Решение по делу № 33-10387/2023 от 16.03.2023

Судья: ФИО Дело <данные изъяты> УИД <данные изъяты>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Красногорск Московской области                             27 марта 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи ФИО,

судей ФИО ФИО

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по иску ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО к ТУ ФАУГИ по Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства об установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельный участок

по апелляционной жалобе Федерального агентства лесного хозяйства на решение Щелковского городского суда Московской области от <данные изъяты>,

заслушав доклад судьи ФИО,

объяснения представителя истцов– ФИО,

установила:

ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО обратились в суд с иском к Федеральному агентству лесного хозяйства, ТУ ФАУГИ по Московской области об установлении границ земельного участка, признании права собственности на земельные участки.

В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются членами СНТ «Звероножка», расположенном по адресу: <данные изъяты>. За ними закреплены следующие земельные участки <данные изъяты>, что подтверждается справками СНТ СН «Звероножка» от <данные изъяты>. Земельный участок для ведения коллективного садоводства был предоставлен на основании Постановления главы <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> о согласовании материалов выбора земельного участка огородному товариществу «Заря» под коллективное садоводство с целью организации садоводческого товарищества «Звероножка» в районе н.<данные изъяты>» общей площадью 9,4 га, в т.ч. – 7.4 га в 11 квартале Чкаловского лесничества Щелковского учебно-опытного лесхоза, - 2.0 Га из земель Госземзапаса (0.5 – пастбищ, 1.5 га – кустарников). Постановлением Администрации <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> Администрация обязала преобразовать ОТ «Заря» в СТ «Звероножка». Ранее, указанный земельный участок был переведен из земель лесного фонда в нелесные площади (письмо Московского управления лесами от <данные изъяты> <данные изъяты> о переводе). В соответствии с указанным письмом и Постановлением в установленном законом порядке СНТ «Звероножка», подготовила Акт выбора земельного участка и согласования со всеми необходимыми инстанциями. Выбор земельного участка был согласован Комиссией по градостроительному регулированию и организации территории в районах Центральной части МО, что подтверждается выпиской из протокола заседания <данные изъяты> Комиссии от <данные изъяты>.<данные изъяты> Агентством лесного хозяйства по <данные изъяты> и <данные изъяты> был издан приказ <данные изъяты> «Об утверждении акта выбора участка лесного фонда <данные изъяты> от <данные изъяты> СНТ «Звероножка», согласно которому утвержден акт выбора <данные изъяты> от <данные изъяты> и проект границ земельного участка, испрашиваемого СНТ «Звероножка» для ведения коллективного садоводства в защитных лесах площадью 7,4 га, расположенного в <данные изъяты> выд. <данные изъяты> Свердловского лесничества Щелковского учебно-опытного лесхоза, с переводом в земли сельскохозяйственного назначения для ведения коллективного садоводства. Однако данный приказ Агентством лесного хозяйства по <данные изъяты> и <данные изъяты> исполнен не был, и до настоящего времени земельный участок, на котором находится Товарищество истцов, числится в ЕГРН как земли лесного фонда. Учитывая, что указанный земельный участок до настоящего времени, не исключен из земель лесного фонда, то Администрация не может утвердить проект межевания территории и соответственно передать участки в собственность истцов. Таким образом, во внесудебном порядке зарегистрировать право собственности на занимаемые земельные участки истцы не имеют возможности, поскольку было выявлено пересечение границ земельного участка истцов с границами земель лесного фонда.

Уточнив требования с учётом заключения судебной экспертизы, истцы просили суд: установить границы земельных участков: <данные изъяты>, расположенных по адресу: <данные изъяты> признать за ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО право собственности на земельные участки, расположенные по адресу: <данные изъяты>, в границах, определенных в результате судебной землеустроительной экспертизы.

Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены.

В материалы дела представлены письменные возражения на иск Федерального агентства лесного хозяйства, Комитета лесного хозяйства Московской области, в которых указанные лица просили суд в удовлетворении иска отказать.

Решением Щелковского городского суда Московской области от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены, суд установил границы земельных участков, расположенных по адресу: <данные изъяты> в соответствующих координатах и площадях, исключил из границ земельного участка лесного фонда с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенным по адресу: <данные изъяты> области наложения границ земельных участков истцов, уточнив границы земельного участка лесхоза с кадастровым номером <данные изъяты>, признал право собственности за <данные изъяты>

Комитет лесного хозяйства Московской области, не согласившись с решением суда, подал апелляционную жалобу, в которой просит ставит вопрос о его отмене.

Представитель истцов ФИО в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены.

Суд апелляционной инстанции, учитывая наличие сведений о надлежащем извещении сторон о месте и времени судебного заседания, а также отсутствие ходатайств об отложении судебного разбирательства, счел возможным провести судебное заседание при данной явке.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истцов, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, земельный участок для ведения коллективного садоводства был предоставлен на основании Постановления главы <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> о согласовании материалов выбора земельного участка огородному товариществу «Заря» под коллективное садоводство с целью организации садоводческого товарищества «Звероножка» в районе <данные изъяты>» общей площадью 9,4 га, в т.ч. – 7.4 га в 11 квартале Чкаловского лесничества Щелковского учебно-опытного лесхоза, - 2.0 Га из земель Госземзапаса (0.5 – пастбищ, 1.5 га – кустарников). Постановлением Администрации <данные изъяты> <данные изъяты> от <данные изъяты> Администрация обязала преобразовать ОТ «Заря» в СТ «Звероножка».

Ранее указанный земельный участок был переведен из земель лесного фонда в нелесные площади (письмо Московского управления лесами от <данные изъяты> <данные изъяты> о переводе). В соответствии с указанным письмом и Постановлением в установленном законом порядке СНТ «Звероножка», подготовила Акт выбора земельного участка и согласования со всеми необходимыми инстанциями.

Выбор земельного участка был согласован Комиссией по градостроительному регулированию и организации территории в районах Центральной части <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из протокола заседания <данные изъяты> Комиссии от <данные изъяты>.

<данные изъяты> Агентством лесного хозяйства по <данные изъяты> и <данные изъяты> был издан приказ <данные изъяты> «Об утверждении акта выбора участка лесного фонда <данные изъяты> от <данные изъяты> СНТ «Звероножка», согласно которому утвержден акт выбора <данные изъяты> от <данные изъяты> и проект границ земельного участка, испрашиваемого СНТ «Звероножка» для ведения коллективного садоводства в защитных лесах площадью 7,4 га, расположенного в кв. <данные изъяты> выд. <данные изъяты> Свердловского лесничества Щелковского учебно-опытного лесхоза, с переводом в земли сельскохозяйственного назначения для ведения коллективного садоводства.

Истцы являются членами <данные изъяты>, за ними закреплены следующие земельные участки: <данные изъяты>, что подтверждается справками <данные изъяты> от <данные изъяты>.

Для разрешения спора по существу в соответствии с определением суда по делу была назначена и проведена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено эксперту ФИО

Из заключения эксперта ФИО усматривается, что спорные земельные участки расположены в границах СНТ «Звероножка».

Согласно данным ЕГРН, фактические границы объектов экспертизы полностью расположены в границах земельного участка лесного фонда с кадастровым номером <данные изъяты> и для установления границ земельных участков, расположенного по адресу: <данные изъяты> необходимо исключить из границ земельного участка лесного фонда области наложения границ земельных участков истцов.

При этом эксперт отметил, что границы земельных участков <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> расположены за пределами границ земельного участка площадью 7.4 Га.

Как следует из материалов дела, при формировании земельного участка не была учтена прибрежная защитная полоса реки «Звероножка», которая была включена в границы СНТ.

При этом в материалы дела был представлен проект межевания территории СНТ «Звероножка», от <данные изъяты>, с учетом прибрежной защитной полосы реки Звероножка, утвержденный на общем собрании СНТ, в котором данные участки отражены.

Таким образом, границы земельных участков <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты> фактически установлены с учетом прибрежной защитной полосы реки Звероножка.

Разрешая заявленные требования, руководствуясь ст. 59 Земельного кодекса Российской Федерации, п.п. 3 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, п.2.7 ст.3 Федерального закона от <данные изъяты> №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п.58 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации <данные изъяты>, Пленума ВАС РФ <данные изъяты> от <данные изъяты> "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, ст. 14 ФЗ от <данные изъяты> № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, принимая во внимание заключение эксперта, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с постановленным по делу решением суда по доводам апелляционной жалобы.

Доводы апелляционной жалобы, что судом не учтено то обстоятельство, что испрашиваемые истцами земельные участки относятся к землям лесного фонда согласно сведениям в ЕГРН и реестровая ошибка отсутствует, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, мотивированно отклонены и не могут являться основанием к отмене обжалуемого судебного постановления.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса.

В пункте 2 данной статьи установлено, что земли, указанные в пункте 1 этой статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от <данные изъяты> N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено право членов некоммерческих организаций, созданных до <данные изъяты> для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и членов садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от <данные изъяты> N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" на землях лесного фонда запрещаются размещение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, предоставление лесных участков гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со статьями 67 - 68 Лесного кодекса Российской Федерации лесоустройство проводится на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, на которых расположены леса; землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса: землях особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, и включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков: закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков: таксацию лесов (выявление, учет, оценка качественных и количественных характеристик лесных ресурсов): проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 209-ФЗ "О геодезии и картографии". В случаях закрепления на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Таким образом, определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В результате проведения лесоустройства местоположение границ лесных участков может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов (лесничеств).

Согласно статье 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.

Согласно пункту 1 части 6 статьи 39 Федерального закона от <данные изъяты> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" согласование местоположения границ проводится без их установления на местности независимо от требований заинтересованных лиц в случае, если земельные участки, местоположение границ которых согласовывается, являются лесными участками, земельными участками в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов или в составе земель сельскохозяйственного назначения, предназначенных для осуществления традиционного природопользования коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

При этом отнесение земельного участка к землям лесного фонда само по себе не может исключать уточнение границ земельного участка и установление их на местности при выявлении нарушения прав смежных землепользователей.

Положения Федерального закона от <данные изъяты> N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" направлены на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с частями 3 - 5 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 данной статьи. Правила данной части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до <данные изъяты>.

Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до <данные изъяты>: предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка; предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.

Положения части 4 указанной статьи применяются также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок и после <данные изъяты>.

В силу вышеуказанных правовых норм, а также Федеральных законов "О государственной регистрации недвижимости", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", "О введении в действие ЛК РФ", "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции, установив, что истцы являются членами садоводческого товарищества, по решению общего собрания членов СНТ "Звероножка" спорные земельные участки распределены истцам, сведений о границах спорных земельных участков в ЕГРН не имеется, при этом, спорные земельные участки налагаются на земли лесного фонда, однако фактически входят в территорию выделенную решением администрации от <данные изъяты> <данные изъяты> для ведения садоводства, то есть подпадают под правовое регулирование статьи 14 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", правильно пришел к выводу, что спорные участки не могут быть отнесены к землям лесного фонда в силу действующего правового регулирования, а указанное наложение подлежит исправлению в силу положений Федерального закона N 280-ФЗ от <данные изъяты> "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", в качестве реестровой ошибки.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, принимая во внимание, что в отношении испрашиваемых истцами земельных участков сведения в ЕГРН отсутствуют, в административном порядке истцы лишены возможности реализовать право на приватизацию выделенных им земельных участков для садоводства по причине наложения границ на земли государственного лесного фонда по сведением в ЕГРН, заявленные истцами требования подлежали судебной защите на основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 59 Земельного кодекса Российской Федерации путем признания права в определенных судом границах земельных участков.

Несогласие апеллянта с произведенным устранением реестровой ошибки и установлением границ земельных участков сторон не свидетельствуют о неправильном определении судом варианта устранения реестровой ошибки, поскольку выводы суда отвечают требованиям статьи 60.2 Федерального закона от <данные изъяты> N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", направлены на упорядочение земельных правоотношений в соответствии с законом.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а потому основания к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Щелковского городского суда Московской области от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального агентства лесного хозяйства – без удовлетворения.

Председательствующий

судьи

33-10387/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Алешинская Надежда Павловна
Скворцова Валентина Аркадьевна
Сотников Сергей Иванович
Гречушникова Анна Алексеевна
Федотов Олег Николаевич
Моисеева Оксана Анатольевна
Баева Галина Александровна
Коник Диана Владимировна
Гриньков Владимир Николаевич
Гринькова Вера Павловна
Олейников Эдуард Анатольевич
Гриньков Николай Владимирович
Белицкая Татьяна Николаевна
Астахов Сергей Сергеевич
Базанов Александр Валерьевич
Настырская Наталья Робертовна
Литвинова Ольга Павловна
Сухова Анна Алексеевна
Постнова Татьяна Николаевна
Белова Ольга Викторвона
Ответчики
Федеральное агенство лесного хозяйства
Другие
СНТ Звероножка
Администрация г.Лосино-Петровский
Комитет лесного хозяйства
Алексеева Надежда Николаевна
Суд
Московский областной суд
Судья
Полякова Ю.В.
Дело на странице суда
oblsud.mo.sudrf.ru
27.03.2023Судебное заседание
11.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2023Передано в экспедицию
27.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее