Дело № 2а-263/2020 29 января 2020 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Аксютиной К.А.
при секретаре судебного заседания Пышкиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному исковому заявлению ФИО к Государственной жилищной инспекции Архангельской области о признании незаконным предписания об устранении выявленных нарушений,
установил:
ФИО обратилась в суд с административным иском к государственной жилищной инспекции Архангельской области об оспаривании предписания <№> от <Дата>.
В обоснование требований указала, что является собственником жилого помещения – ... в городе Архангельске. <Дата> государственной жилищной инспекцией Архангельской области ей вынесено предписание об устранении нарушений в срок до <Дата>, поскольку в ходе проверки было выявлено, что на лестничной площадке 7-го этажа без решения общего собрания собственников помещений установлена перегородка с дверным проемом, дверным блоком. Между тем полагает, данное предписание вынесено незаконно, поскольку спорная перегородка была установлена предыдущим собственником жилого помещения, демонтаж повлечет для истца дополнительные материальные затраты, а также непосредственно акт проверки и предписание вынесены без ее надлежащего извещения. На основании изложенного заявлен настоящий административный иск.
В судебное заседание административный истец не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель административного ответчика в судебном заседании против административного иска возражала по основаниям, изложенным в письменном отзыве. Настаивала на том, административный истец является собственником жилого помещения. При проведении проверки было установлено, что на лестничной площадке седьмого этажа установлена перегородка с дверным проемом, в связи с чем помещение общего пользования не соответствует техническому паспорту жилого дома. Разрешительных документов собственником представлено не было, общее собрание не проводилось. О проведении проверки, составлении акта и предписания, административный истец извещалась своевременно и в установленном порядке, однако почтовая корреспонденция вернулась в инспекцию за истечением срока хранения. В связи с чем, просит в административном иске отказать.
Представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Проспект» (далее – ООО «УК «Проспект») в судебное заседание не явился, извещен в установленном порядке.
По определению суда административное дело рассмотрено в отсутствие административного истца и представителя заинтересованного лица.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела следует, что ФИО. является собственником жилого помещения – ... в г.Архангельске.
<Дата> административным ответчиком проведена проверка вышеуказанной квартиры административного истца, по результатам которой был составлен акт проверки <№>, из которого следует, что собственником квартиры без решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по указанному адресу установлена перегородка с дверным проемом, дверным блоком на лестничной площадке 7-го этажа. Помещения мест общего пользования не соответствуют техническому паспорту жилого дома.
На основании указанного акта выдано предписание <№> с требованием об устранении выявленных нарушений в срок не позднее <Дата>.
Обращаясь в суд с административным иском, административный истец ссылалась на незаконность выданного предписания государственной жилищной инспекции по Архангельской области, поскольку не была надлежащим образом извещена о проведении проверки, а также, что перегородка была установлена предыдущим собственником жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин может обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По смыслу ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.
Постановлением Правительства РФ от 11 июня 2013 года № 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 10, 11 Положения, в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки по соблюдению органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе к жилым помещениям, их использованию и содержанию, а также содержанию общего имущества в многоквартирном доме.
Государственная жилищная инспекция Архангельской области в силу положений ст.20 ЖК РФ, положения о государственной жилищной инспекции Архангельской области, утв. постановлением администрации Архангельской области от 7 июня 2007 года N 110-па является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Архангельской области в сфере регионального государственного жилищного надзора.
Постановлением Правительства Архангельской области от 26 декабря 2013 года № 643-пп утвержден Административный регламент исполнения государственной жилищной инспекцией Архангельской области государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Архангельской области (далее - Регламент).
В соответствии с п. 7 Регламента государственные жилищные инспекторы при исполнении государственной функции вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Основанием для проведения проверки является распоряжение о проведении проверки (п. 43), после подписания которого государственный жилищный инспектор уведомляет гражданина не позднее чем за 24 часа до начала проведения проверки посредством направления копии данного распоряжения любым доступным способом (п.35). Проверки проводятся в форме документарных и (или) выездных проверок, при этом выездные проверки проводятся по месту жительства (пребывания) или по месту нахождения недвижимого имущества гражданина (п. 44 Регламента).
По результатам проверки государственным жилищным инспектором (руководителем группы государственных жилищных инспекторов), проводившим проверку, составляется и подписывается акт проверки в двух экземплярах (п. 53).
Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается гражданину под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия гражданина, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле инспекции или ее межтерриториального отдела (п. 54).
В случае выявления нарушений обязательных требований юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, гражданином, органом государственной власти, органом местного самоуправления государственные жилищные инспекторы выдают предписание органу государственной власти, органу местного самоуправления, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину об устранении выявленных нарушений и осуществляют контроль за исполнением выданного предписания (п.п.2 п.66 Регламента).
В силу п.73 Регламента основанием для выдачи предписания юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, гражданину, органу государственной власти, органу местного самоуправления об устранении выявленных нарушений является факт выявления нарушения обязательных требований, установленный в акте проверки.
Предписание об устранении выявленных нарушений составляется и подписывается государственным жилищным инспектором (руководителем группы государственных жилищных инспекторов), проводившим в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя, гражданина, органа государственной власти, органа местного самоуправления проверку, непосредственно после завершения проверки (п.74 Регламента).
Пунктом 75.1 Регламента предусмотрено, что гражданин, в случае несогласия с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в инспекцию или ее межтерриториальный отдел в письменной форме возражения в отношении выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.
Совокупный анализ выше приведенных положений Регламента позволяет сделать вывод, что предписание об устранении нарушений выдается непосредственно после их выявления на основании акта, в котором отражаются такие нарушения.
Как следует из материалов дела, <Дата> в адрес инспекции поступил материал проверки КУСП <№> по обращению директора ООО «УК «Проспект» по факту того, что жильцами ... не выполняются предписания об устранении препятствий для обеспечения доступа к общедомовому имуществу.
<Дата> руководителем государственной жилищной инспекции по Архангельской области вынесено распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения требований жилищного законодательства собственником вышеуказанной квартиры, которое было направлено административному истцу по месту ее регистрации с требованием об обеспечении доступа в квартиру <Дата>, однако не было ей получено.
Поскольку государственному жилищному инспектору доступ в квартиру не был обеспечен, <Дата> в адрес административного истца повторно было направлено сообщение о необходимости обеспечить доступ в жилое помещение и личное присутствие <Дата>.
<Дата> административным ответчиком проведена проверка квартиры административного истца <№> в ... в г.Архангельске, по результатам которой был составлен вышеуказанный акт проверки и выдано предписание с требованием об устранении выявленных нарушений.
Акт проверки и предписание от <Дата> направлены ФИО по месту регистрации и месту фактического проведения проверки в тот же день, конверты возвращены с отметкой «истек срок хранения».
Не оспаривая факт наличия выявленных нарушений, административный истец полагала, что отсутствуют доказательства нарушения прав третьих лиц установленной перегородкой.
В соответствии со ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В то же время в соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
В соответствии с п. п. 2, 3, 4 ст. 36 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются, в установленных законом пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем реконструкции. По решению собственников помещений в многоквартирном доме принятому на общем собрании таких собственников объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (п. 1 ч. 4 ст. 37 ЖК РФ).
В силу ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В данном случае, как следует из кадастрового паспорта, установка перегородки с дверью привела к тому, что огороженной частью лестничной площадки может пользоваться только административный истец, тогда как межквартирные лестничные площадки отнесены законом к общему имуществу, при этом также ограничивается доступ к приборам учета электрической энергии жильцам ... общедомовым стоякам электроснабжения, что затрудняет осуществление их обслуживания и содержания управляющей компанией (п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
В силу ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами.
Согласно ч. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 1.7.1 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утв. постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170, переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов.
Между тем доказательств наличия решения общего собрания собственников помещений и иной документации, согласовывающей произведенную перепланировку, в том числе разрешающей установку спорной перегородки с дверным проемом и дверным блоком, административным истцом в материалы не представлено.
Доводы административного истца о том, что на момент приобретения ей квартиры отмеченная в акте проверки перегородка с дверным проемом и дверным блоком уже была произведена, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные обстоятельства с учетом положений ст. 29 ЖК РФ в их правовой взаимосвязи, не имеют правового значения, поскольку по смыслу изложенных в данной статье норм, обязанность по приведению помещения в прежнее состояние, не осуществленная прежним собственником, переходит к новому собственнику данного помещения.
Проверяя доводы административного истца о том, что она не была надлежащим образом уведомлена о проводимой в отношении нее проверки, суд исходит из следующего.
Как видно из материалов дела, действия административного ответчика полностью соответствовали Регламенту, проверка проведена в установленные сроки, процедура уведомления собственника, составления акта и предписания соблюдены в полной мере.
Из дела следует, что распоряжение о проведении внеплановой выездной проверки от <Дата> и уведомление с просьбой обеспечить доступ в квартиру и личное присутствие собственника было направлено ФИО в тот же день по адресу регистрации заказным письмом с уведомлением и повторно <Дата>, однако почтовые конверты возвращены отправителю с отметкой «истек срок хранения».
В силу положения п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Таким образом, административный ответчик надлежащим образом выполнил свою обязанность по уведомлению административного истца о проводимой проверке и необходимости обеспечения допуска в квартиру. Поскольку почтовая корреспонденция возвращена отправителю за истечением срока хранения, ФИО следует считать уведомленной о необходимости совершения указанных выше действий, при этом она несет риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия мер по получению соответствующего требования.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 84 КАС РФ, проанализировав оспариваемое предписание административного ответчика на предмет его соответствия действующему законодательству, регулирующему рассматриваемые правоотношения, а также порядок его вынесения, суд полагает его законным, поскольку предписание об устранении выявленных нарушений вынесено в соответствии с законом и в пределах компетенции должностных лиц.
Из существа заявленного спора, избранного административным истцом предмета и основания иска, с учетом данных в судебном заседании объяснений представителя административного ответчика, суд приходит к выводу, что требования административного истца удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО к Государственной жилищной инспекции Архангельской области о признании незаконным предписания <№> от <Дата> об устранении выявленных нарушений и его отмене отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий К.А. Аксютина