Дело № 2–496/2024
УИД 25RS0013-01-2024-000331-54
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 апреля 2024 г. <адрес>
Партизанский городской суд <адрес> в составе председательствующего судьи Приказчиковой Г.А., при секретаре судебного заседания ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации Партизанского городского округа <адрес>, третьи лица: Министерство строительства <адрес>, государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, о взыскании выкупной стоимости жилого помещения, прекращении права собственности,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к администрации Партизанского городского округа <адрес> о возложении обязанности на ответчика изъять у истцов жилое помещение (квартиру) по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, для муниципальных нужд администрации Партизанского городского округа путём выкупа у собственников за счёт казны администрации Партизанского городского округа <адрес> на следующих условиях: установив размер выкупной стоимости 4 144 061 руб., из них – по 2 072 030 руб. 50 коп. каждому истцу, прекратить право собственности истцов на указанное жилое помещение, третьи лица: Министерство строительства <адрес>, государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, указав, что истцы являются общедолевыми собственниками (по ? доли в праве общей долевой собственности каждый) квартиры по адресу: <адрес>, ул. ФИО4, <адрес>.
Согласно отчёту эксперта-оценщика №___ об оценке выкупной стоимости объекта недвижимости, квартира, жилое помещение, этаж 01, площадь 61,4 кв.м, адрес объекта: <адрес>, ул. ФИО4, <адрес>, выкупная стоимость указанной квартиры составляет 4 144 061 руб.
Согласно заключению межведомственной комиссии от <Дата> №___, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, ул. ФИО4, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Истица ФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о выплате ей выкупной цены, но ответа не получила.
В судебное заседание истец ФИО2 не явился, представил заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объёме.
Соистец ФИО1 и её представитель ФИО9 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объёме по основаниям, изложенным в иске, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности ФИО5 просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объёме по основаниям, приведённым в представленных в дело письменных возражениях на исковое заявление, где указала, что межведомственной комиссией был обследован жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, по результатам <Дата> составлены акт обследования многоквартирного жилого <адрес> заключение №___ об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.
Межведомственная комиссия посчитала, что на основании п. 33 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от <Дата> №___, обследуемый жилой дом следует признать аварийным и подлежащим сносу.
Администрацией Партизанского городского округа <Дата> было принято постановление №___-па «О признании многоквартирных жилых жомов аварийными и подлежащими сносу».
Поскольку дом по адресу: что межведомственной комиссией был обследован жилой дом по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу лишь в мае <Дата> г., в аварийную программу, действующую на территории <адрес>, данный дом не вошёл.
Поскольку истцы – собственники жилого помещения, для них соблюдение порядка, предусмотренного ст. 32 ЖК РФ, обязательно.
Истцы на учёте ни в качестве нуждающихся в жилом помещении как малоимущая категория граждан, ни в качестве внеочередного обеспечения жилым помещением в администрации Партизанского городского округа не состоят и не состояли. На территории Партизанского городского округа имеются жилые дома, которые признаны аварийными до 2023 г. и подлежат переселению в первоочередном порядке. Согласно акту экспертизы, процент износа составляет 74,19%, в то время как аварийными признаются каменные дома с процентом физического износа свыше 80%, что свидетельствует об отсутствии реальной угрозы жизни и здоровью.
Согласно выписке из ЕГРН от <Дата> на объект, жилое помещение – квартиру общей площадью 61,4 кв.м, в графе «Ограничение прав и обременение объекта недвижимости» ограничение обременение не зарегистрировано, но в выписке о правах от <Дата> в качестве такого ограничения и обременения указана ипотека в силу закона. Администрация полагает, что данные обстоятельства подлежат проверке.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились при надлежащем извещении о времени и месте слушания дела.
При таких обстоятельствах суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Судом установлено из истребованных выписок из ЕГРН от <Дата> и от <Дата>, что с <Дата> в общей совместной собственности ФИО1, ФИО2 имеется жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу (постановление администрации ПГО от <Дата> №___-па), по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, площадью 61,4 кв.м, этаж 01, кадастровый №___, при этом ограничение прав и обременение объекта недвижимости не зарегистрировано.
Согласно акту обследования многоквартирного жилого дома от <Дата> №___ межведомственной комиссии, утвержденной постановлением главы Партизанского городского округа от <Дата> №___-па, межведомственная комиссия посчитала, что на основании п. 34 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от <Дата> №___, обследованный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> следует признать аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с заключением межведомственной комиссии, утвержденной постановлением главы Партизанского городского округа от <Дата> №___-па, от <Дата> №___ межведомственная комиссия посчитала, что на основании п. 34 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от <Дата> №___, обследованный многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, следует признать аварийным и подлежащим сносу, принято заключение о выявлении оснований для признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу.
В аварийную программу, действующую на территории <адрес>, дом, расположенный по адресу: <адрес>, ул. ФИО4, <адрес>, не включён.
Согласно региональной программе капитального ремонта по МКД <адрес> (МКД №___) капитальный ремонт запланирован <Дата> годы.
Постановлением главы Партизанского городского округа от <Дата> №___-па «О признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу» многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, до <Дата> установлен срок отселения физических лиц, являющихся собственниками (пользователями) помещений вышеуказанного многоквартирного дома.
По адресу: <адрес>, <адрес>, кроме истцов, зарегистрирован и проживает их сын – ФИО6, <Дата> г.р.
Истцы на учёте ни в качестве нуждающихся в жилом помещении как малоимущая категория граждан, ни в качестве внеочередного обеспечения жилым помещением в администрации Партизанского городского округа не состояли и не состоят.
Иного жилья, кроме вышеуказанного, истцы в собственности не имеют.
В обоснование размера выкупной стоимости <адрес> по ул. ФИО4 в <адрес> края, истцами представлен отчёт №___, выполненный ООО «Профессионал», согласно которому в итоге проведённых исследований рынка продаж, расчётов и заключений, основанных на их опыте и профессиональных знаниях, делают следующий вывод – выкупная стоимость объекта недвижимости: квартира, назначение: жилое, этаж 01, площадь 61,4 кв.м, кадастровый №___, адрес объекта: <адрес>, ул. ФИО4, <адрес>, по состоянию на <Дата> составляет 4 144 061 руб., из них: рыночная стоимость благоустроенного жилого помещения, с учётом доли в общедомовом имуществе и земельного участка, – 3 973 783 руб.; затраты на переезд – 105 000 руб.; компенсация за непроизведённый капитальный ремонт – 65 278 руб.
В силу частей 1 и 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от <Дата> N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от <Дата> N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
В соответствии с ч.10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно ч. 1 ст. 32 ЖК РФ, жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 32 ЖК РФ изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).
Согласно положений ст. 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в п. п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <Дата> N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть изъято путем выкупа при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске о выкупе жилого помещения.
Как указано выше, требование о сносе принадлежащего истцу жилого помещения администрацией городского округа ответчиком истцу не направлялось.
Срок отселения истца из многоквартирного жилого дома, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, ответчиком не устанавливался.
Согласно п. п. 6 и 8 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.
В силу ч.7 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п.п. 1, 8, 9 части 1 статьи 14 ЖК РФ относится в частности учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Порядок признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с полномочиями, делегированными ему законодателем.
Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата> N 47 (далее - Положение), к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).
В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Само по себе решение органа местного самоуправления об установлении срока сноса аварийного дома не предполагает произвольное, не основанное на объективных данных, определение срока сноса такого дома, имеет своей целью последующее предоставление гражданам, проживающим в аварийном и подлежащем сносу доме, других благоустроенных жилых помещений (статьи 85, 86 ЖК РФ), направлено на обеспечение условий для осуществления права на жилище.
Решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).
Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством.
В соответствии с п.6 ст.279 Гражданского кодекса РФ, сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд. В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков
Порядок заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд предусмотрен ст.56.10 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с ч.2 ст.282 ГК РФ, принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
Согласно позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п.20 Постановления Пленума ВС РФ от <Дата> №___ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).
По смыслу ст.32 ЖК РФ выкуп жилого помещения, в указанных случаях, носит компенсационный характер, и данная обязанность возникает у муниципального органа при соблюдении условий предусмотренных законом.
В соответствии с ч.2 ст.16 Федерального закона от <Дата> №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в региональную адресную программу по переселению граждан подлежат включению многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, до <Дата>. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
В соответствии с ч.2.2 ст.16 названного закона, не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частью 2.
Проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и находящегося на нем помещения, принадлежащего истцу, ФИО7 не направлялся.
Между тем, из материалов дела следует, что, несмотря на несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственников ФИО1, ФИО2, по делу имеются достаточные основания, свидетельствующие о наступлении исключительных обстоятельств для переселения истцов в первоочередном порядке, то есть вне очереди, установленной региональной и муниципальной программами по переселению из аварийного жилья, поскольку согласно акту экспертизы ООО «Приморский экспертно-правовой Центр» от <Дата> №___Н, в ходе проведения экспертного исследования установлено, что процент физического износа жилого <адрес> по ул. ФИО4 <адрес> края составляет 74,19%. В целом техническое состояние жилого <адрес> по ул. ФИО4 в <адрес> края оценивается как аварийное. При аварийном техническом состоянии здания стоимость восстановительного ремонта составляет 91-130% от стоимости аналогичного строения. Таким образом, восстановление исследуемого жилого дома путём проведения капитального ремонта экономически нецелесообразно.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце 2 пункта 3 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от <Дата> №___-О-О, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан.
Суд полагает, что неосуществление предварительной процедуры, предусмотренной ч. 10 ст. 32 ЖК РФ, не исключает возможность удовлетворения требований собственников жилого помещения, расположенного в аварийном и подлежащем сносу жилом доме, в судебном порядке путем взыскания выкупной стоимости и возложения обязанности изъятия жилого помещения, представляющего угрозу жизни и здоровью граждан, в нем проживающих, поскольку в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу и, как следствие, наличия реальной угрозы проживания в таком доме людей, осуществление мероприятий по расселению не может быть поставлено в зависимость от установленного срока расселения, в связи с чем оно должно производиться незамедлительно.
При этом совокупность приведенных правовых норм и актов легального толкования в их системном единстве предполагает, что в основание правоотношения по внеочередному предоставлению (выкупу) жилого помещения взамен изымаемого, в том числе, входит юридический факт постоянного проживания гражданина в непригодном для таких целей жилом помещении. При этом постоянное проживание в контексте спорных отношений предполагает, что гражданин не имеет в собственности или постоянном бессрочном пользовании, то есть по договору социального найма, иных жилых помещений; фактически непригодное жилое помещение должно быть для него единственным местом жительства, пользование которым без угрозы для жизни и здоровья невозможно.
Факт наличия угрозы для жизни и здоровья лиц, проживающих в спорном жилом помещении, которые являются более приоритетными по сравнению с соблюдением порядка расселения аварийного жилья и распределения бюджетных средств, подтвержден актом обследования №___ от <Дата>, составленным межведомственной комиссией, а также актом экспертизы ООО «Приморский экспертно-правовой Центр» от <Дата> №___Н.
Судом установлено, что истцы другого жилья не имеют, при этом предприняли все зависящие от них меры, в том числе побуждающие ответчика к созданию условий по соблюдению процедуры переселения их из аварийного жилья, однако надлежащие меры по решению данного вопроса ответчиком не предпринимаются.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <Дата>, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от <Дата> № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу статьей 16, пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от <Дата> № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (статья 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как указано в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <Дата>, в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
С учетом установленных обстоятельств, обеспечение жилищных прав истцов, как собственников жилого помещения, расположенного в жилом доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, может быть реализовано только путем изъятия земельного участка и выкупа у них жилого помещения для муниципальных нужд с выплатой равнозначной выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Учитывая вышеизложенное, все доводы ответчика на исковое заявление суд находит несостоятельными и отклоняет.
С учетом указанного, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, поскольку обеспечение жилищных прав истцов не должно ставиться в зависимость от бездействия ответчика.
Определяя выкупную стоимость спорной квартиры, суд принимает во внимание представленный истицами отчет, поскольку находит его обоснованным, мотивированным и составленным квалифицированным специалистом, с учетом результатов осмотра жилья и с учетом необходимых факторов, влияющих на величину стоимости жилого помещения. Оснований не принимать этот отчет у суда не имеется.
Согласно данному отчету, выкупная стоимость квартиры по адресу: <адрес>, ул. ФИО4, <адрес>, по состоянию на <Дата> составляет 4 144 061 руб.,
Доказательств обратного суду, вопреки ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, не представлено.
С учетом изложенного, суд полагает необходимым взыскать с администрации Партизанского городского округа <адрес> за счёт казны муниципального образования Партизанский городской округ <адрес> в пользу ФИО1, ФИО2 в качестве выкупной стоимости квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, ул. ФИО4, <адрес>, площадью 61,4 кв.м, сумму в размере 4 144 061 рубль 00 копеек.
С момента выплаты ответчиком в пользу истцов выкупной стоимости указанного объекта недвижимости право общей совместной собственности ФИО1, ФИО2 на него подлежит прекращению с одновременным признанием права муниципальной собственности на данное имущество.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ расходы, понесенные ФИО1 по делу на оплату государственной пошлины в размере 28 920 рублей 00 копеек (л.д. 7), подлежат возмещению за счет ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> (░░░ №___) ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░1 (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ №___), ░░░2 (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ №___) ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░>, ░░░░░░░░ 61,4 ░░.░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 4 144 061 ░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ №___), ░░░2 (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ №___) ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>, <░░░░░>, ░░░░░░░░ 61,4 ░░.░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░. ░░░4, <░░░░░>, ░░░░░░░░ 61,4 ░░.░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░1 (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ №___), ░░░2 (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ №___) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> (░░░ №___) ░ ░░░░░░ ░░░1 (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ №___) ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 28 920 ░░░░░░ 00 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░>
░░░░░ : ░░░░░░░░░░░░ ░.░.