Судья Клименко М.Ю. УИД 39RS0004-01-2021-002461-48
Дело №2-1958/2021
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
№ 33-300/2022
17 января 2023 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
Председательствующего-судьи Поникаровской Н.В.
судей- Мамичевой В.В., Теплинской Т.В.
при секретаре Глодян В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ершова О.У на решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 20 октября 2022 года по исковому заявлению Ершова О.У. к ГУ ОПФР в Калининградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии.
Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., объяснения Ершова О.У., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя ФКУ КП-12 Белугиной О.Н., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Ершов О.У. обратился в суд с иском к ГУ ОПФР в Калининградской области, указав, что в связи с достижением пенсионного возраста, он ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости, поскольку с января 2007 года по настоящее время работал в учреждениях УФСИН России по Калининградской области на разных должностях, которые предусматривают непосредственную работу с осужденными.
ДД.ММ.ГГГГ ответчик необоснованно отказал в назначении пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа 15 лет.
Просил суд отменить решение пенсионного органа об отказе в назначении досрочной пенсии по старости и назначить ему пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Гвардейского районного суда Калининградской области от 20 октября 2022 года исковые требования Ершова О.У. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Ершов О.У. выражает несогласие с вынесенным решением, просит его отменить и принять новое об удовлетворении иска.
Продолжает настаивать на том, что его функциональные обязанности по всем должностям, в том числе и тем, которые не предусмотрены Списком, были связаны с работой с осужденными.
Указывает, что его должность начальника культурного центра ФГК «Отдел по конвоированию УФСИН России по Калининградской области» тождественно должности руководителя структурного подразделения образовательной организации, а объем и характер его должностных обязанностей свидетельствует о том, что он был занят на работах с осуждёнными не менее 80% рабочего времени. Вывод же суда об обратном, не мотивирован.
Суд первой инстанции не дал оценку справке, выданной ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области, в которой работодатель подтвердил его льготный характер работы на должностях ведущего инженера, инспектора, инженера 1 категории отдела коммунально-бытового и хозяйственного обеспечения.
Суд первой инстанции также не принял во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, изложенную в Постановлении от 04.10.2022 № 40-П.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения, судебная коллегия находит его подлежащим отмене в части.
Материалами дела установлено, что Ершов О.У. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности начальника культурного центра ФГУ «Отдел по конвоированию УФСИН России по Калининградской области; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях ведущего инженера, инспектора, инженера и инженера 1 категории отдела коммунально-бытового, интендантского обеспечения ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности водителя автомобиля гаража в ФКУ «Колония-поселение № 12» УФСИН по Калининградской области; с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности пожарного пожарной части в ФКУ ЛИУ-5 УФСИН России по Калининградской области.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "к" пункта 1 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 1994 года N 85.
Правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с указанным списком пользуются руководители, специалисты и служащие(в том числе инженеры, инспекторы, старшие инспекторы), постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе мастера (пункт 2 Списка от 03 февраля 1994 года N 85).
При этом, как следует из пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516), и постановления Минтруда России от 22 мая 1996 года N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", одним из условий реализации права на досрочное назначение пенсии по старости является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах с осужденными. Факт занятости на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) для зачета соответствующих периодов работы в специальный стаж подтверждается справкой, выданной администрацией учреждения, исполняющего наказания.
Начиная с 1 января 2013 года для зачета периодов работы в страховой стаж для назначения досрочно пенсии, необходимо подтвердить начисление и уплату работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу (ч.6 ст. 30 Федерального закона 400-ФЗ).
Принимая по делу решение и отказывая в иске во включении в специальный стаж периодов работы истца после 01 января 2013 года суд первой инстанции исходил из того, что работодатель не уплачивал страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу.
Судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью таких суждений.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от04.10.2022 № 40-П пункт 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и статьи 12 и 13 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 39 (части 1 и 2), 55 (часть 3), 75 (часть 6) и 75.1, в той мере, в какой содержащиеся в них положения, обусловливая реализацию пенсионных прав постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (в том числе медицинских работников, занятых на таких работах в указанных учреждениях), установлением по результатам специальной оценки условий труда соответствующего класса (подкласса) вредных и (или) опасных условий труда на их рабочих местах, позволяют не включать периоды такой деятельности в их страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение им страховой пенсии по старости на основании пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", притом, что действующим правовым регулированием не предусмотрена возможность учета специфики такой трудовой деятельности признан недействительным.
Федеральному законодателю надлежит - руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, - в кратчайшие сроки внести необходимые изменения в действующее правовое регулирование.
Впредь до внесения изменений, вытекающих из настоящего Постановления, пенсионные права постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (в том числе медицинских работников, занятых на таких работах в указанных учреждениях), должны обеспечиваться:
работодателем (страхователем) путем уплаты за период с 1 января 2022 года страховых взносов по дополнительному тарифу, который был предусмотрен на период до проведения специальной оценки условий их труда в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (утратил силу с 1 января 2017 года), с включением соответствующих периодов их трудовой деятельности в страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях";
государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению в Пенсионный фонд Российской Федерации не уплаченных по указанному дополнительному тарифу за период с 1 января 2013 года до 1 января 2022 года страховых взносов за застрахованных лиц, которым в соответствии с настоящим Постановлением в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", учитывается работа, выполнявшаяся в данный период.
При таком положении применительно к рассматриваемым правоотношениям с учетом заявленного истцом периода и характера его работы не начисление и неуплата работодателем страховых взносов само по себе не может препятствовать реализации права на досрочное назначение пенсии.
В то же время общие условия назначения такой пенсии, а именно работа в должности, предусмотренной соответствующим Списком, характер работы, которая должна быть непосредственна связана с работой с осужденными в течение полного рабочего дня должны быть соблюдены.
Должности «инженер» и «инспектор» прямо предусмотрены Списком № 85; из выданной администрацией ФКУ ИК-7 УФСИП России по Калининградской области следует, что работа ФИО7 в указанных должностях была непосредственно связана с работой с осужденными (контроль и выдача осужденным вещевого имущества, личной гигиены и дезинфекции, сопровождение автотранспорта в территории учреждения, контроль и выдача продуктов питания для осужденных) и осуществлялась в течение полного рабочего дня.
При таком положении с учетом наименования должностей истца, подтверждения работодателем его непосредственной занятости на работах с осужденными судебная коллегия приходит к выводу о том, что период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии за исключением периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, который пенсионный орган зачел самостоятельно и периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку, как следует из записи трудовой книжки, в этот период времени ФИО7 работал на 0,5 ставки инженера и в этой связи не имел полной занятости.
Что касается периодов работы ФИО7 в должности начальника культурного центра, водителя гаража и пожарного пожарной части, то эти перероды не подлежат включению в специальный стаж, поскольку не поименованы в Списке № 85.
Работодатель не подтвердил занятость на таких работах в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени).
Доводы истца о том, что по этим должностям он был непосредственно занят на работах с осужденными не могут быть приняты во внимание, поскольку для включения периодов работы в специальный стаж для назначения досрочно пенсии по п. 17 ч.1 ст. 30 ФЗ-400 необходима совокупность условий, а именно занятость на работах с осуждёнными, занятость на работах в течение полного рабочего дня и включение должности в Список.
Несоблюдение одного из условий (в данном случае отсутствие наименование должности в Списке) не позволяет включать период работы в специальный стаж.
Не может суд апелляционной инстанции согласиться и с обоснованностью позиции Ершова О.У. о том, что должность руководителя поименована в Списке, а культурный центр является образовательной организацией (п.4 Списка № 85), поскольку доказательств этому не представлено. Из должностной инструкции начальника культурного центра не следует, что центр занимается образовательной деятельностью, поскольку деятельность центра связана с организацией культурного досуга сотрудников и членов их семей; организацией художественной самодеятельности среди осужденных.
Ссылки истца на его работу машинистом котельной в МУП ИО «Гвардейский городской округ» «Теплота» в 2021 и 2022 годах не могут быть приняты судом апелляционной инстанции, поскольку о зачете данного периода в специальный стаж истец в ходе рассмотрения дела судом первой инстанции не заявлял; возможность зачета данного периода в специальный стаж пенсионным органом не проверялась.
При таком положении суд апелляционной инстанции не может проверить возможность включения данного периода в специальный стаж.
Поскольку в связи с зачетом в специальный стаж истца периодов его работы с 2013 до 2021 его специальный стаж не достигает требуемой продолжительности (15 лет), оснований для назначения ФИО7 досрочной пенсии н имеется и в этой части решение суда является правильным.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Гвардейского районного суда Калининградской области от 20 октября 2022 года отменить в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы принять в этой части новое решение, которым обязать ГУ- Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Калининградской области включить в специальный стаж, дающий на назначение страховой пенсии Ершова О.У период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности ведущего инженера отдела коммунального бытового и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инспектора отдела коммунального бытового и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности инженера 1 категории отдела коммунального бытового и хозяйственного обеспечения ФКУ ИК-7 УФСИН России по Калининградской области.
В остальной части это же решение оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное определение изготовлено 20.01.2023.