№ 2а - 932/2019 г.
37RS0010-01-2019-001633-98
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 сентября 2019 г. г. Иваново
Советский районный суд г. Иванова
в составе председательствующего судьи Маракасовой Д.В.
при секретаре Копиной Ю.М.,
при участии представителей:
от административного истца Козлова П.А.,
от административного ответчика Администрации города Иванова - Левановой М.Р.,
от административных ответчиков начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Иванова Захарова И.Н., Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Иванова Богомоловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Иваново административное дело по административному исковому заявлению Депутата Ивановской городской Думы Лебедева О.Ю, к Начальнику Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Иванова Захарову И.Н., Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Иванова, Администрации города Иванова об оспаривании действий, бездействия органов местного самоуправления и муниципальных служащих,
УСТАНОВИЛ:
Депутат Ивановской городской Думы Лебедев О.Ю. обратился в суд с административным иском к начальнику Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Иванова Растатурову Д.А., Администрации города Иванова об оспаривании действий, бездействия органов местного самоуправления и муниципальных служащих. В обоснование административного иска указано, что начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Иванова Растатуров Д.А. не организовал выполнение подчиненными ему сотрудниками законодательства Российской Федерации в части содержания, благоустройства и оборудования мусорной контейнерной площадки, находящейся по адресу: <адрес> у <адрес>. Указанная контейнерная площадка находится на проездной улице (непосредственно прилегает к проезжей части дороги), на расстоянии не более 10 м. от забора детского дошкольного учреждения. Контейнерная площадка не огорожена, на ней постоянно находятся семь мусорных контейнеров. Мусор с площадки вывозится нерегулярно, что приводит к захламлению близлежащей территории. Уборка этой близлежащей территории не производится. Кроме того на мусорной контейнерной площадке отсутствует отсек для крупногабаритного мусора. Данные действия (бездействие) нарушают действующее законодательство, а именно: п.п. 3.7.1, 3.7.4, 3.7.5, 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года №170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), п.п. 8.2.4, 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 (далее - СанПиН2.1.2.2645-10). В соответствии с п.4 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, не входит в состав общего имущества жилого многоквартирного дома по адресу <адрес> у <адрес>, к общему имуществу соседних жилых домов данный земельный участок также не относится и является земельным участком, принадлежащим городскому округу Иваново. Пунктом 1.1 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утв. Приказом Минстроя России от 13.04.2017 N 711/пр, установлено, что настоящие Методические рекомендации разработаны в целях оказания методологического содействия органам местного самоуправления при подготовке ими в рамках реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 6.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правил благоустройства территорий городских и сельских поселений, городских округов, внутригородских районов (далее - благоустройство территорий). Из комплексного анализа действующего законодательства Российской Федерации следует, что бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных коммунальных отходов и территорий, прилегающих к месту погрузки твёрдых коммунальных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники земельного участка, на котором расположены такие площадки. В данной ситуации указанная обязанность лежит на Администрации г. Иваново. Действиями (бездействием) по не оборудованию и не обустройству контейнерной мусорной площадки нарушаются права административного истца как жителя города Иванова на чистую экологическую обстановку и санитарно-эпидемиологическую безопасность. По данному вопросу административным истцом были поданы соответствующие заявления начальнику Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Иванова Растатурову Д.А., начальнику Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области, руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ивановской области. На данные заявления от начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Иванова Растатурова Д.А., от начальника Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области, от руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области были получены ответы формального характера. Реальных действий по организации, содержанию и благоустройству мусорной контейнерной площадки, находящейся по адресу: ул. <адрес> не предпринято. Указанными незаконными действиями Администрации города Иваново нарушены права административного истца, а именно: право на сохранность природы и окружающей среды, так как каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст.58 Конституции Российской Федерации); обжалуя бездействие Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Иванова по оборудованию экологической и санитарно-эпидемиологической безопасной площадки для сбора бытового мусора истец реализует свое право, установленное ч.2 ст. 46 Конституции Российской Федерации; право на добросовестное и правомерное исполнение обязанностей органами государственной власти и местного самоуправления, так органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и действующее законодательство (ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации); право на свободное владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, при условии не нанесения ущерба окружающей среде и не нарушение прав и законных интересов иных лиц (ч.2 ст.36 Конституции Российской Федерации); право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции Российской Федерации). На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконными действия/бездействие Начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Иванова Растатурова Д.А. по не оборудованию, не обустройству и не благоустройству контейнерной площадки, находящейся по адресу <адрес> у <адрес>; обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца путем оборудования, содержания и благоустройства мусорной площадки, находящейся по адресу <адрес> у <адрес> соответствии с СанПиН 2.1.2.2645-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64, взыскать с административного ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 30000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
Определениями суда, занесенными в протокол судебного заседания 07.08.2019 года, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Иванова, в качестве заинтересованных лиц к участию в деле привлечены Общество с ограниченной ответственностью «Единство» (далее – ООО «Единство»), Общество с ограниченной ответственностью «Город» (далее - ООО «Город»), Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Прогресс» (далее – ООО «УК «Прогресс»).
Определениями суда, занесенными в прокол судебного заседания 22.08.2019 года, принято уточнение административным истцом исковых требований в части указания административного ответчика по пункту 2 административного иска, в качестве которого указана Администрация города Иванова. Произведена замена ответчика - Начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Иванова с Растатурова Д.А. на Захарова И.Н.
Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания 22.08.2019 года, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Общество с ограниченной ответственностью «Сатурн Сервис», (далее – ООО «Сатурн Сервис»), Общество с ограниченной ответственностью «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» (далее ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами»).
В судебное заседание административный истец, будучи извещенным надлежащим образом, не явился, в деле участвует представитель Козлов П.А.
Представитель административного истца Козлов П.А. иск поддержал по основаниям в нем изложенным, а также дополнительных пояснениях к иску, приобщённых к материалам административного дела. Дополнительно пояснил, что иск предъявлен не к конкретному руководителю Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Иванова, а к начальнику органа власти. Относительно довода административных ответчиков о пропуске срока на обращение в суд с административным иском пояснил, что указанный срок не пропущен, поскольку правовая позиция административного истца была сформирована в марте 2019 года, нарушение прав продолжается. Кроме того, мотивированного ответа на обращения административный истец от административных ответчиков не получил, что в силу ч.6 ст. 219 КАС РФ свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд. Доводы ответчиков о том, что у органов местного самоуправления отсутствует обязанность обустроить и содержать указанную в иске площадку отверг, указав на то, что такая обязанность установлена действующим законодательством. При этом именно Администрация г. Иваново обязана обустроить и содержать контейнерную площадку, а не ее функциональные органы.
Представитель административного ответчика Администрации города Иванова Леванова М.Р. с административным иском не согласилась. Указала на пропуск административным истцом срока на обращение в суд. По существу иска пояснила, что контейнерные площадки вне зависимости от места их расположения на конкретном участке входят в состав общего имущества многоквартирного дома, поскольку предназначены для обслуживания и эксплуатации всего дома. Таким образом, обязанность по содержанию и обустройству указанной контейнерной площадки возлагается на управляющие организации и на регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления осуществляют лишь организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований, ведут реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Дополнительно сообщила, что ссылка на СанПиН 2.1.2.2645-10 в данном случае неуместна, поскольку требования данного документа не распространяются на Администрацию города Иванова. Относительно обязанности органа местного самоуправления по созданию контейнерной площадки пояснила, что такая обязанность может иметь место в отношении муниципальных организаций, например детских дошкольных учреждений. Подробно доводы изложены в отзыве на административный иск.
Административный ответчик Начальник Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Иванова Захаров И.Н., будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился. В деле участвует представитель.
Представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Иванова, Начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Иванова Захарова И.Н. - Богомолова Е.В. в удовлетворении административного иска просила отказать. В отзывах на административный иск сослалась на пропуск административным истцом срока на обращение в суд. Указала, что в соответствии с п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 (далее – Правила №1039) места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В данном случае в силу п.26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения), такая обязанность лежит на управляющих организациях. На сегодняшний день указанная контейнерная площадка не включена в соответствующий реестр, администрацией города Иванова разрешения на использование земельного участка под данной контейнерной площадкой никому не выдавалось. Органом местного самоуправления указанная контейнерная площадка также не создавалась. Управляющими организациями до настоящего времени не принято должных мер по организации (созданию) мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Дополнила, что 29.08.2019 года принято Постановление Администрации города Иванова о принудительном освобождении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, напротив <адрес>А. Подробно доводы ответчиков изложены в отзывах на административный иск.
Заинтересованные лица ООО «Сатурн Сервис», ООО «Единство», ООО «Город», ООО «УК «Прогресс», ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами», Растатуров Д.А., будучи извещенными надлежащим образом, представителей в суд не направили.
От ООО «Единство» поступил письменный мотивированный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что Общество осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу <адрес> <адрес>. Указанная в административном иске контейнерная площадка расположена на муниципальной земле. С доводами административных ответчиков о том, что обязанность содержать контейнерную площадку возложена на управляющие организации Общество не согласно, полагая, что указанные доводы основаны на неверном понимании действующего законодательства. Действующее законодательство не возлагает на управляющую организацию обязанность оборудовать контейнерную площадку в случае, если она располагается не на территории, относящейся к общему имуществу многоквартирного дома. Дополнительно в отзыве указано на необоснованность применения к спорным правоотношениям Правила №1039, поскольку указанная контейнерная площадка создана до вступления указанного нормативного правового акта в силу.
ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» представил отзыв, в котором сообщил, что место накопления твердых коммунальных отходов расположенное по адресу <адрес> у <адрес> указано в договорах с адресным признаком: <адрес>-А с рядом потребителей, складирование отходов осуществляют и собственники близлежащих многоквартирных домов. Указанное место накопления твердых коммунальных отходов содержится в Территориальной схеме обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, <адрес> на период 2016-2031 годы с адресной частью: <адрес>. Возле многоквартирного дома по <адрес> какая-либо контейнерная площадка отсутствует. Контейнерная площадка у дома 20 единственная общедоступная на указанной улице в отрезке между улицами 2-я Лагерная и 3-я Лагерная и существовала на момент начала деятельности регионального оператора. Вывоз твердых коммунальных отходов с указанной контейнерной площадки осуществляется в соответствии с санитарными требованиями.
Суд, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 и ч.11 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно п. 4 ст. 8 Закона об отходах производства и потребления к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Пунктом 1, п.3 и п.4 ст.13.4 указанного Закона установлено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов;
Аналогичные положения содержатся в ч. 3 ст. 7 Федерального закона т 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил №1039 установлено, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
При этом, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (п.4 Правил №1039).
Согласно п. 26 (1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в обязанность организации, осуществляющей управление многоквартирным домом.
Во исполнение требования указанных федеральных законов и нормативных актов в пп.23 п.3.1 Положения об Администрации города Иванова, утв. Решением Ивановской городской Думы от 30.03.2006 N 85, внесены изменения, согласно которым в целях решения вопросов местного значения Администрация города Иванова участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пунктом 1.1. Положения об Управлении жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Иванова (в редакции Решения Ивановской городской Думы от 22.05.2019 N 741), утв. Решением Ивановской городской Думы от 28.03.2007 N 397 (далее – Положение об Управлении ЖКХ Администрации г. Иваново), Управление ЖКХ Администрации города Иванова является отраслевым органом Администрации города Иванова, осуществляющим управленческие функции в сфере жилищно-коммунального хозяйства города Иванова, созданным в форме муниципального казенного учреждения. Управление наделено правами юридического лица, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств бюджета города Иванова на основании бюджетной сметы. Имеет печать с изображением герба города Иванова и со своим наименованием, другие печати, штампы и бланки, необходимые для использования в работе, лицевые счета в организациях, осуществляющих кассовое обслуживание бюджета города Иванова.
Согласно п.1.2 Положения об Управлении ЖКХ Администрации г. Иваново (в редакции Решения Ивановской городской Думы от 22.05.2019 N 741), Управление обеспечивает осуществление Администрацией города Иванова полномочий по вопросам содержания жилищного фонда города Иванова, организации и проведения проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами, законами Ивановской области, муниципальными нормативными правовыми актами города Иванова в области жилищных отношений, организации в границах города Иванова электро-, тепло-, газоснабжения, горячего водоснабжения населения, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пунктом 2.1.3 указанного Положения (в редакции Решения Ивановской городской Думы от 22.05.2019 N 741) установлено, что основными задачами Управления являются, в том числе организация взаимодействия с предприятиями независимо от форм собственности по вопросам электро-, тепло-, газоснабжения, горячего водоснабжения населения, накопления (в том числе раздельного накопления), сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.
Пунктом 3.16 Положения об Управлении ЖКХ Администрации г. Иваново (в редакции Решения Ивановской городской Думы от 22.05.2019 N 741) установлено, что для выполнения возложенных задач и функций Управление наделяется полномочием по согласованию создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Иваново, формированию и ведению реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ Иваново.
Пунктом 4.1 Положения об Управлении ЖКХ Администрации г. Иваново установлено, что Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности распоряжением Администрации города Иванова. Начальник Управления осуществляет руководство деятельностью Управления на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Управление задач, организует подбор кадров и распределяет обязанности между подчиненными ему должностными лицами.
Судом установлено и не отрицалось сторонами по делу, что контейнерная площадка, о которой идет речь в административном исковом заявлении, в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не включена.
Фактическое месторасположение площадки: <адрес> у <адрес>.
Укзанная контейнерная площадка расположена на земельном участке, не относящемся к общему имуществу собственников многоквартирного дома.
В договорах на вывоз твердых коммунальных отходов с ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» месторасположение площадки указано: <адрес>-А.
В Территориальную схему обращения с твердыми коммунальными отходами Ивановской области включена контейнерная площадка по адресу: <адрес>, но мусорной контейнерной площадки по данному адресу фактически не существует.
Складирование и вывоз твердых коммунальных отходов осуществляется ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» по договорам с организациями и индивидуальными предпринимателями с площадки, фактически расположенной по адресу: <адрес> у <адрес>.
В связи с поступлением в адрес депутата Ивановской городской Думы Лебедева О.Ю. от Центра Лыжного спорта, находящегося по адресу: г. Иваново, ул. 10 Санаторная, д.20, обращения по вопросу ненадлежащего содержания мусорной площадки административный истец 08.11.2018 года направил Начальнику Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Иванова Растатурову Д.А. запрос, в котором просил принять меры по переносу контейнерной площадки (л.д.13).
В ответе от 22.11.2018 года за подписью Начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Иванова Растатурова Д.А. сообщалось, что руководителям управляющих организаций сообщено о необходимости рассмотрения возможности переноса контейнерной площадки и предоставления в Администрацию города Иванова заявления о выдаче разрешения на использование земель или земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа Иванова без предоставления земельных участков и установления сервитутов для рассмотрения на Техническом совете с целью выдачи разрешения на размещение контейнерной площадки, предназначенной для сбора твердых бытовых отходов жителями многоквартирных домов. Одновременно сообщено, что в управляющие организации направлены письма о необходимости усилить контроль за санитарным состоянием контейнерной площадки, расположенной по вышеуказанному адресу. Выходом на место специалиста управления установлено, что контейнерная площадка вблизи <адрес> находится в удовлетворительном санитарном состоянии.
Аналогичные обращения направлены административным истцом в адрес заместителя главы администрации город Иванова, начальнику Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области, руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области.
В ответе Администрации города Иванова от 18.01.2019 года за подписью заместителя главы Администрации города Иванова В.В. Казанцева сообщается, что ответственность за содержание контейнерных площадок возлагается на управляющие организации, использующие данные контейнерные площадки для сбора отходов. Мусор с данной контейнерной площадки собран и вывезен 11.01.2019 года (л.д.22).
Полагая, что административным ответчиком Начальником Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Иванова Растатуровым Д.А., а в последствии Захаровым И.Н., допущено бездействие в части не оборудования, не обустройства и не благоустройства контейнерной площадки по адресу <адрес> у <адрес>, а на Администрации г. Иваново лежит обязанность оборудовать, содержать и благоустраивать мусорную площадку, находящуюся по адресу <адрес> у <адрес> соответствии с СанПиН 2.1.2.2645-10, административный истец обратился в суд.
Суд не находит оснований для удовлетворения административного иска в силу следующего.
Согласно ч.1 ст. 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
Объектом спора является мусорная контейнерная площадка, расположенная по адресу: <адрес> у <адрес>.
Оспаривая бездействие начальника Управления ЖКХ Администрации г. Иваново Захарова И.Н., приступившему к исполнению полномочий только с 08.07.2019 года, административный истец не учитывает, что указанная в иске контейнерная площадка в реестр контейнерных площадок органа местного самоуправления и в Территориальную схему обращения с твердыми коммунальными отходами Ивановской области не включена, фактически является несанкционированной свалкой.
В Территориальной схеме обращения с отходами Ивановской области на период 2016-2031 годы содержится контейнерная площадка с иной адресной частью: <адрес>, 10-я Санаторная, <адрес>, но фактически площадка там отсутствует.
Требований административного истца о признании бездействия по оборудованию, содержанию и благоустройству мусорной контейнерной площадки по адресу: <адрес>, 10-я Санаторная, <адрес>, а равно по ликвидации фактически образовавшейся свалки в административном иске не содержится.
Согласно абз.1 п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
В этой связи, вопрос о создании места накопления твердых коммунальных отходов также по адресу: <адрес> у <адрес>, судом разрешению не подлежит.
Кроме того, суд находит заслуживающими доводы административных ответчиков о том, что в данном конкретном случае факт нахождение контейнерной площадки на земельном участке, не входящем в состав общего имущества многоквартирного дома, не влечет у органа местного самоуправления возникновение безусловной обязанности по ее оборудованию, содержанию и благоустройству.
Действительно, абз.2 п.13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, в ранее действовавшей редакции, устанавливалась обязанность органа местного самоуправления содержать контейнерные площадки, не входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В редакции, действующей с 27.12.2018 года, нормы такого содержания нет.
Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354, услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной.
Согласно п. 6.10.1 Правил благоустройства города Иванова, утв. Решение Ивановской городской Думы от 27.06.2012 N 448, оборудование и содержание контейнерных площадок осуществляется потребителями - гражданами, индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами либо иными лицами по договору с ними.
Оборудование контейнерных площадок осуществляется на придомовой территории. В случае невозможности оборудования на придомовой территории контейнерной площадки она оборудуется лицами, указанными в абзаце 1 настоящего пункта, в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
Материалы дела свидетельствуют о том, что сбор бытовых отходов осуществляется жильцами многоквартирных домов, организациями и индивидуальными предпринимателями в мусорные контейнеры, размещенные на указанной площадке для сбора твердых бытовых отходов.
В силу изложенного, обязанность оборудовать и содержать указанную контейнерную площадку не может быть возложена на орган местного самоуправления.
Также следует обратить внимание на то, что предъявляя требование к начальнику Управления ЖКХ Администрации г. Иваново Захарову И.Н., административный истец не учитывает, что непосредственно указанное должностное лицо какого-либо бездействия не совершало. С письменными обращениями по данному вопросу к начальнику Управления ЖКХ Администрации г. Иваново Захарову И.Н истец не обращался.
Довод административного истца о том, что настоящий административный иск предъявлен к начальнику Управления ЖКХ Администрации г. Иваново без учета конкретного руководителя опровергается материалами дела, а именно текстом административного иска и уточнениями к нему.
Кроме того, вопрос о ликвидации свалки по указанному в административном иске адресу разрешен Администрацией г. Иваново в Постановлении №1292 от 29.08.2019 года «О принудительном освобождении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> у <адрес>». Соответствующая обязанность возложена на Управление благоустройства Администрации <адрес>.
Указанные действия согласуются с требованиями п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно которого собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Рассмотрев требование административного истца к Администрации г. Иваново, суд также не находит оснований к их удовлетворению, в том числе, по основаниям изложенным выше.
Кроме того, согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений, а также для органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Администрация г. Иваново в силу своего правового статуса не осуществляет эксплуатацию жилых зданий.
Вместе с тем, суд не может согласиться с доводом административных ответчиков о пропуске срока на обращение в суд с настоящим иском.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 8 ст.219 КАС РФ установлено, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Бездействие административных ответчиков, на которые указывает административный истец, носит длящийся характер, и на момент подачи иска не было устранено. Данные обстоятельства свидетельствуют соблюдении срока на обращение с иадминистративным иском в суд.
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 219, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Депутата Ивановской городской думы Лебедева О.Ю, к начальнику Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Иванова Захарову Ивану Николаевичу, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города Иванова, Администрации города Иванова об оспаривании действий, бездействия органов местного самоуправления и муниципальных служащих, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Советский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Д.В. Маракасова
В полном объеме решение изготовлено 11 сентября 2019 года.