Решение по делу № 2-1910/2022 от 25.04.2022

Дело № 2-1910/2022                                     КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 августа 2022 года                          город Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Гладких Н.В.,

при секретаре Ждановой К.В.,

с участием помощника прокурора Пермского района Пермского края Раева Ю.А.,

представителя ответчика администрации Сылвенского сельского поселения Пермского района Пермского края Трушниковой Н.И., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Пермского района Пермского края, действующего в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, к ответчику администрации Сылвенского сельского поселения Пермского района Пермского края, об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Пермского района Пермского края обратился в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ответчику администрации Сылвенского сельского поселения с иском (в редакции уточнённого иска) о возложении обязанности по созданию места сбора (накопления) твёрдых коммунальных отходов для жителей домов, расположенных по улице Зелёная села Троица, в срок не позднее 30 сентября 2023 года.

В обоснование предъявленного требования заместитель прокурора Пермского района Пермского края указал, что прокуратурой Пермского района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами, в том числе при организации мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов. Проверкой установлено, что для жителей, проживающих на улице Зелёная в селе Троица, не обустроена площадка для сбора твёрдых коммунальных отходов, поскольку установленное место сбора отходов для указанных жителей находится на расстоянии более 800 метров по адресу: село Троица, ул. Советская, у дома № 7. В соответствии с реестром мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Сылвенского сельского поселения по адресу: село Троица, улица Степная, напротив дома № 32 подлежит размещению контейнерная площадка, которая обеспечивает удовлетворение нужд жителей, проживающих на ул. Зелёная в селе Троица, по сбору отходов. Такое место для сбора отходов не обустроено, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании помощник прокурора Пермского района Пермского края Раева Ю.А. просила об удовлетворении уточнённых требований на основании доводов, изложенных в иске, пояснив, что отсутствие площадки для сбора твёрдых коммунальных отходов нарушает права граждан на благоприятную санитарно – эпидемиологическую среду.

В судебном заседании представитель ответчика администрации Сылвенского сельского поселения Трушникова Н.И. не согласилась с иском в соответствии с письменными возражениями, пояснив, что у поселения не имеется денежных средств для обустройства площадок (мест) сбора отходов, планируется направление заявки на получение денежных средств на обустройство площадки для накопления твёрдых коммунальных отходов на ул. Степная села Троица в орган местного самоуправления муниципального района (л.д.39-41).

Суд, выслушав объяснения помощника прокурора и представителя ответчика, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

На основании статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» благоприятная окружающая среда – окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются охрана человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно – биологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно – биологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пунктам 2 и 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В силу пункта 18 части 1 и части 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений указанный вопрос может быть закреплён за сельскими поселениями.

На основании пункта 12 статьи 2 Закона Пермского края от 22 декабря 2014 года № 416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесено к полномочиям сельского поселения.

Аналогичные положения содержатся в Уставе Сылвенского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края, принятом решением Совета депутатов Сылвенского сельского поселения от 26 июня 2012 года № 39 (в редакции решения от 07 декабря 2021 года № 94) (пункт 19 статья 5).

Согласно с пункту 4 статьи 3 Устава Сылвенского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края в состав поселения входит территория населённого пункта село Троица.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 8 от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

В силу статьи 13.4. Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;, данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, в которых определен порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства Пермского края от 08 июня 2018 года № 309-п утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края.

Согласно пункту 2.1 данного Порядка, потребители осуществляют складирование твёрдых коммунальных отходов в местах накопления и сбора твёрдых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 № 3 утверждены Санитарные правила и нормы (СанПиН) 2.1.3684-21 «Санитарно – эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В соответствии с пунктом 1.1 СанПиН 2.1.3684-21 настоящие санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями (далее – хозяйствующие субъекты).

Из содержания СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно – эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» следует:

на территориях городских и сельских поселений (далее – населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее – контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее – специальные площадки). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки (пункт 3);

расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах – не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах – не менее 15 метров; допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам. В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах – не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах – не менее 15 метров (пункт 4);

выбор места размещения контейнерной и (или) специальной площадки на территориях ведения гражданами садоводства и огородничества осуществляется владельцами контейнерной площадки в соответствии со схемой размещения контейнерных площадок, определяемой органами местного самоуправления (пункт 5).

количество мусоросборников, устанавливаемых на контейнерных площадках, определяется хозяйствующими субъектами в соответствии с установленными нормативами накопления ТКО. На контейнерных площадках должно размещаться не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО или 12 контейнеров, из которых 4 – для раздельного накопления ТКО, и не более 2 бункеров для накопления КГО (пункт 6).

В силу части 2 статьи 41 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.

Администрация Сылвенского сельского поселения является организацией и зарегистрирована в качестве юридического лица, что следует из Устава и общедоступных сведений о юридических лицах, размещённых на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

В силу статьи 35 Устава Сылвенского сельского поселения Пермского муниципального района Пермского края администрация поселения осуществляет следующие полномочия: участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов.

Анализируя положения закона и Устава муниципального образования, суд считает, что администрация Сылвенского сельского поселения имеет обязанность по осуществлению полномочий в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами посредством организации создания (обустройства) и содержания мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, в том числе обязанность по определению схем размещения мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведению реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов.

Постановлением администрации Муниципального образования «Сылвенское сельское поселение» от 28 января 2019 года № 27 (в редакции постановления от 08 апреля 2022 года № 105) утверждён реестр мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Сылвенского сельского поселения (л.д.20-28).

Согласно указанному реестру в селе Троица Сылвенского сельского поселения должны располагаться площадки (места) накопления твёрдых коммунальных отходов по следующим адресам:

село Троица, улица Советская, у дома № 7;

село Троица, улица Советская, напротив дома № 58;

село Троица, улица Советская, у дома № 28;

село Троица, улица Снежная;

село Троица, улица Полевая, у дома № 58;

село Троица, улица Степная, напротив дома № 56;

село Троица, улица Степная, напротив дома № 32.

Из сообщений администрации Сылвенского сельского поселения, реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, схемы размещения площадок накопления твёрдых коммунальных отходов, мотивированного заключения прокуратуры Пермского района следует, что домовладения, расположенные на улице Зелёная, как источники накопления твёрдых коммунальных отходов, отнесены к существующим контейнерным площадкам накопления твёрдых коммунальных отходов, находящимся по адресам: село Троица, улица Советская, у дома № 7; село Троица, улица Советская, напротив дома № 58; расстояние от домовладений по улице Зелёная до указанных мест накопления отходов составляет не менее 850 метров; места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов по улице Степная села Троица, обустройство которых предусмотрено соответствующим реестром, и местоположение которых ближе к домовладениям по улице Зелёная села Троица, не созданы по причине отсутствия денежных средств в бюджете поселения (л.д.17-19, 39-41, 49-50).

Данные обстоятельства подтверждены представителем ответчика в судебном заседании.

В силу положений закона расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до индивидуальных жилых домов должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.

Оценивая полученные доказательства, суд считает, что ответчик администрации Сылвенского сельского поселения не представила доказательства по надлежащему исполнению обязанности по созданию мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, в частности доказательства обустройства таких мест (площадок) для обеспечения потребностей жителей, проживающих в жилых домах, находящихся по улице Зелёная села Троица, в сборе твёрдых коммунальных отходов в соответствии с Порядком накопления твёрдых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 08 июня 2018 года № 309-п и Санитарными правилами и нормами (СанПиН) 2.1.3684-21 «Санитарно – эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», поскольку существующие места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов находятся на значительном удалении от потребителей услуг по обращению с отходами, а иные места (площадки) накопления твёрдых коммунальных отходов, предусмотренные решением органа местного самоуправления для жителей села Троица, отсутствуют (не созданы).

Суд полагает, что в силу закона отсутствие в бюджете, смете (на балансе) сельского поселения или органа местного самоуправления средств для исполнения обязанности по организации создания (обустройства) мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов не освобождает орган местного самоуправления от исполнения этой обязанности, возложенной на него законом.

Учитывая изложенное, суд полагает, что ответчик не принял надлежащих мер при выполнении установленных законом полномочий и обязанности по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) твёрдых коммунальных отходов на территории населенного пункта поселения – села Троица, что свидетельствует о нарушении прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания.

При таком положении на ответчика администрацию Сылвенского сельского поселения следует возложить обязанность по созданию и обустройству на территории села Троица для жителей домов, расположенных по улице Зелёная села Троица, мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов.

Согласно статье 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает, что в срок до 30 сентября 2023 года, в течение которого ответчик должен выполнить мероприятия по созданию и обустройству на территории населённого пункта мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, является разумным и достаточным для надлежащего исполнения указанной обязанности, в том числе достаточным для определения подрядчика для выполнения необходимых работ по результатам конкурса и заключения с ним соответствующего договора в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя прокурора Пермского района Пермского края, действующего в защиту прав неопределённого круга лиц, удовлетворить.

Возложить на администрацию Сылвенского сельского поселения Пермского района Пермского края обязанность по созданию и обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для жителей домов, расположенных по улице Зелёная села Троица, в соответствии с Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 08 июня 2018 года № 309-п, СанПиН 2.1.3684-21, в срок до 30 сентября 2023 года.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или представление в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.

Судья Пермского районного суда (подпись) Н.В. Гладких

СПРАВКА

Мотивированное решение составлено 11 августа 2022года.

Судья Пермского районного суда (подпись) Н.В. Гладких

Копия верна:

Судья Н.В. Гладких

Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-1910/2022

Пермского районного суда Пермского края

УИД: 59RS0008-01-2022-001739-63

2-1910/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Пермского района
Ответчики
Администрация Сылвенского сельского поселения
Другие
Администрация Пермского муниципального района
Суд
Пермский районный суд Пермского края
Судья
Гладких Надежда Васильевна
Дело на странице суда
permsk.perm.sudrf.ru
25.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.04.2022Передача материалов судье
04.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2022Судебное заседание
13.07.2022Судебное заседание
04.08.2022Судебное заседание
11.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее