Дело № 2-739/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Волхов 11 июня 2019 года
Волховский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Кошкиной М.Г.,
при секретаре Калининой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова И.В. к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области и управлению по опеке и попечительству администрации Волховского муниципального района Ленинградской области об обязании включить в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений,
у с т а н о в и л:
Иванов И.В. обратился в суд с иском к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области и Управлению по опеке и попечительству администрации Волховского муниципального района Ленинградской области, в котором с учетом уточненных исковых требований просил обязать администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области и Управление по опеке и попечительству администрации Волховского муниципального района Ленинградской области включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений.
Истец в обоснование требований указал, что относился к категории детей, оставшихся без попечения родителей. На основании решения Волховского городского суда Ленинградской области от 09 декабря 1997 года его родители мать Шаброва Н.Н. и отец Иванов В.А. лишены родительских прав. Постановлением № ****** от 09 ноября 1998 года администрации муниципального образования «Волховский Район» Ленинградской он был направлен в Колчановский детский дом, где воспитывался до сентября 2000 года. С сентября 2000 года обучался в Государственном образовательном учреждении начального профессионального образования (Профессиональное училище № ******» (ГОУ НПО ПУ № ******), который осуществляет попечительство над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечении родителей. Указанным выше постановлением за ним была закреплена жилая площадь по адресу: ******, которое принадлежало человеку не являющимся членом его семьи, т.к. родители лишены родительских прав и совместное проживание с ними считает невозможным. С 13 сентября 2004 года и по настоящее время истец зарегистрирован по вышеуказанному адресу, а фактически проживает на съёмной квартире.
Ссылаясь на пп. 1, 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" указывает, что до достижения возраста 23 лет истец обращался в органы опеки с просьбой о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в устной форме в лице Коршуновой В.А. ему было отказано. О том, что необходимо обращаться в письменной форме в то время не знал, администрация Волховского муниципального района Ленинградской области об этом не разъяснила, а так же «ГОУ НПО ПУ № ******» являющееся его опекуном не выполняло своих обязанностей по написанию ходатайств о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обращает внимание, что ответчику были предоставлены все документы, свидетельствующие о его статусе и подтверждающие право на жилище в соответствии с законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". 28 февраля 2019 года истец вновь обратился с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в связи с тем что не является нанимателем либо собственником какого-либо жилого помещения. Постановлением администрации Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 15 марта 2019 года ему отказано во внесении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений в Волховском муниципальном районе Ленинградской области.
Считает, что постановление администрации Волховского муниципального района Ленинградской области № ****** от 15 марта 2019 года противоречит с п.3 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ (ред. от 31.12.2014).
Ссылаясь на постановление Правительства Ленинградской области от 05.07.2013 № ****** считает, что администрация Волховского муниципального района Ленинградской области незаконно отказала в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, так как на день первого обращения действовали иные нормы жилищного законодательства, так же он не был проинформирован органами опеки о том, что до 23 лет должен был обращаться в письменной форме. Таким образом принятыми решениями нарушаются его права и гарантии на жилище, закрепленные государством в Конституции РФ и федеральных законах.
Определением суда от 12 апреля 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация МО Пашское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области.
Истец Иванов И.В. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Волховского муниципального района Ленинградской области Любина Ю. Н. в судебном заседании исковые требования не признала, полагала, что основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Представители Управления по опеке и попечительству администрации Волховского муниципального района Ленинградской области и третьего лица администрации муниципального образования Пашского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены.
Суд, с согласия истца Иванова И.В., представителя ответчика Любиной Ю.Н., полагал возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав истца Иванова И.В., представителя ответчика Любину Ю. Н., приходит к следующему.
Иванов И.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, мать Шаброва Н.Н. и отец Иванов В.А. по решению Волховского городского суда от 09 декабря 1997 года лишены родительских прав (л.д. 12).
На основании постановления главы администрации муниципального образования «Волховский район» Ленинградской области от 09 ноября 1998 года № ****** Иванов И.В. был направлен в Колчановский детский дом. За Ивановым И.В. закреплена жилая площадь по адресу: ****** (л.д. 13).
В дальнейшем Иванов И.В. в период с 01 сентября 2000 года по 30 июня 2002 года проходил обучение в ГОУ НПО ЛО «Профессиональное училище № ******» на полном государственном обеспечении как ребенок оставшийся без попечения родителей.
Постановлением администрации Муниципального образования Пашское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области от 17 декабря 2018 года № ****** жилому дому с кадастровым номером № ******, площадью 121,1 кв.м, принадлежащему Шабровой Н.Н. на праве собственности, присвоен адрес: ******.
Установлено, что Иванов И.В. зарегистрирован по адресу: ****** (л.д. 14). В закрепленном за истцом жилом помещении в настоящее время зарегистрированы: его мать Шаброва Н.Н., брат Иванов В.В., а также племянница Шаброва И.И.
Собственником указанного жилого дома на основании договора купли- продажи от 29.06.1993 является мать истца Шаброва Н.Н.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 16.05.2019, следует, что Иванов И.В. не имеет в собственности в Российской Федерации жилых помещений и другого недвижимого имущества.
Согласно акту обследования помещения от 21 июня 2018 года и заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания межведомственной комиссии 21 июня 2018 года жилое помещение по адресу: ******, не соответствует требованиям, которым должны отвечать жилые помещения.
Постановлением администрации МО Пашское сельское поселение Волховского муниципального района Ленинградской области от 27 июня 2018 года № ****** жилое помещение (******), расположенное по адресу: ******, признано непригодным для проживания.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Федеральном законе от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее-Закон).
В настоящее время в силу пп.1, 6, 7 ст.8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилого помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Договоры найма заключаются сроком на пять лет. Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Обязанность по обеспечению такой категории лиц жилыми помещениями в силу положений п.5 ст.2 Областного закона Ленинградской области №47-03 от 17.06.2011 «О наделении органов местного самоуправления Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» возложена на органы местного самоуправления.
Действие данных нормативных правовых актов распространяется на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма (найма) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как ранее носило, так носит и в настоящее время заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации и законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Суд принимает во внимание, что согласно акту обследования помещения от 21 июня 2018 года и заключению о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания межведомственной комиссии от 21 июня 2018 года жилое помещение по адресу: ******, не соответствует требованиям, которым должны отвечать жилые помещения.
В силу статьи 2 Областного закона Ленинградской области № 47-оз от 17 июня 2011 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными государственными полномочиями Ленинградской области по опеке и попечительству, социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинградской области» государственные полномочия по обеспечению однократно благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном Правительством Ленинградской области, возложены на органы местного самоуправления.
Суд принимает во внимание, что в соответствии с действующим законодательством сводные муниципальные списки формируют органы местного самоуправления, на которые возложено исполнение функции по опеке и попечительству.
Следовательно, в обязанности администрации Волховского муниципального района Ленинградской области входит формирование сводных муниципальных списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете нуждающихся в жилом помещении и предоставление указанных списков в комитет общего и профессионального образования Ленинградской области.
При этом невключение администрацией Волховского муниципального района Ленинградской области Иванова И.В., не обеспеченного жилым помещением до настоящего времени, относящейся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в список лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не является правовым основанием для отказа Иванову И.В. в защите нарушенного права, поскольку истец не является ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя, ни собственником закрепленного за ним жилого помещения, который принадлежит на праве собственности лишенной родительских прав матери истца. При таких обстоятельствах, истец с 1997 года перестав быть членом семьи Шабровой Н.Н., не имеет никаких прав в отношении принадлежащего последней на праве собственности жилого помещения, закрепление за нею при помещении его в 1998 году в детский дом данного жилого помещения является незаконным.
Установлено, что документов, подтверждающих обращение ГОУ НПО ЛО «Профессиональное училище № ******», осуществлявшее попечительство над истцом до его совершеннолетия, на основании абзаца 2 п. 3 ст. 6 Закона в Комитет социальной защиты населения администрации Волховского муниципального района Ленинградской области с заявлением о предоставлении истцу по окончании обучения благоустроенного жилого помещения, не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу, что до достижения истцом возраста 23 лет его попечителем и представителем не предпринимались попытки решить вопрос об его обеспечении по окончанию обучения жилым помещением, у администрации Волховского района Ленинградской области отсутствовали правовые основания для отказа истцу во включении его в Список.
Таким образом, из анализа правовых норм следует, что Иванов В.В., относящийся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должен быть в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обеспечен специализированным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма, установленной органом местного самоуправления, за счет средств субвенций бюджета Ленинградской области.
Суд, с учетом изложенных обстоятельств, оценивая доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, находит иск Иванова И.В. подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
р е ш и л :
иск Иванова И.В. к администрации Волховского муниципального района Ленинградской области и управлению по опеке и попечительству администрации Волховского муниципального района Ленинградской области удовлетворить.
Обязать администрацию Волховского муниципального района Ленинградской области и управление по опеке и попечительству администрации Волховского муниципального района Ленинградской области включить Иванова И.В., ****** года рождения, уроженца ******, зарегистрированного по адресу: ******, в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений на территории Волховского муниципального района Ленинградской области.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд путем подачи жалобы в Волховский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено с учетом выходных дней 17 июня 2019 года.
Судья подпись М.Г. Кошкина