Решение по делу № 33-13733/2022 от 13.07.2022

Дело № 2-730/2022

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33-13733/2022

          15 ноября 2022 г.                                                           г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

Председательствующего                Абдрахмановой Э.Я.,

судей:                            Алексеенко О.В.,

Ибрагимовой И.Р.,

при секретаре                        Галикеевой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Уфы в интересах Давлетбаевой Г.С., Аль-Сурури Я.М., Аль-Сурури А.Я., Давлетбаева М.Я., Аль-Сурури С.Я., несовершеннолетних Аль-Сурури А.Я., Аль-Сурури Д.Я., Аль-Сурури Ю.Я. к Государственному казенному учреждению Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан о признании незаконным решения об исключении многодетной семьи из списка многодетных семей, имеющих право на получение жилищного сертификата, об обязании включить в список многодетных семей, имеющих право на получение жилищного сертификата,

по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан на решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 09 марта 2022 г.

Заслушав доклад судьи Абдрахмановой Э.Я., судебная коллегия

установила:

Прокурор Советского района г. Уфы в защиту интересов Давлетбаевой Г.С., Аль-Сурури Я.М., Аль-Сурури Амира Я., Давлетбаева М.Я., Аль-Сурури С.Я., несовершеннолетних Аль-Сурури Амалии Я., Аль-Сурури Д.Я., Аль-Сурури Ю.Я., обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан о признании незаконным решения об исключении многодетной семьи из списка многодетных семей, имеющих право на получение жилищного сертификата, об обязании включить в список многодетных семей, имеющих право на получение жилищного сертификата.

Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой района по поручению прокуратуры республики от дата №... проведена проверка по обращению Давлетбаевой Г.С. о нарушении ее жилищных прав, незаконном исключении из списка получателей мер социальной поддержки ГКУ Управлением по реализации жилищных программ РБ.

Распоряжением главы администрации адрес ГО адрес РБ №... от дата Давлетбаева Г.С. принята на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях как малоимущая семья с составом семьи из 6 человек.

Распоряжением администрации адрес ГО адрес РБ №...р от дата на основании заявления Давлетбаевой Г.С. очередь переведена на мужа Аль-Сурури Я.М..

В 2013 году администрацией ГО адрес РБ в соответствии с законом РБ от дата №...-з «О регулировании земельных отношений в адрес» семье Аль-Сурури предоставлен земельный участок с кадастровым номером 02:55:040571:409 по адресу: РБ, г.Уфа, д. Елкибаево, квартал 11 «Г», участок 2. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрирован по 1/6 доле на Давлетбаеву Г.С., Аль-Сурури Я.М., Аль-Сурури М.Я., Аль-Сурури С.Я., Аль-Сурури А.Я., Аль-Сурури Д.Я.

На указанном земельном участке находится объект незавершенного строительства, в настоящее время по данному адресу выполнены работы, связанные с возведением стен, осуществлены монтаж крыши и окон по периметру дома, к дому проведено электричество, проведены частичные штукатурные работы. Согласно пояснениям Аль-Сурури Я.М. условий для проживания в строящемся доме не имеется, так как отсутствуют коммуникации (отопление, газ, вода, канализация), необходимо провести отделочные и другие работы.

дата на основании заявления семья Аль-Сурури включена в список многодетных семей, имеющих право на получение сертификата, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 11.03.2002 №68 «О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан «О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан».

Согласно информации администрации адрес ГО адрес РБ в настоящее время семья Аль-Сурури продолжает стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

дата ответчик направил уведомление Аль-Сурури Я.М. о принятии решения об исключении многодетной семьи из списка многодетных семей, имеющих право на получение жилищного сертификата незаконным на основании ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 24.07.2000 №87-з «О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан» на основании п.п. «а» п.2.8 Порядка.

Основанием для исключения из списка явилось наличие вышеуказанного строящегося объекта (право собственности на который на момент проверки не зарегистрировано) на земельном участке.

Проведенная проверка исполнения законодательства по социальной поддержке многодетной семьи показала, что в нарушение установленных норм федерального и республиканского законодательства семье отказано в реализации права на получение жилищного сертификата. Тем самым нарушены жилищные права Аль-Сурури, включая права 5 несовершеннолетних детей, которые имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.

Уточнив исковые требования, прокурор Советского района г.Уфы просил суд признать решение ГКУ Управления по реализации жилищных программ Республики Башкортостан от дата об исключении многодетной семьи из списка многодетных семей, имеющих право на получение жилищного сертификата, незаконным, обязать ответчика включить семью Аль-Сурури в список многодетных семей, имеющих право на получение жилищного сертификата.

Решением Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 09 марта 2022 г. постановлено:

иск прокурора Советского района г. Уфы в интересах Давлетбаевой Г.С., Аль-Сурури Я.М., Аль-Сурури А.Я., Давлетбаева М.Я., Аль-Сурури С.Я., несовершеннолетних Аль-Сурури А.Я., Аль-Сурури Д.Я., Аль-Сурури Ю.Я. к Государственному казенному учреждению Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан о признании незаконным решения об исключении многодетной семьи из списка многодетных семей, имеющих право на получение жилищного сертификата, об обязании включить в список многодетных семей, имеющих право на получение жилищного сертификата удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного казенного учреждения Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан от дата об исключении многодетной семьи Аль-Сурури Я.М. из списка многодетных семей, имеющих право на получение жилищного сертификата.

Обязать Государственное казенное учреждение Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан включить семью Аль-Сурури Я.М. в список многодетных семей, имеющих право на получение жилищного сертификата.

            В апелляционной жалобе и дополнениях к апелляционной жалобе Государственное казенное учреждение Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан, оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, указывая, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом дана неправильная оценка фактическим обстоятельствам дела.

            На апелляционную жалобу и дополнения к апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан от Давлетбаевой Г.С. и Аль-Сурури Я.М. поступили возражения, в котором они просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате и времени судебного заседания.

Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на интернет-сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в соответствии со ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Неявившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ч.1, ч.2 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя ГКУ Управления по реализации жилищных программ РБ – ФИО25, прокурора ФИО26, Давлетбаеву Г.С., Аль-Сурури Я.М., Аль-Сурури А.Я., судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельств дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Судом установлено и следует из материалов дела, что распоряжением главы адрес городского округа адрес Республики Башкортостан №...р от дата Давлетбаева Г.С. включена в списки очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории малоимущая многодетная семья.

Распоряжением главы адрес городского округа адрес Республики Башкортостан №...р от дата очередь переведена с Давлетбаевой Г.С. на имя ее супруга Аль-Сурури Я.М.

Постановлением Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан №... от дата Давлетбаевой Г.С., Аль-Сурури Я.М., Аль-Сурури М.Я., Аль-Сурури С.Я., Аль-Сурури А.Я., Аль-Сурури Д.Я., как семье, имеющей трех и более детей предоставлен земельный участок №... (кадастровый №...) площадью 1 443,0 кв.. в квартале 11 «Г» д. адрес городского округа адрес Республики Башкортостан в общую долевую собственность бесплатно для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома в рамках Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 № 59-з «О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан».

Согласно выпискам из ЕГРН Аль-Сурури Я.М., дата года рождения, принадлежит 1/6 доля в праве на земельный участок с кадастровым номером 02:55:040571:409, площадью 1443 кв.м., расположенный по адресу: адрес, д. Елкибаево, кв-л 11 «Г», уч 2, в период с дата по дата принадлежала на праве общей совместной собственности квартира площадью 60,80 кв.м. по адресу: адрес, б-р Тухвата Янаби, адрес; в период с дата по дата принадлежало на праве общей долевой собственности жилое помещение площадью 12,50 кв.м. по адресу: адрес, б-р Тухвата Янаби, адрес, доля в праве ?; в период с дата по дата принадлежало на праве общей долевой собственности ? доля жилое помещение площадью 12,50 кв.м. по адресу: адрес, б-р Тухвата Янаби, адрес, доля в праве ?; в период с дата по дата принадлежало на праве собственности жилое помещение площадью 31,20 кв.м. по адресу: РБ, адрес, б-р Тухвата Янаби, адрес, 10.

Согласно выпискам из ЕГРН Давлетбаева Г.С., дата года рождения, принадлежит 1/6 доля в праве на земельный участок с кадастровым номером 02:55:040571:409, площадью 1 443 кв.м., расположенный по адресу: адрес, д. Елкибаево, кв-л 11 «Г», уч 2, в период с дата по дата принадлежало на праве общей совместной собственности жилое помещение площадью 60,80 кв.м. по адресу: адрес, б-р Тухвата Янаби, адрес; в период с дата по дата принадлежало на праве общей долевой собственности 1/ доля жилое помещение площадью 12,50 кв.м. по адресу: адрес, б-р Тухвата Янаби, адрес, доля в праве ?; в период с дата по дата принадлежало на праве собственности жилое помещение площадью 59,60 кв.м. по адресу: РБ, адрес.

Согласно выписке из ЕГРН Аль-Сурури Амиру Я., дата года рождения, в период с дата по дата на праве общей долевой собственности принадлежало жилое помещение площадью 12,50 к.м. по адресу: адрес, б-р Тухвата Янаби, адрес, доля в праве ?.

Согласно выписке из ЕГРН Аль-Сурури Амалии Я., дата года рождения принадлежит 1/6 доля в праве на земельный участок с кадастровым номером 02:55:040571:409, площадью 1 443 кв.м., расположенный по адресу: РБ, адрес, д. Елкибаево, кв-л 11 «Г», уч 2.

Согласно выписке из ЕГРН Аль-Сурури Д.Я., дата года рождения принадлежит 1/6 доля в праве на земельный участок с кадастровым номером 02:55:040571:409, площадью 1 443 кв.м., расположенный по адресу: адрес, д. Елкибаево, кв-л 11 «Г», уч 2.

Согласно выписке из ЕГРН Аль-Сурури С.Я., дата года рождения принадлежит 1/6 доля в праве на земельный участок с кадастровым номером 02:55:040571:409, площадью 1 443 кв.м., расположенный по адресу: адрес, д. Елкибаево, кв-л 11 «Г», уч 2.

Согласно выписке из ЕГРН Давлетбаеву М.Я., дата года рождения принадлежит 1/6 доля в праве на земельный участок с кадастровым номером 02:55:040571:409, площадью 1 443 кв.м., расположенный по адресу: адрес, д. Елкибаево, кв-л 11 «Г», уч 2.

Согласно справке о регистрации МУП ЕРКЦ адрес от дата №... Давлетбаева Г.С. зарегистрирована по адресу: Уфа, адрес дата, совместно с ней зарегистрированы: Давлетбаев Ю.С. (брат), Аль-Сурури Амалия Я. (дочь), Аль-Сурури Я.М. (муж), Аль-Сурури С.Я. (сын), Аль-Сурури Д.Я. (дочь), Аль-Сурури Амир Я. (пасынок), Аль-Сурури Ю.Я.. (сын), Давлетбаев М.Я. (сын).

дата ГКУ Управление по реализации жилищных программ РБ письмом за исх. №...У-126 уведомило Аль-Сурури Я.М. о том, что в соответствии с Порядком предоставления отдельно категории многодетных семей, проживающих в адрес, жилищных сертификатов, удостоверяющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденного постановлением кабинета Министров Республики Башкортостан от дата №... «О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан «О государственной поддержке многодетных семей в адрес» его семья включена в проект списка получателей сертификата на 2021 год, в связи с чем необходимо представить заявление и документы.

Согласно протоколу по установлению факта наличия имеющегося жилого помещения на земельном участке в адрес, д. Елкибаево, кв-л 11г, уч.2, полученном многодетной семьей Аль-Сурури Я.М. от дата на основании служебной записки начальника отдела по вопросам государственной поддержки ФИО62 организован выезд представителей ГКУ Управление по реализации жилищных программ РБ, Министерства строительства и архитектуры РБ, Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО адрес ГО адрес, которые пришли к выводу, что на территории указанного земельного участка расположен построенный 2-х этажный дом, ориентировочная площадь адрес кв.м., к дому подведено электричество, ведутся отделочные работы, строительство дома завершено, дом возведен под крышу.

Согласно письму ГКУ Управление по реализации жилищных программ РБ №... от дата, направленному в адрес Давлетбаевой Г.С., согласно данным автоматизированной информационно системы «Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях» семья Аль-Сурури дата включена в список многодетных семей, имеющих право на получение сертификата (далее Список). Дата постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий дата. По состоянию на дата в Республиканском списке семья числится под номером 62. В текущем году семья включена в проект списка получателей сертификатов, сформированный согласно п.3.1 Порядка. При рассмотрении учетного дела было установлено, что семья Аль-Сурури с составом 8 человек зарегистрирована на площади 59,6 кв.м, по адресу: адрес. Данное жилое помещение является собственностью ФИО29 с дата, ранее Давлетбаевой Г.С. (свидетельство о праве на наследство по завещанию). В 2013 году Администрацией городского округа адрес Республики Башкортостан в рамках закона Республики Башкортостан от дата №...-з «О регулировании земельных отношений в адрес» семье Аль-Сурури предоставлен земельный участок в адрес, д. Елкибаево, кв-л 11 г, уч.2 (площадь 1443,00 кв.м., кадастровый №...). В ходе проведенных мероприятий установлен факт наличия имеющегося жилого помещения на земельном участке в адрес, д. Елкибаево, кв-л 11г, уч.2 (кадастровый №...). На основании вышеизложенного семья будет исключена из республиканского списка.

дата ГКУ Управление по реализации жилищных программ РБ направило в адрес Аль-Сурури Я.М. уведомление №...У-475/1 об исключении многодетной семьи из списка многодетных семей, имеющих право на получение жилищного сертификата в соответствии со ст. 8 Закона Республики Башкортостан от дата №...-з «О государственной поддержке многодетных семей в адрес» на основании подп. «а» пункта 2.8 Положения.

В соответствии с подп. «а» п. 2.8 Положения основанием для принятия решения Управлением об отказе во включении многодетной семьи заявителя в список многодетных семей, имеющих право на получение сертификата по адрес, является несоответствие критериям, установленным пунктом 1.3 настоящего Положения (в ред. Постановлений Правительства РБ от дата N 58, от дата N 220).

Согласно п.1.3 Положения многодетные семьи, указанные в пункте 1.2 настоящего Положения, в том числе неполные многодетные семьи, должны отвечать следующим критериям:

а) быть признанной в установленном порядке нуждающейся в жилом помещении, а один из родителей многодетной семьи должен состоять на учете в органе местного самоуправления Республики Башкортостан в качестве нуждающегося в жилом помещении;

б) постоянно проживать (быть зарегистрированной в установленном порядке по месту жительства) на территории Республики Башкортостан.

Согласно частям 1, 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

В силу ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Согласно выписке из ЕГРН от дата №КУВИ-002/2021-174867090 в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте незавершенного строительства по адресу: 450902, адрес, д. Елкибаево, к-вл 11 г, уч.2.

Сторонами не оспаривалось, что на земельном участке, расположенном по адресу: адрес, д. Елкибаево, кв-л 11 «Г», уч 2, возведено строение. Вместе с тем, включение объекта незавершенного строительства в подсчет совокупного уровня обеспеченности общей площадью семьи противоречит действующему законодательству, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих соответствие дома, расположенного на земельном участке, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям ответчиком не представлено, объект незавершенного строительства, а именно не введенный в эксплуатацию жилой дом, не прошел оценку на пригодность для проживания.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что включение объекта незавершенного строительства в подсчет совокупного уровня обеспеченности общей площадью семьи противоречит действующему законодательству, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих соответствие дома, расположенного на земельном участке, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям ответчиком не представлено. Кроме того, доказательства снятия семьи Аль-Сурури Я.М. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий материалы дела не содержат, и пришел к выводу, что решение ГКУ Управление по реализации жилищных программ РБ от дата об исключении многодетной семьи Аль-Сурури Я.М. из списка многодетных семей, имеющих право на получение жилищного сертификата, является незаконным, семья Аль-Сурури Я.М. подлежит включению в список многодетных семей, имеющих право на получение жилищного сертификата согласно очередности, имевшей место на день исключения.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, так как они основаны на правильном применении норм материального права, соответствует обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для иной оценки представленных доказательств судебная коллегия не усматривает.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу положений частей 4, 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно положениям пункта 2 части 1, части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ч.2 ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 24.07.2000 N 87-з "О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан" многодетным семьям, имеющим пять и более несовершеннолетних детей, проживающих совместно с родителями и не состоящих в зарегистрированном браке, состоящим на учете в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляется социальная выплата на приобретение жилого помещения. Право на получение социальной выплаты удостоверяется жилищным сертификатом. Порядок предоставления жилищных сертификатов определяется Правительством Республики Башкортостан.

В силу п.1.1 Положения о порядке предоставления отдельной категории многодетных семей, проживающих в Республике Башкортостан, жилищных сертификатов, удостоверяющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 11 марта 2002 года № 68 «О мерах по реализации Закона Республики Башкортостан «О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан» (далее – Положение) настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Республики Башкортостан "О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан", Указом Президента Республики Башкортостан от 23 декабря 2011 года N УП-692 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, в которых одновременно родились двое и более детей" и определяет порядок предоставления отдельным категориям многодетных семей, проживающих в Республике Башкортостан, жилищных сертификатов, удостоверяющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения (далее - сертификат).

В соответствии с п.1.2 Положения право на получение сертификата предоставляется многодетным семьям, в том числе неполным, имеющим в своем составе:

а) пять и более несовершеннолетних детей (в том числе являющихся детьми хотя бы по отношению к одному из супругов), не вступивших в зарегистрированный брак и совместно проживающих (зарегистрированных) с родителями (с одним из родителей). Возраст каждого ребенка из последних пяти детей не должен превышать 18 лет:

по состоянию на 8 декабря 2008 года - для многодетной семьи, подавшей заявление на включение в список многодетных семей, имеющих право на получение сертификата по муниципальному району (городскому округу) Республики Башкортостан, в 2009 году;

на дату подачи многодетной семьей заявления на включение в список многодетных семей, имеющих право на получение сертификата по муниципальному району (городскому округу) Республики Башкортостан, в последующие годы;

б) трех и более одновременно рожденных после 1 января 2012 года детей, не вступивших в зарегистрированный брак и совместно проживающих (зарегистрированных) с родителями. Возраст детей не должен превышать 18 лет на дату подачи многодетной семьей заявления на включение в список многодетных семей, в которых одновременно родились трое и более детей и которые имеют право на получение сертификата по муниципальному району (городскому округу) Республики Башкортостан.

В силу п. 1.4. Положения к членам многодетной семьи, имеющим право на получение сертификата в соответствии с настоящим Положением, относятся состоящие в зарегистрированном браке родители (родитель в неполной семье) и их дети (в том числе являющиеся детьми по отношению к одному из родителей), соответствующие критериям, установленным пунктами 1.2, 1.3 настоящего Положения.

В случае достижения ребенком (детьми) из многодетной семьи 18-летнего возраста на момент получения и (или) оплаты сертификата после принятия в соответствии с пунктом 2.5 настоящего Положения решения о включении многодетной семьи в список многодетных семей, имеющих право на получение и (или) оплату сертификата по муниципальному району (городскому округу) Республики Башкортостан, или в список многодетных семей, в которых одновременно родились трое и более детей и которые имеют право на получение и (или) оплату сертификата по муниципальному району (городскому округу) Республики Башкортостан, за данной семьей сохраняется право на получение и (или) оплату сертификата при условии, что дети (ребенок), достигшие 18-летнего возраста на момент получения и оплаты сертификата, не вступили в зарегистрированный брак и совместно проживают (зарегистрированы) с родителями (с одним из родителей) (в ред. Постановления Правительства РБ от 17.04.2020 N 248).

Согласно п.1.5 Положения социальная выплата на приобретение жилого помещения по сертификату (далее - социальная выплата) предоставляется многодетной семье в порядке очередности исходя из объема средств, направляемых на указанные цели из бюджета Республики Башкортостан.

В соответствии с п.1.6 Положения социальная выплата предоставляется в безналичной форме. Право на получение социальной выплаты удостоверяется сертификатом.

Сертификат является именным документом, удостоверяющим право многодетной семьи на получение социальной выплаты за счет средств бюджета Республики Башкортостан. Сертификат является подтверждением того, что государственным казенным учреждением Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан (далее - Управление) в установленном порядке будет перечислена сумма социальной выплаты.

В силу п.1.7 Положения сертификат оформляется Управлением на одного из родителей, который состоит на учете в органе местного самоуправления Республики Башкортостан в качестве нуждающегося в жилом помещении (далее - владелец сертификата), по форме согласно приложениям N 5 и N 6 к настоящему Положению и выдается Управлением владельцу сертификата.

Согласно п.2.1 Положения ведение учета многодетных семей осуществляется Управлением.

По каждой категории многодетных семей, указанных в пункте 1.2 настоящего Положения, Управлением формируются раздельные списки многодетных семей, имеющих право на получение сертификата, по формам согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему Порядку.

Как следует из материалов дела, Постановлением Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан №... от дата Давлетбаевой Г.С., Аль-Сурури Я.М., Аль-Сурури М.Я., Аль-Сурури С.Я., Аль-Сурури А.Я., Аль-Сурури Д.Я., как семье, имеющей трех и более детей предоставлен земельный участок №... (кадастровый №...) площадью 1 443,0 кв.. в квартале 11 «Г» д. адрес городского округа адрес Республики Башкортостан в общую долевую собственность бесплатно для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома в рамках Закона Республики Башкортостан от дата №...-з «О регулировании земельных отношений в адрес».

дата ГКУ Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан направило в адрес Аль-Сурури Я.М. уведомление №...У-475/1 об исключении многодетной семьи из списка многодетных семей, имеющих право на получение жилищного сертификата в соответствии со ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 24.07.2000 №87-з «О государственной поддержке многодетных семей в Республике Башкортостан» на основании подп. «а» пункта 2.8 Положения.

В соответствии с подп. «а» п. 2.8 Положения основанием для принятия решения Управлением об отказе во включении многодетной семьи заявителя в список многодетных семей, имеющих право на получение сертификата по Республике Башкортостан, является несоответствие критериям, установленным пунктом 1.3 настоящего Положения (в ред. Постановлений Правительства РБ от 14.02.2014 N 58, от 17.04.2019 N 220).

Согласно п.1.3 Положения многодетные семьи, указанные в пункте 1.2 настоящего Положения, в том числе неполные многодетные семьи, должны отвечать следующим критериям:

а) быть признанной в установленном порядке нуждающейся в жилом помещении, а один из родителей многодетной семьи должен состоять на учете в органе местного самоуправления Республики Башкортостан в качестве нуждающегося в жилом помещении;

б) постоянно проживать (быть зарегистрированной в установленном порядке по месту жительства) на территории Республики Башкортостан.

Согласно частям 1, 2 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (далее - требования)).

В силу ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся: 1) жилой дом, часть жилого дома; 2) квартира, часть квартиры; 3) комната. Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Согласно выписке из ЕГРН от дата №КУВИ-002/2021-174867090 в ЕГРН отсутствуют сведения об объекте незавершенного строительства по адресу: адрес

Судом установлено и сторонами не оспаривалось, что на земельном участке, расположенном по адресу: адрес, возведено строение.

В целях проверки доводов апелляционной жалобы, судебной коллегией назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено экспертам ООО «Оценка.Бизес.Развитие.».

Согласно заключению эксперта №... от дата установлено следующее:

По первому вопросу: При создании двухэтажного отдельно стоящего здания незавершённого строительством объекта индивидуального жилищного строительства одноквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке, общей площадью 1443 кв.м. с кадастровым номером 02:55:040571:409 по адресу: адрес. №..., нарушены вышеприведённые требования строительных норм и правил, требования архитектуры, градостроительные, санитарно-технические нормы и правила, не нарушены противопожарные нормы и правила.

По второму вопросу: При создании двухэтажного отдельно стоящего здания незавершённого строительством объекта индивидуального жилищного строительства одноквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке, общей площадью 1443 кв.м. с кадастровым номером 02:55:040571:409 по адресу: адрес №..., нарушены требования строительных норм и правил, требования архитектуры, градостроительные, санитарно-технические нормы и правила, а именно:

-    помещения незавершённого строительством объекта в связи с отсутствием условий для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с проживанием, не могут признаваться видами жилых помещений в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Жилищный кодекс Российской Федерации № 188-ФЗ от 29.12.2004г.», статья 16. Виды жилых помещений, части 1...4;

-    имеется опасность для пребывания людей по причине отсутствия ограждения лестницы, предназначенного задерживать, останавливать или направлять людей либо обеспечивать защиту от случайных падений с одного уровня на другой, что признаётся недопустимым состоянием объекта как нарушение Федерального закона Российской Федерации ФЗ №... «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», статья 11 «Требования безопасности для пользователей зданиями и сооружениями»;

-    отсутствие постоянной дороги - имеется временный проезд, состояние которого в неблагоприятную погоду является непроходимым как нарушение требований нормативов СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населённых пунктов. Правила градостроительного проектирования», пункты 4.5а, 4.6, 4.9 и СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и за¬стройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», пункт 11.6;

-    отсутствие благоустройства земельного участка - дорожки, отмостки, площадки как нарушение требований норматива СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001 (с Изменением N 1)», раздел 5 «Требования к функционально-планировочному зонированию придомового (приусадебного земельного) участка», пункты 5.6, 5.7, 5.8, 5.9;

-    отсутствие мойки на кухне как нарушение требований норматива СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001», пункт 9.3;

-    отсутствие санузла с унитазом, с умывальником, с душем (или с ванной как нарушение требований норматива СП 55.13330.2016 «Дома жилые одноквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-02-2001», пункт 4.5;

-    отсутствие мойки на кухне, отсутствие санузла с унитазом, с умывальником, с душем (или с ванной), отсутствие внутридомового и наружного на земельном участке водоотведения как нарушение требований санитарного норматива СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», пункт 127.

Для устранения нарушений при создании двухэтажного отдельно стоящего здания незавершённого строительством объекта индивидуального жилищного строительства одноквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке, общей площадью 1443 кв.м. с кадастровым номером 02:55:040571:409 по адресу: адрес, необходимо выполнить организационно-технические мероприятия и строительно-монтажные работы по созданию условий для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с проживанием, а именно:

-    по завершению строительства и отделки помещений,

-    по созданию ограждения лестницы,

-    по строительству постоянной дороги,

-    по благоустройству земельного участка - дорожки, отмостки, площадки,

-    по постоянному наружному и внутреннему электроснабжению, газоснабжению, отоплению, водоснабжению и канализации,

-    по завершению отделочных покрытий полов, стен, потолков,

-    по оборудованию квартиры инвентарём, мебелью, предметами домашнего обихода,

-    по устройству мойки на кухне, санузла с унитазом, с умывальником, с душем (или с ванной).

По третьему вопросу: Двухэтажное отдельно стоящее здание незавершённого строительством объекта индивидуального жилищного строительства одноквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке, общей площадью 1443 кв.м. с кадастровым номером 02:55:040571:409 по адресу: адрес,. на котором нарушены требования строительных норм и правил, требования архитектуры, градостроительные, санитарно-технические нормы и правила, создаёт угрозу жизни и здоровью граждан, перечень в исследование по вопросу №....

По четвёртому вопросу: По своему назначению соответствует признакам индивидуального одноквартирного жилого дома двухэтажного отдельно стоящего здания незавершённого строительством объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке, общей площадью 1443 кв.м. с кадастровым номером 02:55:040571:409 по адресу: адрес согласно Градостроительному кодексу Российской Федерации № 190-ФЗ от 29.12.2004г., Статья 1, пункт 39.

По пятому вопросу: В помещениях индивидуального одноквартирного жилого дома двухэтажного отдельно стоящего здания незавершённого строительством объекта индивидуального жилищного строительства, расположенного на земельном участке, общей площадью 1443 кв.м. с кадастровым номером 02:55:040571:409 по адресу: адрес не завершены строительные, отделочные и монтажные работы:

    отсутствуют полы в жилом доме;

    отсутствует чистовая отделка стен и потолков;

    не установлены межкомнатные двери;

    -отсутствует наружное    электроснабжение жилого дома и частично проводка внутридомового электроснабжения;

    отсутствует наружное и частично внутридомовое водоснабжение;

    отсутствует наружное и частично внутридомовое водоотведение;

    отсутствует наружное и внутридомовое газоснабжение;

- отсутствует система внутридомового теплоснабжения.

Заключение судебной экспертизы №... ООО адрес судебная коллегия считает достоверным и допустимым доказательством, отвечающим требованиям гражданского процессуального закона. Оснований не согласиться с выводом судебной экспертизы, судебная коллегия не усматривает.

Судебная коллегия, принимая во внимание заключение эксперта, а также исходя из того, что включение объекта незавершенного строительства в подсчет совокупного уровня обеспеченности общей площадью семьи противоречит действующему законодательству, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих соответствие дома, расположенного на земельном участке, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям ответчиком не представлено. Так, согласно заключению эксперта, по своему назначению соответствует признакам индивидуального одноквартирного жилого дома двухэтажного отдельно стоящего здания незавершённого строительством объекта индивидуального жилищного строительства,

Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, доказательства снятия семьи Аль-Сурури Я.М. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий ответчиком в материалы дела не представлены, таких сведений материалы дела не содержат.

Исходя из Положения о порядке предоставления отдельной категории многодетных семей, проживающих в Республике Башкортостан, жилищных сертификатов, удостоверяющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения семья Аль-Сурури Я.М. могла быть исключена из списка многодетных семей, имеющих право на получение сертификата только в случае снятия ее с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако семья Аль-Сурури Я.М. продолжает состоять на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.

При таких установленных данных, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение ГКУ Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан от 29.10.2021 об исключении многодетной семьи Аль-Сурури Я.М. из списка многодетных семей, имеющих право на получение жилищного сертификата, является незаконным, семья Аль-Сурури Я.М. подлежит включению в список многодетных семей, имеющих право на получение жилищного сертификата согласно очередности, имевшей место на день исключения.

Указанные апеллянтом обстоятельства направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и нашедших отражение в мотивировочной части решения, в апелляционной жалобе и дополнениях к апелляционной жалобе не содержится новых обстоятельств, а также не представлены новые доказательства, опровергающие выводы судебного постановления, а потому не могут служить основанием для его отмены.

Таким образом, судом первой инстанции определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства. Выводы суда основаны на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права судом не допущено.

В целом, доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

    Доводов, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве основания для отмены оспариваемого решения, апелляционная жалоба не содержит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 09 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Управление по реализации жилищных программ Республики Башкортостан – без удовлетворения.

Председательствующий                 Э.Я. Абдрахманова

Судьи                             О.В. Алексеенко

                                 И.Р. Ибрагимова

    Мотивированное апелляционное определение изготовлено дата.

           Справка: судья ФИО31

33-13733/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Аль-Сурури Амир Яхъяевич
Прокурор Советского района г. Уфы
Аль-Сурури Сулейман Яхъяевич
Аль-Сурури Джаннат Яхъяевна
Информация скрыта
Давлетбаев Мохамед Яхъяевич
Давлетбаева Галия Салаватовна
Аль-Сурури Яхъя Мохамед
Ответчики
ГКУ Управление по реализации жилищных программ РБ
Другие
Администрация Калининского района ГО г. Уфа РБ
администрация ГО г.Уфа Республики Башкортостан
Министерство строительства и архитектуры РБ
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Абдрахманова Эльвира Явдатовна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
14.07.2022Передача дела судье
09.08.2022Судебное заседание
15.11.2022Производство по делу возобновлено
15.11.2022Судебное заседание
01.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2022Передано в экспедицию
15.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее