Решение по делу № 2-1237/2023 (2-11859/2022;) от 18.10.2022

УИД 11RS0001-01-2022-016111-34 Дело № 2-1237/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе судьи Некрасовой О.С.,

при секретаре Катаржновой Ю.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре

14 марта 2023 года гражданское дело по иску Ворошиной Тамары Владимировны к Администрации МО ГО «Сыктывкар», Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» о признании разрешений на захоронение не соответствующим закону, о возложении обязанности по восстановлению родственной ограды,

УСТАНОВИЛ:

Ворошина Т.В. обратилась в суд с указанным исковым заявлением к ответчикам.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Истец извещался судом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, Представитель истца Торлопов В.Г. настаивал на иске по требованиям о признании разрешений на захоронение не соответствующим закону, о возложении на ответчиков обязанности по восстановлению родственной ограды, представитель ответчиков Боровлёв Г.А. полагал заявленный иск подлежащим оставлению без удовлетворения.

Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц Прокуратура Республики Коми, Носик К.С., Чилфапур В.А. в суд не явились, извещались о месте и времени рассмотрения дела. Оснований для исключения из числа третьих лиц, привлеченных к участию в деле, суд не усматривает, оставляя заявленное ходатайство без удовлетворения. Суд счел возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, допросив свидетелей, суд приходит к следующему.

Законодательство Российской Федерации о погребении и похоронном деле состоит из Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В соответствии со ст. 16 ФЗ "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 года N 8-ФЗ

1. Выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

2. Вновь создаваемые места погребения должны размещаться на расстоянии не менее 300 метров от границ селитебной территории.

Не разрешается устройство кладбищ на территориях:

1) первого и второго поясов зоны санитарной охраны источника водоснабжения, минерального источника, первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны курорта;

2) с выходами на поверхность закарстованных, сильнотрещиноватых пород и в местах выклинивания водоносных горизонтов;

3) на берегах озер, рек и других поверхностных водных объектов, используемых населением для хозяйственно-бытовых нужд, купания и культурно-оздоровительных целей;

4) со стоянием грунтовых вод менее двух метров от поверхности земли при наиболее высоком их стоянии, а также на затапливаемых, подверженных оползням и обвалам, заболоченных.

3. Создание новых мест погребения, реконструкция действующих мест погребения возможны при наличии положительного заключения экологической и санитарно-гигиенической экспертизы.

4. Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

5. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Размер земельного участка для Федерального военного мемориального кладбища определяется исходя из предполагаемого количества захоронений на нем и может превышать сорок гектаров. Участок земли на территории Федерального военного мемориального кладбища для погребения погибшего (умершего) составляет пять квадратных метров и предоставляется бесплатно. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать погребение на этом же участке земли умершего супруга или близкого родственника.

6. Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается.

Согласно ст.18 ФЗ "О погребении и похоронном деле" от 12.01.1996 года N 8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления…. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского поселения.

В силу статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Постановлением администрации МО городского округа "Сыктывкар" от 26.08.2021 N 8/2639 утверждены Правила содержания мест погребения и Порядок деятельности общественных кладбищ на территории МО ГО "Сыктывкар (далее по тексту – Правила и Порядок)

В силу положений п. 1.1. Правил, Правила содержания мест погребения на территории МО ГО "Сыктывкар" (далее - Правила) определяют:

- порядок организации содержания и благоустройства Общественных кладбищ на территории МО ГО "Сыктывкар" (далее - Общественные кладбища);

- порядок содержания захоронений (могил) на территории Общественных кладбищ;

- порядок признания захоронения бесхозяйным (брошенным) на территории Общественных кладбищ.

В силу положений п. 5.1. Правил Контроль за исполнением настоящих Правил осуществляет администрация МО ГО "Сыктывкар" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" и администрация Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар" в соответствии с территориальным расположением Общественного кладбища.

В силу положений п. 1.1. Порядок деятельности общественных кладбищ на территории МО ГО "Сыктывкар, порядок деятельности Общественных кладбищ на территории МО ГО "Сыктывкар" (далее - Порядок) определяет:

- порядок захоронения тела (останков) или праха умершего(-ей);

- правила посещения Общественных кладбищ, права и обязанности граждан;

- порядок учета мест захоронений на территории Общественных кладбищ.

Уполномоченным органом администрации МО ГО "Сыктывкар" за подготовку и выдачу решения о предоставлении участка земли для Захоронения (далее - Решение) является управление жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" (далее - Уполномоченный орган) (п. 2.3 Порядка)

Участки земли для Захоронения на территории Общественных кладбищ предоставляются безвозмездно на правах бессрочного пользования на основании решения, выданного Уполномоченным органом по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку, в соответствии с законодательством, санитарными нормами и настоящим Порядком (п. 2.8 Порядка)

В силу положений п. 2.15 Порядка, захоронения производятся на Общественном кладбище в порядке очередности. Предоставление свободных участков земли для Захоронения осуществляется таким образом, чтобы гарантировать на этом же участке земли захоронение умершего(-ей) супруга(-и) или близкого родственника, в соответствии с действующим законодательством, участок земли составляет 3,0 м на 2,5 м и без последующего захоронения предоставляется свободный участок земли размером 2,0 м на 2,5 м.

Размер участка земли для одиночного Захоронения, личность которого не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, либо установлена, но не востребована в силу каких-либо причин, составляет 1,0 м на 2,5 м на специально отведенных для таких Захоронений секторах Общественного кладбища.

При Захоронении в родственную (семейную) ограду (могилу) в день регистрации Заявления специалист Сектора осуществляет совместный с заявителем (представителем заявителя) выход (выезд) на предполагаемый для Захоронения участок земли на Общественном кладбище для его осмотра и определения возможности (невозможности) осуществления такого Захоронения.

В процессе осмотра родственной (семейной) ограды специалистом Сектора устанавливается наличие (отсутствие) свободного участка земли для Захоронения размером не менее 2,5 м на 1,5 м, либо возможность Захоронения тела умершего(-ей) в родственную (семейную) могилу при истекшем кладбищенском периоде (не менее 20 лет), либо возможность Захоронения праха умершего(-ей) (погребальная урна) в родственную (семейную) могилу независимо от срока кладбищенского периода, и (или) соответствие (несоответствие) данных, указанных на надмогильном сооружении (надгробии), данным в документах, представленных для получения Решения.

При выявлении отсутствия участка земли для Захоронения тела (останков) умершего(-ей) в родственной ограде или в родственной (семейной) могиле (при неистекшем кладбищенском периоде), принимается Решение о предоставлении участка земли для Захоронения в установленном настоящим Порядком порядке.

Организация содержания и благоустройства предоставленного участка земли для Захоронения на Общественном кладбище осуществляется лицом, взявшим на себя ответственность за Захоронение в соответствии с положениями настоящего Порядка (п. 3.4 Порядка)

Лицо, взявшее на себя ответственность за Захоронение, обязано содержать надмогильные сооружения (надгробия) и зеленые насаждения в пределах предоставленного участка земли для Захоронения в надлежащем состоянии, и производить уборку с выносом мусора только к оборудованному месту сбора (контейнер, бункер) собственными силами либо с привлечением подрядной организации (п. 3.5 Порядка)

В силу положений п. 3.6 Порядка, лицо, взявшее на себя ответственность за Захоронение, может выбирать варианты обустройства участка земли для Захоронения, в том числе надмогильные сооружения (надгробие), в границах предоставленного участка земли для Захоронения.

Устанавливаемые надмогильные сооружения (надгробия) не должны иметь частей, выступающих за границы предоставленного участка земли для Захоронения или частей нависающих над данными границами.

Запрещается производить самовольный захват участка земли на территории Общественного кладбища и (или) расширение границ предоставленного участка земли для Захоронения.

Согласно п. 5.1. Порядка, контроль за исполнением настоящего Порядка осуществляет администрация МО ГО "Сыктывкар" в лице Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО "Сыктывкар" и администрация Эжвинского района МО ГО "Сыктывкар", в соответствии с территориальным расположением Общественного кладбища.

Лица, виновные в нарушении настоящего Порядка, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5.2 Порядка)

Установлено, что Ворошина Тамара Владимировна ... является родственницей ФИО2, ФИО30, ФИО3.

Ворошина Т.В. в 2022 обращалась в правоохранительные органы по вопросу выявления захоронений иных лиц в родственном захоронении истца, по вопросу о вандализме По результатам проверок признаков уголовно-наказуемого деяния либо административного правонарушения МВД по РК, УМВД России по городу Сыктывкару выявлено не было.

По результатам прокурорской проверки по заявлению Ворошиной вынесено представление об устранении причин и условий, способствующих нарушению закона, установлено, что на Кочпонском кладбище г. Сыктывкара был выделен земельный участок для захоронения ФИО2, ФИО31., ФИО3 Впоследсвтии присоединены могилы ФИО4, ФИО20, а в 2022 г. уже выявлено 11 захоронений: ФИО9, ФИО8, ФИО7, ФИО10, ФИО32 ФИО33 ФИО20, ФИО4, ФИО3, ФИО34., ФИО2 Документов о наличии согласий Ворошиной Т.В. на захоронения иных лиц не обнаружено. УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» осуществлен выезд на Кочпонское кладбище по обращению Ворошиной Т.В. Из материалов прокурорской проверки следует, что прилагаемыми заявителем фотографиями могил подтверждается снос ограды между соседними захоронениями, ее демонтаж.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Допрошенные по делу свидетели подтвердили факт захоронений рядом с ФИО19, ФИО2, ФИО3 иных лиц, изменение ограды захоронения.

Из представленных в материалы дела документов следует, что на Кочпонском кладбище ...:

1) в 1963 г. произведено захоронение лица- ФИО4 ( дата смерти ** ** **)

2) в 1965 - захоронена ФИО21 (** ** **- ** ** **)

3) в 1977 –ФИО35 (** ** **-** ** **)

4) в 1986 - ФИО36 (** ** **-** ** **)

5) в 1986 – ФИО3 (** ** **-** ** **)

6) в 2000 –ФИО5 (** ** **-** ** **)

7) в 2014- ФИО11 (** ** **-** ** **)

8) в 2017 –ФИО10 (** ** **-** ** **)

9) в 2019 – ФИО7 (** ** **-** ** **)

10) в 2019 -ФИО8 (** ** **-** ** **)

11)в 2020 – ФИО9 (** ** **-** ** **)

Ответственным лицом за захоронение ФИО7 является Носик К.С., за захоронение ФИО8ФИО22, за захоронение ФИО9 - Чилфапур В.А.

При этом, первое первым родственным захоронением явилось захоронение ФИО4 в .... ФИО37- родная сестра ФИО4, ФИО5- зять ФИО20, ФИО6- супруга ФИО11, дочь Журавлёвой М.И. ФИО10 – дочь ФИО23, ФИО7 – племянница ФИО11, ФИО8- сын ФИО10, внук ФИО11 ; ФИО9- супруг внучки ФИО4

Таким образом, захоронения производились в родственное захоронение Самуйленко.

Доказательств принятия уполномоченным органом такого документа, как Разрешение на захоронение ФИО9, ФИО8, ФИО7, ФИО10, ФИО11, ФИО12, в материалы дела не представлено. Материалами прокурорской проверки не установлено принятие разрешений на захоронение указанных лиц.

Допрошенная по делу в качестве свидетеля дочь истицы, пояснила, что до обращения в суд семья истицы организовывала встречу с родственниками иных лиц, чьи захоронения рядом с ФИО3, ФИО2, ФИО19 с двумя мужчинами, данные которых свидетелю не известны, обсуждались вопросы изменения ограждения, захоронение иных лиц.

В обращении в УМВД России по г. Сыктывкару от ** ** ** Ворошина Т.В. указала, что семейная ограда была сломана лицами, ответственными за соседние захоронения, вместе с тем, исковые требования о восстановлении ограждения предьявила к АМО ГО «Сыктывкар» и УЖКХ АМО ГО «Сыктывкар»

Доказательств причинения ущерба истцу действиями ответчиков путем уничтожения или повреждения ограждения захоронений, их переустройства, в материалы дела не представлено. При этом истцом не заявлено об отсутствии возможности представления доказательств, не заявлено ходатайств об истребовании доказательств.

Требований о восстановлении родственной ограды к иным ответчикам в рамках настоящего дела истцом предъявлено не было.

Рассмотрев спор в пределах заявленных истцом требований, суд не усматривает основания для возложения на ответчиков обязанности по восстановлению родственной ограды истца в первоначальном виде.

Суд оставляет заявленные истцом требования без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Ворошиной Тамары Владимировны, ... к администрации МО ГО «Сыктывкар (ИНН 110148 2338), Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар» (ИНН 1101487551) :

- о признании разрешений на захоронение ФИО9, ФИО8, ФИО7, ФИО10, ФИО11, ФИО12 в родственной ограде истца не соответствующим закону;

- о возложении обязанности по восстановлению родственной ограды истца в первоначальном виде,

оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывкарский городской суд Республики Коми.

Судья О.С. Некрасова

2-1237/2023 (2-11859/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ворошина Тамара Владимировна
Ответчики
УЖКХ АМО ГО "Сыктывкар"
АМО ГО "Сыктывкар"
Другие
Носик Ксения Сергеевна
Прокуратура Республики Коми
Чилфапур Валентина Алексеевна
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Некрасова Ольга Сергеевна
Дело на странице суда
syktsud.komi.sudrf.ru
18.10.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2022Передача материалов судье
26.10.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.11.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.01.2023Предварительное судебное заседание
14.03.2023Судебное заседание
20.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее