64RS0045-01-2022-009067-49
Решение
Именем Российской Федерации28 ноября 2022 года город Саратов
Кировский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьиПугачева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Жарун А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению государственного автономного учреждения Саратовской области «Балашовский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в интересах Киселевой С.Ю. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
государственное автономное учреждение Саратовской области «Балашовский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в порядке статьи 52 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) обратилось в суд с исковым заявлением в интересах Киселевой С.Ю. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленного искового требования указаны следующие обстоятельства.
На основании распоряжения администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № Киселева С.Ю., 25 марта 199 года рождения, инвалид 1 группа, признанная недееспособной, с ДД.ММ.ГГГГ находится в государственном автономном учреждении <адрес> «Балашовский дом-интернат для престарелых и инвалидов».
Данное учреждение в силу пункта 4 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации является опекуном Киселевой С.Ю.
Как лицо, оставшееся без попечения родителей, Киселева С.Ю. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Однако до настоящего времени жилое помещение Киселевой С.Ю. не предоставлено.
На основании изложенных обстоятельств заявлено требование о возложении на ответчика обязанности предоставить Киселевой С.Ю. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного жилищного фонда области в <адрес> не менее 30 квадратных метров общей площади.
Определением о принятии искового заявления к производству суда и о подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено министерство финансов Саратовской области.
Истец Киселева С.Ю., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, об уважительности причин своей неявки не сообщила, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращалась.
Государственное автономное учреждение Саратовской области «Балашовский дом-интернат для престарелых и инвалидов» надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, об уважительности причин его неявки не сообщило, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращалось. В иске изложено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя данного учреждения.
Ответчик министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третье лицо министерства финансов Саратовской области и орган опеки и попечительства администрация Балашовского муниципального района Саратовской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителя в судебное заседание не направили, об уважительности причин их неявки не сообщили, с ходатайством об отложении рассмотрения дела не обращались.
На основании частей 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, и их представителей.
Исследовав материалы дела, приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах, содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказ родителей взять своих детей из воспитательных лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159 «Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Позаявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце 1 настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (пункт1). Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом1настоящей статьи, составляет пять лет (пункт 6). По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7). Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8).
С 1 января 2013 г. вступили в силу изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, внесенные Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей» от 29февраля 2012 г. № 15 действие положений статьи 8 Федерального закона от 21декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (вредакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (вредакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно части 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статьи 3 Закона Саратовской области от 2 августа 2012 г. № 123-ЗСО «Обобеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если в соответствии со статьей 4 настоящего Закона их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного государственного жилищного фонда области по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 1). Предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, осуществляется если имеется хотя бы одно из следующих условий: 1) местом регистрации их рождения является Саратовская область; 2) местом их выявления и первичного устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение является Саратовская область; 3) лица, у которых они находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемных семьях на основании решения органов опеки и попечительства, проживали на территории Саратовской области; 4) учреждения, в которых они находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены в Саратовской области (пункт2). Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет), до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт3). Если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным настоящим Законом, то указанные граждане не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области (пункт4). Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области для одиноко проживающего гражданина (пункт 5).
В судебном заседании установлено, что Киселева С.Ю. относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В свидетельстве о рождении Киселевой С.Ю. ее родителями указаны Киселева Е.Л. и Киселев Ю.А..
Из акта о доставлении подкинутого ребенка от ДД.ММ.ГГГГ, постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, справки отдела ЗАГС по Ленинскому району г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Киселева С.Ю. была оставлена ее матерью в роддоме 8-й городской клинической больницы г. Саратова. Рождение Киселевой С.Ю. зарегистрировано медсестрой этой больницы без документов, удостоверяющих личность матери.
Вступившим в законную силу. решением Марксовского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по заявлению государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Орловский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Киселева ФИО16 признана безвестно отсутствующей.
Постановлением администрации Фрунзенского района г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя Киселева С.Ю. помещена на постоянное пребывание и полное государственное обеспечение в Дом ребенка.
Вступившим в законную силу. решением Марксовского городского суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по заявлению государственного бюджетного учреждения Саратовской области «Орловский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» Киселева С.Ю. признана недееспособной. Решения о признании Киселевой С.Ю. дееспособной не принималось.
На основании распоряжения администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ № КиселеваС.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время находится в государственном автономном учреждении Саратовской области «Балашовский дом-интернат для престарелых и инвалидов» (л.д. 13, 20).
Из распоряжения министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ №-№ и ответа данного министерства от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Киселева С.Ю. как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма из государственного жилищного фонда с составом семьи один человек (л.д. 19).
Уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает отсутствие уКиселевой С.Ю. жилых помещений на праве собственности (л.д. 21).
В судебном заседании установлено, что с момента постановки Киселевой С.Ю. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и до настоящего времени, жилое помещение ей предоставлено не было, с учета в установленном порядке Киселева С.Ю. не снималась.
Таким образом, судом установлено, что Киселева С.Ю. является лицом, оставшимся без попечения родителей, поставлена на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда области с составом семьи один человек.
Сведений о том, что Киселева С.Ю. улучшила свои жилищные условия, в результате чего отпали основания для предоставления жилого помещения, ответчиком не представлено.
Положениями части 2 статьи 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г. установлено, что действие положений статьи 8 Федерального закона от 21декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (вредакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что федеральным и региональным законодательством реализация прав лиц названной категории по предоставлению жилого помещения не поставлена в зависимость от очереди, которую занимает данное лицо в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Иное противоречило бы правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 24 мая 2001 г. № 8-П, согласно которой изменение законодателем ранее установленных правил, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, которых оно затрагивает, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости предоставление гражданам возможности, в частности посредством временного регулирования, в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Соблюдение данного принципа - при отсутствии должной нормативной определенности правового регулирования - имеет существенное значение и для обеспечения единства правоприменительной практики.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о необходимости возложения на министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области обязанности предоставить Киселевой С.Ю. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области.
При таких обстоятельствах, исковые требования Киселевой С.Ю. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области, подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 3 статьи 7 Закона Саратовской области от 2 августа 2012 г.
№ 123-ЗСО «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области» местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области определяется уполномоченным государственным органом области в сфере жилищных отношений: 1) в границах административного центра муниципального района либо в границах городского округа (за исключением закрытого административно-территориального образования), если имеются сведения о том, что в населенном пункте в пределах такого муниципального района, городского округа расположено последнее место жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, а если сведения о последнем месте жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, ранее относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, отсутствуют, - то в границах административного центра муниципального района либо в границах городского округа (за исключением закрытого административно-территориального образования), если такой муниципальный район либо такой городской округ (населенный пункт, расположенный в пределах муниципального района) является местом их первичного выявления и устройства в семью или на воспитание в соответствующее учреждение.
На основании указанных положений закона, жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Согласно части 1.1 статьи 7 Закона Саратовской области от 2 августа 2012 г. №123-ЗСО лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вправе однократно по заявлению, поданному в уполномоченный государственный орган области в сфере жилищных отношений, определить местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области либо по письменному согласию предоставить такое право уполномоченному государственному органу области.
В соответствии с представленными сведениями, местом жительства КиселевойС.Ю. является г. Балашов Саратовской области (л.д. 20).
На основании изложенного Киселева С.Ю. может быть обеспечена жилым помещением из специализированного государственного жилищного фонда области по договору найма специализированного жилого помещения в г. Балашове Саратовской области, общей площадью не менее 30 кв.м, которая предусмотрена Законом Саратовской области от 28апреля 2005 г. № 39-ЗCO «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление государственного автономного учреждения Саратовской области «Балашовский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в интересах Киселевой С.Ю. к министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения ого жилищного фонда удовлетворить.
Обязать министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области (ИНН 6452911715) предоставить Киселевой С.Ю. (паспорт гражданина Российской Федерации серия №), ДД.ММ.ГГГГгода рождения, жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области в г. Балашове Саратовской области не менее 30 кв.м общей площади.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Кировский районный суд г. Саратова в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.В. Пугачев
Решение в окончательной форме принято 5 декабря 2022 г.
Председательствующий Д.В. Пугачев