дело №а-66/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 февраля 2018 г. г. Кострома
Костромской областной суд в составе
председательствующего судьи Зиновьевой Г.Н.,
при секретаре Семеновой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муляр Владимира Николаевича к администрации Костромской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области об установлении в отношении объектов недвижимости рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Муляр В.Н., действуя через представителя по доверенности Рыжова В.А., обратился суд с вышеназванным иском к администрации Костромской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области. В обоснование указал, что является собственником следующих объектов: земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации объекта промышленного назначения, площадью 1 076 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> а также земельного участка с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации объекта промышленного назначения, площадью 878,4 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № определена в размере 1 815 448,72 руб., кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № - в размере 1 516 390,70 руб.
Однако согласно отчетам об оценке № № и № № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 30 мая 2016 года составляет 603 000 руб.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2013 года составляет 619 000 руб.
Несоответствие кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости приводит к необоснованному увеличению размера земельного налога, чем нарушаются права административного истца.
В связи с этим административный истец просит установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 1 076 кв. м с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> на период с 01 января 2017 года в размере 603 000 руб.; установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 878,4 кв. м с кадастровым номером №, расположенного по тому же адресу, на период с 01 января 2017 года в размере 619 000 руб.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация города Костромы, департамент имущественных и земельных отношений Костромской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца Рыжов В.А. уточнил заявленные требования, просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № в размере рыночной стоимости в вышеуказанном размере по состоянию на 30 мая 2016 года; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № - по состоянию на 01 января 2013 года.
По ходатайству представителя административного истца ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области привлечено к участию в деле в качестве ответчика и исключено из числа заинтересованных лиц.
В судебном заседании представитель административного истца Рыжов В.А. уточненные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Костромской области по доверенности Лысова С.В., а также представитель заинтересованного лица администрации города Костромы по доверенности Пестерова Е.А. не возражали против удовлетворения административных исковых требований.
Представители административных ответчиков – администрации Костромской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, представитель заинтересованного лица департамента имущественных и земельных отношений Костромской области в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, от них имеются ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие их представителей. Возражений относительно административных исковых требований не представили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В силу статьи 24.18. Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия).
Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в числе прочих, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно пункту 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Абзацем 5 статьи 24.20 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Согласно частям 1, 3 статьи 11 Закона «Об оценочной деятельности» итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее - отчет).
Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
Как видно из материалов дела, Муляр В.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации объекта промышленного назначения, площадью 1 076 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> также земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации объекта промышленного назначения, площадью 878,4 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 7,8).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 30 мая 2016 года утверждена в размере 1 815 448,72 руб.; земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01 января 2013 года утверждена в размере 1 516 390,70 руб. (л.д. 9,10).
В подтверждение заявленных требований административный истец представил отчет № № от 06 декабря 2017 года по оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № выполненный оценщиком ООО «<данные изъяты>» С. О.Н. В отчете рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на 30 мая 2016 года определена в размере 603 000 руб. (л.д. 13-115).
Также представлен отчет № № от 06 декабря 2017 года по оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером №, выполненный тем же оценщиком. В отчете рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 01 января 2013 года определена в размере 619 000 руб. (л.д. 116-231).
При определении рыночной стоимости земельных участков оценщик применил сравнительный подход, обосновал отказ от использования доходного и затратного подходов. В ходе применения сравнительного подхода оценщиком проведен анализ рынка предложений по продаже земельных участков, аналогичных оцениваемым, и путем сопоставления характеристик объектов оценки и предлагавшихся к продаже объектов отобраны те участки, которые в наибольшей степени приближены по элементам сравнения к оцениваемым. Информация об объектах-аналогах проанализирована оценщиком и приведена в таблицах. При наличии отличий по ценообразующим характеристикам применены соответствующие корректировки.
Отчеты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, имеющим необходимое образование и являющимся членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков». Содержащиеся в отчетах выводы в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности» не допускают неоднозначного толкования, содержат сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки.
Частью 1 статьи 12 Закона «Об оценочной деятельности» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Каких-либо доказательств, которые опровергали бы заявленную рыночную стоимость, свидетельствовали бы о рыночной стоимости в ином размере, в материалы дела не представлено.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами результаты оценки, содержащиеся в отчетах, не оспаривались, ходатайств о назначении судебной экспертизы с целью установления иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости не заявлено.
С учетом изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Административное исковое заявление поступило в суд 26 декабря 2017 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации объекта промышленного назначения, площадью 1 076 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 мая 2016 года в размере 603 000 (шестьсот три тысячи) рублей.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации объекта промышленного назначения, площадью 878,4 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2013 года в размере 619 000 (шестьсот девятнадцать тысяч) рублей.
Датой подачи заявления считать 26 декабря 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Костромского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Костромского областного суда Г.Н. Зиновьева