Решение по делу № 33-1927/2023 от 11.05.2023

Судья Леккерева И.С. № 33-1927/2023

10RS0013-01-2022-001282-66

2-74/2023 (2-817/2022;)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июня 2023 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Степановой Т.Г.,

судей Курчавовой Н.Л., Величко С.А.,

при ведении протокола помощником судьи Курденковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 02 марта 2023 года по исковому заявлению Касканделова Д. Г. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Цыганашу В. Н. о признании решения незаконным, признании договора аренды земельного участка недействительным, возложении обязанности совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Курчавовой Н.Л., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Касканделов Д.Г. обратился в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия по тем основаниям, что (...) он обратился с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (.....), письмом от 21 ХХ.ХХ.ХХ ответчик сообщил ему о том, что в Министерстве на рассмотрении находится заявление иного лица, зарегистрированное ХХ.ХХ.ХХ, об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка. В последующем истец неоднократно через портал государственных и муниципальных услуг обращался к ответчику с заявлениями о предоставлении спорного земельного участка без проведения торгов на праве аренды. Письмом от ХХ.ХХ.ХХ ответчик отказал истцу в предоставлении в аренду спорного земельного участка, указав, что по результатам рассмотрения ранее поступившего заявления иного лица в его адрес был направлен договор аренды указанного земельного участка. Письмом от ХХ.ХХ.ХХ ответчик повторно отказал истцу в предоставлении земельного участка в связи с тем, что спорный земельный участок принадлежит на праве аренды иному лицу. Полагая свои права нарушенными, истец просил признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия о предоставлении в аренду Цыганашу В.Н. земельного участка с кадастровым номером по его заявлению от ХХ.ХХ.ХХ; признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером , заключенный между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Цыганашем В.Н., зарегистрированный в Едином государственном реестре недвижимости, и отсутствующим право аренды Цыганаша В.Н. на земельный участок с кадастровым номером ; признать незаконными отказы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ и от ХХ.ХХ.ХХ в предоставлении участка истцу; возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанность предоставить истцу в аренду земельный участок с кадастровым номером по заявлениям от ХХ.ХХ.ХХ вх.№, ХХ.ХХ.ХХ вх.№, ХХ.ХХ.ХХ года вх.№

К участию в деле в качестве соответчика привлечен Цыганаш В. Н., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия, администрация Шуйского сельского поселения.

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

С постановленным судом решением не согласен истец, в апелляционной жалобе просит решение Прионежского районного суда Республики Карелия отменить, иск удовлетворить. Указывает, что внесение изменений в ЕГРН в части вида разрешенного использования земельного участка было осуществлено ХХ.ХХ.ХХ, соответственно, только после этой даты Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия имело право принять положительное решение о предоставлении спорного земельного участка. При этом заявления Цыганаша В.Н. не соответствовали требованиям, установленным Земельным кодексом РФ. В случае принятия заявления Цыганаш В.Н. как соответствующего требованиям Земельного кодекса РФ, Министерство должно было в 30-дневный срок принять решение об отказе, поскольку на дату истечения указанного срока вид разрешенного использования земельного участка не был изменен. При этом истцом неоднократно были поданы в адрес Министерства соответствующие требованиям закона заявления о предоставлении земельного участка.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержал по приведенным в ней основаниям.

Представитель ответчика Цыганаша В.Н. – Трифонов П.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что решение суда соответствует требованиям закона.

Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в том числе с учетом положений ст.165.1 Гражданского кодекса РФ.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ХХ.ХХ.ХХ Касканделов Д.Г. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью (...)., категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», расположенного по адресу: (.....), в кадастровом квартале , с вида «Объекты хранения и переработки сельскохозяйственной продукции (цеха, склады, сараи, навесы и другие)» на «Ведение личного подсобного хозяйства», указав, что земельный участок планируется использовать после получения его в аренду без проведения торгов на основании подп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, для ведения личного подсобного хозяйства – производства и переработки сельскохозяйственной продукции ((...)).

Письмом Министерства от ХХ.ХХ.ХХ года № заявителю разъяснено, что на рассмотрении в Министерстве находится заявление иного лица от ХХ.ХХ.ХХ, на основании которого Министерством инициирована процедура по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , соответствующее заявление было подготовлено и направлено в Управление Росреестра по Республики Карелия, дополнительного решения по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка не требуется ((...)).

Через личный кабинет на Едином портале государственных услуг истец неоднократно обращался в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлениями от ХХ.ХХ.ХХ (вх.№ ), ХХ.ХХ.ХХ (вх.), ХХ.ХХ.ХХ (вх.№) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером без проведении торгов в соответствии с подп.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ в аренду сроком на 49 лет ((...)).

ХХ.ХХ.ХХ письмом № со ссылкой на подп. 2 ст.39.16 Земельного кодекса РФ истцу сообщено об отсутствии правовых оснований для предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что по результатам рассмотрения ранее поступившего в адрес заявления от ХХ.ХХ.ХХ года № иного лица, Министерством был подготовлен и направлен в адрес заявителя проект договора аренды земельного участка (...)).

Письмом Министерства от ХХ.ХХ.ХХ истцу отказано в удовлетворении заявления о предоставлении без проведения торгов испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве аренды иному лицу ((...)).

Из материалов дела следует, что на основании ходатайства Цыганаша В.Н. распоряжением Правительства Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ года № 654р-П осуществлен перевод земельного участка с кадастровым номером , из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения ((...)).

ХХ.ХХ.ХХ Цыганаш В.Н. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером для ведения личного подсобного хозяйства на основании подп.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ.

ХХ.ХХ.ХХ между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Цыганашем В.Н. заключен договор аренды № ((...)) земельного участка кадастровым номером , площадью (...) с видом разрешенного использования «Объекты хранения и переработки сельскохозяйственной продукции (цеха, склады, сараи, навесы и другие) Территориальная зона СХ-3. Зона сельскохозяйственного использования, предусматривающая строительство ОКС», расположенного по адресу: (.....) (п.1.1). Договор заключен сроком на 49 лет (п.2.1).

ХХ.ХХ.ХХ регистрация указанного договора аренды была приостановлена по тем основаниям, что на основании п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ вид разрешенного использования земельного участка не предполагает возможности заключения договора аренды земельного участка без торгов (уведомление № , (...)).

ХХ.ХХ.ХХ Цыганаш В.Н. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением (вх.№) о прекращении регистрации договора аренды указанного земельного участка от ХХ.ХХ.ХХ, а также об изменении вида разрешенного использования участка на вид «ведение личного подсобного хозяйства» и внесении изменений в договор аренды в части определения вида разрешенного использования (...)

ХХ.ХХ.ХХ Цыганаш В.Н. повторно обратился в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением (вх.№ ) об изменении вида разрешенного использования участка на вид «ведение личного подсобного хозяйства», внесении изменений в договор аренды в части определения вида разрешенного использования и предоставлении земельного участка без проведения торгов сроком на 49 лет (...)).

ХХ.ХХ.ХХ Управлением Росреестра по Республике Карелия внесены изменения в Единый государственный реестр недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером на вид «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Территориальная зона – СХ-3. Зона сельскохозяйственного использования, предусматривающая строительство ОКС» (уведомление № ).

ХХ.ХХ.ХХ между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Цыганашем В.Н. заключен договор аренды земельного участка № кадастровым номером , площадью (...) с видом разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках». Территориальная зона – СХ-3. Зона сельскохозяйственного использования, предусматривающая строительство ОКС», местоположение: (.....) (п.1.1). Договор заключен сроком на 49 лет (п.2.1).

Согласно выписке из ЕГРН от ХХ.ХХ.ХХ, представленной по запросу суда первой инстанции, в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью (...), категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Территориальная зона – СХ-3. Зона сельскохозяйственного использования, предусматривающая строительство ОКС, зарегистрировано обременение в виде аренды сроком на 49 лет в пользу Цыганаш В.Н. ((...)).

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку заявление Касканделова Д.Г. о предоставлении земельного участка было принято после поступления ХХ.ХХ.ХХ заявления Цыганаша В.Н., принятое Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия решение от ХХ.ХХ.ХХ, от ХХ.ХХ.ХХ не противоречит требованиям земельного законодательства, оснований для признания сделки недействительной не имеется, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказал.

Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными.

В силу ст.39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9 - 11 Земельного кодекса РФ.

Исходя из взаимосвязанных положений п.2 ст.3.3, п.4 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Закона Республики Карелия от 25.12.2015 №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», постановлений Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 №446-П, от 26.09.2019 №326-П, от 02.11.2017 №390-П, Министерство имущественных и земельных отношений наделено полномочиями по предоставлению земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с подп.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Пунктом 1 ст.39.14 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»…;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В ст.39.17 Земельного кодекса РФ регламентирован порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка.

В соответствии с п.4 указанной статьи рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

Согласно п.5 ст.39.17 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст.39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст.39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Приведенные положения закона и установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушений прав истца действиями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия допущено не было, напротив действия Министерства свидетельствуют о соблюдении требований п.4 ст.39.17 Земельного кодекса РФ. Инициированная ответчиком Цыганашем В.Н. деятельность, направленная на оформление договора аренды в отношении спорного земельного участка, имеет свое начало ХХ.ХХ.ХХ, когда данное лицо обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью (...) с целью использования для ведения личного подсобного хозяйства.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, как уполномоченный орган, приняло решение о предоставлении Цыганашу В.Н. спорного земельного участка, путем подписания с ним договора аренды земельного участка, а также соответствующего акта приема – передачи участка. В последующем, указанный договор Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия направлен в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации права аренды земельного участка. При этом уполномоченный орган не усмотрел оснований для отказа Цыганашу В.Н. в предоставлении испрашиваемого им земельного участка, что, как выяснилось в последующем, противоречило положениям ст.39.6 Земельного кодекса РФ.

Однако, после установления указанного обстоятельства ответчиком решения об отказе в предоставлении Цыганашу В.Н. испрашиваемого им земельного участка принято не было, осуществлены действия по приведению вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с заявляемыми целями его использования и переоформлению договора аренды.

По смыслу ст.ст. 164, 165, п.3 ст.433 Гражданского кодекса РФ государственная регистрация договора осуществляется в целях создания возможности для заинтересованных третьих лиц знать об имеющемся обременении в виде аренды земельного участка.

Соответственно заключив договор аренды с истцом, ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, реализовал свои правомочия, зафиксированные в п.5 ст.39.17 Земельного кодекса РФ.

Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о незавершенности рассмотрения обращения Цыганаша В.Н. от ХХ.ХХ.ХХ по состоянию на дату поступления в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия заявления истца (ХХ.ХХ.ХХ).

Ввиду чего действия Министерства по отказу истцу в предоставлении испрашиваемого им земельного участка являются обоснованными.

Изложенное, в свою очередь, свидетельствует об обоснованности выводов суда первой инстанции, об отсутствии оснований для признания незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия о предоставлении в аренду Цыганашу В.Н. земельного участка с кадастровым номером по его заявлению от ХХ.ХХ.ХХ; признании недействительным договора аренды земельного участка, заключенного между ответчиками, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости, и отсутствующим права аренды Цыганаша В.Н. на спорный земельный участок; признании незаконными отказов Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в предоставлении участка истцу; возложении на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанности предоставить истцу в аренду спорный земельный участок.

В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст. 11 Гражданского кодекса РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

По смыслу приведенных законоположений судебной защите подлежит только реально нарушенное право.

При разрешении настоящего спора судебная коллегия учитывает, что факт нарушения ответчиками прав и законных интересов истца не нашел своего подтверждения.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Приведенные доводы жалобы фактически выражают несогласие ответчика с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене или изменению решения не содержат, в связи с чем они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.

При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 02 марта 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

Судья Леккерева И.С. № 33-1927/2023

10RS0013-01-2022-001282-66

2-74/2023 (2-817/2022;)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 июня 2023 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Степановой Т.Г.,

судей Курчавовой Н.Л., Величко С.А.,

при ведении протокола помощником судьи Курденковой И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 02 марта 2023 года по исковому заявлению Касканделова Д. Г. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Цыганашу В. Н. о признании решения незаконным, признании договора аренды земельного участка недействительным, возложении обязанности совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Курчавовой Н.Л., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Касканделов Д.Г. обратился в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия по тем основаниям, что (...) он обратился с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: (.....), письмом от 21 ХХ.ХХ.ХХ ответчик сообщил ему о том, что в Министерстве на рассмотрении находится заявление иного лица, зарегистрированное ХХ.ХХ.ХХ, об изменении вида разрешенного использования указанного земельного участка. В последующем истец неоднократно через портал государственных и муниципальных услуг обращался к ответчику с заявлениями о предоставлении спорного земельного участка без проведения торгов на праве аренды. Письмом от ХХ.ХХ.ХХ ответчик отказал истцу в предоставлении в аренду спорного земельного участка, указав, что по результатам рассмотрения ранее поступившего заявления иного лица в его адрес был направлен договор аренды указанного земельного участка. Письмом от ХХ.ХХ.ХХ ответчик повторно отказал истцу в предоставлении земельного участка в связи с тем, что спорный земельный участок принадлежит на праве аренды иному лицу. Полагая свои права нарушенными, истец просил признать незаконным решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия о предоставлении в аренду Цыганашу В.Н. земельного участка с кадастровым номером по его заявлению от ХХ.ХХ.ХХ; признать недействительным договор аренды земельного участка с кадастровым номером , заключенный между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Цыганашем В.Н., зарегистрированный в Едином государственном реестре недвижимости, и отсутствующим право аренды Цыганаша В.Н. на земельный участок с кадастровым номером ; признать незаконными отказы Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ и от ХХ.ХХ.ХХ в предоставлении участка истцу; возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанность предоставить истцу в аренду земельный участок с кадастровым номером по заявлениям от ХХ.ХХ.ХХ вх.№, ХХ.ХХ.ХХ вх.№, ХХ.ХХ.ХХ года вх.№

К участию в деле в качестве соответчика привлечен Цыганаш В. Н., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия, администрация Шуйского сельского поселения.

Решением суда в удовлетворении иска отказано.

С постановленным судом решением не согласен истец, в апелляционной жалобе просит решение Прионежского районного суда Республики Карелия отменить, иск удовлетворить. Указывает, что внесение изменений в ЕГРН в части вида разрешенного использования земельного участка было осуществлено ХХ.ХХ.ХХ, соответственно, только после этой даты Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия имело право принять положительное решение о предоставлении спорного земельного участка. При этом заявления Цыганаша В.Н. не соответствовали требованиям, установленным Земельным кодексом РФ. В случае принятия заявления Цыганаш В.Н. как соответствующего требованиям Земельного кодекса РФ, Министерство должно было в 30-дневный срок принять решение об отказе, поскольку на дату истечения указанного срока вид разрешенного использования земельного участка не был изменен. При этом истцом неоднократно были поданы в адрес Министерства соответствующие требованиям закона заявления о предоставлении земельного участка.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержал по приведенным в ней основаниям.

Представитель ответчика Цыганаша В.Н. – Трифонов П.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что решение суда соответствует требованиям закона.

Иные участвующие в деле лица в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте слушания дела надлежащим образом, в том числе с учетом положений ст.165.1 Гражданского кодекса РФ.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении, возражениях относительно жалобы.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ХХ.ХХ.ХХ Касканделов Д.Г. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , площадью (...)., категория земель «земли сельскохозяйственного назначения», расположенного по адресу: (.....), в кадастровом квартале , с вида «Объекты хранения и переработки сельскохозяйственной продукции (цеха, склады, сараи, навесы и другие)» на «Ведение личного подсобного хозяйства», указав, что земельный участок планируется использовать после получения его в аренду без проведения торгов на основании подп. 19 п. 2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ, для ведения личного подсобного хозяйства – производства и переработки сельскохозяйственной продукции ((...)).

Письмом Министерства от ХХ.ХХ.ХХ года № заявителю разъяснено, что на рассмотрении в Министерстве находится заявление иного лица от ХХ.ХХ.ХХ, на основании которого Министерством инициирована процедура по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , соответствующее заявление было подготовлено и направлено в Управление Росреестра по Республики Карелия, дополнительного решения по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка не требуется ((...)).

Через личный кабинет на Едином портале государственных услуг истец неоднократно обращался в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлениями от ХХ.ХХ.ХХ (вх.№ ), ХХ.ХХ.ХХ (вх.), ХХ.ХХ.ХХ (вх.№) о предоставлении земельного участка с кадастровым номером без проведении торгов в соответствии с подп.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ в аренду сроком на 49 лет ((...)).

ХХ.ХХ.ХХ письмом № со ссылкой на подп. 2 ст.39.16 Земельного кодекса РФ истцу сообщено об отсутствии правовых оснований для предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что по результатам рассмотрения ранее поступившего в адрес заявления от ХХ.ХХ.ХХ года № иного лица, Министерством был подготовлен и направлен в адрес заявителя проект договора аренды земельного участка (...)).

Письмом Министерства от ХХ.ХХ.ХХ истцу отказано в удовлетворении заявления о предоставлении без проведения торгов испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером принадлежит на праве аренды иному лицу ((...)).

Из материалов дела следует, что на основании ходатайства Цыганаша В.Н. распоряжением Правительства Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ года № 654р-П осуществлен перевод земельного участка с кадастровым номером , из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения ((...)).

ХХ.ХХ.ХХ Цыганаш В.Н. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером для ведения личного подсобного хозяйства на основании подп.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ.

ХХ.ХХ.ХХ между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Цыганашем В.Н. заключен договор аренды № ((...)) земельного участка кадастровым номером , площадью (...) с видом разрешенного использования «Объекты хранения и переработки сельскохозяйственной продукции (цеха, склады, сараи, навесы и другие) Территориальная зона СХ-3. Зона сельскохозяйственного использования, предусматривающая строительство ОКС», расположенного по адресу: (.....) (п.1.1). Договор заключен сроком на 49 лет (п.2.1).

ХХ.ХХ.ХХ регистрация указанного договора аренды была приостановлена по тем основаниям, что на основании п.2 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ вид разрешенного использования земельного участка не предполагает возможности заключения договора аренды земельного участка без торгов (уведомление № , (...)).

ХХ.ХХ.ХХ Цыганаш В.Н. обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением (вх.№) о прекращении регистрации договора аренды указанного земельного участка от ХХ.ХХ.ХХ, а также об изменении вида разрешенного использования участка на вид «ведение личного подсобного хозяйства» и внесении изменений в договор аренды в части определения вида разрешенного использования (...)

ХХ.ХХ.ХХ Цыганаш В.Н. повторно обратился в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением (вх.№ ) об изменении вида разрешенного использования участка на вид «ведение личного подсобного хозяйства», внесении изменений в договор аренды в части определения вида разрешенного использования и предоставлении земельного участка без проведения торгов сроком на 49 лет (...)).

ХХ.ХХ.ХХ Управлением Росреестра по Республике Карелия внесены изменения в Единый государственный реестр недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером на вид «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Территориальная зона – СХ-3. Зона сельскохозяйственного использования, предусматривающая строительство ОКС» (уведомление № ).

ХХ.ХХ.ХХ между Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия и Цыганашем В.Н. заключен договор аренды земельного участка № кадастровым номером , площадью (...) с видом разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках». Территориальная зона – СХ-3. Зона сельскохозяйственного использования, предусматривающая строительство ОКС», местоположение: (.....) (п.1.1). Договор заключен сроком на 49 лет (п.2.1).

Согласно выписке из ЕГРН от ХХ.ХХ.ХХ, представленной по запросу суда первой инстанции, в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадью (...), категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Территориальная зона – СХ-3. Зона сельскохозяйственного использования, предусматривающая строительство ОКС, зарегистрировано обременение в виде аренды сроком на 49 лет в пользу Цыганаш В.Н. ((...)).

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку заявление Касканделова Д.Г. о предоставлении земельного участка было принято после поступления ХХ.ХХ.ХХ заявления Цыганаша В.Н., принятое Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия решение от ХХ.ХХ.ХХ, от ХХ.ХХ.ХХ не противоречит требованиям земельного законодательства, оснований для признания сделки недействительной не имеется, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказал.

Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит правильными.

В силу ст.39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9 - 11 Земельного кодекса РФ.

Исходя из взаимосвязанных положений п.2 ст.3.3, п.4 ст.2 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Закона Республики Карелия от 25.12.2015 №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», постановлений Правительства Республики Карелия от 30.12.2015 №446-П, от 26.09.2019 №326-П, от 02.11.2017 №390-П, Министерство имущественных и земельных отношений наделено полномочиями по предоставлению земельных участков из земель, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с подп.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Пунктом 1 ст.39.14 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»…;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

В ст.39.17 Земельного кодекса РФ регламентирован порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка.

В соответствии с п.4 указанной статьи рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

Согласно п.5 ст.39.17 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в период рассматриваемых правоотношений) в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных ст.39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст.39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

Приведенные положения закона и установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушений прав истца действиями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия допущено не было, напротив действия Министерства свидетельствуют о соблюдении требований п.4 ст.39.17 Земельного кодекса РФ. Инициированная ответчиком Цыганашем В.Н. деятельность, направленная на оформление договора аренды в отношении спорного земельного участка, имеет свое начало ХХ.ХХ.ХХ, когда данное лицо обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером , площадью (...) с целью использования для ведения личного подсобного хозяйства.

Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, как уполномоченный орган, приняло решение о предоставлении Цыганашу В.Н. спорного земельного участка, путем подписания с ним договора аренды земельного участка, а также соответствующего акта приема – передачи участка. В последующем, указанный договор Министерством имущественных и земельных отношений Республики Карелия направлен в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации права аренды земельного участка. При этом уполномоченный орган не усмотрел оснований для отказа Цыганашу В.Н. в предоставлении испрашиваемого им земельного участка, что, как выяснилось в последующем, противоречило положениям ст.39.6 Земельного кодекса РФ.

Однако, после установления указанного обстоятельства ответчиком решения об отказе в предоставлении Цыганашу В.Н. испрашиваемого им земельного участка принято не было, осуществлены действия по приведению вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с заявляемыми целями его использования и переоформлению договора аренды.

По смыслу ст.ст. 164, 165, п.3 ст.433 Гражданского кодекса РФ государственная регистрация договора осуществляется в целях создания возможности для заинтересованных третьих лиц знать об имеющемся обременении в виде аренды земельного участка.

Соответственно заключив договор аренды с истцом, ответчик Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, реализовал свои правомочия, зафиксированные в п.5 ст.39.17 Земельного кодекса РФ.

Представленные в материалы дела доказательства свидетельствуют о незавершенности рассмотрения обращения Цыганаша В.Н. от ХХ.ХХ.ХХ по состоянию на дату поступления в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия заявления истца (ХХ.ХХ.ХХ).

Ввиду чего действия Министерства по отказу истцу в предоставлении испрашиваемого им земельного участка являются обоснованными.

Изложенное, в свою очередь, свидетельствует об обоснованности выводов суда первой инстанции, об отсутствии оснований для признания незаконным решения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия о предоставлении в аренду Цыганашу В.Н. земельного участка с кадастровым номером по его заявлению от ХХ.ХХ.ХХ; признании недействительным договора аренды земельного участка, заключенного между ответчиками, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости, и отсутствующим права аренды Цыганаша В.Н. на спорный земельный участок; признании незаконными отказов Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в предоставлении участка истцу; возложении на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанности предоставить истцу в аренду спорный земельный участок.

В соответствии с ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В силу ст. 11 Гражданского кодекса РФ суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.

По смыслу приведенных законоположений судебной защите подлежит только реально нарушенное право.

При разрешении настоящего спора судебная коллегия учитывает, что факт нарушения ответчиками прав и законных интересов истца не нашел своего подтверждения.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. Приведенные доводы жалобы фактически выражают несогласие ответчика с выводами суда, однако по существу их не опровергают, оснований к отмене или изменению решения не содержат, в связи с чем они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.

При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Прионежского районного суда Республики Карелия от 02 марта 2023 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи

33-1927/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Касканделов Дмитрий Григорьевич
Ответчики
Цыганаш Валентин Николаевич
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Другие
Администрация Прионежского муниципального района Республики Карелия
Администрация Шуйского сельского поселения
Трифонов Петр Александрович
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
11.05.2023Передача дела судье
06.06.2023Судебное заседание
04.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2023Передано в экспедицию
06.06.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее