Решение по делу № 33-13684/2024 от 11.07.2024

Судья Романчук П.В.                            УИД 16RS0011-01-2024-000411-48

Дело № 2-388/2024

№ 33-13684/2024

    Учет № 078 г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 августа 2024 года                                                                    город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего Сахиповой Г.А.

судей Мелихова А.В. и Новосельцева С.В.,

при ведении протокола помощником судьи Нигматзяновой А.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мелихова А.В. гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО7 на решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 7 мая 2024 года, которым постановлено:

В удовлетворении иска ФИО7 к Отделению фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о перерасчете пенсии по старости, взыскании недополученной страховой пенсии по старости в размере 58953 рубля, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 12724 рубля 08 копеек, компенсации морального вреда в размере 5000 рублей отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО7 обратился в суд с иском к Отделению фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о перерасчете пенсии по старости, взыскании недополученной страховой пенсии по старости.

В обосновании исковых требований указал, что он являлся получателем страховой пенсии по инвалидности 3 группы. 19 декабря 2022 года Отделение фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан сообщило ему о необходимости в оформлении пенсии по старости, в связи с чем, 20 декабря 2022 года он явился к ответчику.

С 30 марта 2022 года пенсионным органом ему была установлена досрочная страховая пенсия по старости, о чем он не был уведомлен. О назначении досрочной страховой пенсии по старости он узнал, обратившись в МФЦ города Буинска, где ему была выдана справка от 7 сентября 2023 года № .... о произведенный выплатах.

23 ноября 2023 года он обратился к ответчику с заявлением о перерасчёте пенсии и выплате недополученной пенсии по старости на основании Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» за период с марта 2022 по декабрь 2022 года.

18 декабря 2023 года ответчиком в его адрес направлено решение об отказе в перерасчете и выплате недополученной пенсии в связи с осуществлением истцом в указанный период трудовой деятельности.

С решением ответчика он не согласен, в связи с чем, с учетом уточнения исковых требований, истец просил обязать ответчика произвести перерасчет пенсии за период с марта 2022 года по декабрь 2022 года в связи с установлением досрочной пенсии по старости и взыскать с ответчика в свою пользу недополученную пенсию в размере 58953 рубля, проценты за пользование чужими денежными средствами по статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в размере 12724 рубля 08 копеек и компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.

Истец в судебном заседании суда перовой инстанции исковые требования поддержал.

Ответчик на судебное заседание суда первой инстанции представителя не направил. В представленных письменных возражениях иск не признал, просил в удовлетворении иска отказать.

Суд оставил без удовлетворения исковые требования и принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе истец, выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе ФИО7 приводит те же доводы, что и в обоснование предъявленного иска, дополнительно поясняя, что судом не учтен факт нарушения порядка извещения истца, предусмотренный Постановлением Правительства от 13 сентября 2021 года № 308п, в связи с чем он получал пенсию без индексации.

Стороны в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции с учетом доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Законом СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года           № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 173-ФЗ) и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон                № 400-ФЗ), согласно которому со дня его вступления в силу Федеральный закон № 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с названным Федеральным законом в части, не противоречащей этому Федеральному закону (статья 36).

Как видно из материалов дела и установлено судом, истец ФИО7 с 21 июня 2012 года по 29 марта 2022 года являлся получателем страховой пенсии по инвалидности.

21 декабря 2022 года истец подал в пенсионный орган заявление о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

27 декабря 2022 года решением пенсионного органа № .... осуществлен перевод со страховой пенсии по инвалидности на страховую пенсию по старости.

23 ноября 2023 года ФИО7 обратился к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, в рамках Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

18 декабря 2023 года Отделением фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан ФИО7 направлен ответ с разъяснениями.

Разрешая спор, суд, исходя из возникших между сторонами правоотношений и закона, подлежащего применению к этим отношениям, пришёл к выводу об отсутствии установленных законом оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку расчёт размера пенсии и ее последующие индексации произведены ответчиком в соответствии с нормами пенсионного законодательства.

Судебная коллегия, соглашается с данным выводом суда первой инстанции,

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона № 400-ФЗ, перерасчёт размера страховой пенсии производится в случае:

1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;

2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;

3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

В силу положений пунктов 1, 2 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (архивами). При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Доводы апелляционной жалобы истца о том, что ответчиком нарушен порядок его извещения, в связи с чем он получал пенсию без индексации правового значения для перерасчёта пенсии не имеют.

Как закреплено в части 6 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости лицу, получающему страховую пенсию по инвалидности, достигшему возраста для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 указанного Федерального закона, назначается со дня достижения им указанного возраста без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по старости на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.

При этом страховая пенсия по инвалидности выплачивается до дня исполнения общеустановленного пенсионного возраста, а страховая пенсия по старости устанавливается со дня достижения указанного возраста.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет, соответственно мужчины и женщины.

С учетом положений, предусмотренных Приложением № 6 к вышеуказанному Федеральному закону, в случае достижения гражданами в 2020 году возраста, по достижении которого возникало право на установление страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством, действовавшим по состоянию на 31 декабря 2018 года (для мужчин 60 лет), возраст, дающий право на установление страховой пенсии по старости, увеличивается на 24 месяца (для мужчин, рожденных в 1960 году - 62 года).

В то же время, согласно статье 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» гражданам, которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения указанного возраста, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2015 года № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий» пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

При назначении страховой пенсии по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца, в случае, если гражданин в период неполучения указанных видов пенсий являлся получателем другого вида пенсии, применение при выплате работающему пенсионеру актуальной стоимости индивидуального пенсионного коэффициента не производится.

Актуальная стоимость индивидуального пенсионного коэффициента применяется в случае без заявительного назначения страховой пенсии по старости получателю страховой пенсии по инвалидности, то есть по достижении общеустановленного пенсионного возраста.

Досрочная страховая пенсия по старости назначена ФИО7 с 30 марта 2022 года – за длительный стаж 42 года на основании его заявления от 21 декабря 2022 года.

При определении размера страховой пенсии по старости истцу в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» учтены следующие показатели:

- общий фактический трудовой стаж, составляющий по состоянию на 1 января 2002 года - 21 год 9 месяцев 29 дней. Продолжительность стажа после 1 января 2002 года при расчете пенсии не учитывалась, в связи с тем, что пенсионные права после указанной даты формируются посредством учета страховых взносов, начисленных работодателем на пенсию работника;

- отношения среднемесячной заработной платы за 2000 - 2001 года, к среднему заработку по стране за этот же период, составляющее максимальную предельную величину - 1,2;

- суммы страховых взносов, начисленных работодателем на индивидуальный лицевой счет истца за периоды после 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года - 260462 рубля 8 копеек;

Общая величина индивидуального пенсионного коэффициента составила 16,429.

Так, согласно пункту 3 части 2 статьи 18 Федерального закона «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

Кроме того, суд первой инстанции учёл при разрешении спора, что истец является работающим пенсионером, что он и не оспаривал, и в соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, индексация пенсии истца не производилась.

Из этого следует, что законодатель, устанавливая для пенсионеров, осуществляющих работу и (или) иную деятельность, новый порядок индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, предусмотрел правило о том, что в случае прекращения пенсионером работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются в размере, определенном в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», с учетом индексации (увеличения), корректировки их размера, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (статья 7 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий»).

В целом доводы апелляционной жалобы истца были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно отклонены судом как не обоснованные, данные доводы сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Учитывая, что неправильного применения норм материального права или нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.

     На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Буинского городского суда Республики Татарстан от 7 мая 2024 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО7 – без удовлетворения.

Апелляционное определение суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий три месяца, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.

Апелляционное определение суда изготовлено в окончательной форме 5 сентября 2024 года.

Председательствующий

Судьи

33-13684/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Гатятуллин Фаик Надырович
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на странице суда
vs.tat.sudrf.ru
11.07.2024Передача дела судье
29.08.2024Судебное заседание
16.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.09.2024Передано в экспедицию
29.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее