Судья - Павлова К.П. Дело № 33а-7641/2020 А-21а
24RS0013-01-2019-003757-03
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 июля 2020 года Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Полынцева С.Н.
судей - Жихарева Ю.А., Данцевой Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ковязиной Л.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.,
административное дело по административному иску СНТ «Надежда» к администрации Емельяновского района Красноярского края об отмене постановления
по апелляционной жалобе представителя администрации Емельяновского района Красноярского края – ФИО5
на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 27 февраля 2020 года, которым постановлено:
«Исковые требования СНТ «Надежда» удовлетворить.
Отменить постановление администрации Емельяновского района Красноярского края № 1787 от 23.07.2019 г. «Об отмене постановления администрации Емельяновского района Красноярского края от 06.05.2019 г. № 615 «Об утверждении схемы расположения земельного участка».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 6 мая 2019 года № 615 на основании заявления СНТ «Надежда» была утверждена схема расположения земельного участка, общей площадью 1456 кв.м., из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, цель использования - коммунальное обслуживание, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, СНТ «Надежда», на кадастровом плане территории.
В дальнейшем постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 23 июля 2019 года № 1787 указанный акт был отменен.
СНТ «Надежда» обратилось в суд с административным иском о признании последнего из названных постановлений незаконным и его отмене.
В обоснование своих требований сослалось на то, что поводом для принятия оспариваемого акта послужило поступление в орган местного самоуправления определения Емельяновского районного суда Красноярского края о запрете принимать решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в указанных координатах. Полагает, что поскольку данный судебный акт был получен уже после издания постановления от 6 мая 2019 года, его наличие, с учетом положений ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не могло быть расценено в качестве основания для отмены ранее изданного постановления.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель администрации Емельяновского района Красноярского края – Хасиева Н.Э. ставит вопрос об отмене данного судебного акта как незаконного. В рамках аргументации своей позиции указывает на то, что орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В настоящем случае администрация не имела права рассматривать заявления СНТ «Надежда» об утверждении схемы расположения земельного участка ввиду наличия определения суда от 5 апреля 2019 года о принятии мер предварительной защиты в отношении спорного объекта недвижимости.
Председателем СНТ «Надежда» - ФИО6 представлены возражения на апелляционную жалобу, в рамках которых он выражает несогласие с приведенными заявителем аргументами.
Представитель административного истца, надлежащим образом извещенный о времени и месте слушания дела судом апелляционной инстанции (уведомление о вручении заказной корреспонденции на л.д. 79) не явился, причины неявки не сообщил, с ходатайством об отложении судебного разбирательства не обращался. С учетом положений ст. 150 КАС РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без его участия.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя административного ответчика – ФИО7, поддержавшей доводы жалобы, судебная коллегия находит оспариваемый судебный акт подлежащим отмене ввиду следующего.
Как видно из представленных материалов, постановлением администрации Емельяновского района Красноярского края от 6 мая 2019 года № 615 на основании заявления СНТ «Надежда» утверждена схема расположения земельного участка, общей площадью 1456 кв.м., из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, цель использования - коммунальное обслуживание, расположенного по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, муниципальное образование Солонцовский сельсовет, СНТ «Надежда», на кадастровом плане территории, срок действия 2 года. Одновременно указанному Товариществу предоставлено право в соответствии с п. 18 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого надела (л.д. 7).
23 мая 2019 года в обозначенный орган местного самоуправления поступило определение Емельяновского районного суда Красноярского края от 5 апреля 2019 года, вынесенное в рамках рассмотрения дела по административному иску ФИО1 к администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» о признании решения незаконным, о принятии мер предварительной защиты. Суть обеспечительных мер сводилась к наложению запрета на предварительное согласование земельного участка, пересекающим и имеющим наложение на границы надела в квартале № в координатах: <данные изъяты>, иным лицам, не связанным с представлением интересов ФИО1 (л.д. 11-12)
Ввиду наличия обозначенного судебного акта, при сопоставлении приведенных координат и координат участка, согласованного СНТ «Надежда», и выявлении частичного наложения, администрацией Емельяновского района Красноярского края было принято постановление от 23 июля 2019 года № 1784 об отмене ранее изданного постановления от 6 мая 2019 года № 615.
Суд первой инстанции, принимая решение об удовлетворении предъявленных требований, исходил из того, что оспариваемое постановление не мотивировано, отсутствует указание, какому нормативному правовому акту не соответствовало ранее принятое постановление, и материалы, свидетельствующие о частичном наложении спорных земельных участков.
Однако указанный вывод суда первой инстанции является неправильным, основанным на неверном толковании норм материального права и оценке обстоятельств дела.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно (ст. 12 Конституции Российской Федерации).
Федеральный законодатель, реализуя возложенные на него Конституцией Российской Федерации полномочия, установил в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ общие правовые, территориальные и организационные принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, а также государственные гарантии его осуществления (преамбула).
Частями 1 и 4 статьи 7 указанного Федерального закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, указанному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 43 Закона в систему муниципальных правовых актов входят, в том числе правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации, уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 48 Федерального закона).
Исходя из содержания приведенных норм, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им нормативный правовой акт при выявлении его противоречия закону. Также из смысла приведенной нормы следует, что право отмены муниципального правового акта отнесено к компетенции органа, наделенного полномочиями по его принятию.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение ч. 1 ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленных в ст. 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что оспариваемое положение не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или о приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения от 26 мая 2011 г. N 739-О-О и от 22 марта 2012 г. N 486-О-О).
В настоящем случае принятие оспариваемого постановления обусловлено наличием упомянутого выше определения Емельяновского районного суда Красноярского края от 5 апреля 2019 года о принятии мер предварительной защиты.
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебных актов по административным делам, а также задержка их исполнения влечет за собой применение мер, предусмотренных настоящим Кодексом, или ответственность, установленную федеральными законами.
В полной мере это положение относится и к определениям суда о принятии мер предварительной защиты, которые, в соответствии со ст. 88 КАС РФ, подлежат немедленному приведению в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных актов. На лиц, виновных в неисполнении указанного судебного акта, может быть наложен судебный штраф в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.
Определение Емельяновского районного суда Красноярского края было принято 5 апреля 2019 года, то есть уже существовало на момент издания органом местного самоуправления постановления от 6 мая 2019 года об отверждении схемы расположения земельного участка СНТ «Надежда». В ходе выполненной проверки установлено частичное наложение наделов, на получение которых претендуют СНТ «Надежда» и ФИО1 Данное обстоятельство нашло свое подтверждение и в ходе рассмотрения дела по административному иску последнего к администрации Емельяновского района Красноярского края, МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» о признании незаконным отказа в предварительном согласовании к предоставлению земельного участка, к участию в котором в качестве заинтересованного лица было привлечено и обозначенное Товарищество (л.д. 50-56).
Таким образом, административный ответчик, в силу прямого указания закона, по состоянию на 6 мая 2019 года не правомочен был рассматривать заявление СНТ «Надежда» об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка. В связи с этим принятое указанного числа постановление об удовлетворении требований Товарищества противоречило требованиям закона, вследствие чего администрация Емельяновского района Красноярского края в порядке самоконтроля обоснованно отменила ранее обозначенный акт (при этом вещное право СНТ «Надежда» на спорный земельный участок оформлено не было).
Обстоятельства, послужившие поводом, для отмены ранее изданного постановления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории были доведены администрацией Емельяновского района Красноярского края до сведения СНТ «Надежда» путем направления в адрес последнего соответствующего письма от 8 июля 2019 года № 6425 (л.д. 10). То есть заявитель был в полной мере и заблаговременно проинформирован о причинах принятия оспариваемого акта. В связи с этим тот факт, что в самом постановлении от 23 июля 2019 года № 1787 не содержатся сведения о мотивах его вынесения, не может являться основанием для признания его незаконным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным, обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 27 февраля 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований СНТ «Надежда» об отмене постановления администрации Емельяновского района Красноярского края от 23 июля 2019 года № 1787 «Об отмене постановления администрации Емельяновского района Красноярского края «Об утверждении схемы расположения земельного участка» от 6 мая 2019 года № 615 - отказать.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, находящийся в г. Кемерово.
Председательствующий:
Судьи: