Решение по делу № 3а-94/2019 от 29.12.2018

Дело № 3а-94/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2019 г. г. Архангельск

Архангельский областной суд в составе:

судьи Лобановой Н.В.,

при секретаре Рогалевой Г.П.,

с участием представителя Куликовой М.Г. – Бушуева А.С.,

в отсутствие административного истца Куликовой М.Г., представителей административных ответчиков федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, правительства Архангельской области, заинтересованного лица администрации муниципального образования «Северодвинск»,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Куликовой Марии Григорьевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

Куликова М.Г. обратилась в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости следующих объектов недвижимости:

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, находящегося примерно в <данные изъяты> м по направлению на север от ориентира, расположенного за пределами земельного участка, - здания по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 749 000 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, находящегося примерно в <данные изъяты> м по направлению на запад от ориентира, расположенного за пределами земельного участка, - здания по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 4 296 000 руб.;

- земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, находящегося примерно в <данные изъяты> м по направлению на юг от ориентира, расположенного за пределами земельного участка, - здания по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 1 735 000 руб.

В обоснование административного иска указала, что является собственником этих земельных участков и плательщиком земельного налога. В целях определения налоговой базы по указанному налогу применяется величина кадастровой стоимости данных земельных участков в размере <данные изъяты> соответственно. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость земельных участков составляет 749 000 руб., 4 296 000 руб., 1 735 000 руб. соответственно. Полагая, что установление кадастровой стоимости земельных участков в размере, превышающем рыночную, затрагивает ее права как налогоплательщика, обратилась в суд с рассматриваемым требованием.

Административный истец Куликова М.Г., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель административного истца Бушуев А.С. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал по изложенным основаниям.

Административные ответчики федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, правительство Архангельской области, заинтересованное лицо администрация муниципального образования «Северодвинск», извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав представителя административного истца Бушуева А.С., исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается данным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На дату рассмотрения дела на территории муниципального образования «Северодвинск» действует решение муниципального Совета Северодвинска от ДД.ММ.ГГГГ. «О введении земельного налога» (с изменениями и дополнениями).

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (статья 390 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 г. № 595-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области» утверждены определенные по состоянию на 5 июня 2012 г. результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области.

На дату рассмотрения данного административного дела результаты новой государственной кадастровой оценки земель Архангельской области в установленном законом порядке не утверждены.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предписывает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Поскольку государственная кадастровая оценка земель Архангельской области, относящихся к указанной выше категории, проведена в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ее результаты могут быть оспорены в порядке, установленном данным федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 21 января 2019 г. Куликова М.Г. является собственником следующих объектов недвижимости:

земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося примерно в <данные изъяты> м по направлению на север от ориентира, расположенного за пределами земельного участка, - здания по адресу: <адрес>;

земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося примерно в <данные изъяты> м по направлению на запад от ориентира, расположенного за пределами земельного участка, - здания по адресу: <адрес>;

земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, находящегося примерно в <данные изъяты> м по направлению на юг от ориентира, расположенного за пределами земельного участка, - здания по адресу: <адрес>.

Сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., определенной по состоянию на 5 июня 2012 г., внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10 января 2013 г. на основании постановления правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 г. № 595-пп.

Сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., определенной по состоянию на 5 июня 2012 г., внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10 января 2013 г. на основании постановления правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 г. № 595-пп.

Сведения о величине кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., определенной по состоянию на 5 июня 2012 г., внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10 января 2013 г. на основании постановления правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 г. № 595-пп.

Вместе с тем, согласно отчету , составленному 26 декабря 2018 г. <данные изъяты> В.М., по состоянию на 5 июня 2012 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 749 000 руб.

Согласно отчету , составленному 28 декабря 2018 г. <данные изъяты> В.М., по состоянию на 5 июня 2012 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 4 296 000 руб.

Согласно отчету , составленному 26 декабря 2018 г. <данные изъяты> В.М., по состоянию на 5 июня 2012 г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> составляет 1 735 000 руб.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Представленные административным истцом отчеты соответствуют установленным статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требованиям. Составившее эти отчеты лицо имеет необходимые образование и квалификацию, является членом Общероссийской общественной организации «<данные изъяты>», его ответственность застрахована в установленном порядке.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о завышении либо занижении оценщиком рыночной стоимости земельных участков, собственником которых является административный истец, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Участники процесса не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости этих объектов недвижимости.

При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания указанных отчетов недостоверными доказательствами.

Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объектов недвижимости при определении их рыночной стоимости, учитывая, что в отношении земельных участков, собственником которых является административный истец, установлена их рыночная стоимость, величина которой существенно отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права Куликовой М.Г. как плательщика земельного налога, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

В силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, в связи с чем данное обстоятельство не требует отдельного отражения в резолютивной части решения суда.

Установленная решением суда кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (часть 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Куликовой Марии Григорьевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, находящегося примерно в <данные изъяты> м по направлению на север от ориентира, расположенного за пределами земельного участка, - здания по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном 749 000 (Семьсот сорок девять тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, находящегося примерно в <данные изъяты> м по направлению на запад от ориентира, расположенного за пределами земельного участка, - здания по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном 4 296 000 (Четыре миллиона двести девяносто шесть тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, находящегося примерно в <данные изъяты> м по направлению на юг от ориентира, расположенного за пределами земельного участка, - здания по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном 1 735 000 (Один миллион семьсот тридцать пять тысяч) рублей.

Сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <данные изъяты> установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 г. до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.

Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков считать 29 декабря 2018 г.

На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба через Архангельский областной суд в апелляционную инстанцию Архангельского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено 30 января 2019 г.

Судья Н.В. Лобанова

3а-94/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Куликова Мария Григорьевна
Ответчики
ФГБУ ФКП Росреестра филиал по Архангельской области и НАО
Правительство Архангельской области
Управление Росреестра по Архангельской области и НАО
Другие
администрация муниципального образования «Северодвинск»
Бушуев Анатолий Сергеевич
Суд
Архангельский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.arh.sudrf.ru
17.08.2020Регистрация административного искового заявления
17.08.2020Передача материалов судье
17.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Дело оформлено
17.08.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
17.08.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
25.01.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее