Сельского поселения «Луковниково»Сальникова Ю.М. в письменном отзыве сообщила о признании иска.
Представитель Управления вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области Сочейкин А.А. направил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Управления, в ходатайстве указал, что изложенные в исковом заявлении доводы прокурора поддерживает в полном объеме.
Администрация Старицкого района Тверской области и Управление ФСБ России по Тверской области о причинах неявки своих представителей не сообщили, об отложении слушания дела не просили, заявлений и ходатайств не представили.
При таких обстоятельствах, на основании статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя прокурора Озерову О.О., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормами статей 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу статей 2, 20,41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму является обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма.
Статьей 3 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее также - Требования), которые устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
Согласно положениям пункта 20 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях: воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории); выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии с пунктом 21 Требований, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается, кроме прочего, посредством разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации охраны и оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования.
Согласно пункту 25 данных Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия, в том числе, организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах (территориях);обеспечение инженерно-технического укрепления зданий (строений, сооружений) объектов (территорий).
В соответствии с пунктом 5 Требований, в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий).
Согласно пункту 14 Требований, с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения устанавливаются следующие три категории опасности объектов (территорий) – первая, вторая и третья.
Категорирование объекта (территории) осуществляется комиссией, создаваемой по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории) (пункт 7 Требований).
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности объекта (территории) (пункт 18 Требований).
Согласно пункту 19 Требований срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
Таким образом, антитеррористическая защищенность объектов культуры и их территорий должна обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на повышение безопасности находящихся в нем граждан, при этом перечень конкретных мероприятий определяется Комиссией в ходе категорирования объекта и обязателен для исполнения в срок, не превышающий двух лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта.
Согласно Уставу, МБУК «Луковниковский Дом культуры» является муниципальным бюджетным учреждением культуры, созданным в целях развития культурной деятельности на территории МО сельское поселение «Луковниково», удовлетворению культурных потребностей населения в продукции, работах и услугах в области культуры в различных формах (пункты 1.1, 2.1 Устава).
В соответствии с п. 1.12 Устава МБУК «Луковниковский Дом Культуры»имеет филиалы: Орешкинский дом досуга, расположенный по адресу: Тверская область, Старицкий район, село Орешки, д. 55; Бабинский дома досуга, расположенный по адресу: Тверская область, Старицкий район, деревня Бабино, д. 73; Ряснинский дома досуга, расположенный по адресу: Тверская область, Старицкий район, деревня Рясня, ул. Центральная, д. 36.
Судом установлено и подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, что здание Орешкинского дома досуга, расположенное по адресу: Тверская область, Старицкий район, село Орешки, д. 55, находится в муниципальной собственности МО «сельское поселение «Луковниково» Старицкого района Тверской области», постановлением № 2 от 20.01.2021 передано в оперативное управление МБУК «Луковниковский Дом культуры» (л.д. 119-120);здание Бабинского дома досуга, расположенное по адресу: Тверская область, Старицкий район, деревня Бабино, д. 73, находится в муниципальной собственности МО «сельское поселение «Луковниково» Старицкого района Тверской области», постановлением № 32 от 24.04.2019 передано в оперативное управление МБУК «Луковниковский Дом культуры» (л.д. 116-118);здание Ряснинского дома досуга, расположенное по адресу: Тверская область, Старицкий район, деревня Рясня, ул. Центральная, д. 36,находится в муниципальной собственности МО «сельское поселение «Луковниково» Старицкого района Тверской области», постановлением № 2 от 20.01.2021 передано в оперативное управление МБУК «Луковниковский Дом культуры» (л.д. 112-114).
На основании приказа МБУК «Луковниковский Дом культуры» от 04.05.2017, межведомственной комиссией с участием директора МБУК «Луковниковский Дом культуры», представителей администрации сельского поселения «Луковниково», отдела по делам ГО и ЧС администрации Старицкого района Тверской области, Старицкого отдела полиции, отделения вневедомственной охраны по Старицкому району проведено обследование и категорирование филиалов МБУК «Луковниковский Дом культуры» - Орешкинского, Бабинского и Ряснинского домов досуга, составлены соответствующие акты, которые утверждены директором МБУК «Луковниковский Дом культуры» 24 мая 2017 г. (л.д. 31-36, 59-64, 88-92).
Согласно вышеуказанным актам обследования и категорирования, всем обследованным объектам присвоена третья категория опасности.
При этом, в пунктах 7 Актов указано, что существующие на объектах системы охраны не позволяют в полной мере обеспечить безопасность и антитеррористическую защищенность объектов. Требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов выполняются не в полном объеме. Необходимо принять меры по обеспечению контроля за посещением объекта, обеспечить физическую охрану объекта.
В качестве необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности всех перечисленных выше объектов, комиссией, кроме прочего, указано: оборудовать территории объектов системой видеонаблюдения, обеспечивающей круглосуточную фиксацию о состоянии периметра с соответствием зон обзора видеокамер, предусмотреть архивирование информации с камер видеонаблюдения в течении 30 дней, установить одну камеру внутри помещения около главного входа.
В силу пункта 19 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ 11.02.2017 № 176, срок завершения мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен был превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории), то есть, не позднее 24 мая 2019 г.
Однако, как следует из пояснений представителя прокурора и не оспаривалось ответчиками, указанные выше мероприятия не выполнены.
Между тем, невыполнение данных мероприятий отрицательно сказывается на безопасности объектов культуры, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имущества, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов персонала объектов культуры, а также лиц, посещающих данные учреждения, в части их безопасного пребывания в нем.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу пунктов 3, 3.1 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с пунктами 1.6, 1.7, 1.8Устава, МБУК «Луковниковский Дом культуры»является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истом и ответчиком в суде, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, осуществляет права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества.
Учредителем и собственником имущества Учреждения является МО «сельское поселение «Луковниково» Старицкого района Тверской области». Полномочия учредителя и собственника имущества осуществляет администрация сельского поселения «Луковниково» (пункт 1.4 Устава).
Согласно пункту 4.1 Устава имущество Учреждения находится в муниципальной собственности МО сельское поселение «Луковниково» и закреплено за учреждением на праве оперативного управления.
Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 14 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом положений закона Тверской области № 92-ЗО от 19.11.2014 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области»,к вопросам местного значения сельских поселений Тверской области отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В соответствии со статьей 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обязаны обеспечивать выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Таким образом, орган местного самоуправления, наряду с созданным им муниципальным учреждением, несет самостоятельную обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства и положения приведенных выше правовых норм, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о возложении указанных выше обязанностей на МБУК «Луковниковский Дом культуры» и администрацию сельского поселения «Луковниково» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Передоложенный прокурором срок для исполнения указанных в иске обязанностей - до 31 декабря 2022 года суд считает разумным и достаточным.
Каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности в указанные сроки устранить выявленные нарушения, ответчиками не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Старицкого района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Луковниковский Дом культуры» и администрации сельского поселения «Луковниково» Старицкого района Тверской области о возложении обязанностей по устранению нарушений путем совершения определенных действий, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Луковниковский Дом культуры» и администрацию сельского поселения «Луковниково» Старицкого района Тверской области выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности филиалов МБУК «Луковниковский Дом культуры» - Орешкинского дома досуга, расположенного по адресу: Тверская область, Старицкий район, село Орешки, д. 55, Бабинского дома досуга, расположенного по адресу: Тверская область, Старицкий район, деревня Бабино, д. 73, Ряснинского дома досуга, расположенного по адресу: Тверская область, Старицкий район, деревня Рясня, ул. Центральная, д. 36, а именно, в срок до 31 декабря 2022 года оборудовать территорию Орешкинского дома досуга, Бабинского дома досуга, Ряснинского дома досуга видеокамерами, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию о состоянии периметра с соответствием зон обзора видеокамер и архивирование информации с камер видеонаблюдения в течении 30 дней.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Старицкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решении суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме принято 17 августа 2021 г.
Председательствующий
УИД 69RS0031-01-2021-000502-58
Дело № 2-279/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Старица 16 августа 2021 г.
Старицкий районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Шалыгина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Журковой Ю.В.,
с участием: представителя прокурора Старицкого района Тверской области, помощника прокурора Озеровой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Старицкого района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Луковниковский Дом культуры» и администрации сельского поселения «Луковниково» Старицкого района Тверской области о возложении обязанностей по устранению нарушений путем совершения определенных действий,
установил:
Прокурор Старицкого района Тверской области обратился в суд с иском в порядке статьи 45 ГПК РФ, в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «ЛуковниковскийДом культуры» (также по тексту -МБУК «ЛуковниковскийДом культуры») и администрации сельского поселения «Луковниково»Старицкого района Тверской области (далее также - администрация сельского поселения «Луковниково», администрация), в котором просил обязать ответчиков выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности филиалов МБУК «Луковниковский Дом культуры» -Орешкинского дома досуга, расположенного по адресу: Тверская область, Старицкий район, село Орешки, д. 55; Бабинского дома досуга, расположенного по адресу: Тверская область, Старицкий район, деревня Бабино, д. 73, Ряснинского дома досуга, расположенного по адресу: Тверская область, Старицкий район, деревня Рясня, ул. Центральная, д. 36, определенные актами обследования и категорирования объекта культуры, расположенного на территории Старицкого района Тверской области, утвержденными 24.05.2017, а именно: в срок до 31 декабря 2022 года оборудовать территорию Орешкинского дома досуга, Бабинского дома досуга, Ряснинского дома досуга видеокамерами, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию о состоянии периметра с соответствием зон обзора видеокамер, обеспечивающими архивирование информации с камер видеонаблюдения в течении 30 дней.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Старицкого района проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму в деятельности филиалов МБУК «Луковниковский Дом культуры» - Орешкинского дома досуга, расположенного по адресу: Тверская область, Старицкий район, село Орешки, д. 55; Бабинского дома досуга, расположенного по адресу: Тверская область, Старицкий район, деревня Бабино, д. 73, Ряснинского дома досуга, расположенного по адресу: Тверская область, Старицкий район, деревня Рясня, ул. Центральная, д. 36.Проверкой установлено, что МБУК «Луковниковский Дом Культуры» является некоммерческой организацией в форме муниципального бюджетного учреждения культуры. Учредителем и собственником имущества Учреждения является МО «сельское поселение «Луковниково» Старицкого района Тверской области». Имущество Учреждения находится в муниципальной собственности сельского поселения. Учреждение имеет филиалы: Орешкинский дом досуга, Бабинский дом досуга, Ряснинский дом досуга. Согласно Актам обследования и категорирования, утвержденным директором МБУК «Луковниковский Дом Культуры» 24.05.2017, Орешкинскому дому досуга, Бабинскому дому досуга, Ряснинскому дому досуга присвоена третья категория опасности. В пунктах 7 Актов обследования и категорирования Орешкинского дома досуга, Бабинского дома досуга и Ряснинского дома досуга к необходимым мероприятиям по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территории) с учетом категории объектов (территории), отнесено оборудование территории объектов видеокамерами, обеспечивающими круглосуточную фиксацию о состоянии периметра с соответствием зон обзора видеокамер с возможностью архивирование информации с камер видеонаблюдения в течение 30 дней, установка одной видеокамеры внутри помещения, около главного входа. Проверкой установлено, что до настоящего времени указанные мероприятия остаются неисполненными. Не выполнение указанных мероприятий и требований в учреждении культуры, препятствует надлежащему обеспечению безопасности посетителей, посещающих мероприятия досуговой направленности, персонала от террористических и криминальных угроз.
В судебном заседании представитель прокурора Старицкого района Озерова О.О. исковые требования поддержала в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Представители ответчиков - МБУК «Луковниковский Дом культуры», администрации сельского поселения «Луковниково» Старицкого района Тверской области, третьих лиц - администрации Старицкого района Тверской области, Управление ФСБ России по Тверской области, Управление вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области в судебное заседание не явились при надлежащем извещении о времени и месте слушания дела.
И.о. заведующей МБУК «Луковниковский Дом культуры» Наумова А.В. в письменном заявлении просила о рассмотрении дела без своего участия, указала на отсутствие возражений по иску.
Глава администрации Сельского поселения «Луковниково»Сальникова Ю.М. в письменном отзыве сообщила о признании иска.
Представитель Управления вневедомственной охраны Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Тверской области Сочейкин А.А. направил ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя Управления, в ходатайстве указал, что изложенные в исковом заявлении доводы прокурора поддерживает в полном объеме.
Администрация Старицкого района Тверской области и Управление ФСБ России по Тверской области о причинах неявки своих представителей не сообщили, об отложении слушания дела не просили, заявлений и ходатайств не представили.
При таких обстоятельствах, на основании статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав представителя прокурора Озерову О.О., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормами статей 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Способы защиты гражданских прав изложены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. В их число входит пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В силу статей 2, 20,41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму является обеспечение основных прав и свобод человека и гражданина; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритет мер предупреждения терроризма.
Статьей 3 упомянутого Федерального закона предусмотрено, что противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее также - Требования), которые устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
Согласно положениям пункта 20 Требований, антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях: воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории); выявления потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии с пунктом 21 Требований, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается, кроме прочего, посредством разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объекты (территории), локализации и нейтрализации последствий их проявления; организации охраны и оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами; организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования.
Согласно пункту 25 данных Требований, в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются следующие мероприятия, в том числе, организация пропускного режима и контроль за соблюдением пропускного и внутриобъектового режимов, установленных на объектах (территориях);обеспечение инженерно-технического укрепления зданий (строений, сооружений) объектов (территорий).
В соответствии с пунктом 5 Требований, в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом их значимости для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степени угрозы совершения террористического акта, степени потенциальной опасности совершения и возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий).
Согласно пункту 14 Требований, с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения устанавливаются следующие три категории опасности объектов (территорий) – первая, вторая и третья.
Категорирование объекта (территории) осуществляется комиссией, создаваемой по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории) (пункт 7 Требований).
Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который подписывается всеми членами комиссии и хранится вместе с первым экземпляром паспорта безопасности объекта (территории) (пункт 18 Требований).
Согласно пункту 19 Требований срок завершения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом объема планируемых работ и прогнозного размера расходов на выполнение соответствующих мероприятий не должен превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).
Таким образом, антитеррористическая защищенность объектов культуры и их территорий должна обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на повышение безопасности находящихся в нем граждан, при этом перечень конкретных мероприятий определяется Комиссией в ходе категорирования объекта и обязателен для исполнения в срок, не превышающий двух лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта.
Согласно Уставу, МБУК «Луковниковский Дом культуры» является муниципальным бюджетным учреждением культуры, созданным в целях развития культурной деятельности на территории МО сельское поселение «Луковниково», удовлетворению культурных потребностей населения в продукции, работах и услугах в области культуры в различных формах (пункты 1.1, 2.1 Устава).
В соответствии с п. 1.12 Устава МБУК «Луковниковский Дом Культуры»имеет филиалы: Орешкинский дом досуга, расположенный по адресу: Тверская область, Старицкий район, село Орешки, д. 55; Бабинский дома досуга, расположенный по адресу: Тверская область, Старицкий район, деревня Бабино, д. 73; Ряснинский дома досуга, расположенный по адресу: Тверская область, Старицкий район, деревня Рясня, ул. Центральная, д. 36.
Судом установлено и подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости, что здание Орешкинского дома досуга, расположенное по адресу: Тверская область, Старицкий район, село Орешки, д. 55, находится в муниципальной собственности МО «сельское поселение «Луковниково» Старицкого района Тверской области», постановлением № 2 от 20.01.2021 передано в оперативное управление МБУК «Луковниковский Дом культуры» (л.д. 119-120);здание Бабинского дома досуга, расположенное по адресу: Тверская область, Старицкий район, деревня Бабино, д. 73, находится в муниципальной собственности МО «сельское поселение «Луковниково» Старицкого района Тверской области», постановлением № 32 от 24.04.2019 передано в оперативное управление МБУК «Луковниковский Дом культуры» (л.д. 116-118);здание Ряснинского дома досуга, расположенное по адресу: Тверская область, Старицкий район, деревня Рясня, ул. Центральная, д. 36,находится в муниципальной собственности МО «сельское поселение «Луковниково» Старицкого района Тверской области», постановлением № 2 от 20.01.2021 передано в оперативное управление МБУК «Луковниковский Дом культуры» (л.д. 112-114).
На основании приказа МБУК «Луковниковский Дом культуры» от 04.05.2017, межведомственной комиссией с участием директора МБУК «Луковниковский Дом культуры», представителей администрации сельского поселения «Луковниково», отдела по делам ГО и ЧС администрации Старицкого района Тверской области, Старицкого отдела полиции, отделения вневедомственной охраны по Старицкому району проведено обследование и категорирование филиалов МБУК «Луковниковский Дом культуры» - Орешкинского, Бабинского и Ряснинского домов досуга, составлены соответствующие акты, которые утверждены директором МБУК «Луковниковский Дом культуры» 24 мая 2017 г. (л.д. 31-36, 59-64, 88-92).
Согласно вышеуказанным актам обследования и категорирования, всем обследованным объектам присвоена третья категория опасности.
При этом, в пунктах 7 Актов указано, что существующие на объектах системы охраны не позволяют в полной мере обеспечить безопасность и антитеррористическую защищенность объектов. Требования по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности объектов выполняются не в полном объеме. Необходимо принять меры по обеспечению контроля за посещением объекта, обеспечить физическую охрану объекта.
В качестве необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности всех перечисленных выше объектов, комиссией, кроме прочего, указано: оборудовать территории объектов системой видеонаблюдения, обеспечивающей круглосуточную фиксацию о состоянии периметра с соответствием зон обзора видеокамер, предусмотреть архивирование информации с камер видеонаблюдения в течении 30 дней, установить одну камеру внутри помещения около главного входа.
В силу пункта 19 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ 11.02.2017 № 176, срок завершения мероприятий с учетом объема планируемых работ не должен был превышать 2 лет со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории), то есть, не позднее 24 мая 2019 г.
Однако, как следует из пояснений представителя прокурора и не оспаривалось ответчиками, указанные выше мероприятия не выполнены.
Между тем, невыполнение данных мероприятий отрицательно сказывается на безопасности объектов культуры, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имущества, что свидетельствует о нарушении прав и законных интересов персонала объектов культуры, а также лиц, посещающих данные учреждения, в части их безопасного пребывания в нем.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В силу пунктов 3, 3.1 статьи 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с пунктами 1.6, 1.7, 1.8Устава, МБУК «Луковниковский Дом культуры»является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истом и ответчиком в суде, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, осуществляет права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества.
Учредителем и собственником имущества Учреждения является МО «сельское поселение «Луковниково» Старицкого района Тверской области». Полномочия учредителя и собственника имущества осуществляет администрация сельского поселения «Луковниково» (пункт 1.4 Устава).
Согласно пункту 4.1 Устава имущество Учреждения находится в муниципальной собственности МО сельское поселение «Луковниково» и закреплено за учреждением на праве оперативного управления.
Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 14 Федерального закона 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом положений закона Тверской области № 92-ЗО от 19.11.2014 «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Тверской области»,к вопросам местного значения сельских поселений Тверской области отнесено участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения.
В соответствии со статьей 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обязаны обеспечивать выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
Таким образом, орган местного самоуправления, наряду с созданным им муниципальным учреждением, несет самостоятельную обязанность по обеспечению антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности.
Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства и положения приведенных выше правовых норм, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о возложении указанных выше обязанностей на МБУК «Луковниковский Дом культуры» и администрацию сельского поселения «Луковниково» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Передоложенный прокурором срок для исполнения указанных в иске обязанностей - до 31 декабря 2022 года суд считает разумным и достаточным.
Каких-либо объективных доказательств, свидетельствующих о невозможности в указанные сроки устранить выявленные нарушения, ответчиками не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Старицкого района Тверской области в защиту прав неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Луковниковский Дом культуры» и администрации сельского поселения «Луковниково» Старицкого района Тверской области о возложении обязанностей по устранению нарушений путем совершения определенных действий, удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Луковниковский Дом культуры» и администрацию сельского поселения «Луковниково» Старицкого района Тверской области выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности филиалов МБУК «Луковниковский Дом культуры» - Орешкинского дома досуга, расположенного по адресу: Тверская область, Старицкий район, село Орешки, д. 55, Бабинского дома досуга, расположенного по адресу: Тверская область, Старицкий район, деревня Бабино, д. 73, Ряснинского дома досуга, расположенного по адресу: Тверская область, Старицкий район, деревня Рясня, ул. Центральная, д. 36, а именно, в срок до 31 декабря 2022 года оборудовать территорию Орешкинского дома досуга, Бабинского дома досуга, Ряснинского дома досуга видеокамерами, обеспечивающими круглосуточную видеофиксацию о состоянии периметра с соответствием зон обзора видеокамер и архивирование информации с камер видеонаблюдения в течении 30 дней.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Старицкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решении суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме принято 17 августа 2021 г.
Председательствующий