Судья Горланова Н.Н.
Дело № 71-537/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Савельев А.А. рассмотрев 23 ноября 2023 г. в судебном заседании в г. Перми жалобу защитника Ухова Сергея Анатольевича - Файзулина Артема Талгатовича на постановление судьи Александровского городского суда Пермского края от 11 октября 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ухова Сергея Анатольевича,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Александровского городского суда Пермского края от 11 октября 2023 г. Ухов С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 35000 рублей.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Файзулин А.Т. просит об отмене постановления судьи городского суда и прекращении производства по делу, полагая о незаконности и необоснованности обжалуемого акта.
В судебном заседании в краевом суде Ухов С.А., защитник Файзулин А.Т., извещенные надлежаще, участия не принимали.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда оснований к отмене или изменению состоявшегося по делу постановления не находит.
Согласно частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство материалов и (или) их распространение иностранным агентом в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона № 255-ФЗ от 14 июля 2022 г. "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее по тексту - Федеральный закон № 255-ФЗ от 14 июля 2022 г.), в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы или организации в связи с осуществлением им вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона № 255-ФЗ от 14 июля 2022 г., либо информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона № 255-ФЗ от 14 июля 2022 г., распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", без указания на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности иностранного агента, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
На основании пункта 9 статьи 2 Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее по тексту - Федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г.) под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона № 255-ФЗ от 14 июля 2022 г под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона.
На основании части 4 статьи 1 Федерального закона № 255-ФЗ от 14 июля 2022 г. статус иностранного агента лицо приобретает со дня, следующего за днем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о таком лице в реестре иностранных агентов (далее - реестр) в соответствии с частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, и прекращает со дня исключения таких сведений из реестра.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона № 255-ФЗ от 14 июля 2022 г. материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалы, направляемые иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, информация, касающаяся вида деятельности, установленного статьей 4 настоящего Федерального закона, распространяемая в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 2108 от 22 ноября 2022 г. утверждены Правила размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе требования к их размещению (далее по тексту - Правила № 2108) и формы указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее по тексту - Формы).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 2108 материалы, предусмотренные частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", производимые и (или) распространяемые иностранным агентом, учредителем, членом, участником, руководителем общественного объединения, действующего без образования юридического лица, руководителем юридического лица, включенного в реестр иностранных агентов, или лицом, входящим в состав органа такого лица, имеющие текстовую или аудиовизуальную форму (далее соответственно - текстовый материал, аудиовизуальный материал), должны сопровождаться указанием в виде текстового сообщения, предусмотренным частями 3 или 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", по формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2022 г. N 2108 "Об утверждении Правил размещения указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе требований к их размещению, а также форм указаний, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием" (далее - текстовое указание).
В соответствии с пунктом 1 Формы для материалов, производимых и (или) распространяемых иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием", в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", материалов, направляемых иностранным агентом в органы публичной власти, образовательные организации, иные органы и организации в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 указанного Федерального закона, информации, касающейся вида деятельности, установленного статьей 4 указанного Федерального закона, распространяемой в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", используется следующая форма указания, предусмотренного частью 3 статьи 9 Федерального закона "О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием": "Настоящий материал (информация) (произведен, распространен и (или направлен) иностранным агентом (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов) либо касается деятельности иностранного агента (наименование, фамилия, имя, отчество (при наличии), содержащиеся в реестре иностранных агентов)".
Из материалов дела следует, что Ухов С.А., являющийся иностранным агентом, включенным в реестр иностранных агентов (номер в реестре **) и осуществляющий деятельность, установленную статьей 4 Федерального закона № 255-ФЗ от 14 июля 2022 г., в нарушение части 3 статьи 9 Федерального закона № 255-ФЗ от 14 июля 2022 г. 16 августа 2023 г. в 05:18 час. и 17 августа 2023 г. в 18:04 час. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в телеграмм-канале (***) распространил материалы (***) и (***) без указания на то, что эти материалы (информация) распространены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении Ухова С.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несмотря на доводы жалобы, факт совершения Уховым С.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виновность в его совершении подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 8 сентября 2023 г., реестром иностранных агентов о включении Ухова С.А. в данный реестр 13.01.2023 под номером **, актом изготовления скриншота от 21 августа 2023 г. со скриншотами с интернет страниц телеграмм-канала с материалами, содержащим информацию без указания на то, что этот материал (информация) распространен иностранным агентом либо касается деятельности такого агента, решением Александровского городского суда Пермского края от 20 апреля 2023 г. и другими доказательствами, имеющимися в материалах дела.
Судья городского суда, оценив все добытые по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях пришел к правильному выводу о доказанности вины Ухова С.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а его действиям дана правильная юридическая оценка.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1). Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Доказательства, представленные в материалы дела об административном правонарушении, в полной мере отвечают требованиям статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, они содержат сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного разрешения дела, и получили надлежащую правовую оценку судьи городского суда в их совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении, составленный в отношении Ухова С.А. соответствует требованиями статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен в отсутствие лица, извещенного о времени и месте составления протокола об административном правонарушении надлежащим образом, копия протокола от 8 сентября 2023 г. направлена в адрес Ухова С.А. (л.д. 23-25).
Документы, в которых зафиксировано вменяемое Ухову С.А. административное правонарушение оформлены сотрудниками Управления Роскомнадзора по Пермскому краю по результатам проведенного анализа публикаций в телеграмм-канале *** в рамках полномочий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 742 от 31 июля 2014 г. "Об отдельных полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций".
Причиной их составления послужило непосредственное выявление административного правонарушения, нарушений требований закона при их составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, в соответствии с требованиями статьей 26.2, 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях относятся к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Оснований не доверять процессуальным документам, составленным уполномоченными сотрудниками Управления Роскомнадзора по Пермскому краю, не имеется, поскольку они содержат необходимые сведения, указывающие как на событие вмененного Ухову С.А. административного правонарушения, так и на лицо, к нему причастное.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Судьей городского суда верно установлено судьей и следует из подтверждается материалами дела об административном правонарушении распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации № 32р от 13 января 2023 г. в соответствии с часть 7 статьи 7 Федерального закона № 255-ФЗ от 14 июля 2022 г. Ухов С.А. включен в реестр иностранных агентов, осуществляет виды деятельности входящие в перечень, предусмотренный статьей 4 Федерального закона № 255-ФЗ от 14 июля 2022 г. Принадлежность аккаунта Ухову С.А. подтверждается содержанием размещенных материалов, телеграмм-канал *** является информационным ресурсом, используемым для распространения материалов лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Учитывая изложенное на основании части 3 статьи 9 Федерального закона № 255-ФЗ от 14 июля 2022 г. Ухов С.А. был обязан сопровождать материалы, производимые и (или) распространяемые им в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона № 255-ФЗ от 14 июля 2022 г., в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Таким образом, материалами дела объективно подтверждается, что Ухов С.А., являясь иностранным агентом, распространив материалы 16 августа 2023 г. в 05:18 час. и 17 августа 2023 г. в 18:04 час. в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в телеграмм-канале (***) без указания на то, что этот материалы (информация) распространен иностранным агентом либо касается деятельности такого агента, чем нарушил требования части 3 статьи 9 Федерального закона № 255-ФЗ от 14 июля 2022 г., совершив административное правонарушение, предусмотренное частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы жалобы не опровергают наличие в действиях Ухова С.А. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления судьи городского суда.
Доводы жалобы защитника о несогласии с включением Минюстом России Ухова С.А. в реестр иностранных агентов и возложением на него обязанностей, в связи с присвоением ему данного статуса обязанностей в соответствии с частью 3 статьи 9 Федерального закона № 255-ФЗ от 14 июля 2022 г., не могут быть приняты во внимание, поскольку рассмотрение вопроса о законности и обоснованности распоряжения Минюста России о включении привлекаемого лица в реестр иностранных агентов в предмет рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении не входит.
Доводы жалобы защитника о вмешательстве в право на свободу выражения мнения и нарушении статьей 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН (далее по тексту – Международный пакт) являются несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку право, защищаемое пункте 2 статьи 19 Международного пакта не является абсолютным и может быть подвергнуто определенным ограничениям. Однако любые ограничения должны быть предусмотрены законом и налагаться только по одному из оснований, изложенных в пункте 3 статьи 19 Международного пакта, а именно - если они необходимы для защиты прав и репутации других лиц или для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Действующее законодательство предусматривает обязанности и ограничения, связанные со статусом иностранного агента, в данном случае статьями 9, 11 Федерального закона № 255-ФЗ от 14 июля 2022 г., и в силу части 3 статьи 9 Федерального закона № 255-ФЗ от 14 июля 2022 г. возлагает на лицо, включенное в реестр иностранных агентов, обязанность сопровождать материалы, производимые и (или) распространяемые иностранным агентом в связи с осуществлением вида деятельности, установленного статьей 4 Федерального закона № 255-ФЗ от 14 июля 2022 г., в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", указанием на то, что эти материалы (информация) произведены, распространены и (или) направлены иностранным агентом либо касаются деятельности такого агента.
Указанное право государства является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации. Данные положения в полной мере соответствуют нормам международного права.
Вопреки доводам жалобы защитника, при рассмотрении жалобы нарушения права на свободу слова не установлено, поскольку Ухов С.А. привлекается к административной ответственности не за выражение своего мнения, а за нарушение порядка оформления материала (информации), установленного частью 3 статьи 9 Федерального закона № 255-ФЗ от 14 июля 2022 г. и регламентированного постановлением Правительства Российской Федерации № 2108 от 22 ноября 2022 г.
Выводы судьи городского суда о наличии в действиях Ухова С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются верными, не согласиться с которыми судья краевого суда оснований не усматривает.
Доводы заявителя жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьи городского суда, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося постановления по делу об административном правонарушении.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств, установленными на их основании обстоятельствами, и с толкованием норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и действующего законодательства не свидетельствует о том, что нарушены нормы материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования в части законности и обоснованности привлечения к административной ответственности.
Доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления судьи городского суда жалоба защитника не содержит и данных оснований не установлено судьей краевого суда.
При разрешении данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судьей краевого суда также не установлено.
Административное наказание назначено Ухову С.А. в пределах санкции части 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по правилам статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих.
Назначенное административное наказание отвечает принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, а также соответствует целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Постановление о привлечении Ухова С.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 19.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Ухова С.А. допущено не было.
При таких обстоятельствах основания для изменения, либо отмены постановления судьи городского суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,
р е ш и л:
постановление судьи Александровского городского суда Пермского края от 11 октября 2023 г. оставить без изменения, жалобу защитника Ухова Сергея Анатольевича - Файзулина Артема Талгатовича - без удовлетворения.
Судья: подпись.