Дело № 2-6056/2021
25RS0001-01-2021-009025-71
Мотивированное решение изготовлено 09.12.2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08.12.2021 <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего Воробьева В.А., при секретаре Мельянкиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Егоровой Аллы Владимировны к Контрольно-счетной палате г.Владивостока о признании незаконным увольнения; восстановлении на работе, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Егорова Алла Владимировна обратилась с иском к Контрольно-счетной палате г.Владивостока о признании незаконным увольнения, восстановлении на работе, взыскании денежных средств за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, указав в обоснование, что решением Думы <адрес> от 27 февраля 2020 года № истец Егорова Алла Владимировна назначена заместителем председателя Контрольно-счетной палаты <адрес> со ДД.ММ.ГГГГ. Срок полномочий согласно решению Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №- МПА составляет пять лет. После чего со председателем Контрольно-счетной палаты <адрес> было заключено срочное трудовое соглашение от ДД.ММ.ГГГГ №, сроком на 5 лет (до ДД.ММ.ГГГГ включительно).
ДД.ММ.ГГГГ трудовые отношения прекращены на основании п.13 ч.1 ст. 83 ТК РФ.
Считает увольнение незаконным, просит суд восстановить в прежней должности, взыскать компенсацию вынужденного прогула, компенсацию морального вреда 50 000 рублей.
В судебном заседании истец и ее представитель настаивали на удовлетворении иска в полном объеме по доводам и основаниям, в нем изложенным.
Представители ответчика требования не признали, представлен письменный отзыв, полагали процедуру увольнения соблюденной, нарушения прав истца отсутствующими.
Прокурор в судебном заседании полагала исковые требования обоснованными, истца подлежащим восстановлению на работе.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, в силу следующего.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальной службой является профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В соответствии с ч.7 ст.11 ТК РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
В соответствии с ч.2 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истец Егорова Алла Владимировна назначена заместителем председателя Контрольно-счетной палаты <адрес> со ДД.ММ.ГГГГ. Срок полномочий согласно решению Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №- МПА составляет пять лет. После чего со председателем Контрольно-счетной палаты <адрес> было заключено срочное трудовое соглашение от ДД.ММ.ГГГГ №, сроком на 5 лет (до ДД.ММ.ГГГГ включительно).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", с ДД.ММ.ГГГГ должности председателя, заместителя председателя и аудиторов муниципальных контрольно-счетных органов отнесены к муниципальным должностям.
На основании указанных изменений федерального законодательства произошли следующие изменения в трудовой сфере занимаемой истцом должности:
до ДД.ММ.ГГГГ лица, замещавшие должности председателя, заместителя председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты <адрес>, наделялись статусом муниципальных служащих, поступление на муниципальную службу осуществлялось на условиях трудового договора;
с ДД.ММ.ГГГГ лица, замещающие указанные должности, наделены особым публично-правовым статусом, исполнение полномочий лицом, замещающим муниципальную должность, не влечет возникновение трудовых отношений. В связи с изменениями федерального законодательства, в августе 2021 года приняты соответствующие муниципальные правовые акты, исключившие с 30 сентября должности председателя, заместителя председателя и аудиторов Контрольно-счетной палаты из реестра должностей муниципальной службы <адрес>.
Председателем Контрольно-счетной палаты <адрес> (КСП) А.А. Ерзиковым в августе 2021 года истцу Егоровой Алле Владимировне, было вручено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности и штата работников, в связи с тем, что на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в штатное расписание», замещаемая истцом должность подлежала сокращению с ДД.ММ.ГГГГ. С уведомлением истец ознакомлена под роспись ДД.ММ.ГГГГ.
Впоследствии приказом председателя КСП от ДД.ММ.ГГГГ № приказ «О внесении изменений в штатное расписание» утратил силу. Уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением штатной численности председателем КСП отозвано.
ДД.ММ.ГГГГ истцу, как действующему заместителю председателя КСП вручено уведомление о предстоящем прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон по пункту 13 статьи 83 Трудового кодекса РФ. Предложена вакантная должность ведущего инспектора и уведомлено, что в случае несогласия на перевод на должность ведущего инспектора, договор с истцом будет расторгнут ДД.ММ.ГГГГ и произведен окончательный расчет.
ДД.ММ.ГГГГ истцу вновь вручено уведомление о предстоящем прекращении трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон по пункту 13 статьи 83 Трудового кодекса РФ, в котором уже изменена дата расторжения договора вместо 29 сентября на 30 сентября.
ДД.ММ.ГГГГ истец была ознакомлена с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № о прекращении (расторжении) трудового договора по пункту 13 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ и увольнении ДД.ММ.ГГГГ.
В качестве основания увольнения указан Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ председателем КСП направлено в Думу <адрес> представление о назначении на должность истца (заместитель председателя) Степанова Алексея Игоревича.
Данные фактические обстоятельства сторонами не оспаривались, доказательств, их опровергающих, материалы дела не содержат.
Оценивая правовые основания прекращения трудовых отношений с истцом, суд приходит к следующим выводам.
В силу неоднократно выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции, утверждая приоритет личности и ее прав во всех сферах, Конституция Российской Федерации обязывает государство охранять достоинство личности как необходимую предпосылку и основу всех других неотчуждаемых прав и свобод человека, условие их признания и соблюдения и ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности. В сфере правового регулирования трудовых отношений это предполагает, в частности, - в соответствии с вытекающими из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 17 (части 1 и 2), 18, 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципами правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства - обязанность государства гарантировать гражданам, длительное время состоящим в трудовых отношениях и успешно осуществляющим профессиональную деятельность, уважение достоинства и трудовой чести при изменении правового регулирования, с тем чтобы обеспечить учет их прав и законных интересов и не допустить изменения их правового положения исключительно на основе формальных критериев.
Такой подход согласуется и с конституционными принципами равенства и справедливости, из которых вытекает необходимость равного обращения с лицами, находящимися в равных условиях, и соблюдение которых означает, помимо прочего, запрет вводить не имеющие объективного и разумного оправдания различия в правах лиц, находящихся в одинаковых или сходных обстоятельствах (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 17-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 23-П и др.).
Следовательно, оценка соответствия выполняемой работе (занимаемой должности) должна осуществляться с использованием одинаковых критериев, позволяющих принимать во внимание результаты профессиональной деятельности работников и их отношение к труду, их деловые качества, а не основываться исключительно на усмотрении руководителя или иного лица, в силу отдельных положений закона наделенного правом формирования в том или ином виде штатного расписания того или иного учреждения.
Как установлено в судебном заседании, прекращение трудовых отношений с истцом работодатель обосновывает изменением специального законодательства, то есть критерием формальным, не учитывающим деловые и личные качества работника, что противоречит закрепленным гарантиям права на труд.
Назначение на должность председателя, заместителя председателя и аудиторов КСП относится к компетенции Думы города, срок полномочий также устанавливается Думой <адрес> (п. 4 статьи 5, статья 6 Федерального закона № 6-ФЗ, пункт 2 статьи 3 и статья 4 решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА «Положение о Контрольно-счетной палате <адрес>»).
В соответствии с п.4 статьи 4 решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА на должности заместителя председателя и аудиторов КСП кандидатуры в Думу города направляет председатель КСП. Вместе с тем, это право у председателя КСП возникает только в двух случаях (пункт 3 статьи 72 решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Регламента Думы <адрес>"):
для действующих должностных лиц КСП - не позднее, чем за два месяца до истечения срока их полномочий (срок полномочий истца в должности заместителя председателя истекал в марте 2025 года);
в случае досрочного прекращения полномочий - в течение двух месяцев со дня досрочного прекращения полномочий.
Вышеуказанные правовые основания для досрочного освобождения истца с занимаемой должности и прекращения полномочий отсутствовали, равно как отсутствовали основания для направления кандидатуры Степанова А.И. на занимаемую истцом должность, а учитывая временной период осуществления процедуры назначения ФИО2 на должность, суд приходит к выводу о явно выраженном волеизъявлении ответчика на прекращение трудовых отношений с истцом, что не соответствует формулировке п. 13 ст. 83 ТК РФ.
Кроме того, ответчиком нарушен порядок уведомления истца о наличии вакансий.
Так, установление структуры и штатной численности КСП находится в компетенции Думы <адрес> (статья 5 Федерального закона № 6-ФЗ, статья 33 Устава <адрес>, принят решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №).
Состав и штатная численность КСП определены статьей 3 решения Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА.
Изменениями, внесенными муниципальным правовым актом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-МПА, вступившими в силу с ДД.ММ.ГГГГ, штатная численность КСП увеличена на 5 единиц (в том числе 2 единицы аудиторов, 2 единицы главных инспекторов, 1 единицы ведущего инспектора).
Само по себе обстоятельство, что на дату увольнения истца (ДД.ММ.ГГГГ) ответчиком не было изменено штатное расписание (вне зависимости от экономических, организационных и иных причин), не подтверждает фактическое отсутствие на дату увольнения истца вакансий, которые должны были быть ей предложены, так как штатная численность устанавливается Думой города, и Думой города принято решение о введении с этой даты 5 дополнительных единиц, о чем было достоверно известно ответчику.
Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ на должность аудитора КСП решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № был назначен бывший главный инспектор ФИО3 Д.С., то есть ранее занимаемая им должность главного инспектора становилась на указанную дату вакантной, но в нарушение п.13 статьи 83 Трудового кодекса РФ истцу при увольнении ответчиком были предложены только вакансии ведущего инспектора.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о признании незаконным увольнения Егоровой Аллы Владимировны с должности заместителя председателя Контрольно-счетной палаты <адрес>, восстановлении Егоровой Аллы Владимировны в должности заместителя председателя Контрольно-счетной палаты <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, со взысканием с Контрольно-счетной палаты <адрес> в пользу Егоровой Аллы Владимировны компенсации вынужденного прогула в размере 257 317,95 руб. (расчет представлен ответчиком, проверен судом и признан верным).
В соответствии с положениями ст. 237 ТК РФ, с учетом личности истца, повторного необоснованного увольнения, сущности нарушения конституционного права на труд, принципов соразмерности, разумности и справедливости, суд считает необходимым определить размер компенсации морального вреда в 25 000 рублей.
По изложенному, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 257 317,95 ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 25 000 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░