ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Матвеева Н.А.
дело 33-532 /2021
04RS0021-01-2020-003332-12
поступило 13 января 2020г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Улан-Удэ 27 января 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Нимаевой О.З.
судей коллегии Семенова Б.С., Вагановой Е.С.
при секретаре Гетмановой А.Ю.
с участием прокурора Цыбиковой Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шулаева Евгения Григорьевича к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия о компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе истца на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 14 октября 2020 года, которым иск оставлен без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Нимаевой О.З., ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы жалобы,возражения, выслушав участников процесса,
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд, Шулаев Е.Г.просил взыскать с ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия компенсацию морального вреда в размере 510 000 руб. за период содержания в следственном изоляторе с 28 августа 2005г. по 6 октября 2008г.
Требования мотивированы тем, что истец с 28 августа 2005г. по 6 октября 2008г.содержался в СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия в нечеловеческих условиях содержания, с нарушением требований ст.3 Европейской конвенции. Ответчиком нарушены нормы по содержанию количества человек в одной камере, которые не проветривались, не было вентиляции. В камерах плохое освещение, они находились в антисанитарных условиях, спальные принадлежности не выдавались, санузел не огорожен. Отсутствовала радиоточка, библиотека. В период с 19 августа 2005г. по 28 августа 2005г. он содержался в ИВС в камере №1 в антисанитарных условиях. Ненадлежащие условия содержания повлекли за собой выявление у него в последующем множества хронических заболеваний: варикозная болезнь нижних конечностей; деформирующий остеоартроз тазобедренных и коленных суставов; артериальная гипертония; остеохондроз поясничного отдела позвоночника; хронический уретрит; хронический геморрой; миопия средней степени.
Определением суда к участию участия в деле в качестве соответчиков привлечены: ФСИН России, МВД России, МВД по Республике Бурятия.
В судебном заседании Шулаев Е.Г.,принимавший участие с применением систем видеоконференц-связи, исковые требования поддержал.
Представитель ответчиков ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Республике Бурятия, ФСИН России на основании доверенности Лизунова К.Е. возражала против иска.
Представитель МВД по Республике Бурятия и МВД России Санжиев Г.Б.,действующий на основании доверенности, иск не признал, просил об отказе в иске со ссылкой на пропуск истцом срока исковой давности.
Прокурор дала заключение об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Судом постановлено указанное решение.
В апелляционной жалобе истец просит об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Считает, что его доводам не дана надлежащая оценка, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом незаконно отказано в допросе свидетелей.
В суде апелляционной инстанции Шулаев Е.Г., принимавший участие с применением систем видеоконференц-связи, доводы жалобы поддержал.
Представитель ФКУ СИЗО №1 УФСИН России по Республике Бурятия Лизунова К.Е., не согласившись с доводами жалобы, просила оставить решение суда без изменения. Пояснила, что обязанность по обеспечению надлежащих материально-бытовых условий содержания подозреваемых и обвиняемых, а также соблюдению требований безопасности возлагается законодателем на администрацию следственных изоляторов. Все камеры учреждения оборудованы в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 15.07.1995 №103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Установить в каких камерах содержался истец, а также количество лиц, содержавшихся вместе с ним, не представляется возможным в связи с уничтожением книг количественной проверки лиц, содержащихся в следственном изоляторе и камерной карточки.
Представитель МВД по Республике Бурятия и МВД России по доверенности Щетинин М.В., УФСИН России по Республике Бурятия Плюснина Р.Н. возражали против отмены решения по доводам жалобы.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, проверив законность решения суда в соответствии с положениями ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу статьи 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 г. N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
В силу п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ" (в редакции от 05.03.2013 года), суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Статьей 7 Федерального закона 103-ФЗ установлено, что местом содержания под стражей являются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел. В силу ст. 9 указанного Закона изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей, задержанных по подозрению в совершении преступлений.
Согласно ст. 23 Закона, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности, предоставляется индивидуальное спальное место, бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шулаев Е.Г. 20 февраля 2007г. был осужден Верховным судом Республики Бурятия по ст. 105 ч. 2 п. «ж», ст. 105 ч. 2 п. «а, ж, к», ст. 30 ч. 3 ст. 105 ч. 2 п. «к» УК РФ, на основании ст. 69 ч.3 УК РФ к пожизненному лишению свободы с отбыванием первых 5 лет в тюрьме, остальной части срока наказания в исправительной колонии строгого режима. В срок отбытия наказания в тюрьме зачтено время содержания его под стражей с 17 августа 2005г. по 20 февраля 2007г.
Приговор вступил в законную силу 6 декабря 2007г. на основании кассационного определения Верховного Суда Российской Федерации.
Согласно представленным справкам, Шулаев Е.Г. в период с 27.08.2005г. по 06.10.2008г. содержался в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия.
Разрешая спор, суд в отсутствие данных о том, что истец обращался в какие-либо иные органы в указанный период с жалобами на ненадлежащие условия содержания, не установив фактов нарушения неимущественных прав истца и причинения ему моральных и нравственных страданий действиями должностных лиц, принял решение об отказе в иске.
Судебная коллегия соглашается с выводами суд об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Вопреки доводам жалобы, все доказательства, представленные в дело, оценены судом в совокупности, с точки зрения относимости, допустимости и достаточности в соответствии со статьями 55, 59, 60 ГПК РФ, и с учетом обстоятельств дела, суд дал им надлежащую объективную оценку согласно положениям ст. 67 ГПК РФ, с которой судебная коллегия согласна. Выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Какие-либо объективные доказательства пребывания Шулаева Е.Г. в указанных им камерах с нарушением нормы площади камеры на одного человека и иных нарушениях режима содержания в материалах дела отсутствуют.
При этом, здоровье и благополучие истца были гарантированы с учетом практических требований режима содержания, о чем свидетельствуют отсутствие жалоб от него на состояние здоровья в период нахождения в условиях СИЗО, отсутствие сведений об ухудшении состояния его здоровья в тот период. Вместе с тем, доказательств того, что диагностированные у истца заболевания начиная с 2011г. по 2019г., являются следствием его содержания под стражей в спорный период, суду не представлено, установить причинно-следственную между заболеваниями истца и нахождением им в условиях СИЗО в указанный период не представляется возможным.
Срок хранения журналов учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых, осужденных, содержащихся в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия согласно пункту «г» статьи 1277 приказа Минюста России от 21.07.2014 № 373 «Об утверждении Перечня документов, образующихся в деятельности федеральной службы исполнения наказаний, органов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, с указанием сроков хранения» составляет 10 лет. Хранение переписки с органами МВД, прокуратуры в соответствии со статьей 15 приказа Минюста от 21.07.2014 № 373 составляет 5 лет.
Из сообщения прокурора по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний, поступившего по запросу суда, в период с 19.08.2005г. по 2010г. обращения регистрировались на алфавитных карточках, срок хранения которых 5 лет, и они в связи с истечением срока хранения уничтожены.
Из материалов дела следует, что Шулаев Е.Г. убыл из ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Республике Бурятия для дальнейшего отбывания наказания 6 октября 2008г., в суд с настоящим требованием обратился 20 июля 2020г.
Пунктом 3 статьи 10 ГК РФ закреплена презумпция разумности и добросовестности действий субъектов гражданского права.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии злоупотребления правом со стороны истца, усматривая в его действиях неразумное и недобросовестное поведение, поскольку Шулаев Е.Г., имея возможность осуществить защиту своих прав, обратился в суд спустя более 12 лет после указанных им событий, что привело к невозможности исследования судом вышеперечисленных документов, которые могли бы подтвердить или опровергнуть юридически значимые обстоятельства.
Довод жалобы о том, что ему неправомерно отказано в допросе свидетеля подлежит отклонению, поскольку показаниями свидетелей указанные им обстоятельства не могут быть подтверждены.
Остальные доводы апелляционной жалобы Шулаева Е.Г.повторяют правовую позицию истца, выраженную в иске и в суде первой инстанции, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, не подтверждают факт нахождения истца в условиях, не соответствующих установленным нормам, сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, а потому не являются основанием для отмены или изменения принятого решения.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют достаточные и достоверные доказательства, в безусловном порядке подтверждающие, что истцу причинялись лишения и страдания в более высокой степени, чем уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы.
Руководствуясь ст. ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 14 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: