2а-852/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2018 год г. Октябрьский РБ
Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Большаковой С.Ю., при секретаре Галикеевой И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-852/2018 по административному исковому заявлению администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан к Октябрьскому городскому отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа <адрес> Республики Башкортостан обратилась в суд с иском к Октябрьскому городскому отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от взыскания исполнительского сбора. В обосновании указано, что решением Октябрьского городского суда РБ от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены исковые требования прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах Серебряков А. А. к администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного помещения сроком на ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья. Административный истец является должником по исполнительному производству№-ИП от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному заместителем начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Октябрьского городского отдела судебных приставов УФССП по РБ Гадельшиной Л.М., в пользу гражданина Серебряков А. А. на основании исполнительного листа от ДД.ММ.ГГГГ серия ФС №, выданного Октябрьским городским судом РБ. В ходе исполнения требований исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Октябрьского городского отдела УФССП по РБ от ДД.ММ.ГГГГ установлен исполнительский сбор в размере 50000 рублей, подлежащий взысканию с администрации ГО <адрес> РБ. Приостановление строительства дома, изменение сроков завершения работ по строительству, нарушение сроков исполнения муниципального контракта вызвано обстоятельствами, не зависящими от действий администрации. Кроме того, финансовые и материальные средства, передаваемые органам местного самоуправления на реализацию переданных государственных полномочий, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. В случае оплаты исполнительного сбора за счет средств бюджета ГО или средств, выделенных из бюджета РБ целевым назначением на приобретение жилья детям – сиротам и лицам, оставшимся без попечения родителей, будет классифицировано как нецелевое использование бюджетных средств. С учетом изложенного, администрация ГО <адрес> РБ просит освободить от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением Октябрьского городского отдела судебных приставов УФССП по РБ от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец - представитель администрации городского округа <адрес> по доверенности Романова Т.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по доводам, указанным в административном иске, также пояснила, что администрацией предприняты все возможные меры по исполнению решения суда в установленный срок, представлены доказательства, подтверждающие уважительность причин и невозможность по объективным обстоятельствам исполнить решение суда в установленный срок, исполнить в пятидневный срок требования исполнительного документа возможности не было, а следовательно нет вины администрации в неисполнении требований исполнительного документа. Поэтому оснований для взыскания исполнительского сбора не имелось.
Административный ответчик – представитель Октябрьского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы приставов по <адрес> – Гадельшина Л.М. в судебном заседании не признала заявленные административные исковые требования, представила суду отзыв на административный иск, пояснив, что в данном случае вынести постановление о взыскании исполнительского сбора было обязанностью судебного пристава-исполнителя.
Представитель отдела опеки и попечительства администрации ГО <адрес> РБ по доверенности Фискалова Л.В. не возражала против удовлетворения настоящего административного иска, поскольку неисполнение администрацией решение суда вызвано обстоятельствами, не зависящими от действий администрации.
Представитель МБУ «Комитета по жилищной политике» ГО <адрес> РБ по доверенности Тимиргалина Д.И. не возражала против удовлетворения настоящего административного иска, считает, что в в действиях администрации отсутствует виновное неисполнение требований ФЗ «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций.
Помощник прокурора <адрес> Республики Башкортостан Хафизова А.К. в судебном заседании не возражала против удовлетворения настоящего административного иска в связи с тем, что деньги для уплаты государственной пошлины будут перечислены из местного бюджета, а сумма является значительной для бюджета.
Суд, выслушав участников процесса, изучив имеющиеся материалы административного дела, гражданское дело №, гражданский материал №, приходит к следующему.
Решением Октябрьского городского суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах Серебряков А. А. к администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного помещения сроком на ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> Республики Башкортостан, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью в пределах социальной нормы предоставления жилья, удовлетворены.
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Октябрьского городского отдела судебных приставов УФССП по РБ Гадельшиной Л.М. возбуждено исполнительное производство №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ в пользу Серебряков А. А. на основании исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Октябрьским городским судом РБ.
Согласно п.п. 13 п. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены названным Федеральным законом.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения. Должник освобождается от уплаты исполнительского сбора в случае представления им доказательств того, что добровольное исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (пункты 1, 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока на добровольное исполнение судебного акта (п. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Согласно п. 3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В п. 6 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что должник вправе в порядке, установленном данным Федеральным законом, обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Пунктом 7 названной нормы установлено право суда с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с п. 3 названной статьи.
Согласно п. п. 11, 12 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» должнику устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе - 5 дней.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ должнику – администрации городского округа <адрес> Республики Башкортостан предоставлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и при наличии чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, делающего невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, предложено в срок, установленный для добровольного исполнения, надлежащим образом уведомить об этом судебного пристава-исполнителя. Должник предупрежден о том, что в случае неисполнения без уважительных причин в указанный срок и непредставления доказательств невозможности исполнения вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
Как следует из гражданского материала №, в целях исполнения решения суда администрацией ГО <адрес> РБ заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №_№ с <данные изъяты>» на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома, по строительному адресу: РБ, <адрес>, согласно которому администрацией ГО <адрес> приобретаются 4 однокомнатные квартиры. Согласно п.2.4 указанного муниципального контракта срок окончания строительства дома и ввода его в эксплуатацию не позднее ДД.ММ.ГГГГ, срок передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Ввиду невозможности своевременного исполнения решения суда, на основании заключенного контракта администрация обратилась в Октябрьский городской суд РБ с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ заявление администрации удовлетворено, предоставлена отсрочка исполнения решения суда сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Застройщик обязательства по муниципальному контракту в установленный срок не выполнил, строительство вышеуказанного дома было приостановлено. В связи с чем, администрацией были проведены мероприятия с целью возобновления строительства жилого дома. В ходе совещания о проблемах завершения в городском округе строительства вышеуказанного дома с участием лиц, заинтересованных в завершении строительства была разработана дорожная карта, согласно которой сроки завершения строительства изменились. Согласно разработанной дорожной карте завершение работ по благоустройству и передача ключей многоквартирного жилого дома – квартал №, № микрорайона № <адрес> РБ планируется до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ срок отсрочки исполнения решения суда, предоставленный Октябрьским городским судом РБ, истек.
ДД.ММ.ГГГГ в Октябрьский городской суд РБ было направлено заявление об отсрочке. Определением от ДД.ММ.ГГГГ заявление администрации о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено в полном объеме.
Судом и материалами дела установлено, в связи с неисполнением администрацией требований исполнительного листа ФС № от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ постановлением заместителя начальника отдела – заместителя старшего судебного пристава Октябрьского городского отдела УФССП по РБ от ДД.ММ.ГГГГ установлен исполнительский сбор в размере 50 000 рублей, подлежащий взысканию с администрации ГО <адрес> РБ.
Как разъясняется в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П, сумма исполнительского сбора по своей сути представляет санкцию штрафного характера, установленный законодателем размер его взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу. С учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, исходя из принципов справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, размер исполнительского сбора может быть снижен правоприменителем. Данное право суда основано на том, что исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства, которая не должна вести к существенному ухудшению материального положения последнего. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
Из названного постановления Конституционного Суда Российской Федерации также следует, что взыскание исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен должником без уважительных причин, под которыми необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.
Кроме того, согласно позиции Верховного Суда <адрес>, изложенной в. 74 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Оценивая доводы администрации ГО <адрес> РБ об отсутствии вины в неисполнении решения суда в установленный срок, суд исходит из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №-П, согласно которой должнику должна быть обеспечена возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа может быть вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности.
Применительно к данному разъяснению и положениям ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», администрация ГО <адрес> РБ представила доказательства наличия уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в указанный срок.
Принимая во внимание, что финансирование административного истца осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан, исполнение решения суда возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок
При изложенных обстоятельствах, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ч.1 ст.112, ч.4 ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст.ст.218-220,360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Освободить администрацию городского округа <адрес> Республики Башкортостан от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей (пятьдесят тысяч) рублей, установленного постановлением Октябрьского городского отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Октябрьский городской суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья С.Ю. Большакова